Научная статья на тему 'Правовой режим деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях Российской Федерации'

Правовой режим деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
719
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КАНОНИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ТЮРЕМНЫЙ КАПЕЛЛАН / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / RELIGIOUS ORGANIZATIONS / CANONICAL NORMS / THE PRISON CHAPLAIN / COMBAT EXTREMISM / THE EDUCATION OF PRISONERS / REGULATORY SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуразаков Ахмед Абдурахманович

Современная пенитенциарная система уделяет большое внимание вопросу нравственного и правового воспитания осужденных, объективно полагая, что данная работа должна способствовать успешной ресоциализации осужденных. Особо отмечается необходимость более тесного сотрудничества с религиозными организациями, это обусловлено ее существенным влиянием на развитие общества, на мировоззрение людей, культуру и нравственность человека. В данной статье освещаются существующие проблемы данного вида работы, проведен анализ трудов по пенитенциарной педагогике и возможностей интеграции в эту сферу религиозных учений. Предлагаются также общие пути и методы решения возникающих проблем и нормативного сопровождения деятельности тюремных капелланов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prison system pays great attention to the question of moral and legal education of prisoners. Believing that this work should contribute to the successful re-socialization of convicts, because it affects the development of society, on the attitudes, culture and human morality. This article highlights the problems of this work, the analysis of the works of the penitentiary pedagogy and the integration possibilities in the realm of religious teachings. Suggested ways and methods of solving problems concerning the development of lecture materials, training and regulatory support activities of prison chaplains.

Текст научной работы на тему «Правовой режим деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях Российской Федерации»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АБДУРАЗАКОВ Ахмед Абдурахманович

Аннотация. Современная пенитенциарная система уделяет большое внимание вопросу нравственного и правового воспитания осужденных, объективно полагая, что данная работа должна способствовать успешной ресоциализации осужденных. Особо отмечается необходимость более тесного сотрудничества с религиозными организациями, это обусловлено ее существенным влиянием на развитие общества, на мировоззрение людей, культуру и нравственность человека. В данной статье освещаются существующие проблемы данного вида работы, проведен анализ трудов по пенитенциарной педагогике и возможностей интеграции в эту сферу религиозных учений. Предлагаются также общие пути и методы решения возникающих проблем и нормативного сопровождения деятельности тюремных капелланов.

Annotation. The prison system pays great attention to the question of moral and legal education of prisoners. Believing that this work should contribute to the successful re-socialization of convicts, because it affects the development of society, on the attitudes, culture and human morality. This article highlights the problems of this work, the analysis of the works of the penitentiary pedagogy and the integration possibilities in the realm of religious teachings. Suggested ways and methods of solving problems concerning the development of lecture materials, training and regulatory support activities of prison chaplains.

Ключевые слова: религиозные организации, канонические нормы, тюремный капеллан, противодействие экстремизму, воспитание осужденных, нормативное обеспечение.

Keywords: religious organizations, canonical norms, the prison chaplain, combat extremism, the education of prisoners, regulatory support.

На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) особое внимание уделено вопросу эффективности воспитания и ресоциализации осужденных. Высокий уровень рецидивной преступности обусловливает актуальность данной проблематики. Улучшения результатов в этой сфере планируется достичь «за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведения в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества»1. Осуж-

1 Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консуль-тантПлюс».

денному «следует помогать поддерживать и укреплять связи с ...учреждениями, находящимися за стенами исправительного учреждения, которые способны обеспечить защиту интересов его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения»2. Представляется важным с самого начала, со стадии правового сопровождения не допускать ошибок и формального подхода к реализации данной формы воспитательного воздействия. Последующее ее исправление и корректировка представляется крайне сложным процессом, не говоря уже о тех непоправимых ошибках, ко-

2 Лампежев А.С. Постпенитенциарный контроль: отдельные аспекты международного регулирования и зарубежного опыта // Вопросы российского и международного права. 2016. Т. 6, № 11А. С. 120.

торые можно допустить при ее реализации на местах. В изложенном ниже материале попытаемся рассмотреть наиболее часто встречающиеся противоречивые моменты взаимодействия с религиозными организациями.

Священникам предписано «духовно-нравственное воспитание осужденных и лиц, содержащихся под стражей, принадлежащих к другим конфессиям»3. Данное предписание весьма спорно по целому ряду причин: 1) хотя и имеется отсылка этого пункта к типовым должностным инструкциям, в самих инструкциях данная работа не вменяется в обязанность помощника начальника; 2) сложно спрогнозировать реакцию верующих осужденных иных конфессий, данное мероприятие может быть воспринято ими как проявление прозелитизма; 3) для проведения религиозно-просветительской беседы с верующими иных конфессий необходимо обладание гораздо более глубокими знаниями по религии, исповедуемой осужденным, чем знает он сам, иначе данное занятие не даст необходимого воспитательного эффекта. На сегодняшний день данный нормативный документ носит рекомендательный характер, территориальные органы ФСИН России разрабатывают положения и должностные инструкции, регламентирующие порядок деятельности помощника начальника территориального органа ФСИН России по работе с верующими, самостоятельно, исходя из особенностей региона.

Как известно, ч. 4 ст. 14 УИК РФ разрешает осужденным «проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой»4. Данное право прописано и в п. 3 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», однако данные нормы имеют правовое ограничение, а именно в обоих нормативных актах прописано, что данные религиозные мероприятия должны осуществляться с соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства РФ5. Порядок работы религиозных организаций оговорен в том числе и в правилах внутреннего распо-

3 Письмо ФСИН России от 14 апреля 2016 г. № исх-07-21143 «О направлении методических рекомендаций по порядку и условиям назначения на должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими».

4 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N° 1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

5 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ

«О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС

«КонсультантПлюс».

рядка исправительных учреждений, в п. 15 которых сказано, что «при осуществлении осужденными своих прав администрацией ИУ не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний»6. Исходя из вышеизложенного, можно сделать явный вывод о том, что деятельность религиозных организаций, а также исполнение осужденными положенных религиозных обрядов имеют естественное правовое ограничение, выведенное из особого статуса данной категории лиц и присущего им общего ограничения прав и свобод. Данные ограничения (не только религиозного характера) обусловлены целым рядом объективных причин, среди которых обеспечение безопасности осужденных, пресечение побегов и иных чрезвычайных обстоятельств, а также, безусловно, воспитание осужденного и воздействие на него с целью исправления.

В изложенном выше порядке регламентации деятельности религиозных организаций со всей очевидностью проявляется превосходство принципа светскости государства, закрепленного в Конституции РФ. Согласно существующему конституционному принципу отделения церкви от государства последнее не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти и государственных учреждений. Однако в Конституции РФ также защищены права верующих и религиозных организаций. В ст. 19 Конституции РФ равенство религиозных объединений корреспондирует равенству прав и свобод человека и гражданина независимо от его убеждений и отношения к религии, но отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения прав членов объединений. Таким образом, светский характер государства не запрещает ему взаимодействовать с религиозными организациями. Российская Федерация создает законы, обеспечивающие права и свободу вероисповедания, и устанавливает определенные санкции за их нарушение, оскорбление религиозных чувств верующих .

Другими словами, исходя из Конституции РФ, сотрудники УИС обязаны в своей деятель-

6 Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс».

7 Воробьев С.М. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных организаций в уголовно-исполнительной системе России // Уголовно-исполнительное право. Научный журнал. 2016. № 1 (23). С. 33.

ности руководствоваться принципами светского государства, исключающего зависимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым, но при этом, во взаимодействии с религиозными организациями (для определения особенностей отправления религиозных обрядов и осуществления культовых ритуалов), должны обеспечивать данный вид законного права осужденных.

Практика, сложившаяся в учреждениях УИС, демонстрирует нам ряд сложностей, возникших на стадии реализации такого правоприменительного механизма:

1. Ввиду большого количества религиозных организаций, течений (даже если принимать во внимание только те, которые зарегистрированы в установленном порядке в Минюсте России), крайне сложно наладить продуктивное взаимодействие и разобраться в концепции и религиозных постулатах того или иного религиозного течения. Причем «осознание права в историческом прошлом изменяется под влиянием приоритетов проводимой политики, основных философских воззрений»8, соответственно, выработка единого подхода для всех религиозных концепций невозможна ввиду их многообразия, изменчивости и противоречивости.

2. Применительно к исламу всегда остается риск привлечения к работе с осужденными или в качестве консультанта представителя, придерживающегося фундаментальных или даже радикальных течений в исламе, даже если его религиозная организация соответствующим образом зарегистрирована. Необходима специальная подготовка сотрудников УИС для заблаговременного выявления такого рода агитаторов, так как даже краткосрочное присутствие их в местах лишения свободы представляется недопустимым.

В России порядок предоставления допуска в учреждение представителям религиозных организаций регламентирован уголовно-исполнительным законодательством, в ст. 14 УИК РФ указано, что священнослужители должны принадлежать к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединени-ям9. Остается открытым вопрос, кто именно должен осуществлять проверку данных орга-

8 Кученев А.В. Современное понимание и структура правосознания // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 4 (26). С. 113.

9 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

низаций. Профессор О.В. Филимонов полагал, что «перекладывать решение данного вопроса на администрацию исправительных учреждений недопустимо, она не обладает возможностями дать правильную оценку этим обстоятельст-вам»10. Однако ряд исследователей рекомендуют «администрации исправительного учреждения... подробно выяснить содержание проповеднической деятельности религиозных представителей (отзывы об их прошлой деятельности, рекомендательные письма, оперативные данные)»11. В целом, соглашаясь с представленными точками зрения, представляется наиболее разумным предложить альтернативный вариант, а именно возложить данную обязанность на помощника начальника территориального органа ФСИН России по работе с верующими, так как работа по организации взаимодействия с религиозными организациями возложена на него типовой инструкцией ФСИН России12.

3. Правовое положение тюремных священнослужителей в местах принудительного содержания, закрепленных правящими архиереями за учреждениями УИС, остается неопределенным, отсутствуют положения (инструкции) об их правах и обязанностях. На эту проблему также обращает внимание С.М. Воробьев: «Нет регламентированного нормативно-правового акта, который регулировал бы деятельность священнослужителей при пенитенциарных учреждениях»13.

4. Религиозная догматика - это не строго кодифицированные нормы позитивного права, здесь нормы выражены фигурально, иносказательно, в поэтическом стиле или в форме аллегорий. Поэтому даже, казалось бы, несущественные изменения в позитивном праве в угоду религиозной догме создают крайне трудно прогнозируемый прецедент. Например, для совершения религиозных обрядов в п. 83 при-

10 Филимонов О.В. Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты. М. : ЮрИнфоР, 2000. С. 168.

11 Белова Т.В. Организация взаимоотношений органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с традиционными религиозными организациями России // Роль образовательных учреждений в реформировании уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под. общ. ред. Б.Б. Казака. Псков : Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010. С. 113.

12 См., напр.: Письмо ФСИН России «О направлении методических рекомендаций по порядку и условиям назначения на должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими».

13 Воробьев С.М. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных организаций в уголовно-исполнительной системе России.

каза Минюста России «священнослужителям разрешается проносить на территорию исправительного учреждения необходимые им предметы культа, перечень которых определен в соглашениях о взаимодействии... в том числе вещество для совершения причастия (евхаристические хлеб и вино)»14. Говоря сугубо юридическим языком, запрета на пронос спиртосодержащих жидкостей не существует, религиозной догме не сделано исключение и из нормы светского права о запрете передачи «запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания»15, так как алкоголь передавать осужденным им не разрешено. Ввиду изложенного остается непонятным смысл разрешения проноса на режимную территорию вина, если его передача осужденным все так же находится под запретом. Данное обстоятельство может послужить основанием для проноса иных «предметов культа» для осужденных, мотивировать это можно религиозной потребностью, создавая таким образом неприятный юридический прецедент.

5. Большое многообразие религиозных потребностей, их разнохарактерность и взаимные противоречия объективно невозможно удовлетворить в замкнутом пространстве исправительного учреждения. В России, естественно, не имеется практики дифференциации осужденных по признаку их религиозного вероисповедания (как это делается, например, в Израиле), что приводит к ограничению требований культовых обрядов. Более того, апеллирование к правилам внутреннего распорядка при организации работы исправительных учреждений - это крайняя мера, так как является элементом принуждения к повиновению, а не убеждением, т. е. с точки зрения воспитательного воздействия также является не вполне эффективным и разумным. Более продуктивным представлялось бы религиозную догматику ввиду

ее гибкости и возможности интерпретации, при осуществлении того или иного религиозного обряда, использования религиозной атрибутики или совершения обряда оптимизировать под требования законодательства.

Указанные выше факторы обусловливают необходимость:

1) скорейшего и юридически грамотного создания нормативной базы для работы неформальных рабочих групп при помощниках начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими;

2) разработки лекционных и методологических материалов, направленных на общеконфессиональное духовно-нравственное воспитание осужденных; представители религиозных организаций способны дать более объективную теологическую оценку литературе и каноническим догматам;

3) внесения изменений в типовые должностные инструкции с дополнением их следующим пунктом: «помощник начальника обязан организовывать воспитательное занятие по духовно-нравственному или правовому воспитанию верующих осужденных не реже одного раза в квартал».

Практика и многочисленные наблюдения показывают, что принятие и соблюдение человеком религиозных идеалов отнюдь не служит гарантией того, что такой человек не будет совершать преступлений. Поэтому речь может идти о том, чтобы объективно и всесторонне подойти к религиозным моральным заповедям и точно определить для себя, что из них можно использовать в нравственном развитии современного человека, а что может навредить ему. Отсюда необходимость «акцентирования внимания на тех религиозных нормах, которые действительно способны побудить человека к совершению добра, соблюдению принципов справедливости, работе над собой, своему духовно-нравственному совершенствованию»16.

Библиографический список

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

14 Приказ Минюста России «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».

15 Кодекс Российской Федерации об административных

правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ст. 19.12) // СПС «КонсультантПлюс».

16 Гусейнов О.М. К вопросу о роли религиозных моральных ценностей в нравственном развитии личности // Исламове-дение. 2012. № 4. С. 70-71.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Письмо ФСИН России от 14 апреля 2016 г. № исх-07-21143 «О направлении методических рекомендаций по порядку и условиям назначения на должность помощника начальника территориального органа ФСИН России по организации работы с верующими».

7. Белова, Т.В. Организация взаимоотношений органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с традиционными религиозными организациями России // Роль образовательных учреждений в реформировании уголовно-исполнительной системы : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. / под. общ. ред. Б.Б. Казака. - Псков : Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010.

8. Воробьев, С.М. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных организаций в уголовно-исполнительной системе России // Уголовно-исполнительное право : науч. журнал. -2016. - № 1 (23).

9. Гусейнов, О.М. К вопросу о роли религиозных моральных ценностей в нравственном развитии личности // Исламоведение. - 2012. - № 4.

10. Кученев, А.В. Современное понимание и структура правосознания // Вестник Российского университета кооперации. - 2016. - № 4 (26).

11. Лампежев, А.С. Постпенитенциарный контроль: отдельные аспекты международного регулирования и зарубежного опыта // Вопросы российского и международного права. - 2016. - Т. 6, № 11А.

12. Филимонов, О.В. Уголовно-исполнительное право России. Учебник и основные нормативные правовые акты. - М. : ЮрИнфоР, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.