Научная статья на тему 'Меры обеспечения особого правового режима ТОСЭР при осуществлении государственного надзора (контроля), осуществляемого МЧС России'

Меры обеспечения особого правового режима ТОСЭР при осуществлении государственного надзора (контроля), осуществляемого МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕЗИДЕНТ ТЕРРИТОРИИ / ТОСЭР / ТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / МЧС РОССИИ / НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОВЕРКА (ПЛАНОВАЯ / ВНЕПЛАНОВАЯ) / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 473-ФЗ / ENTREPRENEURSHIP / SPECIAL LEGAL REGIME / RESIDENT OF THE TERRITORY / TERRITORY OF ADVANCED SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE SUPERVISION / CONTROL / EMERCOM OF RUSSIA / OVERSIGHT BODIES / INSPECTION (SCHEDULED / UNANNOUNCED INSPECTION) / FEDERAL LAW # 43

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцев Сергей Владимирович

Рассмотрены меры реализации государственной политики, направленные на развитие предпринимательства в Российской Федерации и обеспечение особого правового режима субъектов предпринимательской деятельности резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, при осуществлении государственного надзора (контроля), проводимого надзорными органами МЧС России. Показаны возможности реформирования надзорной деятельности с целью снятия избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мальцев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures for Providing Territories of Advanced Social and Economic Development with Special Legal Regime under the Government Supervision (Control) Performed by EMERCOM of Russia

The paper highlights the measures for implementing state policy aimed at the development of entrepreneurship in the Russian Federation and providing business entities, residents of the territories of advanced social and economic development, with special legal regime under the state supervision (control), performed by the oversight bodies of EMERCOM of Russia. The author focuses on the ways of reforming the supervisory activities in order to remove excessive administrative barriers to the development of entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Меры обеспечения особого правового режима ТОСЭР при осуществлении государственного надзора (контроля), осуществляемого МЧС России»

УДК 354.1 ББК 38.96

С. В. МАЛЬЦЕВ

Меры обеспечения особого правового режима ТОСЭР при осуществлении государственного надзора (контроля), осуществляемого МЧС России

Рассмотрены меры реализации государственной политики, направленные на развитие предпринимательства в Российской Федерации и обеспечение особого правового режима субъектов предпринимательской деятельности - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, при осуществлении государственного надзора (контроля), проводимого надзорными органами МЧС России. Показаны возможности реформирования надзорной деятельности с целью снятия избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской активности.

Ключевые слова: развитие предпринимательства, особый правовой режим, резидент территории, ТОСЭР, ТОР, государственный надзор, контроль, МЧС России, надзорные органы, проверка (плановая, внеплановая), федеральный закон № 473-ФЗ.

S.V. Maltsev

Measures for Providing Territories of Advanced Social and Economic Development

with Special Legal Regime under the Government Supervision (Control) Performed

by EMERCOM of Russia

The paper highlights the measures for implementing state policy aimed at the development of entrepre-neurship in the Russian Federation and providing business entities, residents of the territories of advanced social and economic development, with special legal regime under the state supervision (control), performed by the oversight bodies of EMERCOM of Russia. The author focuses on the ways of reforming the supervisory activities in order to remove excessive administrative barriers to the development of entrepreneurial activity.

Keywords: entrepreneurship, special legal regime, resident of the territory, territory of advanced social and economic development, state supervision, control, EMERCOM of Russia, oversight bodies, inspection (scheduled/ unannounced inspection), Federal Law # 43.

МАЛЬЦЕВ Сергей Владимирович — подполковник внутренней службы, преподаватель кафедры надзорной деятельности. Дальневосточная пожарно-спасательная академия — филиал Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 690922, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 27. inboxmsv@mail.ru.

© Мальцев С. В., 2016

Мировой опыт свидетельствует о том, что от уровня обеспечения экономической безопасности зависит, в первую очередь, национальная безопасность страны, ее экономическая независимость, стабильность общества и уровень его благосостояния. Одним из механизмов реализации государственной политики в области укрепления экономической безопасности является создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), обеспечивающих благоприятные перспективы для развития регионов, а также предпринимательской деятельности.

Эффективная реализация государственной политики в сфере экономической деятельности во многом предопределяется установлением и поддержанием необходимых правовых режимов.

В 2013 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию В. В. Путин предложил создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены льготы и преференции резидентам территории - тем самым созданы особые правовые режимы, в том числе путем внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации.

Анализ правовых норм, научных трудов и публикаций позволяет правовым режимом осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности считать установленный особый порядок регулирования, выраженный в многообразном комплексе правовых средств, характеризующихся особым сочетанием взаимодействующих между собой дозволений, запретов и средств, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования деятельности в определенных сферах экономики, направленный на достижение целей и задач социально-экономического развития и обеспечения обороны страны и безопасности государства1.

В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом предпринимательская деятельность является свободной, инициативной деятельностью дееспособных физических и юридических лиц, однако государство в лице его законодательных и исполнительных органов регулирует деятельность субъектов малого предпринимательства посредством проведения государственного надзора и муниципального контроля. Но большое число проверок предпринимателей, к тому же различными контролирующими органами, нередко приводит к неоправданным санкциям в случае выявления нарушений.

1 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 279; Братановский С.Н. Понятие и виды правовых режимов в российском законодательстве и правовой науке // Гражданин и право. 2012. № 11. С. 14-20.

Суть проблемы состоит в том, чтобы ограничить объем государственного регулирования, т. к. полностью отказаться от государственного контроля невозможно.

Регулирование правоотношений ТОР осуществляется федеральным законом от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Закон направлен на формирование максимально благоприятного режима для развития экономического и научного потенциала Дальневосточного федерального округа, привлечения инвестиций в его экономику, а также на создание финансовой базы для ускоренного социально-экономического развития регионов Дальнего Востока.

Предполагается, что на территориях опережающего социально-экономического развития для предпринимателей - резидентов территории будет применяться особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. В целях реализации положений Послания Президента РФ установлены льготные ставки аренды недвижимого имущества, особые ставки налогообложения, применение особых таможенных процедур, льготное подключение к объектам инфраструктуры, в том числе и особый порядок проведения государственного надзора и муниципального контроля.

В настоящее время в Российской Федерации правоотношения, возникающие при проведении государственного надзора и муниципального контроля, регулируются федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который в том числе устанавливает периодичность и срок проведения проверки. В целях недопущения административного дублирования и избыточного контроля федеральным законом от 29.12.2014 № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» предусмотрено, что на ТОСЭР действуют особые условия осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (статьи 17; 24).

Установлено, что плановые проверки, за исключением плановых проверок при осуществлении налогового контроля и таможенного контроля, проводятся органами государственного контроля (надзора) в виде совместных проверок. Срок проведения плановой проверки составляет не более чем 15 дней со дня начала ее проведения, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 40 ч для малого предприятия и 10 ч для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных

специальных расследований и экспертиз, срок проведения проверки продлевается, но не более чем на 10 рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на 10 ч в отношении микропредприятий (см. таблицу).

Сокращение времени проведения проверки для резидентов ТОСЭР

Вид проверки Федеральный закон

№ 294-ФЗ № 473-ФЗ

Плановая < 20 дней < 15 дней

Малое предприятие 50 ч 40 ч

Микропредприятие 15 ч 10 ч

Продление проверки До 20 дней По общим основаниям

Малое предприятие 50 ч (6,25 дней) До 10 дней (около 80 ч)

Микропредприятие 15 ч < 10 ч

Внеплановая < 20 дней < 5 дней

При выявлении в ходе плановой проверки нарушений законодательства Российской Федерации резидентом ТОСЭР должностные лица органов государственного контроля выдают предписание об устранении нарушений, привлечение к административной ответственности не предусмотрено. Внеплановую проверку резидента ТОСЭР проводят по истечении 2 мес. с даты выдачи предписания. В случае если для устранения нарушений требуется более чем 2 мес., внеплановая проверка проводится в сроки, определенные в предписании, но не позднее 6 мес. с даты его вынесения. При неисполнении нарушителем предписания соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто и статус резидента ТОСЭР может быть прекращен по решению суда на основании заявления уполномоченного федерального органа.

Вместе с тем Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий проводится значительная работа по совершенствованию подходов к пожарной безопасности в развитие политики снижения административного давления на бизнес. Так, за последние несколько лет количество проверок сократилось в несколько раз, а в план проверок на 2016 г. объекты малого и среднего бизнеса не включались вообще.

Кроме того, ст. 8.1 федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внедряется риск-ориентированный подход при проведении надзорных мероприятий, в зависимости от степени социального риска и риска

причинения вреда чужому имуществу. Данный подход позволит произвести категорирование объектов защиты по классам потенциальной опасности и позволит значительно сократить общее количество проверок за счет увеличения сроков периодичности проведения плановых проверок от 3 до 10 лет в зависимости от риска наступления неблагоприятных условий.

Одним из ключевых моментов в рамках реформирования надзорной деятельности и снятия избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской активности явилось создание системы независимой оценки пожарного риска. Данная система создана с целью повышения уровня защищенности общества, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Расчет пожарного риска на сегодняшний день не является обязательной процедурой, однако независимая оценка дает ряд явных преимуществ:

- позволяет сократить количество плановых проверок со стороны пожарного надзора;

- способствует снижению затрат и оптимизации расходов на обеспечение пожарной безопасности.

В целом результаты принимаемых МЧС России мер свидетельствуют о снижении количества проверочных мероприятий и административного давления на бизнес, от этого напрямую зависит создание условий для ведения предпринимательской деятельности и развитие экономики. Поддержка бизнеса способствует не только появлению новых рабочих мест и наполняемости бюджета, но и создает предпосылки для крупных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.