3.11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Хохлова Елена Михайловна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарева. Подразделение: кафедра правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье представлен краткий анализ правового режима как общетеоретической правовой категории. Приведены разные направления понимания правового режима, определены его характерные признаки. Рассмотрены основания классификации правовых режимов.
Ключевые слова: правовой режим, правовые средства, правовые нормы, регулирующее воздействие, вид правового регулирования.
LEGAL REGIME AS A GENERAL THEORETICAL LEGAL CATEGORY
Khokhlova Elena Mikhailovna, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: National Research Mordovia State University named after N.P. Ogarev. Department: Legal Disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with a brief analysis of the legal regime as a general theoretical legal category. Different ways of understanding of the legal regime are given, its characteristic features are defined. The bases of classification of legal regimes are considered. Keywords: legal regime, legal means, legal norms, regulatory impact, type of legal regulation.
Изучая разные точки зрения по поводу понимания правового режима, следует выделить специфическую особенность правового режима - он не может существовать вне правовой сферы.
В целях определения понятия «правовой режим» обратимся к первоисточникам.
Впервые термин «правовой режим» был введен А.В. Венедиктовым, который говорил о нем как о «специальных правилах порядка образования и использования имущества» [3, с. 312].
Морозова Л.А. в своих трудах отражает правовой режим в виде результата регулирующего воздействия системы юридических средств на общественные отношения конкретной отрасли права, направленных на обеспечение их нормального функционирования [10, с. 76].
Исаков В.Б. акцентировал тот факт, что под правовым режимом следует понимать социальный режим, который установлен правовыми нормами и обеспечен совокупностью юридических средств[5, с. 258]. Отметим, что в данном определении обозначены структурные элементы изучаемого правового явления - это нормы права и другие «юридические средства» (т. е. почти весь правовой инструментарий), что дает возможность разграничить правовой режим от ряда иных общетеоретических явлений, потому как его содержание не может сводиться только к набору определенных правил поведения - совокупности правовых норм. Тем самым автор правовой режим представляет в виде особой юридической категории, специфического средства правового регулирования.
В современной правовой действительности следует выделять несколько направлений к определению понятию правового режима. Так одни ученые представ-
ляют правовой режим как определенную совокупность правовых средств[6, с. 34], другие же о правовом режиме говорят как о специальном виде правового регулирования, выражающимся своеобразным комплексом мер (правовые стимулы и правовые ограничения) [8, с. 24].
Рассматривая данные разные подходы к пониманию правового режима, совершенно очевидно, что между ними выявляется ряд общих моментов:
- правовой режим это специфический регулятор общественных отношений (исключение составляет позиция Л.А. Морозовой - результат регулирующего воздействия);
- в правовом режиме содержится некая совокупность средств или мер.
Мы считаем, что следует особое внимание уделить направлению определения правового режима рассматриваемого в работах С.С. Алексеева. Автор раскрывает правовые режимы через определенный порядок регулирования, представленный комплексом правовых средств, создающих особую направленность правового регулирования посредством определенного сочетания взаимодействующих между собой дозволений, запретов и позитивных обязываний [1, с. 135].
Автор указывает, что в пределах каждого правового режима обязательно участвуют все первичные элементы правовой материи - запреты, дозволения, позитивные обязывания. При этом в каждом отдельном режиме одним из таких элементов выступают дозволения или запреты в качестве доминанты, определяющей его облик и создающей специфическую направленность в регулировании.
Отметим, что данный подход получил широкое распространение в научных исследованиях ряда ученых правоведов, где правовой режим именно объясняется как порядок регулирования^, с. 67].
Анализируя категорию «правовой режим» следует выделить характерные признаки данной правовой категории:
1) правовые режимы устанавливаются путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов (законодательно) и обеспечиваются государством;
2) с помощью правовых режимов реализуется специфическая регламентация определенных сфер общественных отношений, происходит вычленение тех или иных объектов и субъектов права во временных и пространственных границах;
3) в рамках правовых режимов регулирование правовой нормой нацелено на носителя правового режима (объект, субъект, предмет или процесс), на осуществление его интересов;
4) в правовых актах, регулирующих правовые режимы, происходит закрепление необходимого правового состояния носителя правового режима;
5) правила, закрепленные правовыми режимами, направлены на установление условий способствующих сохранению статуса носителя режима и поддержание его функционирования;
6) правовые режимы это особый порядок правового регулирования, который включает совокупность юридических средств, характеризующихся определенным их сочетанием;
7) правовые режимы с целью удовлетворения интересов субъектов права создают определенную степень благоприятности либо нежелательности;
9) деятельность субъектов правовых режимов основана на единых принципах, формах и осуществляется
6-2017
Пробелы в российском законодательстве
в точном соответствии с заранее определенным механизмом реализации прав и обязанностей.
Таким образом, правовой режим основывается на праве, т. е. создается правом, закреплен в правовых нормах и регулируется правом [9, с. 20]. Правовой режим, без сомнений, это определенный порядок регулирования. Безусловно, также, что по структуре правовой режим представляется набором совокупности правовых средств или мер.
В юридической науке уже сложилось достаточно четкое представление относительно правовых средств. Они выступают неотъемлемыми элементами механизма правового регулирования. Так, базовое место и важное значение в структуре механизма правового регулирования занимают правоотношения и правовые нормы. Однако наряду с ними, выступают субъективные права и юридические обязанности, акты реализации юридических прав и обязанностей, правоприменительные акты. Ряд ученых, разъясняя систему правовых средств в более широком аспекте, говорят о включении в нее еще и принципов права, юридических фактов, договоров, запретов, льгот, мер поощрения, мер наказания, нормативных актов, актов толкования норм права, правовой ответственности, правового сознания и др.
Следует согласиться с тем, что правовой режим следует определять через некоторую совокупность правовых средств, так как в отсутствие таковых, определенно, не может быть и полноценного правового режима, потому как не будет и возможности воздействовать на поведение субъектов права [2, с. 17].
Исследование правовых режимов не возможно без рассмотрения вопроса об их классификации. Сложность данного вопроса состоит в том, что с одной стороны правовой режим - многозначное, межотраслевое и междисциплинарное понятие, используемое в юридической терминологии для обозначения различных правовых состояний в ряде отраслей права, с другой стороны понятие правового режима является одним из наиболее сложных явлений права, требующего не только изучения, но и развития.
Классификацию правовых режимов можно проводить по разным критериям. По сложившейся практике следует обозначить два основных подхода к классификации правовых режимов: нормативный (используемый в нормативных актах разного уровня, применяемый к определенным правовым объектам и состояниям и сложившийся в законодательной практике) и научный.
Рассмотрим классификацию правовых режимов по предмету правового регулирования (т. е. отраслевой принадлежности). В данном случае правовые режимы следует делить на конституционные, гражданско-правовые, административные, трудовые, финансовые, таможенные, земельные налоговые и другие.
По юридической природе следует различать материальные и процессуальные правовые режимы. Если в первом случае мы имеем правовые режимы, которые определяют права и обязанности субъектов правоотношений, а также предмет и пределы правового регулирования, то во втором мы наблюдаем правовые режимы, устанавливающие порядок разрешения конкретных юридических дел в определенной сфере общественных отношений. Особенностью данного основания классификации правовых режимов является корреспонденция процессуальных правовых режимов материальным в силу того, что процесс применения закона является формой его жизни. Соответственно, процессуальный режим возможен только при наличии
соответствующего материального режима и носит вспомогательный характер (обслуживающий, организационно-управленческий) [11, с. 12].
По соотношению правовых стимулов и ограничений выделяются общедозволительные, разрешительные и обязывающие правовые режимы. Правовые режимы общедозволительного характера основаны на диспо-зитивном методе и децентрализованном начале и присущи таким отраслям, которые на данном методе и построены (отрасли частного права). Дозволения в данном случае выступают средством правового регулирования способствующими высокой степени свободы и активности участников правоотношений.
Правовые режимы разрешительного характера имеют управомочивающее значение и связаны в основном с запретами и разрешениями. Такие режимы могут быть названы ограничительными, то есть участники (субъекты) могут обладать только теми правами, которые четко закреплены законодательно. Отметим, что данный вид правовых режимов характерен для всех отраслей права.
Правовые режимы обязывающего характера основываются на позитивных обязываниях, которые законодатель четко и системно определяет, что способствует обеспечению высокого уровня дисциплины и законности в обществе. Такие режимы характерны для публичных отраслей права.
В зависимости от того, какие средства правового регулирования доминируют в правовом режиме они делятся на стимулирующие и ограничивающие. При этом первые делятся на дозволительные, рекомендательные, льготные, поощрительные правовые режимы, а вторые на обязывающие, запрещающие, наказывающие и другие режимы [7, с. 12-19].
Существуют и иные основания для классификации: в зависимости от типа правового регулирования по субъекту правотворчества, принявшего или санкционировавшего акт, установивший правовой режим; по сфере и времени действия; по форме выражения (договорные, нормативные и определенные административно-правовым актом); по субъектам (правовой режим иностранных граждан, беженцев и других групп населения).
Мы считаем, что перечисленные основания классификации правовых режимов носят условный характер. Все многообразие оснований для классификации правовых режимов не умаляет их главного предназначения - преодоление препятствий, стоящих на пути реализации интересов субъектов права, а систематизация способствует выделению главных качественных характеристик.
Список литературы:
1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1993 г. 223 с.
2. Братановская М.С., Галицкая Н.В. Юридическая характеристика целей, задач и способов государственного управления обеспечением безопасности в России // Гражданин и право, 2013 г. № 7. С. 15-22.
3. Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М, 1948 г. 839 с.
4. Горленко В.А. Режим правового регулирования (теоретико-прикладной аспект): Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2002 г. 258 с.
5. Исаков В.Б. Механизм правового регулирования и правовые режимы // Проблемы теории государства и права / Под. ред. С.С. Алексеева. М., 1987 г. 448 с.
6. Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVII съезд КПСС и развитие теории права, 1982 г. С. 34-39.
7. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Жур нал российского права, 2001 г. № 9. С. 12-19.
8. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Известия вузов. Правоведение, 1996 г. № 37. С. 23-28.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение, 1996 г. № 1. С. 16-29.
10. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР, М., 1985 г. 144 с.
11. Рубченко С.О. Процессуально-правовой режим юридической деятельности: вопросы теории и практики: автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань, 2012 г. 22 с.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 81,29 %
Рецензия
на научную статью кандидата юридических наук, доцента Хохловой Елены Михайловны «Правовой режим как общетеоретическая категория»
В статье представлен краткий анализ правового режима как общетеоретической правовой категории, которая не может существовать вне правовой сферы. Сложность исследования правового режима состоит в том, что с одной стороны правовой режим - многозначное, межотраслевое и междисциплинарное понятие, используемое в юридической терминологии для обозначения различных правовых состояний в ряде отраслей права, с другой стороны понятие правового режима является одним из наиболее сложных явлений права, требующего не только изучения, но и развития.
Автором приведены разные направления понимания правового режима, определены его характерные признаки.
В статье делается вывод о том, что правовой режим основывается на праве, т. е. создается правом, закреплен в правовых нормах и регулируется правом. Правовой режим это определенный порядок регулирования. Безусловно, также, что по структуре правовой режим представляется набором совокупности правовых средств или мер. Приведена классификация правовых режимов
Положения статьи Е.М. Хохловой «Правовой режим как общетеоретическая категория» могут быть востребованы в учебном процессе и при проведении научных исследований по теоретико-правовой проблематике правовых режимов. Статья рекомендуется к опубликованию в открытой печати.
Рецензент -
Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева» Т.В.Худойкина