правовое обеспечениеi социокультурного i
развития!
1УДК 316.334 ББК 60.5
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
М. А. Яковлева
Статья посвящена формированию гражданского общества в России. Выявлены основные признаки гражданского общества и определены формы властных отношений между обществом и государством. В статье рассмотрены отношения гражданского общества и государства, реализация принципов правового государства, заложенных в Конституции. Правовое государство в России имеет ряд характеристик, которые присущи только ей в силу экономических, политических, культурных и правовых особенностей, закрепленных в Конституции. При определенных обстоятельствах наша страна имеет все шансы сформировать полновесное гражданское общество и достичь правового государства, на практике реализовав принципы гражданского общества и правового государства. Тенденция последних лет показывает, насколько государство заинтересовано в участии общества, для этого создаются проекты, которые позволяют гражданам влиять на принимаемые решения.
Ключевые слова: правовое государство, гражданское общество, конституционные гарантии, государство, общество.
LEGAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND CIVIL SOCIETY
M. A. Yakovleva
The article is devoted to the formation of civil society in Russia. The main features of civil society and the forms of power relations between state and society. The article analyzes the relationship of civil society and the state, the implementation of the rule of law inherent in the Constitution. Legal state in Russia has a number of characteristics that are unique due to economic, political, cultural and legal features, enshrined in the Constitution. Under certain circumstances, our country has all the chances to form a full-fledged civil society and to achieve a lawful state, in practice, implementing the principles of civil society and legal state. The tendency of the current years shows how the state is interested in the participation of the community by creating projects that allow citizens to influence decisions.
Keywords: legal state, civil society, constitutional guarantees, the state, society.
В настоящий момент в России происходит становление гражданского общества, а также процесс налаживания «диалога» между организациями, представляющими гражданское общество, и властными и правительственными структурами. Возможность или не-
возможность взаимодействия между этими двумя секторами является основным критерием в возможности и, соответственно, невозможности свободного развития гражданского общества.
Помимо этого степень взаимодействия косвенно отражает степень свобод в государстве,
возможность народа, граждан донести свое мнение до государственных и властных институтов, возможность влиять на их решения. Проблема невозможности данного «диалога», «глухость» государства и власти к мнению общества является одним из показателей закрытости власти.
Хочется обратить внимание, что среди современных концепций гражданского общества в качестве идейного основания гражданского общества берется за основу противопоставление экономических и социально-политических сфер.
В реалиях современного состояния общества популяризируется концепция социал-демократического гражданского общества, возникшая в начале XX в. Акцентируется внимание на симбиозе взаимодействия с государством. Тот аспект, что государство формирует институты гражданского общества, с целью эффективного функционирования демократического государства и рыночной экономики. В этой концепции гражданское общество рассматривается как вспомогательный государственный институт общественности, нацеленный на всестороннее развитие общества в целом. Если раньше говорилось о противостоянии или слаженной работе между собой политической, экономической, духовной и, безусловно, социальной сфер, то социал-демократическая концепция внедряет в эту модель сфер жизнедеятельности общества пятую сферу - гражданское общество, которое вбирает в себя все продукты жизнедеятельности общества и государства. В данной теории гражданское общество и государство не отождествляются, но и не противопоставляются друг другу.
Гражданское общество является одним из понятий, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и непо-литизированных духовных и экономических отношений в обществе. Гражданское общество является областью спонтанной самореализации людей либо в состоянии свободных индивидов, либо в виде добровольных объединений в качестве граждан, защищенной соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов [1].
Современное значение понятия «гражданское общество» подразумевает под собой баланс отношений индивидуальных, коллективных и государственных, одновременно представляя собой опосредованную от государства сферу общественных отношений. Можно сказать, что гражданское общество - это уровень общественного развития, характеризующийся следованием принципам защиты прав и свобод человека, а также соблюдение человеком предписанных ему обязанностей и несение ответственности за общественное развитие. Основные предпосылки возникновения сводятся к экономической сфере: рыночные отношения, многообразие форм собственности и экономическая свобода.
Целеориентация основана на приоритетности прав человека как самостоятельного субъекта. В качестве особенностей взаимоотношений является их векторная направленность: с иерархичной вертикальной, характерной для государственных структур, на горизонтальную, более свободную и гибкую. Особое место в общественных отношениях занимает конкуренция среди юридически свободных индивидов.
Обобщение теоретических мыслей и практических исследований позволяет выявить основные признаки гражданского общества:
1. Существование такой социально-правовой единицы, как «гражданин» - личность, которой присуща наличие идеалов, активно использующая имеющиеся права и свободы с целью удовлетворения своих разнообразных потребностей, не противореча при этом общим потребностям социума, а также исправно исполняя свои обязанности.
2. Институционализация структур, созданных на коммерческой и некоммерческой основе, с целью реализации предоставленных свобод.
3. Политическая активность и культура, опосредованная установлением демократического строя государства, предоставляющего возможность гражданам принимать участие в реализации различных значимых для него и для государства проектов.
4. Этическое и правовое самосознание граждан, а также наличие регулирующей составляющей этико-правового поведения.
5. Экономическая составляющая гражданского общества: различные формы собствен-
ности, конкуренция, развитие рыночных отношений с целью создания материальной основы для реализации прав и свобод гражданина, а также удовлетворения его различных потребностей.
6. Наличие эффективных механизмов взаимодействия с окружающей средой.
7. Свободная массовая информационная система, как гарант свободного обмена информацией.
Важным элементом гражданского общества является автономность общества. Данная характеристика обозначает рамки влияния государства, то есть государство устанавливает определенные общие границы на основе закона, а функционирование гражданского общества остается независимым. Характеристика автономности является производной исторической эволюции понятия гражданского общества.
Обобщая теоретические работы исследователей, спектр властных отношений между обществом и государством можно выразить в следующих формах [2, с. 191]:
• законодательное регулирование деятельности граждан и гражданских ассоциаций;
• корректировка условий функционирования гражданского общества и его ресурсов;
• формирование определенной государственной идеологии и поддержание ее ценностей внутри общества.
С другой стороны, общество тоже может влиять на деятельность государства, если имеет следующие возможности:
• участие в формировании государства и правящей элиты;
• оказание влияния на принятие государственных решений;
• навязывание определенных политических ценностей.
В современном мире наблюдается тенденция непосредственной взаимосвязи общества и государство, эти два элемента социума действуют наравне.
Наиболее распространенным сейчас является развитие демократического общества, где государство ориентируется на демократическое устройство общества и эффективное управление.
Современное демократическое государство строит свою политику с привлечением ин-
ститутов, которые входят в социальную систему общества.
Государственное управление неразрывно связано с человеком и его деятельностью. Государственное управление как элемент входит в социальную систему общества. Это довольно сложная система, она формируется по модели, которая задана человеком и призвана служить целям обеспечения с более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и стремлений, главным образом в сфере коллективного существования, а в более широком смысле - в разнообразных проявлениях общественной жизни людей.
Именно с этим связано, что государственное управление неразрывно следует за государством и обществом и так же исторически развивается. Поэтому практическая реализация деятельности государственного управления всегда обусловлена историческим этапом развития определенного общества, его культурной, политической, экономической и правовой стороной, ее развитостью, господствующими в этом обществе государственными идеологиями и ценностями. Оно выражается во взаимосвязях человека, общества и государства.
Демократический характер управления, целевая ориентация и другие качества общества предполагают привлечение широких кругов граждан к участию в осуществлении управления.
Это проявляется в участии в выборах, на избирательных участках, в активной политической позиции, в отправление правосудия народными заседателями и в элементарном стремление людей и общества сделать жизнь лучше.
Проблемы взаимодействия общества и государства стоит изучать с точки зрения осмысления механизмов осуществления государственной власти и управления, что важно для понимания того, как происходит функционирование структур государственного аппарата.
Общество по своей специфике неоднородно, каждый член общества имеет свои собственные потребности и желания, распределяя их согласно собственной системе приоритетов.
Ситуация осложняется так же тем, что в обществе образуются устойчивые группы, корпорации, организации людей и появляются групповые потребности, желания и приоритеты. И цели
различных групп могут совпадать, пересекаться или полностью противоречить друг другу.
Само собой разумеется, что каждая такая социальная группа или общность людей стремится, чтобы цели государственного управления решали только их проблемы, это и осложняет составление единой программы реализации таких потребностей и желаний.
Открытость государства обществу, с точки зрения оптимальной подверженности государства общественным запросам, и степень вовлеченности граждан в процессы его деятельности характеризуют в главных чертах эффективность осуществления государственного управления, как демократического и социально-правового общественно-политического института [3, с. 590].
Именно в этой последовательности можно увидеть закономерную взаимосвязь социальных явлений, действий и событий, в результате которых происходит разработка и принятие решений, а также их реализация при помощи имеющихся у государства ресурсов. Институты политической системы общества влияют на содержание и структуру государственного управления, формы и методы его осуществления, определяют их целесообразность и эффективность.
В современной России источники правового государства должны первоначально находиться в Конституции, которая обеспечивает верховенство права в стране.
Другие законы не могут ей противоречить, а следовательно, обязаны полностью соответствовать основному закону для сохранения конституционного базиса государства. Фундамент правового государства должен изначально складываться из статей Конституции, а уж потом обеспечиваться, укрепляться и расширяться другими законами.
Каждое государство имеет свои особенности, характерные в отношении традиций, общепринятых правил и норм поведения.
Важность гражданского общества и правового государства трудно переоценить.
В условиях современности правовые особенности могут быть препятствием или сулить те или иные выгоды государству.
Возникает вопрос, является ли Россия правовым государством и есть ли предпосылки создания гражданского общества в нашей
стране. Поскольку речь идет о достаточно сложных процессах, ответом на вопрос может быть только то, что большая часть фундамента для реализации полноценного правового государства уже заложена в основном законе страны - Конституции России. Смогут ли граждане реализовать данные в Конституции гражданские права, вопрос очень сложный и требует длительного времени для разрешения и выяснения его.
Принципы правового государства, закрепленного в РФ Конституцией, представляют собой целую систему мер и функций, воплотившихся в организации государственной власти и политического устройства РФ. Важен также вектор социальной направленности государства в своей сути, что делает Конституцию преемницей существующей системы защиты прав и свобод человека не только в стране, но и во всем мире.
Особенной чертой административно-территориального устройства России является система федеративных отношений между федеральным правительством и регионами, входящими в состав страны и являющимися ее полноправными субъектами, что и сохраняет так называемую двойную гарантию против произвола властей и лучше обеспечивает права и свободы граждан путем законодательного закрепления их в конституциях и уставах субъектов федерации.
Согласно концепции гражданского общества и сохранения территориальной целостности государства, вводится запрет на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды [4, с. 19].
Среди множества предоставляемых гражданину России прав и свобод стоит особо выделить следующие предоставляемые Конституцией РФ права на:
• жизнь (ч. 1, ст. 20);
• защиту достоинства личности (ст. 21);
• свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
• неприкосновенность жилища (ст. 25);
• свободное передвижение и выезд за пределы страны (ст.27);
• свободу слова и мысли;
• свободу средств массовой информации и запрет цензуры (ст. 29);
• свободу объединений и их деятельности (ст. 30), мирных собраний (ст. 31);
• участие в управлении делами государства самостоятельно и через представителей;
• охрану здоровья и медпомощь (ч. 2, ст. 7; ст. 41);
• гарантию защиты прав и свобод (ст. 45, 46) в суде;
• обращение в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 33).
В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права предоставляются гарантии прав коренных и малочисленных народов.
Президент РФ является гарантом Конституции и для этого наделен широкими полномочиями, которые он исполняет в течение определенного Конституцией срока службы. Президент вводится в должность путем присягой на верность Конституции (ч. 2, ст. 80, 82).
Наряду с правами граждане России призваны исполнять ряд обязанностей, заключающихся в уплате налогов и сборов (ст. 57), охраны природы и окружающей среды (ст. 58), защите отечества (ст. 59) и охрану исторического наследия (ч. 3, ст. 44), вместе с органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2, ст. 15).
Правовое государство невозможно при отсутствии разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, поэтому Конституция РФ обеспечивает такое разделение власти (ст. 10) соответствующими статьями Конституции (ч. 1, ст. 11). Одновременно с этим важно эффективное средство контроля властей от сосредоточения власти в одних или нескольких руках, и оно представлено в виде сдержек и противовесов, обеспечивающих невмешательство ветвей власти в дела и сферу деятельности друг друга.
Принципы правового государства в России развивались в рамках трех этапов, согласно которым их формирование и окончательное становление произошло только на третьем этапе.
Идеи и принципы гражданского общества и правового государства нашли свое практическое воплощение в статьях Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Правовое государство в России имеет ряд своеобразных характеристик, которые присущи только ей в силу экономических, политических, культурных и правовых особенностей, закрепленных основным документом страны -Конституцией.
Россия конституционно является правовым государством, основанным на принципах:
• господства права над личностью и государством;
• недопущения сосредоточения государственной власти в одних или нескольких руках;
• гражданского общества;
• свободы и демократии;
• законодательно установленного разделения властей и сдержек противовесов;
• гарантии и защиты прав человека и гражданина на территории своей страны;
• приоритета международной системы права, являющейся частью правовой системы России;
• конституционно гарантированного политического многообразия и свободы мнений и мысли, средств массовой информации;
• широких политических и демократических прав и свобод, обязанностях гражданина и государства друг перед другом и многих других.
Эти принципы являются неотъемлемой частью системы правового государства не только в России, но и во всем мире.
В силу экономических, национальных, политико-правовых и культурных особенностей, в силу исторического развития России в обществе сложилось особое представление о гражданском обществе и правовом государстве. В большинстве случаев основной проблемой является концептуальный разрыв, который образовался между правовыми нормами, закрепленными в Конституции страны, и понятием о том, каким образом станет возможным их реализация.
Важно учитывать особенности исторического развития страны, способы взаимодействия власти и общества, которые складывались на протяжении веков и характера гражданского самосознания.
Формирование правового государства -процесс сложный и требующий выполнения многих условий. При определенных обстоя-
тельствах наша страна имеет все шансы сформировать полновесное гражданское общество и достичь правового государства, на практике реализовав принципы гражданского общества и правового государства.
Общество может активно участвовать в формировании государственной власти.
Тенденция последних лет отражает, насколько государство заинтересовано в участии общества, для этого создаются проекты, которые позволяют обычным гражданам влиять на принимаемые решения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новейший философский словарь [Текст] / ред. А. А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом,1999.
2. Антонова, Н. Б. Теория и методология государственного управления [Текст]: курс лекц. / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. С. Вечер; под ред. Н. Б. Антоновой. -
Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2004.
3. Государственное управление. Основы теории и организации [Текст]: в 2 т. / под ред. В. А. Козбаненко. - М.: Статут, 2002. - Т. 2.
4. Кравченко, И. И. Государство и общество [Текст] / И. И. Кравченко // Вопросы философии. - 2007. - № 7. - С. 19-35.
REFERENCES
1. Noveyshiy filosofskiy slovar. Ed. А. А. Grit-sanov. Minsk: Knizhnyy Dom, 1999.
2. Аntonova N. B., Zakharova L. M., Vecher L. S. Teoriya i metodologiya gosudarstvennogo up-ravleniya: kurs lekts. Ed. N. B. Äntonova. Minsk: Аkademiya upravleniya pri Prezidente RB, 2004.
3. Gosudarstvennoe upravlenie. Osnovy teorii i organizatsii: in 2 vol. Ed. V. А. Kozbanenko. Moscow: Statut, 2002. Vol. 2.
4. Kravchenko I. I. Gosudarstvo i obshhestvo. Vo-prosy filosofii. 2007, No. 7, pp. 19-35.
Яковлева Мария Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Yakovleva Maria A., PhD in Sociology, Associate Professor, Theoretical and Special Sociology Department, Institute for Social and Humanities Knowledge, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]