Научная статья на тему 'Правовой режим надзора и контроля над предпринимательской деятельностью'

Правовой режим надзора и контроля над предпринимательской деятельностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1066
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
граждане / контроль / надзор / права / предприниматель / предпринимательская деятельность. / citizens / control / supervision / rights / entrepreneur / entrepreneurial activity.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С. В. Старцева, М. С. Михайлова, М. В. Рязанцева

В данной статье рассматриваются механизм контроля над предпринимательской деятельностью. Раскрывается понятие предпринимательской деятельности, а также осуществление режима контроля и надзора за этой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С. В. Старцева, М. С. Михайлова, М. В. Рязанцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF SUPERVISION AND CONTROL OVER BUSINESS ACTIVITIES

This article discusses the mechanism of control over business. The concept of entrepreneurial activity is revealed, as well as the implementation of a regime of control and supervision over this activity.

Текст научной работы на тему «Правовой режим надзора и контроля над предпринимательской деятельностью»

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ НАД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

С.В. Старцева, старший преподаватель М.С. Михайлова, студент М.В. Рязанцева, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10998

Аннотация. В данной статье рассматриваются механизм контроля над предпринимательской деятельностью. Раскрывается понятие предпринимательской деятельности, а также осуществление режима контроля и надзора за этой деятельностью.

Ключевые слова: граждане, контроль, надзор, права, предприниматель, предпринимательская деятельность.

Предпринимательская деятельность -это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, которая направлена на регулярное получение прибыли от продажи товара, использования имущества, оказание услуг или выполнение работ лицами, которые зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке. Для ведения предпринимательской деятельности используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и сторонних лиц. Экономическая деятельность предпринимателя, его права и обязанности подробнее описаны в 34 статье Конституции РФ [1].

В государственном регулировании предпринимательской деятельности особое место выделено государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательства.

Понятие «контроль» означает постоянное наблюдение и проверка чего-либо. Поэтому государственный контроль представляет собой систему наблюдений и проверки в определенной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляют общественный (негосударственный) контроль.

Наука административного права включает в себя два вида контрольной деятельности: контроль и надзор. Государственный контроль осуществляется исполни-

тельной властью и является одной из форм реализации ее функций.

Государственный надзор - надведомст-венный, специализированный, систематический контроль государством за соблюдением гражданами и организациями правовых норм.

Государственный надзор обладает своими определенными особенностями. Во-первых, субъекты надзорной деятельности - это структурные подразделения государственной администрации и исполнительной власти. Во-вторых, основной целью государственного надзора является обеспечение безопасности граждан, организаций и общества в целом. В-третьих, государственный надзор всегда специализирован и направлен на соблюдение определенных правил, а не на соблюдение законности. В-четвертых, государственный надзор за конкретными объектами производится систематически. В-пятых, государственный надзор осуществляют субъекты функциональной власти, которые наделены надведомственными полномочиями. В-шестых, государственный надзор включает в себя широкое применение мер административного принуждения [2].

Основные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность РФ:

1) закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3;

2) закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2012 г. № 184-ФЗ;

3) закон «О саморегулируемых организациях» от 01 декабря 2017 г. № 315-Ф3;

4) закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

5) закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3.

Все отношения между проверяющими органами и предпринимателями регулируются Федеральными законами.

Федеральные законы регулируют:

1) организацию и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, которые уполномочены осуществлять государственный контроль;

2) взаимодействие органов, которые уполномочены осуществлять государственный контроль;

3) установление прав и обязанностей органов, которые уполномочены осуществлять государственный контроль;

4) установление прав и обязанностей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Государственный контроль проводится согласно Федеральному закону №134 от 08 августа 2001 года. В нем изложены главные правила по защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля. Также в нем описаны действия в случае выявления нарушений в предпринимательской деятельности.

Анализ практики применения законодательства при осуществлении надзорными органами своих полномочий и складывающихся при этом правоотношений показывает, что есть большое количество недочетов и ошибок, допускаемых при планировании, организации и проведении мероприятий по контролю, а также при оформлении актов проверок. Поэтому необходимо принятие государством системы мер, которые направлены на совершенствование и устранение проблем в предпринимательской деятельности государственного контроля (надзора).

Органы прокуратуры очень часто выявляют факты нарушения законодательства,

а также есть случаи, когда на предпринимателей возлагаются не предусмотренные законом обязанности. В некоторых случаях создаются различные административные барьеры, которые мешают предпринимателям реализовать свои права (введение не предусмотренных законодательством запретов и процедур, дополнительных платежей и сборов). Также имеет место проблема предоставления определенным лицам преференций и привилегий.

Почти каждая проверка контролирующими органами проводится без достаточных правовых оснований, с нарушением срока периодичности и срока уведомления проверяемого предпринимателя о планируемой проверке.

Зафиксировано несколько случаев, когда по результатам проверок предъявляют невыполнимые требования предпринимателю.

Анализ практики рассмотрения административных дел в суде также говорит о том, что превышаются полномочия надзорных органов при проведении контрольных мероприятий:

1) несоответствие вида проверки ее объекту;

2) несоответствие вида проверки ее предмету;

3) выдача обязательных для исполнения предписаний, которые содержат требования, не соответствующие законодательству [3].

Очень наглядно проблемы, которые связаны с нарушение законных прав предпринимателей, проявляются по результатам анализа правоприменительной практики в сфере государственного надзора за соблюдением, например, норм и правил противопожарной безопасности. В практике рассмотрение административных дел судом очень часто встречаются случаи, когда органы пожарного контроля при проведении внепланового надзора исполнения ранее выданных предписаний выходят за рамки проверок фактов исполнения требований ранее выписанных предписаний, расширяя предмет проверок путем включения в него не только проведение проверки выполнения ранее выданного предписания, но и проведение проверок

соблюдения иных обязательных требований пожарной безопасности. Данное правонарушение выражается в том, что в распоряжениях о внеплановом контроле в качества предмета такой проверки называются контроль за исполнением требований ранее выданного предписания, а также проверка за соблюдением требований пожарной безопасности. В соответствии с данными распоряжениями органы пожарного контроля проверяют и выполнение требований ранее выписанного предписания, и иные обязательные требования.

Для каждой проверки предпринимателя должно быть определенное основание. Наличие какого-либо определенного основания для проведения контролируемым органом внеочередной проверки требует установления соответствующего предмета проверки, с учетом которого и проводится проверка.

Чаще всего контролирующие органы допускают следующие нарушения: отсутствие оснований проведения плановой проверки и контроля, нарушения срока уведомления о проведении проверки, нарушения сроков и времени проведения проверки, осуществление проверки без согласования с руководителем, превышение срока проведения проверки, требование лишних документов, непредставление акта проверки.

К грубым нарушениям относят:

1) Проведение плановой проверки чаще 1 раза в три года.

2) Проведение контроля и проверки, невнесенных в план.

3) Проведение плановых проверок без уведомления предпринимателя, посредством направления копии распоряжения руководителя.

4) Проведение проверки с нарушением сроков проверки.

5) Проведение проверки при отсутствии определенных оснований.

6) Проведение проверок по обращениям и заявлениям, не позволяющим определить лицо, которое подало заявление.

7) Проведение проверок без согласования с органами прокуратуры.

8) Проведение проверки в отношении предпринимателя с превышением 50 часового срока проведения проверки.

9) Осуществление проверки без распоряжения руководителя органа государственного контроля.

10) Проведение проверки с нарушениями сроков.

11) Непредставление акта проверки.

Контроль может проводиться над валютными операциями, налоговыми и пенсионными отчислениями, проверка лицензий и разрешений, рыночными отношениями и т.д.

Например, валютный контроль проверяет валютные операции, разрешения на проведение этих операций, и чтобы проведение операций проходило без нарушений законодательства.

Налоговый контроль предусматривает проверку оплату всех необходимых налогов и отчислений.

Формирование рыночных отношений, основанных на эффективном использовании финансовых, природных и иных ресурсов невозможно без инструментов управления и контроля, которые правомерно установлены и законодательно определены. Одним из таких инструментом является аудит.[5] Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой «независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица выражения мнения о достоверности такой отчётности» [6].

Государственный контроль, также может проводится за страховыми взносами и банковскими операциями, транспортный контроль, экологический контроль.

Учитывая, что сфера правоотношений, которые возникают по поводу осуществления органами исполнительной власти контрольно-надзорных полномочий шире, а степень латентности допускаемых должностными лицами этих органов нарушений законодательства достаточно высока можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день со стороны государства не приняты исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения законных прав и интере-

сов предпринимателей и юридических лиц условия в правовой среде для развития ма-при осуществлении ими экономической лого и среднего бизнеса в настоящее время деятельности. Следовательно, комфортные не созданы [4].

Библиографический список

1. Босчаева, З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н. Босчаева. - М.: Экономика, 2012. - 254 c.

2. Бычков, В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства в сфере автосервисных услуг: Учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 394 c.

3. Кондраков, Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 446 c.

4. Сергеев, А.П. Основы бизнеса (предпринимательства) (для бакалавров) / А.П. Сергеев. - М.: КноРус, 2013. - 440 c.

5. Bolgova V.V., Dashin A.V., Deltsova N.V., Medentseva E.V., Startseva S.V. Establishment of the institute of audit as an element of market relations and object of legal regulation / Russia and the European Union. Development and Perspectives Сер. "Contributions to Economics" Springer International Publishing AG 2017. Cham, Switzerland, 2017. С. 169. // https://elibrary.ru/item.asp?id=35475022.

6. Меденцева Е.В., Старцева С.В. К вопросу о совершенствовании контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества // Российская наука: актуальные исследования и разработки. Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. Самарский государственный экономический университет. 2016. С. 3-7. // https://elibrary.ru/item.asp?id=26792465.

LEGAL REGIME OF SUPERVISION AND CONTROL OVER BUSINESS ACTIVITIES

S.V. Startseva, senior lecturer M.S. Mikhailova, student M.V. Ryazantseva, student Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. This article discusses the mechanism of control over business. The concept of entrepreneurial activity is revealed, as well as the implementation of a regime of control and supervision over this activity.

Keywords: citizens, control, supervision, rights, entrepreneur, entrepreneurial activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.