Научная статья на тему 'Правовой базис и особенности формирования компетентности судебно-медицинского эксперта'

Правовой базис и особенности формирования компетентности судебно-медицинского эксперта Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебно-медицинская экспертиза / компетенция / компетентность / образовательный стандарт / профессиональный стандарт / ординатура / аккредитация / судебно-экспертное молекулярно-генетическое исследование / идентификация личности / forensic medical examination / competence / educational standard / professional standard / residency / accreditation / forensic molecular genetic examination / human identification

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ирина Олеговна Перепечина

Значительное обновление в последние годы нормативной правовой базы формирования и оценки компетентности судебно-медицинских экспертов делает актуальным обобщение соответствующих источников и анализ правового регулирования данной сферы в современных условиях. Особенности этапов и механизма приобретения судебно-медицинских знаний экспертного уровня существенно отличают образовательный процесс судебно-медицинских экспертов от подготовки по судебной медицине врачей других специальностей, которые могут лишь эпизодически привлекаться к выполнению функций специалиста в уголовном судопроизводстве, а также от системы овладения специальными знаниями экспертного уровня в иных областях судебной экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ирина Олеговна Перепечина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis and peculiarities of the formation of the forensic medical expert competence

A significant update in recent years of the regulatory legal framework for the formation and assessment of the competence of forensic medical experts makes it relevant to generalize the relevant sources and analyze the legal regulation of this area in modern conditions. Features of the stages and mechanism for acquiring expert-level forensic knowledge significantly distinguish the educational process of forensic experts from the training of doctors of other specialties in forensic medicine, who can only occasionally be involved in performing the functions of a specialist in criminal proceedings, as well as from the system of mastering special expert-level knowledge in other areas of forensic examination.

Текст научной работы на тему «Правовой базис и особенности формирования компетентности судебно-медицинского эксперта»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-122-131 EDN: https://elibrary.ru/OIBLNQ NIION: 2007-0083-1/24-411 MOSURED: 77/27-005-2024-01-611

Правовой базис и особенности формирования компетентности судебно-медицинского эксперта

Ирина Олеговна Перепечина1'2

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, smi-100@mail.ru

2 Московская академия Следственного комитета имени А.Я. Сухарева, Москва, Россия

Аннотация. Значительное обновление в последние годы нормативной правовой базы формирования и оценки компетентности судебно-медицинских экспертов делает актуальным обобщение соответствующих источников и анализ правового регулирования данной сферы в современных условиях. Особенности этапов и механизма приобретения судебно-медицинских знаний экспертного уровня существенно отличают образовательный процесс судебно-медицинских экспертов от подготовки по судебной медицине врачей других специальностей, которые могут лишь эпизодически привлекаться к выполнению функций специалиста в уголовном судопроизводстве, а также от системы овладения специальными знаниями экспертного уровня в иных областях судебной экспертизы.

Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, компетенция, компетентность, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, ординатура, аккредитация, судебно-экспертное молекулярно-генетическое исследование, идентификация личности

Для цитирования: Перепечина И. О. Правовой базис и особенности формирования компетентности судебно-медицинского эксперта // Криминологический журнал. 2024. № 1. С. 122-131. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-122-131.

Original article

Irina O. Perepechina1'2

1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, smi-100@mail.ru

2 Sukharev Moscow academy of the Investigative Committee, Moscow, Russia

Abstract. A significant update in recent years of the regulatory legal framework for the formation and assessment of the competence of forensic medical experts makes it relevant to generalize the relevant sources and analyze the legal regulation of this area in modern conditions. Features of the stages and mechanism for acquiring expert-level forensic knowledge significantly distinguish the educational process of forensic experts from the training of doctors of other specialties in forensic medicine, who can only occasionally be involved in performing the functions of a specialist in criminal proceedings, as well as from the system of mastering special expert-level knowledge in other areas of forensic examination.

Keywords: forensic medical examination, competence, educational standard, professional standard, residency, accreditation, forensic molecular genetic examination, human identification

For citation: Perepechina I. O. Legal basis and peculiarities of the formation of the forensic medical expert competence. Criminological Journal. 2024;(1):122-131. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2024-1-122-131.

© Перепечина И. О., 2024 122_ - Криминологический журнал - № 1 / 2024

Legal basis and peculiarities of the formation of the forensic medical expert competence

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Введение

Курс судебной медицины, по мнению многих обучавшихся в медицинском вузе, является одним из наиболее сложных среди дисциплин, изучаемых будущими врачами. Это в значительной степени связано с тем, что судебная медицина интегрирует знания целого ряда наук - фундаментальных и прикладных, медицинских и немедицинских (биологических, юридических и др.), требуя для ее освоения широкого диапазона знаний и их немалой глубины. Немаловажным является нетривиальность и сложная биологическая природа объектов, с которыми имеет дело судебная медицина как наука и судебно-медицинская экспертиза как сфера практической деятельности. Исключительны и задачи, которые ставятся перед специалистами в данной области, определяясь основной целью профессиональной деятельности врача - судебно-медицинского эксперта, состоящей в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности [1].

Даже беглое перечисление особенностей, присущих судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе, делает очевидным важность создания основательного и разностороннего базиса знаний и практических навыков врачей, выбравших профессию судебно-медицинского эксперта.

Проблемам судебно-медицинской дидактики посвящены труды целого ряда ученых, включая работы последних лет [2-8]. Вопросы, касающиеся специальных судебно-медицинских знаний в аспекте профессионального образования как врачей, так и юристов (в том числе в связи с дефектами профессиональной деятельности), нашли также отражение и в наших работах [9-11]. Правовой анализ дифференцированного подхода к содержанию и объему специальных судебно-медицинских знаний в компетенциях различных субъектов судопроизводства проводился в контексте особенностей их подготовки к профессиональной деятельности [12].

Существенное обновление нормативной правовой базы в данной сфере побуждает вновь обратиться к теме формирования компетентности судебно-медицинских экспертов.

Основная часть

Начать стоит с того, что в судебной медицине, как и российской медицине в целом, действует нормативно регламентированная трехэтапная система подготовки врачей: 1) додипломное, базовое медицинское образование; 2) послевузовское образование в рамках интернатуры / ординатуры и 3) последипломное дополнительное профессиональное образование в форме переподготовки или повышения квалификации; не-

прерывное медицинское образование на протяжении всей профессиональной деятельности.

Что касается базового образования врача - судебно-медицинского эксперта, то в соответствии с профессиональным стандартом «Врач - судебно-медицинский эксперт» [1] к нему предъявляется требование

0 высшем образовании - специалитете по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия». Федеральные государственные стандарты высшего образования данных специали-тетов утверждены в 2020 г. [13-15]. К специалитетам указанные направления отнесены также Приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. № 89 [16]. Образовательные программы и учебные планы разрабатываются самими образовательными организациями. Так, в РНИМУ им. Н.И. Пирогова дисциплина «Судебная медицина» включена в базовую (обязательную) часть профессионального цикла специалитетов «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология», при этом студентам лечебного и педиатрического факультетов преподается 108-часовой курс судебной медицины (включая самостоятельную работу), студентам стоматологического факультета - 72-часовой; в учебной программе специалитета «Медицинская биохимия» судебная медицина отсутствует [17].

В медицинской печати сообщается [18], что Минздрав рассматривает возможность возврата к типовым образовательным программам для медицинских специальностей высшего профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования описывает только требования к компетенциям специалистов. В случае перехода на типовые учебные программы федеральные стандарты будут содержать не только описание компетенций, но и учебные планы, которым будет следовать образовательная организация1.

Тот факт, что врачи не всех специальностей изучают в вузе судебную медицину, следователям необходимо иметь в виду при привлечении врачей к выполнению функций специалиста в рамках уголовного судопроизводства. Стоит также учитывать, что не все окончившие медицинские вузы являются врачами: в них в настоящее время ведется подготовка не только по иным медицинским направлениям («Фармация», «Сестринское дело»), но и по направлениям, не относящихся к медицинским, - «Клиническая психология», «Биоинженерия и биоинформатика», «Информационные системы и технологии», «Менеджмент» [19], «Биология», «Социальная работа» [17] и др.

Особенностью формирования компетентности судебно-медицинского эксперта является то, что право

1 Об этой инициативе и о том, что она сейчас находится в финальной стадии проработки с Министерством образования и науки, сообщила 23 марта 2023 г. заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова на форуме «Здоровое общество».

работать в таком качестве врач приобретает не сразу по окончании медицинского вуза, а только пройдя последипломную подготовку. В этом существенное отличие подготовки в области судебной медицины у врачей-судебно-медицинских экспертов и у врачей иных специальностей, изучающих судебную медицину лишь в рамках вузовской подготовки. Это отличает данный подход также и от подготовки на экспертных факультетах вузов по специальности «030502 Судебная экспертиза» [20], где право на производство экспертиз выпускник получает еще в вузе вместе с присвоением ему квалификации «судебный эксперт».

Формами первичной, послевузовской профессиональной подготовки судебно-медицинских экспертов ранее являлось обучение в интернатуре (1 год) или клинической ординатуре (2 года). В 2018 г. интернатура была отменена. По окончании ординатуры профессиональное образование может быть также продолжено в аспирантуре.

Еще одна траектория приобретения квалификации врача-судебно-медицинского эксперта - профессиональная переподготовка, возможность которой предоставлена врачам определенных специальностей [21].

В 2012 г. были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатуры) [22]. В 2021 г. утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - по подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза [23].

Стандартом определено, что получение образования по программе ординатуры допускается только в образовательной организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования и научной организации. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу ординатуры, которой определяется содержание высшего образования по специальности, а также формирует требования к результатам освоения программы в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Объем программы ординатуры - 120 зачетных единиц. Программа включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. В программе выделяются три блока: 1) дисциплины (модули), 2) практика и 3) государственная итоговая аттестация. Практическая подготовка ведется в соответствии с Порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования [24].

Итогом освоения программы ординатуры у выпускника должны являться сформированные ком-

петенции, установленные программой; качество обучения определяется с использованием систем внутренней и внешней оценки (в последней организация принимает участие на добровольной основе).

Примером программы, подготовленной в соответствии с указанным выше стандартом, может служить Программа подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза, разработанная в Российском центре судебно-медицинской экспертизы Минздрава России. В основе программы «лежат модульный принцип, позволяющий гибко перестраивать программу; междисциплинарный принцип, направленный на объединение образовательных дисциплин различных специальностей (медицинских и немедицинских) и компетентностный подход...» [5]. Программа специальной дисциплины «Судебная медицина» включает в себя несколько модулей («Судебно-медицинская экспертиза трупа», «Повреждения и смерть от различных видов внешнего воздействия», «Судебно-медицинская экспертиза живых лиц» и др.). В программу включено также изучение фундаментальной дисциплины - патологической анатомии, а также смежных дисциплин - травматологии и лучевой диагностики (рентгенологии). В рамках модулей факультативных дисциплин, цель которых определяется разработчиками программы как «качественное улучшение образовательного процесса, возможность приобретения системы интегрированных теоретических судебных и экспертных знаний, умений и навыков для повышения уровня профессионализма при производстве комплексных судебных экспертиз» [5], планируется изучение уголовно-процессуальных основ судебной экспертизы; вопросов участия специалиста в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях; основ криминалистической экспертизы1.

Выпускники, освоившие программу ординатуры, и пройдя обязательную государственную итоговую аттестацию (в форме экзамена), получают диплом об окончании ординатуры по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» и присвоении квалификации врача-судебно-медицинского эксперта [25].

Согласно положению ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, изложенной в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 275-ФЗ), право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста. Данное положение означает замену сертификации новой формой допуска врачебных ка-

1 «Основы криминалистического оружиеведения. Предмет, объекты и задачи судебно-баллистической экспертизы», «Предмет, задачи, система и методы трасологии и трасологической экспертизы» и др.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

дров - системой аккредитации, ориентированной на конкретные компетенции. С 1 января 2023 г. действует Положение об аккредитации специалистов [26]. Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч. 3 ст. 69 ФЗ № 323-ФЗ). Переход к аккредитации происходит поэтапно и должен завершиться к 31 декабря 2025 г. Сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий подлежащих аккредитации лиц определены Приказом Минздрава России [27].

Аккредитация судебно-медицинских экспертов проводится в соответствии с нормативными документами [1; 21; 28]. Требования к образованию и обучению врача - судебно-медицинского эксперта: высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медицинская биохимия» и подготовка в интернатуре / ординатуре по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» или профессиональная переподготовка по одной из специальностей, которые были приведены выше. Обязательным является также повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности, что отвечает концепции непрерывного медицинского образования, принятой в российской медицине. Это ведет к тому, что все более углубляется различие между экспертным уровнем овладения специальными судебно-медицинскими знаниями и уровнем судебно-медицинских знаний у иных врачей, у которых возможно эпизодическое выполнений функций специалиста. Повышение квалификации происходит в рамках дополнительного профессионального образования, а также в иных формах - участия в научно-практических конференциях, вебинарах и т. д.

Нельзя не отметить, что в числе обязательных специалитетов и «Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам...» и профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт» называют относящуюся к фундаментальным дисциплинам специальность «Медицинская биохимия». В противоречии с этим находятся вузовские учебные программы, не предусматривающие изучение судебной медицины. Это противоречие должно быть устранено.

По окончании ординатуры врачи проходят первичную специализированную аккредитацию по специальности «Судебно-медицинская экспертиза», в дальнейшем должны будут проходить периодическую аккредитацию. Первичная специализированная аккредитация включает в себя этапы тестирования, оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях, которая может проводиться в том числе с

использованием симуляционного оборудования (тренажеров, манекенов) и (или) решения ситуационных задач. Комплектование набора практических заданий и ситуационных задач происходит автоматически с использованием информационных систем из Единой базы оценочных средств. Сведения о лицах, признанных прошедшими аккредитацию специалиста, вносятся Минздравом России в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения.

Что касается периодической аккредитации, то она будет проводиться по документам и включать в себя один этап - оценку портфолио.

Основная специальность «Судебно-медицинская экспертиза» включает в себя специальности, требующие дополнительной подготовки, к ним относятся: судебно-медицинские экспертизы акушерско-гине-кологического, медико-криминалистического, су-дебно-гистологического, судебно-биологического, судебно-генетического, судебно-цитологического, су-дебно-спектрографического профилей.

Ранее существенные трудности возникали в связи с привлечением к лабораторной деятельности специалистов, не являющихся по своему базовому образованию врачами. В настоящее время, кроме должности «врач-судебно-медицинский эксперт», в бюро судебно-медицинской экспертизы предусмотрена также должность «судебный эксперт» (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик) для лиц, не имеющих медицинского образования. Они проводят судебные экспертизы и исследования, в пределах своей компетенции принимают участие в проведении комиссионных и комплексных судебно-медицинских экспертиз (в том числе биологических, биохимических, молекулярно-генетических, химико-токсикологических). Требования к их квалификации [29]: высшее профессиональное (биологическое, химическое, биохимическое, молекулярно-генетическое) образование и дополнительная подготовка по специальности «Судебно-медицинская экспертиза». Данные лица проходят и первичную специализированную аккредитацию, по должности «Судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик)».

Первичная специализированная аккредитация лиц, имеющих высшее немедицинское образование, включает те же этапы, что и аккредитация врачей, с учетом специфики профессиональных знаний и навыков. Так, второй, практико-ориентированный, этап аккредитации для экспертов-генетиков включает оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях с использованием станций, имитирующих рабочее место эксперта, оборудование (оснащение) и расходные материалы. Например, экзаменационная станция «Молекулярно-генетическая экспертиза: идентификация личности (с применением роботизированного мультиплексного генотипирования)» пред-

назначена для проверки следующей профессиональной компетенции: выполнение судебно-экспертных молекулярно-генетических исследований по идентификации личности с применением роботизированного мультиплексного генотипирования: интерпретация полученных результатов и формулирование экспертного вывода. Аккредитуемое лицо должно продемонстрировать алгоритм проведения молекулярно-гене-тической идентификационной экспертизы, включая описание генотипических характеристик исследуемых объектов и формулирование экспертного вывода по предложенным электрофореграммам и результатам вероятностных расчетов). Стоит отметить, что обработка и пробоподготовка реального биоматериала, оценка навыков работы с дозирующими устройствами, программирование амплификаторов, постановка электрофореза не проводятся [30].

Очевидно, что подготовка судебно-медицинских экспертов начинается со студенческой скамьи. Именно тогда закладываются основы будущей профессиональной компетентности специалистов. Предпосылками глубоких знаний, а также практических навыков экспертной работы является сильный профессорско-преподавательский состав кафедр судебной медицины, наличие полноценного учебно-методического обеспечения учебного процесса, современная материально-техническая база кафедр. На многих кафедрах реализуется полный цикл обучения, формирования компетентности судебно-медицинских экспертов -специалитет, ординатура, дополнительное профессиональное образование, а также обучение и становление научных кадров в аспирантуре / докторантуре.

Важной составляющей обучения является его практическая часть. Делясь опытом организации практических занятий на кафедре судебной медицины в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. Павлова, В. Л. Попов и соавторы справедливо отмечают, что эффективность практических занятий во многом зависят от содержания учебно-материальной базы, которую составляют: тематические аудитории; экспозиции учебного музея; аннотированные тематические комплекты влажных и костных учебных препаратов; аннотированный тематический комплект гистологических учебных препаратов; комплекты тематических учебных диапозитивов, используемые для презентации на лекционных и практических занятиях; тематическое обеспечение (макропрепараты, демонстрационная, в том числе мультимедийная, аппаратура) и пр. [7].

Использование симуляционного оборудования помогает обучающимся освоить технику судебно-медицинского исследования трупа, изъятия и направления органов и тканей для дополнительных лабораторных исследований, развить другие практические навыки.

В. Б. Страгис и соавт. описывают также положительный опыт использования имитаторов повреждений в работе судебно-медицинского эксперта при проведении ситуалогической экспертизы с реконструкцией места происшествия [31].

Принятой практикой является проведение секционных занятий на базе практических учреждений -Бюро судебно-медицинской экспертизы, что позволяет привлечь к преподавательской деятельности экспертов-практиков и оптимизировать тем самым обучение [4; 8]. Этим достигается возможность преподавания дисциплины с использованием актуального экспертного материала, а также демонстрации современных методов исследования с применением новейшего оборудования [32].

Согласно законодательству, обучение по программе ординатуры осуществляется в очной форме, реализация программы ординатуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается. Однако в тех же нормативно-правовых документах указывается, что при реализации программы ординатуры образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. В современных же реалиях технологии дистанционного обучения в структуре обучающих средств приобретают все большее значение, причем это касается всех уровней образования. Дистанционные технологии успешно развивались и в доковидную эпоху [32; 33], в период же пандемии новой коронови-русной инфекции COVID-19 обучение, фактически, перешло в дистанционный режим. Опыт преподавания судебной медицины в этот период показал, что дистанционное обучение возможно «и как вариативная, дополнительная, углубленная часть подготовки, и в качестве основной формы в условиях форс-мажора, когда очное обучение из соображений безопасности становится невозможным» [3].

Заключение

Значительное обновление в последние годы нормативной правовой базы формирования и оценки компетентности судебно-медицинских экспертов делает актуальным обобщение соответствующих источников и анализ правового регулирования данной сферы в современных условиях.

Особенности этапов и механизма приобретения судебно-медицинских знаний экспертного уровня существенно отличают образовательный процесс судебно-медицинских экспертов от подготовки по судебной медицине врачей других специальностей, которые могут лишь эпизодически привлекаться к выполнению функций специалиста в уголовном судопроизводстве, а также от системы овладения специальными знаниями экспертного уровня в иных областях судебной экспертизы.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Список источников

1. Приказ Минтруда России от 14 марта 2018 г. № 144н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач - судебно-медицинский эксперт»» (зарег. в Минюсте России 5 апреля 2018 г. № 50642) // URL://http://www.pravo.gov.ru

2. Буромский И. В., Сидоренко Е. С., Ермакова Ю. В. Развитие системы непрерывного медицинского образования в современных условиях // Судебно-медицинская экспертиза. 2019. № 1. С. 56-59.

3. Кильдюшов Е. М., Егорова Е. В. Дистанционное преподавание судебной медицины на кафедре медицинского университета в период пандемии COVID-19 // Судебно-медицинская экспертиза. 2022. № 6. С. 66-69.

4. Кинле А. Ф., Солохин Ю. А., Даниелян М. Л. К 85-летию кафедры судебной медицины РМАНПО // Достижения российской судебно-медицинской науки ХХ-ХХ1 столетия: к 100-летию со дня образования современных судебно-экспертных школ. Труды VIII Всероссийского съезда судебных медиков с международным участием, 21-23 ноября 2018 г., Москва / под общ. ред. д.м.н. А. В. Ковалева. М. : ООО «Принт», 2019. Т. 1. С. 20-23.

5. Ковалев А. В., Романенко Г. Х., Макаров И. Ю., Владимиров В. Ю., Березников А. В. Программа ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза - составляющая единого образовательного пространства // Судебно-медицинская экспертиза. 2017. № 6. С. 37-43.

6. Пиголкин Ю. И., Ломакин Ю. В., Леонова Е. Н. Реализация современной концепции образования в организации учебного процесса на кафедре судебной медицины Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова Минздрава России // Судебно-медицинская экспертиза. 2017. № 5. С. 61-63.

7. Попов В. Л., Степанова П. В., Улезько Л. С., Карнасевич Ю. А. Организация практических занятий на кафедре судебной медицины ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова // Судебно-медицинская экспертиза. 2021. № 5. С. 57-60.

8. Эделев Н. С., Воробьев, Краев И. П. Опыт совместной работы кафедры клинической судебной медицины приволжского исследовательского медицинского университета и нижегородского областного бюро судебно-медицинской экспертизы в обучении студентов // Достижения российской судебно-медицинской науки ХХ-ХХ1 столетия: к 100-летию со дня образования современных судебно-экс-

пертных школ. Труды VIII Всероссийского съезда судебных медиков с международным участием, 21-23 ноября 2018 г., Москва / под общ. ред. д.м.н. А. В. Ковалева. М. : ООО «Принт», 2019. Т. 1. С. 117-119.

9. Панченко И. В., Перепечина И. О. Система подготовки врачей в аспекте формирования их профессиональной компетенции в области судебной медицины для решения задач в уголовном судопроизводстве // Исследования и практика в медицине, 2015. Т. 2. №. 1. С. 65-68.

10. Панченко И. В., Перепечина И. О. Специальные судебно-медицинские знания в аспекте профессионального образования судебно-медицинских экспертов как участников уголовного и гражданского судопроизводства // Закон и право. 2015. № 6. С. 152-156.

11. Перепечина И. О., Панченко И. В. Использование знаний в области судебной медицины для реализации уголовно-процессуальных норм в реалиях Федеральных государственных образовательных стандартов по юриспруденции: грядущие проблемы правоприменения // Закон и право. 2015. № 8. С. 21-24.

12. Панченко И. В., Перепечина И. О. Дифференцированный подход к содержанию и объему судебно-медицинских знаний в компетенциях различных субъектов судопроизводства // Пробелы в российском законодательстве. 2021. № 5. С. 362-369.

13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от августа 2020 г. № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности

31.05.01 Лечебное дело» // URL://http://www. pravo.gov.ru

14. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 965 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности

31.05.02 Педиатрия» // http://www.pravo.gov.ru

15. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 998 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 30.05.01 Медицинская биохимия» // URL:// http://www.pravo.gov.ru

16. Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2022 г. № 89 (ред. от 29 августа 2022 г.) «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» (зарег. в Минюсте России 3 марта 2022 г. № 67610) // иКЬ://Ыф// www.pravo.gov.ru

17. РНИМУ им. Н.И. Пирогова // иКЪ://Ь^:// rsmu.ru

18. Бескаравайная Т. Минздрав планирует введение единой учебной программы для всех медицинских вузов // URL://https://medvestnik. ru/content/news/Minzdrav-planiruet-vvedenie-edinoi-uchebnoi-programmy-dlya-vseh-medicinskih-vuzov.html

19. Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России // URL://https://sechenov.ru

20. Приказ Минобрнауки России от 31 августа

2020 г. № 1136 ((ред. от 26 ноября 2020 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза» (зарег. в Минюсте России 14 сентября 2020 г. № 59827) // URL://http://www.pravo.gov.ru

21. Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н (ред. от 4 сентября 2020 г.) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарег. в Минюсте России 23 октября 2015 г. № 39438) // URL://http://www.pravo.gov.ru

22. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 декабря 2011 г. № 1475н «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура)» (зарег. в Минюсте РФ 21 декабря 2011 г. № 22705) // Российская газета. 2011. 30 дек. № 296.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Приказ Минобрнауки России от 30 июня

2021 г. № 558 (ред. от 19 июля 2022 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.10 Судебно-медицинская экспертиза» (зарег. в Минюсте России 28 июля 2021 г. № 64407) // URL://http://www.pravo.gov.ru

24. Приказ Минздрава России от 3 сентября 2013 г. № 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образо-

вания» (зарег. в Минюсте России 1 ноября 2013 г. № 30304) // Российская газета. № 255. 13 ноября 2013 г.

25. Приказ Минздрава России от 6 сентября 2013 г. № 634н «Об утверждении образца диплома об окончании ординатуры, описания диплома об окончании ординатуры, порядка заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50. 16 декабря 2013 г.

26. Приказ Минздрава России от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (зарег. в Минюсте России 30 ноября 2022 г. № 71224) // URL://http://www.pravo.gov.ru

27. Приказ Минздрава России от 22 декабря 2017 г. № 1043н (ред. от 4 августа 2020 г.) «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» // URL://http://www.pravo.gov.ru

28. Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»» // URL://http://www.pravo.gov.ru

29. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»» // СПС «КонсультантПлюс».

30. Первичная специализированная аккредитация (немедицинское образование) // URL://https:// fmza.ru/registries

31. Страгис В. Б., Кочоян А. Л., Романенко Г. Х., Минаева П. В. Применение симуляционных технологий (муляжей) в образовательном процессе и практической деятельности эксперта // Достижения российской судебно-медицинской науки ХХ-ХХ1 столетия: к 100-летию со дня образования современных судебно-экспертных школ. Труды VIII Всероссийского съезда судебных медиков с международным участием, 21-23 ноября 2018 г., Москва / под общ. ред. д.м.н. А. В. Ковалева. М. : ООО «Принт», 2019. Т.1. С. 113-116.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

32. Гарас Н. Н. Роль дистанционных элементов обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 72-75.

33. Жукова В. Ю., Михеева Н. М., Лобанов Ю. Ф. Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения на примере Алтайского государственного медицинского университета // Успехи современного естествознания. 2017. № 7. С. 127-129.

References

1. Order of the Ministry of Labor of Russia dated March 14, 2018 Ко. 144n «On the approval of the professional standard «Doctor - forensic expert»» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on April 5, 2018 Ко. 50642) // URL://http:// www.pravo.gov. ru

2. Buromsky I. V., Sidorenko E. S., Ermakova Yu. V. Development of the system of continuous medical education in modern conditions // Forensic medical examination. 2019. No. 1. P. 56-59.

3. Kildyushov E. M., Egorova E. V. Distance teaching of forensic medicine at the department of medical university during the COVID-19 pandemic // Forensic medical examination. 2022. № 6. С. 66-69.

4. Kinle A. F., Solokhin Yu. A., Danielyan M. L. To the 85th anniversary of the Department of Forensic Medicine of the RMANPO // Achievements of Russian forensic science of the XX-XXI centuries: to the 100th anniversary of the formation of modern forensic schools. Proceedings of the VIII All-Russian Congress of Forensic Physicians with International Participation, November 21-23, 2018, Moscow / ed. MD A. V. Kovalev. M. : Print LLC, 2019. Vol. 1. P. 20-23.

5. Kovalev A. V., Romanenko G. Kh., Makarov I. Yu., Vladimirov V. Yu., Bereznikov A. V. Residency program in the specialty 31.08.10 Forensic medical examination - a component of a single educational space // Forensic medical examination. 2017. No. 6. P. 37-43.

6. Pigolkin Yu. I., Lomakin Yu. V., Leonova E. N. Implementation of the modern concept of education in the organization of the educational process at the Department of Forensic Medicine of the First Moscow State University. THEM. Sechenov of the Ministry of Health of Russia // Sudebno-meditsinskaya ekspertiza. 2017. No. 5. P. 61-63.

7. Popov V. L., Stepanova P. V., Ulezko L. S., Karnasevich Yu. A. Organization of practical training at the Department of Forensic Medicine of the Pavlov First Saint Petersburg State Medical

University // Sudebno-meditsinskaya ekspertiza. 2021. No. 5. P. 57-60.

8. Edelev N. S., Vorobyov, Kraev I. P. The experience of joint work of the Department of Clinical Forensic Medicine of the Volga Research Medical University and the Nizhny Novgorod Regional Bureau of Forensic Medical Examination in teaching students // Achievements of Russian forensic science of the XX-XXI centuries: to the 100th anniversary of the formation of modern forensic schools. Proceedings of the VIII All-Russian Congress of Forensic Physicians with International Participation, November 21-23, 2018, Moscow / ed. ed. MD A. V. Kovalev. M. : Print LLC, 2019. Vol. 1. P. 117-119.

9. Panchenko I. V., Perepechina I. O. The system of training doctors in the aspect of the formation of their professional competence in the field of forensic medicine to solve problems in criminal proceedings // Research and practice in medicine, 2015. Vol. 2. No. 1. P. 65-68.

10. Panchenko I. V., Perepechina I. O. Special forensic knowledge in the aspect of professional education of forensic experts as participants in criminal and civil proceedings // Lex and Law. 2015. No. 6. P. 152-156.

11. Perepechina I. O., Panchenko I. V. The use of knowledge in the field of forensic medicine for the implementation of criminal procedural norms in the realities of the Federal State Educational Standards in Jurisprudence: Future Problems of Law Enforcement // Lex and Law. 2015. No. 8. P. 21-24.

12. Panchenko I. V., Perepechina I. O. A differentiated approach to the content and volume of forensic knowledge in the competences of various subjects of legal proceedings // Gaps in Russian legislation. 2021. No. 5. P. 362-369.

13. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of August 12, 2020 No. 988 «On the approval of the federal state educational standard of higher education -a specialist in the specialty 31.05.01 General Medicine» // URL://http://www.pravo.gov.ru

14. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of August

12, 2020 No. 965 «On the approval of the federal state educational standard of higher education -a specialist in the specialty 31.05.02 Pediatrics» // URL://http://www.pravo.gov.ru

15. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of August

13, 2020 No. 998 «On the approval of the federal state educational standard of higher education -a specialist in the specialty 30.05.01 Medical

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

biochemistry«» // URL://http://www.pravo.gov.ru

16. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated February 1, 2022 No. 89 (as amended on August 29, 2022) «On the approval of the list of specialties and areas of higher education training for undergraduate programs, specialist's programs, master's programs, residency programs and assistant-internship programs» (Registered in the Ministry of Justice Russia on March 3, 2022 No. 67610) // URL://http://pravo.gov.ru

17. The Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov // URL://https://rsmu.ru

18. Beskaravaynaya T. The Ministry of Health plans to introduce a unified curriculum for all medical universities // URL://https://medvestnik. ru/content/news/Minzdrav-planiruet-vvedenie-edinoi-uchebnoi-programmy-dlya-vseh-medicinskih-vuzov.html

19. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University // URL://https://sechenov.ru (Date of access: 03.04.2023).

20. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 08/31/2020 No. 1136 (ed. on November 26, 2020) «On the approval of the federal state educational standard of higher education - a specialist in the specialty 40.05.03 Forensic examination» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on September 14, 2020 No. 59827) // URL://http://www.pravo.gov. ru

21. Order of the Ministry of Health of Russia dated October 8, 2015 No. 707n (ed. on September 4, 2020) «On the approval of the Qualification requirements for medical and pharmaceutical workers with higher education in the field of study «Health care and medical sciences» (Registered with the Ministry of Justice of Russia on October 23, 2015 No. 39438) // URL://http://www.pravo. gov.ru

22. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of December 5, 2011 No. 1475n «On the approval of federal state requirements for the structure of the main professional educational program of postgraduate professional education (residency)» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 21, 2011 No. 22705) // Rossiyskaya Gazeta. Dec 30, 2011 No. 296.

23. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of June 30, 2021 No. 558 (ed. of July 19, 2022) «On the approval of the federal state educational standard of higher education - training of highly qualified personnel in residency programs in the specialty 31.08.10 Forensic medical examination»

(Registered with the Ministry of Justice of Russia on July 28, 2021 No. 64407) // URL://http://pravo. gov.ru

24. Order of the Ministry of Health of Russia of September 3, 2013 No. 620n «On the approval of the Procedure for organizing and conducting practical training of students in professional educational programs of medical education, pharmaceutical education» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on November 1, 2013 No. 30304) // Rossiyskaya Gazeta. No. 255. November 13, 2013.

25. Order of the Ministry of Health of Russia dated of September 6, 2013 No. 634n «On the approval of the model diploma of completion of residency, description of the diploma of completion of residency, the procedure for filling out, recording and issuing the said diploma and its duplicates» // Bulletin of normative acts of federal executive bodies. No. 50. December 16, 2013.

26. Order of the Ministry of Health of Russia dated October 28, 2022 No. 709n «On the approval of the Regulations on the accreditation of specialists» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on November 30, 2022 No. 71224) // URL://http:// pravo.gov.ru

27. Order of the Ministry of Health of Russia dated December 22, 2017 No. 1043n (as amended on August 4, 2020) «On the approval of the terms and stages of accreditation of specialists, as well as categories of persons with medical, pharmaceutical or other education and subject to accreditation of specialists» // URL://http://www. pravo.gov.ru

28. Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated July 23, 2010 No. 541n «On the approval of the Unified Qualification Handbook of the positions of managers, specialists and employees, section «Qualification characteristics of positions of workers in the field of healthcare» // URL://http://www.pravo.gov.ru

29. Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation from January 11, 2011 No. 1n «On approval of the unified qualification directory of posts of managers, specialists and employees, section «Qualification characteristics of posts of managers and specialists of higher professional and additional professional education» // LRS «ConsultantPlus».

30. Primary specialized accreditation (non-medical education) // URL://https://fmza.ru/registries

31. Stragis V. B., Kochoyan A. L., Romanenko G. Kh., Minaeva P. V. The use of simulation technologies (models) in the educational process and practical activities of an expert // Achievements of the

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Russian forensic science of the XX-XXI centuries: to the 100th anniversary of the formation of modern forensic schools. Proceedings of the VIII All-Russian Congress of Forensic Physicians with International Participation, November 21-23, 2018, Moscow / ed. MD A. V. Kovalev. M. : Print LLC, 2019. Vol. 1. P. 113-116.

32. Garas N. N. Role of distance education elements

in clinical subjects teaching at higher medical school // Smolensk Medical Almanac. 2016. No. 2. P. 72-75.

33. Zhukova V. Yu., Mikheeva N. M., Lobanov Yu. F. Advantages and shortcomings of remote form of education on the example of the Altai state medical university // Advances in modern natural science. 2017. No. 7. P. 127-129.

Информация об авторе

И. О. Перепечина - профессор кафедры криминалистики юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры судебно-экспертной и оперативно-розыскной деятельности Московской академии Следственного комитета имени А.Я. Сухарева, доктор медицинских наук, академик Российской академии естественных наук.

Information about the author

I. O. Perepechina - Professor of the Department of Criminalistics of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University, Professor of the Department of forensic and operational-search activities of Sukharev Moscow academy of the Investigative Committee, Doctor of Medical Sciences, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences.

Статья поступила в редакцию 15.05.2023; одобрена после рецензирования 25.05.2023; принята к публикации 08.06.2023.

The article was submitted 15.05.2023; approved after reviewing 25.05.2023; accepted for publication 08.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.