Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / граница / юридический акт / делимитация / демаркация / state / border / legal act / delimitation / demarcation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.Т. Мамытова

В данной статье рассматриваются, что отсутствие документов, подтверждающих утверждение и установление границ между РСФСР и Узбекской ССР, а в последствии между Киргизской и Таджикской ССР привело тому, что межреспубликанская граница формировалась исходя освоения земель и источников водопользования организовывающимися B тот период сельхозпредприятиями, путем строительства отдельных поселений и образования административно-территориальных единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF THE STATE BORDER OF THE KYRGYZ REPUBLIC WITH THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

This paper examines the absence of documents confirming the approval and establishment of borders between the RSFSR and Uzbek SSR and, later, the Kyrgyz and Tajik SSR led to a situation where the inter-republican border was formed on the basis of land and water use by agricultural enterprises organized in that period, by building separate settlements and the formation of administrative-territorial units.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН»

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН

А.Т. Мамытова, канд. юрид. наук, докторант

Института государства и права Национальной академии наук Кыргызской Республики

(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-4-218-223

Аннотация. В данной статье рассматриваются, что отсутствие документов, подтверждающих утверждение и установление границ между РСФСР и Узбекской ССР, а в последствии между Киргизской и Таджикской ССР привело тому, что межреспубликанская граница формировалась исходя освоения земель и источников водопользования организовывающимися B тот период сельхозпредприятиями, путем строительства отдельных поселений и образования административно-территориальных единиц.

Ключевые слова: государство, граница, юридический акт, делимитация, демаркация.

В конце 2022 года и в начале 2023 года отдельные официальные лица, а также некоторые исследовател братской нам Республики Таджикистан стали выдвигать серьезные претензии и обвинения в адрес Кыргызской Республики.

В частности, Министр иностранных дел Таджикистана 23.09.2022 года выступая на очередной сессии Генеральной Ассамблей ООН обвинил Кыргызскую Республику в незаконном использовании территории Республики Таджикистан площадью 200 тысяч гектаров [1].

В январе 2023 года обвинительную риторику в адрес Кыргызской Республики озвучил таджикский политолог Абдулла Рахнамо о состояния отношений Таджикистана и Кыргызстана, которые имеют свое начало с 20-х годов прошлого столетия.

Он повторил заявление министра иностранных дел Таджикистана на Генассам-блеи ООН осенью 2022 года о владении и пользовании Кыргызской Республикой 200 тысяч гектаров земель юридической территории Республики Таджикистан и высказал необходимость возвращения данной территории Таджикистану.

Также таджикский ученый безосновательно обвинил Правительство КР, в отказе подписать Соглашения по взаимно-согласованным участкам линии прохождения государственной границы, протяженность которой составляет 602 километра от общей длины в 990 километров.

Высказанные ученым обвинения о том, что Кыргызская Республика приняв Закон КР «О статусе Баткенской области» [2] превратил территорию области в особую военно-оборонительную зону, а также в октябре 2022 года в Кыргызстане принят другой Закон, которым предписывается вооружить стрелковым оружием население Баткенской области, что послужит детонатором перерастания бытовых конфликтов на государственной границе в межгосударственный вооруженный конфликт.

А. Рахнамо указывает, что только документы о национально- территориальном размежевании 1924-1927 гг. и 1932 года прошли все процедуры в соответствии с Конституцией СССР 1924 года, и только они могут быть принять за юридическую основу при определении линии прохождения государственной границы между Кыргызстаном И Таджикистаном. Указанные документы, которые Республика Таджикистан считает имеющими юридическую силу при обсуждении вопросов делимитации государственной границы, были приняты и утверждены Всесоюзным Центральным исполнительным кКомитетом и Центральным исполнительным Комитетом Таджикистана. А. Рахнамо отмечает, что передача из состава Каракиргизской автономной области Мургабского и Джергетельского районов в состав Горного Бадахшана Таджикистана 2 января 1925 года в настоя-

щее время не может быть предметом оспаривания кыргызской стороной, по обратному возвращению.

Таджикский политолог А. Рахнамо отмечает, что Кыргызстан не может отрицать юридическую силу документов территориального размежевания 1924-1927 гг. и 1932 года, так как в данном случае Таджикистан может потребовать возвращения переданных Кыргызстану в эти годы от Таджикистана Боско-Исфанейской и Чапкулукской районов, а также Сулюк-тюнских угольных залежей. Тогда Кыргызстан вынужден будет возвратить Таджикистану уже не 200 тысяч гектаров территории, а 400 тысяч гектаров.

На всех переговорах делегация Кыргызской Республики призывает делегацию Республики Таджикистан за юридическую основу при делимитации государственной границы использовать документы 1949 года, 1958-1959 гг. и 1989 года. По мнению А. Рахмано указанные документы не имеют достаточной правовой и юридической силы, так как не прошли, в отличии от документов 1924-1927 гг. и 1932 года, необходимых конституционных процедур.

Таджикской стороной отмечается, что после развала СССР и образования СНГ (Содружества Независимых Государств) были приняты ряд международных договоров и соглашений, которые регулируют вопросы границ [3].

Таджикская сторона также обвиняет кыргызскую сторону в том, что она пытается играть и манипулировать вышеуказанными юридическими документами, отказывается от ранее взаимно согласованных и подписанных документов, в частности, протоколов встреч правительственных комиссий по вопросам делимитации границы.

Таджикской стороной предпринимается попытка оправдать действия Таджикистана и ее вооруженных сил в период апреля-мая 2021 и сентября 2022 года на границе Баткенской области КР и нельзя обвинять Республику Таджикистан как агрессора, так как она и ее вооруженные силы не могут нападать на свою территорию, которая продолжительное время и незаконно занята Кыргызской Республикой и не желает

ее добровольно возвращать истинному и законному владельцу Республике Таджикистан. Поэтому усилия Таджикистана за освобождение и возвращение своей территории (имеется ввиду вышеуказанная территория площадью 200 тысяч гектаров) захваченной незаконно Кыргызстаном, является справедливой.

На вышеизложенные обвинения и претензии Республики Таджикистан Кыргызская Республика может опровергнуть и заявить следующие факты.

Когда произошел распад Советского Союза, все 15 республик, в том числе и Кыргызстан и Таджикистан, объявили о своей независимости. Некогда проживающие в добром соседстве народы, приобретая независимость, столкнулись с затянувшейся проблемой границы. Нерешае-мых проблем нет. Но нерешенность проблемы границы, особенно сейчас, порой вычеркивают и дружбу, и вековые культурные отношения. Плачевно, что некоторые представители власти Таджикистана в силу своей некомпетентности, незнания об исторических связях двух народов и воинственному настрою еще больше углубляют и приводят к противостоянию и без того осложненную ситуацию. Своим незнанием истории некомпетентные высказывания и публикации приносят свои плоды в виде ненависти друг к другу, к захватничеству, к наглости со стороны отдельных граждан Таджикистана. Если всмотреться глубже, объективно и трезво, то кыргызская сторона не забирала и даже метра земли соседней республики.

Если смотреть административное деление и историческую карту Узбекистана 1924-1929 годов. Так как в то время Исфа-ра и Ворух, а также Ходжент были узбекскими территориями.

В карте Узбекистана тех лет четко и ясно начерчены два узбекских анклава в пределах Кыргызстана на территории современной Баткенской области - это Сох и Ворух. Ворух с 1924 года по 1929 год был узбекским анклавом, а с конца 1929 года по настоящее время является таджикским анклавом.

Относительно материалов национально-территориального размежевания 1924-

1927 годов, которых таджикская сторона пытается навязать в качестве единственно легитимной правовой основы для делимитации кыргызско-таджикской государственной границы следует подчеркнуть, что они не имеют под собой серьезного юридического обоснования по ряду причин:

Во-первых, в постановляющей части пункта 3 Протокола №4 от 25 января 1927 года указана существенная оговорка: «Войти в Президиум ЦИК СССР с предложением о проведении описания границ путем уточнения их в натуре специальной паритетной комиссией». Такая оговорка объясняется тем, что описание границ, утвержденное СредазЛиквидкомом было выполнено весьма упрощенно, без увязки с планово-картографическим материалом.

Во-вторых, по результатам работы Паритетной комиссии ЦИК СССР постановлениями от 4 мая 1927 года и от 8 июня 1927 года установил принадлежность отдельных административно-территориальных единиц и населенных пунктов к РСФСР и Узбекской ССР. Учитывая, что картографических приложений к постановлению ЦИК СССР от 4 мая 1927 года не было, то есть определяющих предмет регулирования, Паритетная комиссия того года рекомендовала установление и описание границ осуществить специальными комиссиями.

Таким образом, объяснение, почему ЦИК Союза ССР не утвердил описание границ между республиками, может быть сформулировано следующим образом:

- в компетенцию комиссии входило решение спорных пограничных вопросов, а составление описания границ требовало значительного времени, что в течение отведенного одного месяца осуществить не представлялось возможным. В связи с этим, ЦИК Союза ССР установил сроком на три года мораторий на спорные пограничные вопросы.

- постановление Президиума ЦИК Союза ССР от 4 мая 1927 года содержит противоречивые и взаимоисключающие друг друга нормы. Так, пункт 5 постановления предусматривая R императивном порядке окончательное урегулирование вопроса

границ между РСФСР и Узбекской ССР в районе Киргизской АССР, одновременно устанавливает норму, предусматривающую 3-х летний срок, по истечении которого можно вносить предложение об изменении границы. Получается, что предусмотренное пунктом 5 этого постановления норма рассчитана на 3 года, подразумевая, что установлены лишь условные границы на ближайший трехлетний срок, то есть, вопрос об общих границах между РСФСР и Узбекской ССР оставался открытым.

Отсюда следует, что Постановлением Президиума ЦИК СССР от 4 мая 1927 года нельзя считать окончательно урегулированными границы между РСФСР и УзССР.

Основываясь на изученных фактах, можно сделать вывод, что отсутствие документов, подтверждающих утверждение и установление границ между РСФСР и Узбекской ССР, а в последствии между Киргизской ССР и Таджикской ССР привело к тому, что межреспубликанская граница формировалась исходя из принципа освоения земель и источников водопользования организовывающимися в тот период сельхозпредприятиями, путем строительства отдельных поселений и образования административно-территориальных единиц.

Границы между Киргизской ССР и Таджикской ССР, начиная с национального размежевания бывшего Туркестанского края при формировании новых государственных образований в Средней Азии, как этого требует Конституция СССР, установлены не были. Постановление ШИК Союза ССР от 4 мая 1927 года юридически никак не урегулировало вопрос о государственной границе в полном объеме - оно не является актом, определяющим весь объем границы и не регулирует предмет обсуждения - делимитацию и демаркацию.

Несовершенство вышеназванного акта фактически было признано и отражено сторонами в принятых постановлениях Совета Министров Таджикской ССР от 12 января 1990 года указывается, что следует одобрить представленные Паритетными комиссиями обеих республик предложе-

ния об изменении границы между Киргизской ССР и Таджикской ССР и установлении ее согласно описанию и картографическим материалам, согласованными в этот период между правительствами двух республик, из чего можно сделать вывод, что стороны согласились установить государственную границу по принципу фактически сложившегося водо-землепользования с учетом ранее переданных земель.

На основании подготовленных Паритетными комиссиями материалов с приложениями были оформлены «Соглашением между Киргизской ССР и Таджикской ССР об установлении границы между Киргизской ССР и Таджикской ССР» [4] одобрены постановлениями Совета Министров Таджикской ССР от 12 января 1990 года [5].

Кроме этого, согласно статьи Договора об основах межгосударственных отношений между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан от 12 июля 1996 года говорится, что «...Отношения между Высокими Договаривающимися Сторонами строятся на основе. территориальной целостности и нерушимости границ... и других общепризнанных норм международного права».

Статья 18 вышеуказанного Договора гласит, «что неотъемлемой частью настоящего Договора является подписанный ими Протокол о создании кыргызско-таджикской Межправительственной Комиссии по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов».

Таким образом, таджикская сторона путем заключения международного договора признала и согласилась установить государственную границу в разрезе водо-землепользования приграничных районов. Фактически, этим самым Республика Таджикистан отказалась от использования документов 1924-1927 годов при проведении переговоров по делимитации кыргызско-таджикской государственной границы.

Совершенно очевидно, что материалы национально-территориального размежевания 1924-1927 годов не могут служить правовой основой для делимитации и носить международно-правовой характер,

так как именно неурегулированность административно-территориальных границ была причиной возникновения земельных споров и создания в последующие годы несколько межреспубликанских Паритетных комиссий.

Заявляя о передаче Кыргызстану части территории Лейлекского района площадью 200 тысяч гектаров, таджикская сторона пытается исказить историческую объективность, которая заключается в том, что на основе решения комиссии по национально-территориальному размежеванию территория нынешнего Баткенского района и бывшей Лейлекской волости (Катран-ский и Лейлекский айыл окмоту Лейлек-ского района) отделилась от Ферганской области Узбекистана в 1924 году, а остальная часть Лейлекского района в 1926 году от Ходжентского уезда Самаркандской области Узбекской ССР. Ход-жентский округ отделился от состава Самаркандской области Узбекской ССР и вошел в состав Таджикской ССР только в конце 1929 года. Отсюда, можно делать выводы, что ни Баткен, ни Лейлек ни одного дня в составе территории Таджикской ССР не были и соответственно таджики не могут быт правопреемниками тех земель, которые были переданы от Узбекской ССР.

Но, даже принимая во внимание вышеизложенное обращаем внимание на следующее обстоятельство.

В соответствии с Соглашением о создании СНГ от 1991 года, Алма- Атинской Декларации от 21 декабря 1991 года и Московской Декларации о соблюдении суверенитета, территориальной целостности неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 года, Стороны согласились признавать и уважать территориальную целостность друг друга нерушимость существующих границ.

Данные документы были подписаны главами государств Кыргызской Республики и Республики Таджикистан без каких-либо оговорок, признав тем самым фактически установившуюся на момент

подписания линию прохождения кыргызско-таджикской государственной границы.

Подтверждением данной позиции может служить статья 2 Закона Республики Таджикистан «О Государственной границе Республики Таджикистан» которая гласит, что «...Республика Таджикистан подтверждает на основе провозглашенной правопреемственности В отношении бывшего СССР прохождение своей Государственной границы, установленной действующими на день вступления в силу настоящего Закона международными договорами, включая акты об административно-территориальном разграничении Республики Таджикистан и других государств -бывших республик Союза ССР».

Согласно положений статей 11 и 34 Венской Конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, можно сделать вывод, что, если даже в силу самого правопреемства и возникают какие-либо основания для прекращения или изменения договорных прав и обязательств, то эти основания не могут быть использованы для изменения границ.

Учитывая, что материалы 1924-1927 годов не прошли юридическую процедуру утверждения того времени, а исходя из логики трактовки таджикской стороной этих документов Кыргызстан имеет полное право требовать возврата более 3 500 000 гектаров земель Мургабского и Джерге-тальского (недавно переименован в Лахш) районов, где живут исключительно кыргы-зы, а их площадь составляет 31% террито-

рии современного Таджикистана. Поскольку в документах об образовании Па-мирской автономной области прописано -за счет части Кара-Кыргызской автономной области, то есть Кыргызстана.

Различные публикации, подконтрольных таджикским властям лиц о необходимости на сегодняшний день применения материалов национально- территориального размежевания 1924-1927 годов и 1932 года опровергается созданием в последующем нескольких паритетных комиссий между Киргизской ССР и Таджикской ССР, поскольку вопросы прохождения межреспубликанской границы не были урегулированы окончательно.

Так, на различных уровнях образовывались согласительные или паритетные комиссии для разрешения вопросов землепользования в 1938, 1939, 1949, 1958-1959, 1961, 1969, 1971, 1987-1989 годах.

Стремясь обосновать свои территориальные претензии к Кыргызстану, Таджикистан манипулирует различными понятиями, историческими документами и юридическими доводами для того, чтобы добиться принятия сторонами за основу, при делимитации кыргызско-таджикской границы, документы 1924-1927 годов и 1932 года.

Процесс делимитации кыргызско-таджикской границы должен быть проведен без манипулирования таджикской стороной доводами необходимости принятия за основу документов 1924-1927 годов и 1932 года.

Библиографический список

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nws.un.org (дата доступа: 07.05.2023).

2. Закон КР «О статусе Баткенской области» от 10.09.2021 года // Сайт Минюста КР. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: cbd.minust.gov.kg (дата доступа: 07.06.2023).

3. «Договор об основах межгосударственных отношений между Республикой Таджикистан и Кыргызской Республикой» от 12 июня 1996 года, Устав СНГ, Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года, Московская декларация от 15 апреля 1994.

4. Соглашение между Киргизской ССР и Таджикской ССР «Об установлении границы между Киргизской ССР и Таджикской ССР» от 29 сентября 1989 года.

5. Постановление Совета Министров Таджикской ССР от 12 января 1990 года «О одобрении Соглашения между Киргизской ССР и Таджикской ССР от 29 сентября 1989 года» «Об установлении границы между Киргизской ССР и Таджикской ССР».

LEGAL REGIME OF THE STATE BORDER OF THE KYRGYZ REPUBLIC WITH

THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

A.M. Toktokuchukovna, Candidate of Legal Sciences, Doctoral Student

Institute of State and Law of the National Academy of Sciences of the Sciences of the Kyr-

gyz Republic

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This paper examines the absence of documents confirming the approval and establishment of borders between the RSFSR and Uzbek SSR and, later, the Kyrgyz and Tajik SSR led to a situation where the inter-republican border was formed on the basis of land and water use by agricultural enterprises organized in that period, by building separate settlements and the formation of administrative-territorial units.

Keywords: state, border, legal act, delimitation, demarcation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.