ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Байтасов Р.Р.
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент по специальности «Экономика», доцент кафедры управления, информатики и общенаучных дисциплин ЧОУВО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» (г. Уфа, Башкортостан, Россия) доцент кафедры менеджмента и социально-философских дисциплин УО «Республиканский институт профессионального образования
(г. Минск, Беларусь) [email protected]
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И РЕЛЯТИВИЗМ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, КАК ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ ПОСТРОЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНЕ
Аннотация: в Беларуси наблюдается кризис в правовом сознании граждан, проявлениями которого, в частности, являются правовой нигилизм, правовой релятивизм, кронизм, чиновничья (кабинетная) субкультура. Особая роль в борьбе с этими явлениями принадлежит государственным органам и другим организациям, участвующим в реализации государственной правовой политики и прокуратуре, которая осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории страны. Правовой нигилизм по отношению к сотрудникам правоохранительных органов определяется как установка на правоохранительное бездействие, произвольное толкование закона и др. Правовой нигилизм тесно переплетается с проблемой карьерной коррупции и непотизма (кумовства). Причем эта проблема актуальна практически для всех стран мира. Рассмотрение конкретной ситуации показывает наличие в действиях сотрудников правоохранительной системы, участвующих в ней, элементов правового нигилизма и релятивизма. Опасность правового нигилизма и релятивизма государственных чиновников и сотрудников правоохранительной системы состоит в том, что происходит подрыв доверия к органам государственной власти и отчуждение общества от власти. В Беларуси ведется большая работа по совершенствованию законодательства. Однако, на пути реализации норм зачастую стоит правовой нигилизм.
Ключевые слова: судья, прокурор, правовой нигилизм, правовой релятивизм, чиновничья (кабинетная) субкультура, карьерная коррупция
В настоящее время перед Республикой Беларусь стоит задача построения гражданского общества, основанного на принципах гуманизма и справедливости, уважения морали и закона. В решении данной задачи огромная роль отводится системе образования, участвующей в формировании морально-нравственного облика граждан страны, реализации государственной правовой политики и прокуратуре, которая от имени государства осуществляет «надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь», а также выполняет иные функции, установленные законодательными актами1.
В преамбуле Кодекса чести прокурорского работника Республики Беларусь записано, что «Несение прокурорской службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику прокурорских работников»2.
1 Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 08.05.2008г. №220-З. URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220 (дата обращения: 21.05.2019).
2 Кодекс чести прокурорского работника Республики Беларусь. Принят 22.12.2007г. на совместном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и президиума Белорусской ассоциации прокурорских
73
В ст.6 Кодекса чести прокурорского работника Республики Беларусь отмечается, что «Прокурорский работник независим в осуществлении своих полномочий, при этом он не должен допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было, независимо от занимаемой должности и положения, в том числе коллег по работе, родственников, друзей или знакомых, и обязан вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости и объективности.
В принятии конкретных решений, в пределах предоставленных полномочий, быть самостоятельным, и:
- руководствоваться только требованиями закона, морально-этическими принципами профессии и правомерными убеждениями;
- отказываться от каких-либо корыстных и частных интересов, противостоять давлению со стороны общественности и средств массовой информации;
- воздерживаться от действий и поведения, которые могут препятствовать осуществлению надлежащим образом своих полномочий и быть несовместимыми с прокурорской деятельностью;
- быть стойким, исключать возможность влияния на свою профессиональную деятельность органов власти и местного самоуправления, должностных лиц, а также решений, программ и действий политических партий либо других общественных объединений, их органов».
Рассмотрим, как на практике выполняются требования Закона о прокуратуре и положения Кодекса чести прокурорского работника.
В ноябре 2013 г. в отношении бывшего заместителя генерального прокурора Беларуси А. возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями) УК Беларуси (осужден за взятку). Свидетелем по делу проходил экс-спикер палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь К., который за «недонесение о преступлении» был наказан штрафом в 900 базовых величин1. В 2014 г. Могилевский областной суд вынес приговор в отношении Д., бывшего старшего прокурора отдела по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Гомельской областной прокуратуры, и действовавшего совместно с ним индивидуального предпринимателя Д. Бывший прокурор признан виновным в совершении нескольких преступлений коррупционной направленности: в подстрекательстве к даче взятки в крупном размере и покушении на завладение имуществом путем обмана (мошенничество), совершенном группой лиц, в особо крупном размере (ч. 5 ст. 16 и ч. 2 ст. 431 УК; ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 209 УК)2. В 2017 г.
судом Малоритского района признан виновным в незаконном с целью сбыта приобретении, хранении, перевозке и сбыте особо опасного психотропного вещества, и на основании ч. 3 ст. 328 Уголовного кодекса приговорен к лишению свободы на срок 14 лет, бывший помощник прокурора г. Брест В3.
Примеры можно продолжить и дальше. Пытаясь определить причины совершения подобных преступлений, мы неизбежно выйдем на такие негативные явления, как правовой нигилизм, правовой релятивизм, кронизм.
работников. URL: http://www.brsu.by/sites/default/files/crimlow/kodeks_chesti_prokurorskogo_rabotnika.pdf (дата обращения: 21.05.2019).
1 Экс-замгенпрокурора Архипов из тюрьмы ушел в колхоз. URL: https://news.tutby/economics/482398.html?crnd=98073 (дата обращения: 21.05.2019).
2 Осужден бывший старший прокурор отдела по борьбе с коррупцией и оргпреступностью прокуратуры Гомельской области. URL: https://naviny.by/rubrics/society/2014/12/02/ic_news_n6_449945 (дата обращения: 21.05.2019).
3 Бывший помощник прокурора Бреста получил за спайсы 14 лет. URL: https://vb.by/society/incidents/spaisy_pomoschnik_prokurora.html (дата обращения: 20.05.2019).
Кронизм - система власти, опирающаяся на закадычных друзей1. Нужно отметить, что кронизм, по сути, является одной из разновидностей коррупции, которая, как общественно осуждаемое поведение властей, может включать, а может и не включать уголовно наказуемое деяние. В последнем случае, коррупция выступает не как преступление, а как девиантное поведение в форме непотизма и кумовства2.
Существует множество определений правового нигилизма, который чаще всего определяется, как форма деформации правового сознания, «психологически отрицательное отношение к праву со стороны граждан, должностных лиц, государственных и общественных структур, а также фактические правонарушающие действия указанных субъектов»3.
М.Б. Смоленский выделил особенности проявления правового нигилизма в России4; которые, по нашему мнению, характерны и для Беларуси:
- правовой нигилизм имеет массовый характер. Им затронуты не только рядовые граждане, но и элиты: нигилистическое мировоззрение распространено у представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, работников различных правоохранительных органов
- правовой нигилизм в значительной степени является весьма агрессивным, демонстративным, неконтролируемым по своему характеру, а также зачастую оппозиционным по отношению к власти;
- правовой нигилизм многолик по формам своего проявления: он может быть, как вполне легитимным, так и криминальным, обнаруживаться как «наверху», так и «внизу» иерархичной социальной системы, проявляться как в повседневной, обыденной, так и в профессиональной деятельности социального субъекта.
Правовой нигилизм тесно переплетается с проблемой карьерной коррупции и непотизма (кумовства). Причем эта проблема актуальна практически для всех стран мира. Достаточно вспомнить скандал с фиктивным трудоустройством жены бывшего премьер-министра Франции Ф. Финьона. Ярким проявлением данного феномена является ситуация, произошедшая на факультете социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета (БГУ). Здесь на должность заведующего кафедрой менеджмента и экономики социальной сферы была назначена, а затем и избрана женщина, работавшая до этого ассистентом кафедры ортопедической стоматологии Белорусского государственного медицинского университета, т.е. врач-стоматолог. За год до назначения на должность она защитила кандидатскую диссертацию по экономике с помощью своего отца, директора Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь. Нужно отметить, что в тот же период, что и его дочь, он был назначен заместителем декана по научной работе экономического факультета БГУ5. В результате кафедра оказалась на грани закрытия, а заведующей в конце концов предложили уволиться. Однако еще раньше, после того, как вопрос злоупотреблений в кадровой политике и, соответственно, карьерной коррупции, был поднят автором данной работы, он был уволен из БГУ.
1 «Мягкая» коррупция. URL: http://rusrand.ru/mjagkaja-korruptsija/ (дата обращения: 21.03.2019).
2 Муштук О.З. Непотизм и кумовство как разновидность коррупции на российском фоне// Концептуал. Сборник научных трудов кафедры Философии и истории. Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; Составитель А. В. Матюхин. - М., 2016. С. 451-463.
3 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов: Изд-во Саратов. Гос. Акад. Права, 2003. - 510 с.
4 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества// Журнал российского права, 2004. № 11. С. 73-80.
5 Байтасов Р.Р. Карьерная коррупция и непотизм в высшей школе и их последствия// Юридическое образование и наука, 2016. № 2. С. 13-15.
По мнению исследователей непотизм обусловлен природой человека, склонного проявлять естественную заботу о своих родных и близких1 и является одной «из наиболее опасных и латентных форм проявления коррупции в обществе, где отношения между участниками строятся на особой родственной или свойственной близости, обеспечивающей надежную «круговую поруку» и укрывательство коррупционных правонарушений и преступлений. Посторонние для этой родственной «семьи» лица выполняют лишь роль средств или инструментов для формирования и обеспечения «семейного» благополучия»2.
Нужно отметить, что возможности, предоставляемые социально-экономическим статусом семьи (образование, связи) являются важнейшим фактором успешной карьеры во всех странах мира3, но в некоторых странах, в т.ч. и в Беларуси данный фактор, в связи с дефицитом в стране хорошо оплачиваемых рабочих мест (и вообще, рабочих мест), имеет решающее значение, превратив своячество и кумовство в один из основных принципов регулирования трудовых отношений, способствуя процветанию правового нигилизма и карьерной коррупции.
Правовой нигилизм имеет глубокие исторические корни и по мнению российского юриста В.А. Туманова - это «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии, отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни»4. Для Беларуси это мнение подтверждается данными социологических исследований, проведенных исследовательским центром ИПМ в апреле-мае 2016 г. Опрос 400 малых и средних предприятий (МСП) о причинах коррупции (коррупция тесно связана с правовым нигилизмом) показал, что на первое место МСП поставили корыстолюбие государственных служащих, на второе - терпимость общества к коррупции, на третье - высокую степень государственного регулирования экономики [5].
Обратимся к конкретному примеру и роли в нем судей и прокуратуры. У доцента Б. был контракт с БГУ до 24.042017г., заключенный в полном соответствии с белорусским законодательством. С целью установления более долгосрочных трудовых отношений он подал документы для прохождения конкурса на замещение вакантной должности доцента кафедры менеджмента и экономики социальной сферы ФСК БГУ. На кафедре сотрудника рекомендовали для избрания на данную должность единогласно. На Совете факультета произошел раскол мнений: за избрание проголосовало 8 человек, 9 - против и три бюллетеня оказались недействительными. В результате чего, сотрудник был уволен из БГУ, как не прошедший по конкурсу.
В Беларуси действует Положение о порядке проведения конкурса при замещении должностей педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава в учреждениях высшего образования Республики Беларусь, утв. Постановлением Совета Министров РБ от 21.06.2011 № 806 [17]. В нем записано: «27. Решение совета учреждения образования (факультета) является правомочным, если за него проголосовало более половины участников голосования и при наличии на заседании двух третей членов совета...». Совет факультета включает 26 человек, присутствовало 20 человек. Половина голосовавших членов совета - это 10, более половины голосовавших - 11. Соответственно, решение совета факультета могло быть правомочным только в случае, если бы против избрания кандидата на должность проголосовало 11 человек, а не 9.
Администрация БГУ и судья Московского района г. Минска Г. считать умеют, знают, что половина от 20 равно 10, поэтому в обоснование правильности увольнения приводят тот
1 Что такое непотизм. URL: http://www.xapaktep.net/vices/political/nepotism/desc.php (дата обращения: 11.04.2016).
2 Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.К. (ред) Коррупция и антикоррупционная политика (Словарь). - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010.
3 Байтасов Р.Р. Управление персоналом: конспект лекций. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. - 351 с.
4 Туманов В.А. О правовом нигилизме// Советское государство и право, 1989. № 10. С. 20-27.
факт, что за утверждение протокола счетной комиссии, члены Совета проголосовали единогласно «за».
В решении Минского городского суда об отказе в удовлетворении иска говорится, что избрание по конкурсу требовало «удовлетворительных результатов конкурса», а заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь З. ответил, что избрание по конкурсу требовало положительного результата голосования. При этом, он в нарушение ст. 439 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь, дважды рассматривал надзорную жалобу доцента Б., не пропустив ее в вышестоящую инстанцию.
2.09.2016 г. доцент Б. получил следующую информацию о голосовании на выборах: возглавлял счетную комиссию Н., заведующий кафедрой информационных технологий, и именно он сделал 3 бюллетеня недействительными. Декан факультета Г. возражал, но все-таки пошел на фальсификацию итогов выборов.
В указанных деяниях просматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 427 Уголовного кодекса РБ - Служебный подлог1.
Попытка доцента Б. добиться экспертизы бюллетеней в органах Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и, соответственно, возбуждения уголовного дела против вышеназванных товарищей, ни к чему не привела. В Отделе борьбы с экономическими преступлениями (ОБЭП) управления внутренних дел (РУВД) Московского района г. Минска опросили вышеназванного председателя счетной комиссии, который воспользовавшись нормой, изложенной в ст. 27 Конституции Республики Беларусь (Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников2 сказал, что бюллетени он не портил и уголовное дело не стали возбуждать. Соответственно, выемку бюллетеней и их экспертизу не стали проводить. Прокуратура отменила это решение РУВД Последующие попытки (прокуратура еще трижды отменяла решение РУВД) добиться экспертизы бюллетеней в органах Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь ни к чему не привели. В данном случае, если рассматривать работу сотрудников милиции, на поверхности лежит нарушение ряда принципов оперативно-розыскной деятельности: конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, адекватность (соразмерности) использования оперативно-розыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью, наступательность оперативно-розыскной деятельности.
Примечательно также то, что, в сопроводительном письме начальник РУВД ответил заявителю: «Дополнительно уведомляю, что официальным документом является письменный документ, исходящий от учреждения, предприятия и организации, надлежаще составленный и содержащий все необходимые реквизиты, предназначенный для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Бюллетени для голосования не являются официальным документом в связи с отсутствием вышеописанных признаков». Исходя из данного ответа следует, что бюллетени для голосования можно безнаказанно подделывать.
Вполне резонно, исходя из вышеизложенного, сделать вывод, что мы имеем дело с правовым нигилизмом, который А.Н. Соколов по отношению к сотрудникам правоохранительных органов определяет, как установку на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др3.
1 Уголовный кодекс Республики Беларусь. URL: Ы1р://уголовный-кодекс.бел/ (дата обращения: 21.05.2019).
2 Конституция Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konsütutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 15.05.2019).
3 Соколов А.Н. Лекции по теории государства и права. Опорный конспект. Учебное пособие. Конспект лекций в схемах и определениях с ответами на вопросы. Калининградский юридический институт МВД России, 2013/ URL: http://bookish.link/teoriya-gosudarstva/lektsii-teorii-gosudarstva-prava.html (дата обращения: 15.02.2017).
Примечательна в данном деле роль прокуратуры. Как показано выше, прокуратура четырежды отменяла решение Московского РУВД г. Минска об отказе в возбуждении уголовного дела. Происходило это после того, как жалоба доцента Б. доходила до Управления по надзору за исполнением законов и деятельности органов дознания Генеральной прокуратуры РБ. Однако после того, как заместитель Генерального прокурора РБ С. заявил, что оснований для опротестования судебных постановлений нет, данное управление также «перестало видеть» нарушения закона при увольнении доцента Б.
В приведенном примере ярко проявляется такой феномен, как правовой релятивизм, под которым чаще всего понимается вид дефекта правосознания, проявляющийся в практической деятельности юриста в убеждении, что право есть нечто относительное, а значит его можно применять и трактовать по своему усмотрению в зависимости от ситуации и людей, т.е. произвольно. В отношении к праву релятивисты руководствуются принципом: «Закон - что дышло: куда повернул, туда и вышло». В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием1.
Соответственно, мнение судов различных инстанций о том, что для избрания по конкурсу результат должен быть положительным или удовлетворительным, при наличии нормы «27. Решение совета учреждения образования (факультета) является правомочным, если за него проголосовало более половины участников голосования и при наличии на заседании двух третей членов совета...» является правовым релятивизмом.
Давно доказана релятивность права применительно к таким нейтральным, казалось бы, для права явлениям, как пол, раса, вероисповедание, политическая принадлежность и др. Американские юристы еще в 20-30 гг. XX в. показали, что пол, раса, вероисповедание и уровень политической ангажированности, среднестатистически влияют на выносимое судьей решение (если подсудимый либо мужчина, либо женщина, либо белый, либо афроамериканец)2. В данном случае на решение судов всех инстанций могла оказать существенное влияние национальность истца. Он не белорус, но его мать родом из Беларуси. По-видимому, судья и представители БГУ не знали о происхождении истца и отсюда их ерничанье на заседании суда по поводу перевода текста Постановления № 806 с белорусского языка на русский (оно издано только на белорусском языке).
В то же время, проблема может быть глубже. В одной из работ3 мною показано, что чиновники от образования, носители чиновничьей (кабинетной) субкультуры, способны объединяться в так называемые криминогенные группы, которые вступают в конфликт с социально позитивными моральными требованиями и нормами права. В эти группы, наряду с чиновниками от образования, могут входить и сотрудники правоохранительных органов. В данном случае нельзя говорить о том, что судьи и прокуроры являются носителями криминальной субкультуры. Здесь может иметь более мягкий вариант правового нигилизма -чиновничья (кабинетная) субкультура, которая в специальной литературе определяется, «как разновидность делинквентной культуры, стихийно формирующейся в социальных группах, занятых управленческой и служебно-исполнительской деятельностью в государственном
1 Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник. - Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2015. - 501 с.
2 Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография/ И.Л.Честнов СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012. - 650 с. URL: https://fil.wikireading.ru/52576 (дата обращения: 18.02.2017).
3 Байтасов Р.Р. Чиновничья (кабинетная) субкультура как среда для формирования криминогенных групп в системе высшей школы// Советник юриста, 2017. № 1. С. 10-15.
аппарате власти, в аппаратах исполнительных органов региональной власти и местного самоуправления»1.
Таким образом, можно констатировать, что правовой нигилизм проник во все сферы белорусского общества, в т.ч. и в органы прокуратуры и является огромным препятствием для построения гражданского общества и правового государства.
В Беларуси ведется большая работа по совершенствованию законодательства. Однако, еще в XVIII в. Ш. Монтескье написал «когда я поеду в правовое государство, я спрошу не про то, какие там есть законы, а про то как эти законы работают и воплощаются в жизнь»2. Современные юристы также утверждают, что написать идеальную правовую норму намного легче, чем воплотить ее в жизнь. И на пути реализации таких норм зачастую стоит правовой нигилизм.
Сохранению правового нигилизма, можно полагать, способствует специфика построения системы государственного управления в стране. Поэтому нужны кардинальные изменения этой системы.
Литература:
1. Байтасов Р.Р. Карьерная коррупция и непотизм в высшей школе и их последствия// Юридическое образование и наука, 2016. № 2. С. 13-15.
2. Байтасов Р.Р. О том, когда девять равно одиннадцати или к чему приводят правовой нигилизм и релятивизм сотрудников правоохранительной системы // Юридическое образование и наука, 2017. № 4. С.34-40.
3. Байтасов Р.Р. Управление персоналом: конспект лекций. - Ростов-н/Д: Феникс, 2014. -351 с.
4. Байтасов Р.Р. Чиновничья (кабинетная) субкультура как среда для формирования криминогенных групп в системе высшей школы// Советник юриста, 2017. № 1. С. 10-15.
5. Бизнес назвал самые коррумпированные госслужбы. URL: http://news.21.by/other-news/2017/01/11/1283593.html (дата обращения: 10.05.2019).
6. Бывший помощник прокурора Бреста получил за спайсы 14 лет. URL: https://vb.by/society/incidents/spaisy_pomoschnik_prokurora.html (дата обращения: 20.05.2019).
7. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 08.05.2008 г. №220-З. URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220 (дата обращения: 21.05.2019).
8. Кабанов П.А., Райков Г.И., Чирков Д.К. (ред) Коррупция и антикоррупционная политика (Словарь). - М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2010.
9. Кодекс чести прокурорского работника Республики Беларусь. Принят 22.12.2007г. на совместном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и президиума Белорусской ассоциации прокурорских работников. URL: http://www.brsu.by/sites/default/files/crimlow/kodeks_chesti_prokurorskogo_rabotnika.pdf (дата обращения: 21.05.2019).
10. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник. - Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2015. - 501 с.
11. Конституция Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (дата обращения: 15.05.2019).
1 Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. - М., 2013, С. 455-457. URL: http://ponjatija.ru/node/11660 (дата обращения: 10.03.2016).
2 Монтескье Шарль Луи. О духе законов. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_G%20dukhe.pdf (дата обращения: 20.05.2019).
12. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов: Изд-во Саратов. Гос. Акад. Права, 2003. - 510 с.
13. Муштук О.З. Непотизм и кумовство как разновидность коррупции на российском фоне// Концептуал. Сборник научных трудов кафедры Философии и истории. Московский финансово-промышленный университет «Синергия»; Составитель А. В. Матюхин. - М., 2016. С. 451-463.
14. Монтескье Шарль Луи. О духе законов. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf (дата обращения: 20.05.2019).
15. «Мягкая» коррупция. URL: http://rusrand.ru/mjagkaja-korruptsija/ (дата обращения: 21.03.2019).
16. Осужден бывший старший прокурор отдела по борьбе с коррупцией и оргпреступностью прокуратуры Гомельской области. URL: https://naviny.by/rubrics/society/2014/12/02/ic_news_116_449945 (дата обращения: 21.05.2019).
17. Положение о порядке проведения конкурса при замещении должностей педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава в учреждениях высшего образования Республики Беларусь, утв. Постановлением Совета Министров РБ от 21.06.2011 № 806.
18. Профессиональная деформация юриста. URL: https://pravoross.jimdo.com/2015/04/06/профессиональная-деформация-юриста/ (дата обращения: 17.02.2017).
19. Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. - М., 2013, С. 455-457. URL: http://ponjatija.ru/node/11660 (дата обращения: 10.03.2016).
20. Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества// Журнал российского права, 2004. № 11. С. 73-80.
21. Соколов А.Н. Лекции по теории государства и права. Опорный конспект. Учебное пособие. Конспект лекций в схемах и определениях с ответами на вопросы. Калининградский юридический институт МВД России, 2013/ URL: http://bookish.link/teoriya-gosudarstva/lektsii-teorii-gosudarstva-prava.html (дата обращения: 15.02.2017).
22. Туманов В.А. О правовом нигилизме// Советское государство и право, 1989. № 10. С. 2027.
23. Уголовный кодекс Республики Беларусь. URL: Ы1р://уголовный-кодекс.бел/ (дата обращения: 21.05.2019).
24. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография/ И.Л.Честнов СПб.: Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2012. - 650 с. URL: https://fil.wikireading.ru/52576 (дата обращения: 18.02.2017).
25. Что такое непотизм. URL: http://www.xapaktep.net/vices/political/nepotism/desc.php (дата обращения: 11.04.2016).
26. Экс-замгенпрокурора Архипов из тюрьмы ушел в колхоз. URL: https://news.tut.by/economics/482398.html?crnd=98073 (дата обращения: 21.05.2019).
References:
1. Bajtasov R.R. Kar'ernaya korrupciya i nepotizm v vysshej shkole i ih posledstviya// YUridicheskoe obrazovanie i nauka, 2016. № 2. S. 13-15.
2. Bajtasov R.R. O tom, kogda devyat' ravno odinnadcati ili k chemu privodyat pravovoj nigilizm i relyativizm sotrudnikov pravoohranitel'noj sistemy // YUridicheskoe obrazovanie i nauka, 2017. № 4. S.34-40.
3. BajtasovR.R. Upravlenie personalom: konspekt lekcij. - Rostov-n/D: Feniks, 2014. - 351 s.
4. Bajtasov R.R. CHinovnich'ya (kabinetnaya) subkul'tura kak sreda dlya formirovaniya kriminogennyh grupp v sisteme vysshej shkoly// Sovetnik yurista, 2017. № 1. S. 10-15.
5. Biznes nazval samye korrumpirovannye gossluzhby. URL: http://news.21.by/other-news/2017/01/11/12B3593.html (data obrashcheniya: 10.05.2019).
6. Byvshij pomoshchnik prokurora Bresta poluchil za spajsy 14 let. URL: https://vb.by/society/incidents/spaisy_pomoschnik_prokurora.html (data obrashcheniya: 20.05.2019).
7. Zakon Respubliki Belarus' «O prokurature Respubliki Belarus'» ot 08.05.2008 g. №220-Z. URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10700220 (data obrashcheniya: 21.05.2019).
В. Kabanov P.A., Rajkov G.I., CHirkov D.K. (red) Korrupciya i antikorrupcionnaya politika (Slovar'). - M.: Akademiya ekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii, 2010.
9. Kodeks chesti prokurorskogo rabotnika Respubliki Belarus'. Prinyat 22.12.2007g. na sovmestnom zasedanii kollegii General'noj prokuratury Respubliki Belarus' i prezidiuma Belorusskoj associacii prokurorskih rabotnikov. URL: http://www.brsu.by/sites/default/files/crimlow/kodeks_chesti_prokurorskogo_rabotnika.pdf (data obrashcheniya: 21.05.2019).
10. Kozhevnikov V.V., Kozhenevskij V.B., Rybakov V.A. Teoriya gosudarstva i prava. Uchebnik. -Omsk: Izd-vo Om.gos. un-ta, 2015. - 501 s.
11. Konstituciya Respubliki Belarus'. URL: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ (data obrashcheniya: 15.05.2019).
12. Matuzov N.I. Aktual'nye problemy teorii prava. - Saratov: Izd-vo Saratov. Gos. Akad. Prava, 2003. - 510 s.
13. Mushtuk O.Z. Nepotizm i kumovstvo kak raznovidnost' korrupcii na rossijskom fone// Konceptual. Sbornik nauchnyh trudov kafedry Filosofii i istorii. Moskovskij finansovo-promyshlennyj universitet «Sinergiya»; Sostavitel' A. V. Matyuhin. - M., 2016. S. 451-463.
14. Montesk'e SHarl' Lui. O duhe zakonov. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Monteskye_O%20dukhe.pdf (data obrashcheniya: 20.05.2019).
15. «Myagkaya» korrupciya. URL: http://rusrand.ru/mjagkaja-korruptsija/ (data obrashcheniya: 21.03.2019).
16. Osuzhden byvshij starshij prokuror otdela po bor'be s korrupciej i orgprestupnost'yu prokuratury Gomel'skoj oblasti. URL: https://naviny.by/rubrics/society/2014/12/02/ic_news_116_449945 (data obrashcheniya: 21.05.2019).
17. Polozhenie o poryadke provedeniya konkursa pri zameshchenii dolzhnostej pedagogicheskih rabotnikov iz chisla professorsko-prepodavatel'skogo sostava v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya Respubliki Belarus', utv. Postanovleniem Soveta Ministrov RB ot 21.06.2011 № 806.
18. Professional'naya deformaciya yurista. URL: https://pravoross.jimdo.com/2015/04/06/professionarnaya-defomaciya-yurista/ (data obrashcheniya: 17.02.2017).
19. Slovar' terminov i ponyatij po obshchestvoznaniyu. Avtor-sostavitel' A.M. Lopuhov. - M., 2013, S. 455-457. URL: http://ponjatija.ru/node/11660 (data obrashcheniya: 10.03.2016).
20. Smolenskij M.B. Pravo i pravovaya kul'tura kak bazovaya cennost' grazhdanskogo obshchestva// ZHurnal rossijskogo prava, 2004. № 11. S. 73-80.
21. Sokolov A.N. Lekcii po teorii gosudarstva i prava. Opornyj konspekt. Uchebnoe posobie. Konspekt lekcij v skhemah i opredeleniyah s otvetami na voprosy. Kaliningradskij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2013/ URL: http://bookish.link/teoriya-gosudarstva/lektsii-teorii-gosudarstva-prava.html (data obrashcheniya: 15.02.2017).
22. Tumanov V.A. O pravovom nigilizme// Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1989. № 10. S. 20-27.
23. Ugolovnyj kodeks Respubliki Belarus'. URL: http://ugolovnyj-kodeks.bel/ (data obrashcheniya: 21.05.2019).
24. CHestnov I.L. Postklassicheskaya teoriya prava. Monografiya/ I.L.CHestnov SPb.: Izdatel'skij Dom «Alef-Press», 2012. - 650 s. URL: https://fil.wikireading.ru/52576 (data obrashcheniya: 18.02.2017).
25. CHto takoe nepotizm. URL: http://www.xapaktep.net/vices/political/nepotism/desc.php (data obrashcheniya: 11.04.2016).
26. Eks-zamgenprokurora Arhipov iz tyur'my ushel v kolhoz. URL: https://news.tut.by/economics/482398.html?crnd=98073 (data obrashcheniya: 21.05.2019).
LEGAL NIHILISM AND RELATIVISM OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS AS FACTORS HINDERING THE CONSTRUCTION OF CIVIL SOCIETY IN THE
COUNTRY
Baitasau R.R.
Candidate of agricultural sciences, Assistant Professor of Economics, associate professor Department of Management, Informatics and General Scientific Subjects, Eastern economic and legal humanitarian academy of Humanities (Ufa, Bashkortostan, Russia) Associate Professor of the Department of Management and Socio-Philosophical Disciplines UO "Republican Institute of Professional Education (Minsk, Belarus) [email protected]
Abstract: In Belarus, there is a crisis in the legal consciousness of citizens, manifestations of which, in particular, are legal nihilism, legal relativism, cronism, bureaucratic (cabinet) subculture. A special role in combating these phenomena belongs to state bodies and other organizations involved in the implementation of state legal policy and the prosecutor's office, which oversees the precise and uniform implementation of regulatory legal acts on the territory of the country. Legal nihilism in relation to law enforcement officers is defined as a law enforcement inaction, arbitrary interpretation of the law, etc. Legal nihilism is closely intertwined with the problem of career corruption and nepotism (nepotism). And this problem is relevant for almost all countries of the world. Consideration of a specific situation shows the presence in the actions of law enforcement officers participating in it, elements of legal nihilism and relativism. The danger of legal nihilism and relativism of government officials and law enforcement officers is that there is an undermining of trust in public authorities and the alienation of society from power. In Belarus, a lot of work is underway to improve legislation. However, legal nihilism often stands in the way of the implementation of norms.
Keywords: judge, prosecutor, legal nihilism, legal relativism, bureaucratic (cabinet) subculture, career corruption
Для цитирования: Байтасов Р.Р. Правовой нигилизм и релятивизм сотрудников правоохранительной системы, как факторы, сдерживающие построение гражданского общества в стране// Архонт, 2019. № 3 (12). С. 73-82.