ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Байтасов Р.Р.
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент по специальности «Экономика», доцент кафедры управления, информатики и общенаучных дисциплин ЧОУВО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»
rachmet@mail. ru
НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:
КРАТКИЙ ОБЗОР
Аннотация: Цель. В условиях становления информационного общества не теряют свою актуальность основные принципы деятельности системы образования. В статье предпринята попытка на примере ведущего вуза Беларуси проследить, как эти принципы осуществляются на практике. Методология: диалектика, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, метод межотраслевых юридических и управленческих исследований. Выводы. Рассмотренные примеры показывают, что профессиональный уровень знаний и компетентность преподавателей, осуществляющих образовательный процесс, снизились. Обусловлено, это увлечением вузов сиюминутными рыночными выгодами; невысокой заработной платой преподавателей, из-за чего произошло падение престижа преподавательской деятельности и старение профессорско-преподавательского состава, снижение его качественных характеристик. Негативную роль играет кумовство, которое приводит к снижению качественных характеристик профессорско-преподавательских кадров, ухудшению качества учебных планов и программ, учебников и учебных пособий и т.п. Осуществляемые в Беларуси мероприятия по устранению негативных тенденций в высшей школе, непоследовательны и недостаточны. Научная и практическая значимость. Проведенное комплексное исследование уточняет источники и причины негативных тенденций развития высшей школы страны, показывает их связь с непоследовательной и ошибочной кадровой политикой и кумовством.
Ключевые слова: образование, реформа, карьерная коррупция, непотизм, кадровая политика, непрофессионализм
В настоящее время происходит становление информационного общества, что требует от сферы высшего образования перехода на качественно новый уровень, способный обеспечить наращивание научно-технического потенциала общества, формирование адекватной кадровой структуры для развития экономики страны. Однако новые тенденции не отменяют основные принципы деятельности системы образования1:
- желание учащихся получать знания и социализироваться, в том числе через приобретение современных профессиональных качеств;
- профессиональный уровень знаний и научная компетентность преподавателей, осуществляющих образовательный процесс;
- качество учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, учебно -лабораторного оборудования и технических средств обучения.
По первому принципу лишь отмечу, что во все времена есть люди, желающие приобрести знания и люди, в силу различных обстоятельств, по большей части в связи с «производственной необходимостью», стремящиеся получить лишь «корочки», т.е. диплом.
Относительно второго принципа можно констатировать, что профессиональный уровень знаний и научная компетентность преподавателей, осуществляющих
1 Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы// Высшее образование в России, 2000. № 6. С. 7.
образовательный процесс, в последние десятилетия, снизились. Обусловлено, это, во многом, объективными причинами. В частности, «Установление рыночных отношений в сфере образования республики привело к его массовости... Система высшего образования стала терять понимание своего предназначения и увлекаться количественными показателями и рыночными выгодами. Фактически, поддалась искушению сиюминутных выгод на поле конкуренции за студента и государственный ресурс»1.
Невысокий уровень оплаты труда преподавателей привел к падению престижа данного вида деятельности и старению преподавательских и научно-исследовательских кадров. Американские исследователи Б. Джонс и Б. Вайнберг вычислили средний «возраст гениальности» (в ХХ в. он составлял 39 лет (в XXI в. - 45 лет)) и пик продуктивности, приходящийся на возраст 30-40 лет2. По данным статистического бюллетеня «О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2017 году», подготовленного Белстатом3 в 2017 г. в Беларуси было 17089 исследователей. 645 из них имели степень доктора наук, 2850 - кандидата наук. При этом, лишь 3 (0,017%) доктора наук были моложе 40 лет, 28 (4,3%) докторов наук были в возрасте до 49 лет, 81% (522 человека) были в возрасте старше 60 лет (из них, 261 (40,5%) старше 70 лет). Среди кандидатов наук в возрастную группу до 29 лет (включительно) входило 25 (8,8%) человек. 1019 (35,7%) кандидатов наук были в возрасте старше 60 лет (из них, 343 (12%) старше 70 лет). В целом по стране 8943 (52%) исследователей были старше 40 лет. А как показало исследование американских ученых, после 40 лет вероятность совершить нечто великое резкое сокращается4.
Несмотря на прогноз вышеназванных ученых, что в будущем, из-за влияния демографического сдвига и внушительного объема накопленных человечеством знаний, на овладение которых уходит много сил и времени, будет наблюдаться старение гениев5, ситуация выглядит не утешительной. Мы ведь живем в настоящем времени.
Практика показывает, что мировоззрение «возрастных» преподавателей, их уровень знаний и научная компетентность не соответствуют современным требованиям. Конкретный пример: на «факультете социокультурных коммуникаций БГУ заведующим выпускающей по специальности «Прикладная информатика», специализация «Web - программирование и компьютерный дизайн» кафедры информационных технологий «выбирается» канд. физ. -мат. наук, доцент с полным отсутствием квалификационных и профессиональных качеств по данной специальности, но имеющий опыт умелого использования служебного положения в корыстных целях. И сразу же содержание учебного материала по читаемым им дисциплинам легко «перестраивает» свое направление. Численные методы становятся значительно превалирующими над аналитическими. Предусмотренные образовательными программами учебные и производственные практики, несмотря их малую долю в образовательном процессе, начинают проходить под руководством несведущих в данной области специалистов. Например, учебная практика по программированию проходит под руководством заведующего этой кафедрой, не читающим ни одного курса по
1 Поплавская Л.А. Некоторые аспекты трансформации образования на кафедре информационных технологий БГУ в рамках европейских стандартов// Электронный научный журнал, 2016. № 11-1(14). С.17-21.
2 Возраст гениальности вычислили ученые. URL: https://www.interfax.by/article/1148309 (дата обращения: 29.06.2018).
3 О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2017 году. URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_bulletin/index_8955/ (дата обращения: 29.06.2018).
4 Возраст гениальности вычислили ученые. URL: https://www.interfax.by/article/1148309 (дата обращения: 29.06.2018).
5 Возраст гениальности вычислили ученые. URL: https://www.interfax.by/article/1148309 (дата обращения: 29.06.2018).
информационным технологиям и по программированию и не владеющим практическими методами и технологиями программирования. Аналогично обстоят дела с руководством и рецензированием дипломных проектов»1. Замечу, что упомянутый выше заведующий кафедрой старше 60 лет. «На том же факультете социокультурных коммуникаций БГУ студенты обратились с жалобой на крайне низкий уровень содержания и преподнесения материала и халатное отношение к учебному процессу преподавателя кафедры информационных технологий и просьбой замены его на профессионального, способного донести до них предусмотренные учебной программой знания преподавателя... На следующем курсе с ними работает тот же преподаватель»2.
Следующий основный принцип деятельности системы образования «качество учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, учебно-лабораторного оборудования и технических средств обучения» тесно связан с профессиональной компетентностью преподавателей и административного персонала факультетов и вузов и при их отсутствии приводит к курьезам. Так, например, на кафедре менеджмента и экономики социальной сферы факультета социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета, студенты дважды проходили один и тот предмет под двумя разными названиями - Управление персоналом и Управление человеческими ресурсами3.
Крайне негативную роль играют карьерная коррупция и непотизм. Так, например, на вышеупомянутом факультете на должность заведующего кафедрой менеджмента и экономики социальной сферы по решению декана факультета и проректора по учебной работе, курирующего факультет, была назначена, а затем и избрана женщина, работавшая до этого ассистентом кафедры ортопедической стоматологии Белорусского государственного медицинского университета, т.е. врач-стоматолог. За год до назначения на должность она защитила кандидатскую диссертацию по экономике с помощью своего отца, директора Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Министерства экономики Республики Беларусь. Нужно отметить, что в тот же период, что и его дочь, он был назначен замдекана по научной работе экономического факультета БГУ4. В результате кафедра оказалась на грани закрытия, а заведующей в конце концов предложили уволиться.
Карьерная коррупция - это скрытый вид коррупции. В высшей школе страны кроме скрытой, довольно широко распространена и открытая коррупция. Так, в августе 2016 г. был осужден на 7 лет лишения свободы за взяточничество директор учебно-опытного республиканского унитарного предприятия «Щомыслица» Белорусского государственного университета5 и по совместительству (0,5% ставки) старший преподаватель кафедры менеджмента и экономики социальной сферы Белорусского государственного университета, избранный на должность по конкурсу. Он кандидат педагогических наук, на момент задержания занимал также должность председателя совета директоров унитарных предприятий Белорусского государственного университета, являлся членом Совета по
1 Поплавская Л.А. Некоторые аспекты трансформации образования на кафедре информационных технологий БГУ в рамках европейских стандартов// Электронный научный журнал, 2016. № 11-1(14). С.17-21.
2 Поплавская Л.А. Некоторые аспекты трансформации образования на кафедре информационных технологий БГУ в рамках европейских стандартов// Электронный научный журнал, 2016. № 11-1(14). С. 17-21.
3 Байтасов Р.Р. Чиновничья (кабинетная) субкультура как среда для формирования криминогенных групп в системе высшей школы// Советник юриста, 2017. № 1. С. 10-15.
4 Байтасов Р.Р. Карьерная коррупция и непотизм в высшей школе и их последствия// Юридическое образование и наука, 2016. № 2. С. 13-15.
5 Вынесен приговор обвиненному во взяточничестве директору подразделения БГУ. URL: http://news.tut.by/society/507440.html (дата обращения: 13.08.2016).
развитию предпринимательства в Республике Беларусь, в 2000-х годах работал проректором по экономике и коммерческим вопросам Белорусского государственного университета1.
Другой пример совершения уголовного преступления сотрудником БГУ: в 2014 г. инспектор деканата экономического факультета БГУ была задержана во время получения 2 тысяч долларов, которые ей в столичном кафе передал директор частного предприятия, который учился на факультете. Первоначально предполагалось, что деньги она брала для передачи преподавателям2. В конечном итоге, виновной была признана только 23-летняя инспектор, но возникает вопрос: как в свои 23 года она могла все это затеять?
Руководство страны пытается бороться с этими негативными явлениями. В республике предпринят ряд шагов по модернизации системы образования, по повышению ее качества, по интеграции в международное образовательное пространство: республика вступила в Болонский процесс, принят Кодекс об образовании. Вместе с тем, системной борьбы с вышеназванными негативными явлениями нет. Так, например, уволены с должностей ректор БГУ и министр образования Беларуси (проработал в должности менее двух лет), бывший 1-й проректор БГУ. Однако заместитель декана факультета социокультурных коммуникаций, на котором происходили вышеприведенные факты, за последние полтора года вырос до проректора БГУ по воспитательной работе и социальным вопросам (он кандидат исторических наук, доцент. Окончил исторический факультет БГУ и Академию управления при Президенте РБ); продолжает занимать должность его приятель, вышеупомянутый заведующий кафедрой информационных технологий, а преподаватели «поднявшие» неудобные для руководства вуза вопросы, уволены из университета.
О профессиональных установках проректора БГУ по воспитательной работе можно судить по цитатам из его работ: «Трудно определить профессиональный потенциал разоблаченных НКВД «врагов народа»»3. «Проведенное исследование показывает, что ... Для формирования более эффективной системы антирелигиозной работы необходимо было укрепить кадровый потенциал, создать систему государственного финансирования Союза воинствующих безбожников и обеспечить действенное участие в процессе атеистического воспитания социально-активных слоев населения»4. Может за знание недостатков сталинской системы антирелигиозной борьбы и с надеждой, что он предложит пути ее совершенствования (в контексте воспитательной работы со студентами и преподавателями), и назначен данный товарищ проректором?
Такая непоследовательность находит свое отражение в ухудшении конкретных показателей. Так, Беларусь, в 2016 г. ухудшила показатель по Индексу человеческого развития (ИЧР), по сравнению с 2014 г., опустившись с 50 на 52 место и пропустив вперед своих ближайших соседей: Россия (49 место), Латвия (44), Литва (37), Польша 36 место)5.
Общепризнано, что состояние системы образования, которая призвана создавать новые знания, развивать критическое мышление и инициативность, является залогом успешного развития государства. Вместе с тем, исходя из ситуации, сложившейся в ведущем
1 Байтасов Р.Р. Чиновничья (кабинетная) субкультура как среда для формирования криминогенных групп в системе высшей школы// Советник юриста, 2017. № 1. С. 10-15.
2 Незачёт: преподавателей БГУ и БНТУ берут за взятки. URL: http://naviny.by/rubrics/society/2014/02/13/ic_artides_116_184590 (дата обращения 10.03.2016).
3 Янушевич И.И. Агитационно-пропагандистское сопровождение атеистического воспитания в БССР (19371941гг.)// Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного образования», 1—3 октября 2014 г. С. 98-103.
4 Янушевич И.И. Агитационно-пропагандистское сопровождение атеистического воспитания в БССР (19371941гг.)// Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного образования», 1—3 октября 2014г. - С. 98-103.
5 Literacy rate UNESCO. 2016. URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?DataSetCode=EDULIT_DS (дата обращения: 29.06.2018).
вузе страны, можно констатировать, что в Беларуси она не справляется с этим своим предназначением, а учитывая непоследовательность действий руководства страны в данной сфере, радужных перспектив от формально проводимых реформ в системе образования страны, не стоит ожидать.
Литература:
1. Байтасов Р.Р. Карьерная коррупция и непотизм в высшей школе и их последствия// Юридическое образование и наука, 2016. № 2. С. 13-15.
2. Байтасов Р.Р. Чиновничья (кабинетная) субкультура как среда для формирования криминогенных групп в системе высшей школы// Советник юриста, 2017. №1. С. 10-15.
3. Корольков В. Кадровая ситуация в высшей школе: тенденции и проблемы// Высшее образование в России, 2000. № 6. С.7-19.
4. Поплавская Л.А. Некоторые аспекты трансформации образования на кафедре информационных технологий БГУ в рамках европейских стандартов// Электронный научный журнал, 2016. № 11-1(14). С. 17-21.
5. Янушевич И.И. Агитационно-пропагандистское сопровождение атеистического воспитания в БССР (1937-1941гг.)// Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного образования», 1—3 октября 2014 г. С. 98-103.
6. Возраст гениальности вычислили ученые. URL: https://www.interfax.by/article/1148309 (дата обращения: 29.06.2018).
7. Вынесен приговор обвиненному во взяточничестве директору подразделения БГУ. URL: http://news.tut.by/society/507440.html (дата обращения: 13.08.2016).
8. Незачёт: преподавателей БГУ и БНТУ берут за взятки. URL: http://naviny.by/rubrics/society/2014/02/13/ic_articles_116_184590 (дата обращения 10.03.2016).
9. О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2017 году. URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_bulletin/index_8955/ (дата обращения: 29.06.2018).
10. Literacy rate UNESCO. 2016. URL http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?DataSetCode=EDULIT_DS (дата обращения: 29.06.2018).
References:
1. Bajtasov R.R. Kar'ernaya korruptsiya i nepotizm v vysshej shkole i ikh posledstviya// YUridicheskoe obrazovanie i nauka, 2016. № 2. S. 13-15.
2. Bajtasov R.R. CHinovnich'ya (kabinetnaya) subkul'tura kak sreda dlya formirovaniya kriminogennykh grupp v sisteme vysshej shkoly// Sovetnik yurista, 2017. №1. S. 10-15.
3. Korol'kov V. Kadrovaya situatsiya v vysshej shkole: tendentsii i problemy// Vysshee obrazovanie v Rossii, 2000. № 6. S.7-19.
4. Poplavskaya L. А. Nekotorye aspekty transformatsii obrazovaniya na kafedre informatsionnykh tekhnologij BGU v ramkakh evropejskikh standartov// EHlektronnyj nauchnyj zhurnal, 2016. № 11-1(14). S. 17-21.
5. YAnushevich I.I. Agitatsionno-propagandistskoe soprovozhdenie ateisticheskogo vospitaniya v BSSR (1937-1941gg.)// Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Aktual'nye problemy gumanitarnogo obrazovaniya», 1—3 oktyabrya 2014 g. S. 98-103.
6. Vozrast genial'nosti vychislili uchenye. URL: https://www.interfax.by/article/1148309 (data obrashheniya: 29.06.2018).
7. Vynesen prigovor obvinennomu vo vzyatochnichestve direktoru podrazdeleniya BGU. URL: http://news.tut.by/society/507440.html (data obrashheniya: 13.08.2016).
8. Nezachyot: prepodavatelej BGU i BNTU berut za vzyatki. URL: http://naviny.by/rubrics/society/2014/02/13/ic_articles_116_184590 (data obrashheniya 10.03.2016).
9. O nauchnoj i innovatsionnoj deyatel'nosti v Respublike Belarus' v 2017 godu. URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_bulletin/index_8955/ (data obrashheniya: 29.06.2018).
10. Literacy rate UNESCO. 2016. URL: http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?DataSetCode=EDULIT_DS (data obrashheniya: 29.06.2018).
NEGATIVE TRENDS IN THE HIGH SCHOOL OF THE REPUBLIC OF BELARUS: A
BRIEF OVERVIEW
Baitasau R.R.
Candidate of agricultural sciences, Assistant Professor of Economics, associate professor Department of Management, Informatics and General Scientific Subjects, Eastern economic and legal humanitarian academy State University of Management rachmet@mail. ru
Abstract: Purpose: In the conditions of the formation of the information society, the basic principles of the activity of the education system do not lose their relevance. An attempt is made at the example of the leading Belarusian higher educational institution to trace how these principles are implemented in practice. Methods: dialectics, abstraction, analysis, synthesis, deduction, method of interbranch legal and management research. Results: The examples examined show that the professional level of knowledge and the competence of teachers implementing the educational process have decreased. It is conditioned by the enthusiasm of universities for short-term market benefits; a low salary of teachers, because of which the prestige of teaching activity and the aging of the faculty, the reduction of its quality characteristics, fell. Negative role is played by nepotism, which leads to a decrease in the qualitative characteristics of faculty, deterioration in the quality of curricula and curricula, textbooks and teaching aids, etc. The measures implemented in Belarus to eliminate negative trends in higher education are inconsistent and inadequate. Discussion: The complex study conducted clarifies the sources and causes of negative trends in the development of the country's higher school, shows their connection with inconsistent and erroneous personnel policy and nepotism.
Keywords: education, reform, career corruption, nepotism, personnel policy, unprofessionalism
Для цитирования: Байтасов Р.Р. Негативные тенденции в высшей школе Республики Беларусь: краткий обзор// Архонт, 2018. № 4 (7). С. 55-60.