Научная статья на тему 'Правовой механизм формирования социально-помогающих практик'

Правовой механизм формирования социально-помогающих практик Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩИЕ ПРАКТИКИ / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фогель Татьяна Викторовна

Автор рассматривает конструирование социально-помогающих практик, которое происходит не только благодаря внутренним источникам саморазвития, но и при определенной поддержке государства, с использованием государственно-правового механизма формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой механизм формирования социально-помогающих практик»

14. Майорова Н. В. Государственная политика по сохранению историко-культурного наследия (на примере Приморского края: 1945-2005 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Владивосток. 2006. С. 43.

15. ГАРФ. Ф. А-639. ОП. 1. Д. 298. Л.74.

16. О дальнейшем улучшении охраны памятников культуры в Краснодарском крае: Решение исполнительного комитета Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся от 29.01.75 г. № 63.

17. О мерах по дальнейшему улучшению охраны, содержания и использования памятников истории и культуры в Краснодарском крае:

Решение исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 15.11.77 № 759; Приложение к решению крайисполкома от 15.11.77 № 759.

18. Об изменении списка памятников истории и культуры Краснодарского края: Решение исполнительного комитета Краснодарского краевого совета народных депутатов от 16.05.79 № 333, Приложение № 1 к решению крайисполкома Об изменении списка памятников истории и культуры Краснодарского края от 16.05.79 № 333.

G. G. DAVYDENKO, M. P. BERLIZOV. ECONOMIC ASPECTS OF ACTIVITIES BODIES OF STATE PROTECTION OF MONUMENTS OF HISTORY AND CULTURE IN THE 60-70-IES OF XX CENTURY

(On the example of Krasnodar region)

In the scientific article by the authors on the example of Krasnodar region briefly summarizes and analyses the main economic components in the sphere of state protection of objects of cultural heritage in the 60 - 70s of the XX century.

Key words: protection of monuments, financing, Krasnodar region, Russian society of protection of monuments of history and culture.

Т. В. ФОГЕЛЬ

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩИХ ПРАКТИК

Автор рассматривает конструирование социально-помогающих практик, которое происходит не только благодаря внутренним источникам саморазвития, но и при определенной поддержке государства, с использованием государственно-правового механизма формирования.

Ключевые слова: социально-помогающие практики, правовой механизм их формирования, благотворительность.

Социально-помогающие практики - совокупность социально-помогающего потенциала и типов помогающего действия, направленная на благо других людей в диапазоне от минимального участия через различные виды социальной благотворительности до прямой личной помощи человеку.

Актуальность исследования социально-помогающих практик подтверждается необходимостью поддержания определенного порядка во взаимодействии членов общества и поиска новых оснований и ориентаций существования человека. Согласно Посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 [1] в России необходимо возрождать традиции милосердия, организовывать широкое движение добровольцев, готовых оказывать посильную помощь.

Рассмотрим ряд законов и нормативных правовых актов, призванных в соответствии с их концепцией содействовать развитию социально-помогающих практик. Основной закон Российской Федерации, наделенный высшей юридической силой - Конституция Российской Федерации. В статье 39 второй главы установлено, что поощряется создание дополнительных форм социального

обеспечения и благотворительность [2]. Таким образом сформулирована определенная положительная позиция в главном правовом документе государства по отношению к социально-помогающей деятельности (социально-помогающим практикам).

В Гражданском кодексе РФ, а именно во второй части (глава 32) в статье 582 «Пожертвования» [3] сформированы основные начала дарения и пожертвований. Определены объекты и назначение пожертвования, установлены гарантии свободы в такой социально-помогающей деятельности. Отметим, что Гражданский кодекс как основной законодательный акт, регулирующий правовые отношения между участниками гражданского оборота и имеющий приоритет перед другими федеральными законами и иными правовыми актами в сфере гражданского права, уделяет внимание социально-помогающим практикам.

Федеральный закон от 11.11.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014 №103-ФЗ) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (принят Государственной Думой 07.07.1995) устанавливает основы правового регулирования

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (55), 2014

благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления. В законе прописаны особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации. Закон раскрывает основное понятие благотворительности как добровольную деятельность граждан и юридических лиц «по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [4]; определяет цели благотворительной деятельности, регламентирует деятельность благотворительной организации.

В Постановлении Правительства РФ от 04.12.1999 № 1335 (ред. от 29.12.2008) «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации» обозначено определение гуманитарной помощи, под которой понимается «вид безвозмездной помощи (содействия), предо -ставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально не защищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия)» [5], а также регламентируется возможность населения получать безвозмездную помощь.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.07.2009 № 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации» в задачи информационного освещения благотворительной деятельности входит распространение информации о формах участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, преимуществах организованной благотворительности, а также формирование позитивного образа благотворительных организаций.

В распоряжении Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р (ред. от 16.07.2009 № 997-р) «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики определено привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи.

Важным документом является распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009 № 1121-р) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В разделе 8 «Развитие социальных институтов и социальная политика» одной из целевых ориентаций

социальной политики определяется содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтер-ства). Отмечена необходимость развития сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг.

Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (ред. от 09.01.2010 № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» формирует в сознании граждан страны и (общества в целом) помогающее отношение со стороны государства к определенным категориям населения, нуждающимся в поддержке. Указ предусматривает обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку.

Выделим целую группу документов, регламентирующих поддержку некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты. Во-первых, это Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 № 96 «Об утверждении правил предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов». Во-вторых, распоряжение Президента РФ от 29.03.2013 № 115-рп «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества». В-третьих, приказ Управления делами Президента РФ от 26.04.2013 № 226 (зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2013 № 28396) «Об утверждении Правил предоставления в 2013 году из федерального бюджета субсидий некоммерческим неправительственным организациям, реализующим социально значимые проекты и участвующим в развитии институтов гражданского общества». Определенно, данные нормативные правовые акты регулируют развитие и функционирование некоммерческих организаций, а также оказывают положительное влияние на социально-помогающие практики в целом.

Рассмотрим Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЭ (ред. от 28.12.2013 № 397-ФЭ) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 02.12.2011). В законе устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. На наш взгляд, закон, позволяя создавать условия для

реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно, косвенно формирует отношение к социально -помогающей деятельности.

Статья 152 Семейного кодекса РФ (ред. от 05.05.2014) [6] регулирует условия принятия детей на воспитание в приемную семью, что также формирует позитивное отношение и общественное внимание к социально-помогающей деятельности.

Рассмотрев вышеперечисленные документы в области российского законодательства, целесообразно сформулировать вывод, что в рассмотренных источниках права Российской Федерации закреплены основы регулирования благотворительной деятельности; определены возможные формы поддержки благотворительной деятельности органами государственной власти и местного самоуправления; обозначены формы содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества; раскрыто понятие благотворительной деятельности, гуманитарной помощи.

Однако можно отметить отсутствие законодательного регулирования и механизмов осуществления права участия в социально-помогающих практиках, что не может способствовать повышению социальной активности населения в этом вопросе. А также не проявлен интерес к механизмам общественного контроля и общественного участия в социально-помогающих практиках, отсутствуют нормативные механизмы поощрения благотворительности.

В целом рассмотренные нормативные правовые акты не являются прямым призывом к благотворительной деятельности и гуманитарной практике, однако несомненно, что это, во-первых, декларация определенной позитивной позиции государства по отношению к социально-помогающим

практикам как к социальному феномену. Во-вторых, трансляция законодательных инициатив оказывает влияние на мотивацию населения в социально-помогающем поведении; происходит расстановка ценностей и приоритетов в сознании общества. Тем самым можно конкретизировать и обозначить правовой механизм конструирования социально-помогающих практик.

Эффект функционирования такого механизма -развитие в обществе высокой социальной активности человека, его гражданской ответственности, нравственности и духовности. А также укрепление социально-помогающих убеждений граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в социально-помогающих практиках в интересах современного общества (в целях укрепления государства, обеспечения его безопасности и устойчивого развития).

Литература

1. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. 2013. № 282.

2. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

5. Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1999. № 50. Ст. 6221.

6. Семейный кодекс Российской Федерации. URL: http://www.pravo.gov.ru/

К. М. МАРТИРОСЯН

КОНЦЕПЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

Статья посвящена анализу становления концепции символического капитала. В ней исследуется проблема осознания оценки символической стоимости различных сфер человеческой деятельности в связи с разнообразием форм символического капитала, включая стоимость репутации, территории, бренда.

Ключевые слова: нематериальные активы, символическая стоимость, меновая стоимость, социальный статус.

T. V. FOGEL. LAW MECHANISM OF SOCIO-HELPING PRACTICE FORMATION

The author considers the construction of socio-helping practices, which occurs not only due to internal sources of self-development, but also with some support of the state, using state-legal mechanism of formation. Key words: socio-helping practice, law mechanism of their formation, charity.

Символические формы взаимодействия в со- элементом социально-культурных систем. Это циальных сообществах являлись важнейшим находило отражение в использовании симво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.