Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМЫ МАЛОЙ АВИАЦИИ'

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМЫ МАЛОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
частные авиаперевозки / безопасность полетов / малая авиация / private air travel / flight safety / small aircraft

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.Д. Климова, Е.Л. Фарафонтова

В статье исследуются изменения воздушного законодательства, связанные с выполнением авиационных работ в сфере коммерческих воздушных перевозок на сверхлегких и легких воздушных судах, проанализирована обоснованность таких нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECT OF SMALL AVIATION REFORM

The article examines the changes in the air legislation related to the implementation of aviation work in the field of commercial air transportation on ultralight and light aircraft, analyzes the validity of such innovations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМЫ МАЛОЙ АВИАЦИИ»

УДК 347.82

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЕФОРМЫ МАЛОЙ АВИАЦИИ

В. Д. Климова Научный руководитель: Е. Л. Фарафонтова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vika.klimova.2014@inbox.ru

В статье исследуются изменения воздушного законодательства, связанные с выполнением авиационных работ в сфере коммерческих воздушных перевозок на сверхлегких и легких воздушных судах, проанализирована обоснованность таких нововведений.

Ключевые слова: частные авиаперевозки, безопасность полетов, малая авиация.

LEGAL ASPECT OF SMALL AVIATION REFORM

V. D. Klimova Scientific adviser - E. L. Farafontova

:Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: vika.klimova.2014@inbox.ru

The article examines the changes in the air legislation related to the implementation of aviation work in the field of commercial air transportation on ultralight and light aircraft, analyzes the validity of such innovations.

Keywords: private air travel, flight safety, small aircraft.

На рассмотрение депутатов Госдумы в 2020 году поступили два новых законопроекта, которые практически исключают государственный контроль при выполнении авиационных работ и в сфере коммерческих воздушных перевозок, выполняемых на сверхлегких и легких воздушных судах. Это законопроект N970922-7«C внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части саморегулирования отдельных видов деятельности» и законопроект N970481-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части регулирования деятельности авиации общего назначения)».

Для начала разберемся в том, что такое «авиация». Как отмечается в Большой Российской энциклопедии это область человеческой деятельности, которая охватывает создание и использование воздушных судов (далее ВС), необходимую для этого наземную инфраструктуру и специалистов (систему аэродромов и аэропортов, средств обеспечения полетов и т.п.), а также специализированные области знаний (аэродинамики, механики полета, аэронавигации и т.д.) [3]. Отметим тот факт, что в законодательстве РФ не существует понятий «малая и большая авиация». Виды авиации России в соответствии с Воздушным кодексом РФ подразделяются на: гражданскую авиацию, которая включает в себя: коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы и авиация общего назначения; государственную авиацию: военная авиация, авиация МЧС, авиация ФСБ и на экспериментальную авиацию.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Суть первого законопроекта (N970922-7) можно описать так: депутаты предлагают предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям право на осуществление коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ на легких воздушных судах без получения сертификата эксплуатанта при условии, что они будут состоять в профильной саморегулируемой организации.

Под понятием «саморегулируемые организации» понимается некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определенной отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определенного вида. В России порядок образования и деятельности саморегулируемых организаций (далее СРО), их основные цели и задачи регулируются Законом N 315-Ф3 от 1 декабря 2007 года «О саморегулируемых организациях», а также федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. Основной идеей СРО является переложение контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определённой сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно все избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы [4]. Основным критерием ответственности участников таких СРО в сфере авиации вводится «коллективная имущественная ответственность» не менее 50 тыс. рублей с каждого его участника. Так как саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и ФЗ от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при условии ее соответствия всем требованиям, одним из которых является, что членами СРО должны быть не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности, то выходит, что размер компенсационного фонда составит сумму в 1,25 млн. рублей. Это будет являться максимальной суммой, которую СРО сможет выплатить пострадавшим лицам на покрытие ущерба при возникновении несчастного случая [1].

Суть второго законопроекта: авиация общего назначения, сократив госконтроль и осуществляя деятельность в рамках СРО, должна зарабатывать на перевозках пассажиров и авиационных работах.

Наступил тот самый момент, когда обладатели лицензий частного пилота приняли решение, что необходимо зарабатывать на своем хобби, перевозя пассажиров, грузы, почту и т.д. Россия входит в состав Международной организации гражданской авиации (далее ИКАО), поэтому в нашей стране летают самолеты других государств по единым правилам для всех. Из Конвенции о Международной гражданской авиации следует, что частный пилот способен летать только в своих личных целях, не получая за это плату. Федеральные авиационные правила в нашей стране имеют такую же норму. Но пилоты-любители задались целью заниматься коммерческой деятельностью и при этом желают, чтобы все требования (регистрация эксплуатанта, обучение, летная годность и техобслуживание) оставались прежними, как к любителям. Имея в своем багаже по 20 часов летной деятельности, пилот-любитель начинает мечтать о коммерческой деятельности, которую он якобы сможет осуществлять в любое время суток и в любую погоду. Они считают, что смогут справиться с любыми преградами, встретившимися на их пути, выйти из самого критического положения, но на самом деле авиация является высочайшим уровнем дисциплины и профессионализма, 20-ти часов полетов явно будет недостаточно.

Для таких утверждений есть масса оснований. Директор авиапредприятия Николай Мязин, имеющий 42-летний опыт работы в гражданской авиации, 4000 часов налета на Крайнем Севере, убежден, что в лучшем случае один из шести частных пилотов после очень серьезной психологической и профессиональной переподготовки сможет осуществлять авиаработы [1]. Проректор по профессиональной подготовке Юрий Михальчевский говорит о том, что как бы ни хотелось упростить профессиональную подготовку авиационных специалистов, этого делать категорически нельзя. Росавиация ведет совершенно верную

политику, которая направлена на поддержание уровня безопасности полетов [1]. Профессионалы в гражданской авиации абсолютно не согласны с призывами активистов Авиации общего назначения (далее АОН) к тому, чтобы таким образом малая авиация «подняла экономику страны». Однако пилоты-любители считают, что Федеральное агентство воздушного транспорта просто-напросто прикрывается безопасностью полетов и его требования избыточны, а также, что они решат проблемы транспортной доступности Сибири и Дальнего Востока.

В данный момент представители АОН активно выполняют авиационно-химические работы за определенную плату. При этом не слышно, чтобы кто-то из них занимался перевозками пассажиров, например, в Якутии. Но почему же? А дело в том, что у населения данных регионов низкая покупательская способность. Приблизительно за час самолет «Цессна-172» пролетит 160-180 км, при этом стоимость билета будет составлять 15-18 тыс. рублей, без учета зарплаты пилота. А в тех местах требуемая перевозка составит 400-500км и стоимость билета уже будет составлять 30-40 тысяч. Многие ли жители отдаленных сел, поселков и городов смогут позволить себе такие перелеты?

Очевидно, что люди, говорящие о проблеме транспортной доступности и вкладе в экономику страны, преследуют совсем иные цели. Но с 1 января 2021 года данные законопроекты уже вступили в силу и требования по получению сертификата эксплуатанта существенно упрощены. Благодаря этому частные пилоты смогут выполнять более 40 видов работ. К примеру, на легких самолетах и вертолетах ИП уже могут перевозить пациентов и медицинский персонал, медицинские грузы, распылять агрохимикаты, вести авиационную охрану лесов, обследовать пастбища, вести отстрел волков, проводить ледовую разведку, поиск и спасение людей [2].

Это революционная реформа в авиации. Конечно, финансовая нагрузка на эксплуатантов снизится, но никогда нельзя забывать о безопасности граждан. Хоть требования по получению сертификата эксплуатанта и упрощены, но качество и безопасность предоставляемых услуг должны быть на высшем уровне.

Библиографические ссылки

1. Госдума РФ предложила реформу «малой авиации». Что ждет отрасль? Интернет -Редакция СМИ - ООО «Невский край» [Электронный ресурс]. URL: https://spb.mk.ru/social/2020/08/04/gosduma-rf-predlozhila-reformu-maloy-aviacii-chto-zhdyot-otrasl.html (дата обращения 03.06.2021)

2. Малой авиации разрешили возить грузы и пассажиров Интернет - ФГБУ «Редакция «Российской газеты» [Электронный ресурс]. URL. https://rg.ru/2021/01/02/maloj-aviacii-razreshili-vozit-gruzy-i-passazhirov.html (дата обращения 27.02.2021)

3. Что такое авиация Интернет - «LEADING CHARTER TECHNOLOGIES» [Электронный ресурс].URL: https://chartertech.ru/flight log/chto-takoe-aviaciya/ (дата обращения 21.03.2021)

4. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. N 49 ст. 6076

© Климова В.Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.