Для цитирования: Яхонтов В.И., Неверов А.Я. Конституционно-правовые основы формирования гражданского общества в Российской Федерации // Социум и власть. 2017.
№ 5 (67). C. 106-109.
УДК 342.7
конституционно-правовые основы
формирования гражданского
общества в российской
федерации
Яхонтов Валерий Иванович,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курганский филиал, директор, кандидат технических наук, доцент, член Общественной палаты Российской Федерации, Курган, Россия. E-mail: [email protected]
Неверов Алексей Яковлевич,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курганский филиал, заведующий кафедрой государственного права, кандидат юридических наук, Курган, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация В настоящей статье авторы предприняли попытку обоснования неразрывной связи таких категорий, как «гражданское общество» и «правовое государство». Авторы выдвигают гипотезу, что только государство, являясь единственным источником нормотворчества, опираясь на многочисленные общественные институты, в состоянии реализовать заложенный в Конституции России потенциал по созданию в нашей стране «общества свободных и ответственных граждан».
Ключевые понятия: гражданское общество, правовое государство, социум, структурные элементы, Конституция.
На сегодняшнем этапе развития и становления российской государственности все чаще и серьезнее обсуждаются теоретические проблемы становления в нашей стране гражданского общества и правового государства. Данные дискуссии становятся едва ли не первостепенными в ходе многочисленных научных дебатов политологов, социологов, философов, культурологов и многих других представителей гуманитарных наук, всех тех, кому не безразлична судьба России [1-7; 9; 10; 13-15].
Однако чем больше ученые углубляются в изучение данного феномена, тем яснее становится, что гражданское общество является сложнейшей социально-политической конструкцией, направленной на реализацию чаяний и надежд социума, теоретически уходящей своими корнями к трудам еще античных философов. Естественно, что за многовековой период подходы к видению общества, в котором приоритеты общечеловеческих ценностей, права и свободы представлены как безальтернативные и безусловные, существенно изменились и трансформировались: от отождествления гражданского общества с государством (в трудах Платона и Аристотеля) до практического противопоставления гражданского общества и государства (по Г. Гегелю) [8].
Тем не менее и сегодня у современных мыслителей нет единого подхода к трактовке и пониманию всей сущности данного уровня развития общества. Так, по мнению одних исследователей, гражданское общество - это «качественно новое состояние социума, предполагающее высокий уровень самоорганизации и саморегуляции населения... »[5, с. 9]. По мнению других, это общество, в котором «найден и, как правило, поддерживается баланс государственных и частных интересов.» [5, с. 9]. Третьи под гражданским обществом понимают «общество свободных и ответственных граждан, не только способных защитить свои интересы и реализовать свои потребности в частной сфере, но и сознательно управляющих делами государства и добросовестно выполняющих свой долг» [2, с. 14].
При этом, рассуждая о природе данного социального феномена, о его функциях и предназначении, исследователи сталкиваются с весьма щепетильным обстоятельством. С одной стороны, гражданское общество - это общество, не подконтрольное государству, скорее даже наоборот, конт-
ролирующее его и взаимодействующее с ним. С другой стороны, само существование гражданского общества и его многочисленных институтов возможно только с одобрения государства. Более того, именно государство создает условия формирования разнообразных структур, совокупность которых и является, по сути, гражданским обществом.
Как справедливо отмечают исследователи: «...структуры гражданского общества в силу локальности интересов могут конфликтовать не только с государственными институтами, но и друг с другом. В этом смысле гражданское общество - это не идиллическая система дружбы и братства всех граждан, а скорее сфера пересекающихся, порой остроконфликтных интересов. Без участия государственных институтов отрегулировать их не представляется возможным» [4, с. 19].
Более того, ставя на одну параллель понятия «гражданское общество» и «правовое государство», исследователи вольно или невольно признают, что существование гражданского общества возможно только в правовом поле, что в свою очередь делает присутствие государства непреложным условием.
А как дела обстоят в России, Конституция которой объявляет ее правовым государством (ст. 1), но при этом даже не упоминает в тексте такого термина, как «гражданское общество»?
Сегодня можно встретить утверждения, что «существенным недостатком» действующей российской Конституции является тот факт, что Основной Закон нашей страны не закрепляет понятия «гражданского общества» [11, с. 182-183]. Однако в данном случае авторы просто кривят душой. Исследуя теоретические аспекты гражданского общества, исследователи сходятся во мнении, что «гражданское общество представляет собой целостную систему жизнедеятельности людей, реально обеспечивающую свободу и достоинство личности, реализацию индивидуальных прав, свобод и обязанностей» [10, с. 11].
Но ведь уже ст. 2 Конституции Российской Федерации, закрепляя приоритет прав и свобод человека и обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, на высшем законодательном уровне фикси-
рует важнейшие принципы гражданского общества.
Еще один постулат, встречающийся в исследованиях, гласит, что только при наличии гражданского общества человек может влиять на государство и власть [13, с. 123]. Иными словами, гражданское общество, по образному выражению, например, А.А. Троицкой, обеспечивает существование «дороги с двусторонним движением» для государства, призванного защищать основные права личности, и для людей, стремящихся влиять на процесс принятия в государстве политических решений [3, с. 36].
Но ведь и данная норма напрямую закреплена в Конституции России, определяя, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Устанавливает Конституция Российской Федерации (п. 3 ст. 3) и то, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»1.
Не менее отчетливо определяет Конституция Российской Федерации и иные основы гражданского общества. Так, например, ст. 30 Конституции Российской Федерации является ни чем иным, а именно конституционной основой гражданского общества, закрепляя право каждого на объединение. Не менее значительно делает это и ч. 3. ст. 13 Конституции России, утверждающая, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». На развитие подобных правоотношений указывает, например, и ч. 2 ст. 14 Конституции: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Таким образом, можно и нужно сделать вывод о том, что организационные формы объединения граждан, являющиеся структурными элементами гражданского общества, напрямую закреплены в Основном Законе нашей страны.
К таким элементам сегодня относятся общественные и религиозные организации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, некоммерческие партнерства, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, и многие иные формы,
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru (дата обращения: 05.07.2017 г.).
предусмотренные федеральным законодательством2.
Как справедливо отмечает профессор С.А. Авакьян: «Гражданское общество олицетворяют собой непосредственно граждане, выступающие в публичных процессах и делах в индивидуальном качестве. Разумеется, при этом они становятся участниками всевозможных коллективных мероприятий - манифестаций, слушаний, обсуждений, диалогов в СМИ, особенно в Интернете, т. е. превращаются в «составные части» общности, поскольку иначе их проявление просто немыслимо. Вместе с тем индивидуальная активность для многих сочетается с созданием всевозможных организационных форм, посредством которых более эффективно достигаются как общие, так и личные интересы граждан» [3, с. 63].
Вне всякого сомнения, Россия встала на путь формирования гражданского общества. Это и реформирование федерального законодательства, регламентирующего деятельность политических партий, общественных объединений и некоммерческих организаций, и активно действующий во всех регионах, и набирающий все большее уважение Общероссийский народный фронт3 и т.д.
Нельзя не отметить, что в современной структуре общества (гражданского общества) в России набирают силу такие формирования, как общественные палаты. Инициатором создания такого органа федерального уровня - Общественной палаты Российской Федерации - стал Президент РФ В.В. Путин в 2005 году. Тогда же был принят Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»4. Постепенно аналогичные по названию и задачам органы - общественные палаты - стали появляться и в субъектах Российской Федерации, на сегодня они есть во всех субъектах РФ. Более того, подобные общественные органы созданы и во многих муниципальных образованиях.
Именно общественные палаты обеспечивают взаимодействие граждан с органами государственной власти как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Подводя краткий итог вышеизложенному, важно отметить, что в современном российском обществе имеется реальный запрос на функционирование гражданского общества, в котором с помощью правовых институтов были бы реализованы права человека, обеспечено его развитие и его участие в управлении государством. Однако для практической реализации данного желания, наряду с активной позицией граждан, необходима и четкая структура гражданского общества, которая способствовала бы выполнению стоящих перед ним задач. А это возможно только путем правовой (законодательной) регламентации.
1. Бардин А.Л. Кокарева А.Н., Михайлова Е.В. Гражданское общество в России: опыт сравнительного анализа // Власть. 2016. № 1. С. 109-117.
2. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства. М.: изд-во СГУ, 2011. 192 с.
3. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы. Монография / рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., профессор С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. 652 с.
4. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Основные функции гражданского общества: теоретический аспект / / Социум и власть. 2017. № 2. С. 15-20.
2 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465; Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г., № 30, ст. 3122; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3, ст. 145; Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» _/ / Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 50, ст. 5245; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., № 3 и т.д.
3 Общероссийский народный фронт (ОНФ, ОРНФ) или Народный фронт «За Россию» - коалиция общественно-политических организаций, общественное движение, созданное в мае 2011 года по предложению Владимира Путина.
4 Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г., № 15, ст. 1277.
5. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Гражданское общество как система: проблема обретения эмерджент-ного свойства // Социум и власть. 2016. № 4 (60), С. 7-14.
6. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Структурные связи системы гражданского общества и сформированного его институтов // Социум и власть. 2016. № 5. С. 7-14.
7. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Гражданское общество в современной России: основные сценарии становления и развития // Социум и власть. 2016. № 3. С. 7-16.
8. Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М., 2001. С. 75-129.
9. Орлова И.В. Теория гражданского общества: к истории вопроса // Философия и общество. 2006. № 2. С. 117-134.
10. Орлова О.В. Право и гражданское общество в России. М., 2015. 171 с.
11. Популярный юридический энциклопедический словарь / ред. О.Е. Кутафин, В.А. Туманов, И.В.Шмаров. М. 2002. 800 с.
12. Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 3.
13. Сабирова Н. Государство и личность в гражданском обществе // Власть. 2011. № 11. С. 123-126.
14. Савченко И.А. Гражданское общество в дискурсивном измерении // Власть. 2015. № 5. С. 122-126.
15. Старостин А.М., Понеделков А.В., Швец Л.Г. Гражданское общество в России в контексте трансфера инноваций // Власть. 2016. № 5. С. 5-14.
References
1. Bardin A.L., Kokareva A.N., Mihajlova E.V. (2016) Vlast', no. 1, pp. 109-117 [in Rus].
2. Gostev A.N., Demchenko T.S. (2011) Grazhdanskoe obshhestvo: kontrol' nad dejatel'nost'ju gosudarstva. Moscow, izd-vo SGU, 192 p. [in Rus].
3. Grazhdanskoe obshhestvo kak garantija politicheskogo dialoga i protivodejstvija jekstremizmu: kljuchevye konstitucionno-pravovye problem (2015). Ruk. avt. koll. i otv. redaktor d.ju.n., professor S.A. Avak'jan. Moscow, Justicinform, 652 p. [in Rus].
4. Zyrjanov S.G., Lukin A.N. (2017) Socium i vlast', no. 2, pp. 15-20 [in Rus].
5. Zyrjanov S.G., Lukin A.N. (2016) Socium i vlast', no. 4 (60), pp. 7-14 [in Rus].
6. Zyrjanov S.G., Lukin A.N. (2016) Socium i vlast, no. 5, pp. 7-14 [in Rus].
7. Zyrjanov S.G., Lukin A.N. (2016) Socium i vlast, no. 3, pp. 7-16 [in Rus].
8. Kin Dzh (2001) Demokratija i grazhdanskoe obshhestvo. Moscow, pp. 75-129 [in Rus].
9. Orlova I.V. (2006) Filosofija i obshhestvo, no. 2, pp. 117-134 [in Rus].
10. Orlova O.V. (2015) Pravo i grazhdanskoe obshhestvo v Rossii. Moscow, 171 p. [in Rus].
11. Populjarnyj juridicheskij jenciklopedicheskij slovar' (2002). Red. O.E. Kutafin, V.A. Tumanov, I.V. Shmarov. Moscow, 800 p. [in Rus].
12. Puljaev V.T. (2000) Social'no-gumanitarnye znanija, no. 1, p. 3 [in Rus].
13. Sabirova N. (2011) Vlast', no. 11, pp. 123-126 [in Rus].
14. Savchenko I.A. (2015) Vlast', no. 5, pp. 122-126 [in Rus].
15. Starostin A.M., Ponedelkov A.V., Shvec L.G. (2016) Vlast', no. 5, pp. 5-14 [in Rus].
For citing: Yakhontov V.I., Neverov A.Y. Constitutional and legal framework of forming a civil society in the Russian Federation // Socium i vlast. 2017. № 5 (67). P. 106-109.
UDC 342.7
constitutional and legal framework of forming a civil society in the russian federation
Yakhontov Valery Ivanovich,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kurgan branch, Director,
Cand.Sc. (Engineering), Associate professor, Member of the Public Chamber of the Russian Federation, Kurgan, Russia.
E-mail: [email protected]
Neverov Alexey Yakovlevich,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kurgan branch,
Head of the Department Chair of State Law, Cand.Sc. (Law), Kurgan, Russia. E-mail: [email protected]
Annotation
The authors make an attempt to prove the inextricable connection between such categories as "civil society" and "rule-of-law state". The authors put forward a hypothesis that only a state, being the only source of rule-making and basing on numerous public institutions is capable to realize potential of creating in this country "a society of free and responsible citizens" which is put in the Constitution of Russia.
Key concepts: civil society, rule-of-law state, society,
structural elements, Constitution.