Научная статья на тему 'Правовой нигилизм молодежи как социальная проблема'

Правовой нигилизм молодежи как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
797
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горлов Н. Н.

На данном этапе существенной проблемой современного российского общества является низкий уровень правовой культуры и правосознания у российской молодежи, в основе лежит правовой нигилизм. Данная проблема актуальна, ведь наше государство считается правовым, и соответственно общество является правовым. Таким образом, один из главнейших принципов и показателей развития государства и общества должен быть высокий уровень правовой культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой нигилизм молодежи как социальная проблема»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК37

Н.Н.Горлов

Магистр, ВГСПУ Г. Волгоград

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация

На данном этапе существенной проблемой современного российского общества является низкий уровень правовой культуры и правосознания у российской молодежи, в основе лежит правовой нигилизм. Данная проблема актуальна, ведь наше государство считается правовым, и соответственно общество является правовым. Таким образом, один из главнейших принципов и показателей развития государства и общества должен быть высокий уровень правовой культуры

Ключевые слова

Правовое образование, правовая культура, правовой нигилизм, девиантное поведение.

Резкие изменения в нашем государстве обуславливают качественные перемены в правосознании общества. Конституция РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина, основываясь на принципах гуманизма, в соответствии с различными нормами международного права. На их основе происходит изменение содержания правовой культуры общества, что в свою очередь способствует укреплению демократии.

Требования, которые предъявляются к правовой культуре в современном обществе, отличаются от тех, которые существовали в советский период и до октябрьской революции.[1]

В дореволюционной России правовое образование способствовало формированию законопослушного поведения, основанному на канонах монархического правления. В социалистическом обществе требовались: уважение к социалистическому праву, закону и коммунистической идеологии. Поощрялось законопослушное поведение граждан и их участие в охране общественного порядка.

На современном этапе развития приобретают значение возможность граждан воздействовать на политические, социальные и иные общественные процессы в государстве.

На фоне вышесказанного особо актуальным является вопрос о понимании значимости правового образования, как неотъемлемого социального фактора формирования правовой культуры и правового сознания граждан Российской Федерации.

Использование накопленного опыта в развитии отечественного школьного правового образования позволит сделать этот процесс более эффективным.

На всем протяжении исторического развития общество уделяло особое внимание проблеме поведения людей, которое противоречит общепринятым и установленным социальным нормам государства

Сейчас наше общество переходит к рыночным отношениям, которые повлекли за собой изменения во всех сферах жизни - экономической, политической, социальной, духовной, тем самым выявился ряд социальных проблем, одна из них - правовой нигилизм

По мнению Шахматовой И.В., правовой нигилизм - это отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Поведение молодежи связано с образованием и воспитанием. У молодых людей правосознание характеризуется социальными и психологическими особенностями, которые обусловлены общественным, политическим и социально-экономическим положением в стране, в качестве основного фактора

формирования и становления полноценным гражданином является культурный и духовный мир[2]

Социальное положение общества выделяет основные действия граждан, которые являются предпосылками проявления правового нигилизма и совершения правонарушений и преступлений, к их числу можно отнести: употребление алкоголя, табакокурение, накромания, аполитичность и нежелание принимать участи в политической и правовой жизни общества.[3]

Главный фактор, который играет в формировании правового сознания это личностный фактор, например, если взять целеустремленных, настойчивых и самостоятельных людей, которые не отвергают соперничество в конфликтной ситуации, но у них замечается признаки противоправного поведения и нарушения закона. Другая часть людей, которые идут на компромиссы, сотрудничество, эта часть уважает закон и государство. Но независимо от категории молодых людей их ценности, представления о патриотизме, престиже государства, чувства национальной гордости, ценности права в целом не различаются. Так 72 % молодежи в возрасте до 27 лет не считают необходимой службы в армии по призыву.

Основными причинами формирования правового нигилизма в обществе являются:

1.Низкий уровень правового образования в учебных организациях.

2. Главная проблема в стране - Коррупция, создающая безнаказанность за все преступления которые проходят в «верхушке» государства, тем самым граждане с недоверием относиться к власти, отношение государства к обществу расценивается как безразличное и потребительское.

3. Семья как фактор играет безоговорочную роль в формировании и развитии правового воспитания подростка, но из-за таких факторов, как - разводы семей, воспитание не в полных семьях, безнадзорство, происходит деформация правового сознания подростка

4. Огромные массы продуктов СМИ, которые содержат в себе аморальное, противоправное поведение, насилие оказывают деструктивное воздействие несформированной психике подростка [4]

5. Аполитичность

В решении проблемы Правового нигилизма можно предложить комплекс мер по предупреждению этой проблемы:

1-На первом этапе, необходимо затронуть институт Семьи

Так как семья и все неблагоприятные семейные факты (алкоголизм, оскорбления, физическое насилие, агрессия в отношении ребенка) влияют на психику и поступки самого подростка.

2-необходимо начать с системы образования, т.е. внедрить в учебные планы образовательных организаций Правовые дисциплины, начиная со среднего учебного звена и преподавать вплоть до 11 класса, так же увеличить количество часов на ее изучение. Так же внедрить в учебный процесс для старших классов, посещение реальных судебных процессов, в которых будут рассматриваться преступления совершенные малолетними.

Так можно взять в пример США, во многих школах еще с раннего возраста в учебные программы входят изучение обществоведение, гражданское воспитание, права человека, тем самым они могут изучать его в Вузах. Граждане Америки очень хорошо знают свои права и если они будут нарушены, то они незамедлительно обращаются за защитой в суд. [5]

3-Следующий путь должен проходить на законодательном уровне- принять нормативно-правовое акты, регламентирующие вопросы правового образования и воспитания молодежи.

Опять же, в пример можно взять Великобританию, они в целях профилактики девиантного поведения детей до 10 лет, приняли закон «О борьбе с преступностью и беспорядками», этот закон дает правомочия полиции и местным властям возможность введения «комендантского часа», т.е. если полиция обнаружит детей без присмотра во время комендантского часа то они могут передать детей в органы по опеки и попечению, на время разбирательств с их родителями. Тем самым этот закон поможет убрать антисоциально настроенных детей[6]

4-пути решения проблемы через Средства массовой информации

В секторе информации, можно проводить через федеральные программы регулярные бесплатные правовые лектории и семинары по правовым вопросам. На уровне субъектов России дать предписания по

реализации программы «Правовое образования молодежи»

Таким образом настоящее время, чтобы создать правовое государство нужно не только издавать соответствующие законы, но и проводить повсеместное правовое воспитание подростков. Правовое образование как один из факторов должно чтобы решить проблему правового нигилизма молодежи в России, нужно формировать и повышать уровень правового сознания, правовое воспитание должна быть одним из направлений государственной политики, нужно направить его в правомерное русло. Необходимо подтолкнуть молодежь к правовым ценностям, мотивировать в изучении правовых знаний, развивать у молодежи чувство долга, так же не стоит забывать что все приобретенные качества и знания должны воплотиться в жизнь через безупречное поведение, повсеместное соблюдение норм права и морали, активно участвовали в государственной и общественной жизни. Так же постоянно проводить программы по правовому воспитанию, устранять все негативные проявления правового нигилизма в обществе. Список использованной литературы:

1.Информ. бюл. ЦРСИ СГУ. Вып.2(6). Молодёжь в политических процессах современной России (региональный аспект) // Под ред. Н.В. Шахматовой. - Саратов.2007. С.13.

2.И.А. Ильин О сущности правосознания.- М., 2000 - С. 54.

3.Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. - С. 122.

4.Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб., 2007. С. 61.

5.Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н Образование в США // Социально-политический журнал. - 1998 г. - № 5. -С. 154-170.

6.Райан Дж. Преступность несовершеннолетних в Великобритании сегодня. Вопросы и ответы / Тезисы докладов и выступлений международной научно-практической конференции "Ювенальная юстиция и профилактика правонарушений". - СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 1999. - С.26.

© Горлов Н.Н., 2018

УДК 37

Демченко Н.В.

МБДОУ детский сад №9 «Рябинка» г.Сергач Нижегородской области e-mail: [email protected] Пиголева М.В. МБДОУ детский сад №9 «Рябинка» г.Сергач Нижегородской области e-mail: [email protected] Дробинина Н.В. МБДОУ детский сад №9 «Рябинка» г.Сергач Нижегородской области e-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ КОНТРОЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОО В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос об организации контроля образовательной деятельности в МБДОУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.