Научная статья на тему 'Особенности новых правил использования воздушного пространства России'

Особенности новых правил использования воздушного пространства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
620
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нерадько А. В.

Новые Федеральные правила использования воздушного пространства России, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (ФП ИВП) и с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), станут действенным механизмом либерализации использования воздушного пространства для многочисленных любителей авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нерадько А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности новых правил использования воздушного пространства России»

Особенности новых правил использования воздушного пространства России

А. В. НЕРАДЬКО, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта

Новые Федеральные правила использования воздушного пространства России, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (ФП ИВП) и с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), станут действенным механизмом либерализации использования воздушного пространства для многочисленных любителей авиации.

Новые правила устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства России: оно будет разделено на три класса: «Alfa», «Charlie» и «Gamma». Для каждого из них определена высота полетов. В классе «А» она составляет 8100 м и выше, полеты осуществляются по приборам под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения. Этот слой воздушного пространства предназначен для полетов магистральных воздушных судов коммерческой, деловой и государственной авиации по воздушным трассам. В классе «С», для которого определена высота до 8100 м, выполняются два типа полетов: по приборам и визуальные полеты, но только под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения.

Для полетов в классе «G» будет установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полеты в этом классе будут выполняться без получения диспетчерского разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса «G» варьируется от 300 м в Ростовской области до 4500 м в районах Восточной Сибири. Для выполнения полетов в классе «G» пилотам будет необходимо уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полета для получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При этом для обеспечения безопасности полетов пилотам будет предоставляться вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация. В случае входа в процессе

полета из класса «G» в класс «А» или «С» пилот обязан установить радиосвязь с диспетчером и продолжить полет в классе «А» или «С» по его указаниям. При этом двухсторонняя радиосвязь «пилот — диспетчер» обязательна.

ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ГК ОрВД) разработана система сбора планов полетов с использованием сети по адресу http://ivprf.ru Интернет и многоканальной телефонной сети общего пользования. С портала http://ivprf.ru также можно выйти на сайты Росгидромета и ФГУП «Центр аэронавигационной информации».

Определены номера многоканальных телефонов в Главном центре Единой системы организации воздушного движения и семи зональных центрах:

Главный центр (499) 601-07-77

Санкт-Петербургский Зональный центр (812) 305-17-96

Московский Зональный центр (495) 662-80-65

Самарский Зональный центр (846) 278-47-81

Ростовский Зональный центр (863) 272-38-08

Екатеринбургский Зональный центр (343) 375-68-68

Новосибирский Зональный центр

(383) 319-00-09

Хабаровский Зональный центр (41212)41-86-18

Специалистами Росавиации и ФГУП «ГК ОрВД» осуществлена комплексная работа по оптимизации структуры воздушного пространства страны. Количество постоянных опасных зон должно сократиться с 85 до 59, число местных воздушных линий уменьшиться с 2209 до 510. Значительному сокращению подверглось число запретных зон и зон ограничений полетов, установленных на постоянной основе. Таким образом новая структура воздушного пространства станет более удобной для выполнения полетов воздушным судами коммерческой гражданской авиации, а также авиации общего назначения и сверхлегкой авиации.

Использование уведомительного порядка выполнения полетов в классе предполагает обязательное ознакомление и обучение пилотов-любителей малой авиации и сверхлегкой авиации с новыми ФП ИВП. Для выполнения этой задачи Росавиация определила 33 авиационных учебных центра, которым делегировано право обучения пилотов с правилами выполнения полетов в условиях уведомительного порядка. В настоящее время выдано более 350 свидетельств пилота и внесены квалификационные отметки о готовности выполнять полеты в условиях уведомительного порядка использования воздушного пространства. Эти данные вносятся в Единую электронную базу Росавиации по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам гражданской авиации. Кроме того, в нее внесена информация о состоянии воздушного парка гражданской авиации страны. В государственный реестр воздушных судов вносятся данные о воздушных судах категории единичных экземпляров (несерийного производства) и о воздушных судах категории сверхлегкой авиации.

Либерализация порядка использования воздушного пространства означает, что вся ответственность за обеспечение безопасности полетов при уведомительном порядке будет возлагаться на командира воздушного судна. Для предотвращения умышленных правонару-

шений при выполнении полетов Минтранс России предлагает внести поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Предусмотренная действующими редакциями этих кодексов ответственность не приводит к уменьшению авиационных событий, связанных с нарушением использования воздушного пространства.

По-прежнему сохраняется тенденция к увеличению числа нарушений порядка использования воздушного пространства и существенный рост аварийности в авиации общего назначения, обусловленный умышленным нарушением правил обеспечения безопасности полетов.

Хроника происшествий

10 марта 2010 г. в 20 км северо-западнее Петрозаводска потерпел катастрофу вертолет R-44 ЯА-04163. Полет выполнялся без заявки и разрешения органов Единой системы организации воздушного движения и без радиосвязи. Вертолет столкнулся с ледяной поверхностью озера. Пилот и пассажир погибли.

31 мая в Рязанской области произошла катастрофа самолета «Синтал» RA-0613G. Полет выполнялся без заявки и разрешения органов Единой системы организации воздушного движения, ночью, с целью катания на воздушном судне. При этом воздушное судно не было оборудовано необходимыми для полета в ночное время пилотажными приборами. В процессе выполнения разворота пилот допустил столкновение левой стойки шасси с деревом на высоте 10 м, что привело к

падению воздушного судна и гибели пилота.

13 июня в Московской области потерпел катастрофу самолет Л-44 RA-0600G. Полет выполнялся без заявки и разрешения органов Единой системы организации воздушного движения. После взлета с акватории озера воздушное судно при выполнении разворота столкнулось с землей. Погибли пилот и два пассажира.

5 августа поступило сообщение о катастрофе легкого двухмоторного трехместного самолета М-12 в Республике Башкортостан. В результате расследования было установлено, что воздушное судно не было занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ и не имело свидетельства о регистрации, а также сертификата летной годности. Погибший в результате катастрофы владелец воздушного судна фальсифицировал бортовой и регистрационный знак RA-0070G, который фактически принадлежит самолету А-27М.

20 августа произошло чрезвычайное происшествие с вертолетами R-44 RA-04225, ЯА-04287 и RA-04256, принадлежащими частным владельцам. Командир воздушного судна R-44 RA-04225, находясь на посадочной площадке «Волен», проводил опробование двигателя и систем вертолета. При проверке сигнализации «низкие обороты винта» и системы обогрева карбюратора вертолет оторвался от земли. После взлета он столкнулся с двумя стоявшими на стоянке вертолетами R-44 RA-04287 и R-44 RA-04256. Все три вертолета получили значительные повреждения.

В этот момент командир вертолета R-44, не зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов, выполняя опробование вертолета на этой же посадочной площадке, наблюдал развитие аварийной ситуации, а также двигавшийся в его сторону R-44 ЯА-04225. Во избежание столкновения с ним командир решил переместиться и в результате допустил опрокидывание вертолета.

В тот же день пилот вертолета ЭА-34Ю RA-1233G произвел взлет с незарегистрированной в установленном порядке площадки в районе населенного пункта Соколинское Ленинградской области и затем, не выходя на связь с органами Единой системы организации воздушного движения, проследовал к Приморскому району Санкт-Петербурга. После 30-секундного зависания перед жилым домом он вернулся на площадку вылета. С момента регистрации вертолета в Государственном реестре гражданских воздушных судов заявок на использование воздушного пространства этим вертолетом не поступало.

На следующий день, 21 августа согласно представленной правоохранительными органами информации пилот легкомоторного многоцелевого гидросамолета Ч-22 «Корвет» после празднования дня рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, принял решение о полете с пассажирами на борту. При выполнении взлета с водной поверхности самолет потерпел аварию. Воздушное судно затонуло. Три пассажира, в том числе ребенок, живы, пилот найден через несколько дней утонувшим в двух километрах ниже по течению.

Учитывая изложенное, при разработке документов, направленных на реализацию новых ФП ИВП, Минтранс России и Росавиация внесли ряд предложений об усилении административной и уголовной ответственности за умышленные нарушения правил использования воздушного пространства.

Безответственные действия, недопустимое пренебрежение к обеспечению безопасности полетов по своему характеру и содержанию существенно отличаются от ошибок экипажей. Поэтому добросовестным пользователям воздушного пространства не стоит опасаться уголовного преследования или существенных денежных штрафов в случае ошибок или непреднамеренных нарушений установленных правил.

Для совершенствования мер по обеспечению безопасности полетов и усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства предлагается внести ряд поправок в статью 271.1. Уголовного кодекса России «Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации». В частности: пересечение границ запретных зон и зон ограничения полетов в воздушном

пространстве России, использование воздушного пространства без разрешения, если такое разрешение требуется в соответствии с законодательством России, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывать лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. А в тех случаях, когда эти деяния повлекли смерть двух и более человек, — наказывать лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Росавиация выступает также за усиление мер административной ответственности в случае умышленного нарушения правил использования воздушного пространства.

Росавиация еще раз напоминает, что пользователям воздушного пространства, предполагающим выполнять полеты по правилам уведомительного порядка использования воздушного пространства России, необходимо:

1) пройти обучение в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным программам;

2) зарегистрироваться в межрегиональных территориальных управлениях Росавиации, с целью внесения в единую электронную базу Росавиации данных по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам авиации общего назначения, в том числе в «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала»;

3) получить в межрегиональных территориальных управлениях Росавиа-ции новое свидетельство пилота-любителя гражданской авиации РФ или свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна РФ;

4) внести в новые свидетельства необходимые квалификационные отметки и своевременно продлевать срок их действия.

Информация о программах подготовки пилотов к выполнению полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства России, а также перечень контрольных вопросов по программе размещены на официальном сайте Росавиации в разделе «Авиационные учебные центры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.