должниками которых являются юридические лица, а соответствовать только тем кредиторам, должниками которых являются физические лица с ипотечным кредитованием.
Литература и источники
1. Балахонский В. В. Соотношение понятий «право» и «преступление» в философско-правовом дискурсе // ЮристЪ-Правовед. 2011. № 5 (48). С. 5-7.
2. Банкротство физических лиц в 2023 - порядок, стоимость и последствия // https://ria.ru/20210305/bankrotstvo-1600141843.html (время запроса 12.09.2023);
3. Банкротство физических лиц // https://www.sravni.ru/bankrotstvo/info/bankrotstvo-fizicheskikh-lic/ (время запроса 12.09.2023).
4. Роль финансового управляющего при банкротстве // https://amulex.ru/daily/bankrotstvo/zachem-vam-nuzhen-finansovyj-upravlyayushhii-pri-bank'otstve/(время запроса 12.09.2023).
5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс
6. Банкротство физического лица: пошаговая инструкция, правила и условия. // https://xn--b1aasedeuba5ai.xn--p1ai/blog/bankrotstvo-fizicheskogo-lica-poshagovaya-instrukciya-pravila-i-usloviya (время запроса 12.09.2023).
6. Последствия банкротства физических лиц в 2023 // Правовед.т: https://pravoved.ru/journal/posledstviya_bankrotstva/ (время запроса 12.09.2023).
References and Sources
1. Balahonskij V. V. Sootnoshenie ponyatij «pravo» i «prestuplenie» v filosofsko-pravovom diskurse // Yurist"-Pravoved. 2011. N° 5 (48). S. 5-7.
2. Bankrotstvo fizicheskih lic v 2023 - poryadok, stoimost' i posledstviya // https://ria.ru/20210305/bankrotstvo-1600141843.html (vremya zaprosa 12.09.2023);
3. Bankrotstvo fizicheskih lic // https://www.sravni.ru/bankrotstvo/info/bankrotstvo-fizicheskikh-lic/ (vremya zaprosa 12.09.2023).
4. Rol' finansovogo upravlyayushchego pri bankrotstve // https://amulex.m/daily/bankrotstvo/zachem-vam-nuzhen-finansovyj-upravlyayushhij-pri-bankrotstve/(vremya zaprosa 12.09.2023).
5. Federal'nyj zakon «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» ot 26.10.2002 N 127-FZ (poslednyaya redakciya) // Konsul'tantPlyus
6. Bankrotstvo fizicheskogo lica: poshagovaya instrukciya, pravila i usloviya. // https://xn--b1aasedeuba5ai.xn--p1ai/blog/bankrotstvo-fizicheskogo-lica-poshagovaya-instrukciya-pravila-i-usloviya (vremya zaprosa 12.09.2023).
6. Posledstviya bankrotstva fizicheskih lic v 2023 // Pravoved.ru: https://pravoved.ru/journal/posledstviya_bankrotstva/ (vremya zaprosa 12.09.2023).
КУЗИН НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ - доцент кафедры гражданского права, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; доцент кафедры экономической безопасности, Санкт-Петербургский университет МВД России
KUZIN, NIKOLAY N. - Associate Professor of the Department of Civil Law of the Herzen State Pedagogical University of Russia, Associate Professor; Associate Professor of the Department of Economic Security of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (nn.kuzin@mail.ru).
УДК 347.152:340.132.1 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-127-131
ШУРЕНКОВА С.С., УЛЬЯНОВ А.Ю. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ»
Ключевые слова: персональные данные, оператор персональных данных, защита персональных данных, изменения в законодательство, Федеральный закон «О персональных данных», российское законодательство.
В статье проводится анализ поправок к Федеральному закону «О персональных данных», которые были приняты в рамках реформирования законодательства о персональных данных в 2022 - 2023 гг. Авторы рассматривают основные изменения, коснувшиеся вышеназванного закона, а также иных нормативных актов, связанных с данной реформой. В частности, исследуются экстерриториальный характер закона, полномочия Роскомнадзора в исследуемой сфере, новые требования к соглашению об обработке персональных данных и случаях, когда такое согласие не требуется, а также изменения в перечне персональных данных и причинах его расширения. Обоснован вывод о комплексном подходе законодателя к решению проблем, возникших в данной сфере. Зафиксировано усиление надзора за субъектами, участвующими в процессах, связанных с обработкой персональных данных.
SHURENKOVA, S.S., ULYANOV, A.Yu. LEGAL ANALYSIS OF THE CONSEQUENCES OF AMENDING THE FEDERAL LAW "ON PERSONAL DATA"
Key words: personal data, personal data operator, protection of personal data, changes in legislation, Federal Law "On Personal Data", Russian legislation.
The article analyzes the amendments to the Federal Law "On Personal Data", which were adopted as part of the reform of legislation on personal data in 2022 - 2023. The authors consider the main changes that have affected the above law, as well as other regulations related to this reform. In particular, the extraterritorial nature of the law, the powers of Roskomnadzor in the area under study, new requirements for an agreement on the processing of personal data and cases when such consent is not required, as well as changes in the list of personal data and the reasons for its expansion are being studied. The conclusion about the comprehensive approach of the legislator to solving the problems that have arisen in this area is substantiated. There has been an increase in supervision over the subjects involved in the processes related to the processing of personal data.
Вопросы регулирования порядка обращения с персональными данными в последнее время приобрели повышенную актуальность. Частые «взломы» и «сливы» баз данных, содержащих персональные данные граждан и пользователей различных сервисов, неавторизованный доступ к персональным данным сотрудниками организаций и третьими лицами, а также не всегда удачные
попытки государства решить сложившиеся проблемы лишний раз напоминают о требованиях к современному законодателю быстро и оперативно реагировать на вызовы времени. В данной связи, особый интерес представляет реформа законодательства о персональных данных, проведенная в Российской Федерации в 2022 - 2023 гг.
Приступая к анализу проблемы, в первую очередь необходимо определиться с тем, какие данные могут считаться персональными, а какие не включаются в данную категорию. Основополагающим нормативно-правовым актом, который содержит законодательные положения о персональных данных и правилах обращения с ними, является Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - 152-ФЗ) [1]. В соответствии с положением, указанным в п. 1 ст. 3 152-ФЗ, к персональным данным может относиться любая информация, которая прямо или косвенно определяет физическое лицо, которое также именуется субъектом персональных данных. Отметим, что юридические лица выведены из-под действия данного закона в силу характера своей деятельности, который предполагает принцип открытости, что противоречит сути вышеназванного закона.
Тем не менее, на наш взгляд, требуется более детальное определение конкретных данных, которые относятся к персональной информации. В юридической литературе отмечается, что к категории «персональные данные» могут быть отнесены биометрические данные, информация о собственности и привлечении к различным формам ответственности, информация налогового резидента, реквизиты и выписки из банковских структур и т.п. [2, с. 45]. Иными словами, к персональным относятся те данные, которые относятся к личности субъекта персональных данных, а также те, которые указывают (или опосредуют) на его личную, экономическую и иную деятельность.
Прежде всего, особенно важно определить, кто может работать с персональными данными. В соответствии с п. 2 ст. 3 152-ФЗ, такими субъектами являются операторы персональных данных, которые, в свою очередь, могут быть государственным или муниципальным органом, юридическим или физическим лицом, «самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными» [1].
Оператор персональных данных также может поручить их обработку другому лицу с согласия субъекта персональных данных. В данной связи следует отметить, что территориальное местоположение такого оператора или лица, осуществляющего обработку персональных данных, не имеет значения, поскольку одним из изменений в рамках Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"» (далее - 266-ФЗ) [3] к таким лицам отнесены также иностранные граждане и организации. Таким образом, был введен экстерриториальный принцип применения 152-ФЗ, если затрагиваются персональные данные граждан Российской Федерации. При этом ответственность за нарушение законодательства о персональных данных несет как иностранное лицо, так и оператор персональных данных, причем между ними в обязательном порядке должен быть заключен договор о выполнении работ по обработке персональных данных [4, с. 69-72].
Отдельно следует отметить, что в том же 266-ФЗ, но с 1 марта 2023 года вступили в силу поправки, касающиеся трансграничной передачи персональных данных. В частности, было введено требование об информировании уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) - о намерении осуществить подобную передачу персональных данных. При этом Роскомнадзор Приказом от 05.08.2022 N 128 «Об утверждении перечня иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных» [5] установил перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, указанных в ч. 2 ст. 22 152-ФЗ. К таким странам, в частности, были отнесены страны-участницы Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а
также другие страны, не являющиеся участницами данной Конвенции, но соответствующие ее требованиям.
В целом, полномочия Роскомнадзора в области надзора за соблюдением требований законодательства о персональных данных в исследуемый период времени были существенно расширены. В частности, с 1 сентября 2022 г. подзаконные акты, касающиеся обработки персональных данных (например, акты Банка России, органов власти или местного самоуправления), требуют обязательного согласования с Роскомнадзором [4, с. 70].
Другие важные изменения коснулись соглашения об обработке персональных данных. В первую очередь, внесенными поправками были добавлены новые требования к характеру согласия субъекта персональных данных, указанные в ч. 1 ст. 9 152-ФЗ. В частности, согласие, помимо конкретного, информированного и сознательного, теперь должно быть также предметным. Изменения также коснулись п. 5 ч. 1 ст. 6 152-ФЗ, в результате чего было запрещено ограничивать в договоре между оператором персональных данных и их субъектом прав и свобод последнего, устанавливать случаи обработки персональных данных несовершеннолетнего, если это прямо не предусмотрено законом, а также устанавливать в качестве акцепта договора конклюдентные действия со стороны субъекта персональных данных, выраженные в молчании [3]. Последнее требование, на наш взгляд, имеет особое значение для борьбы с практикой некоторых организаций «подписывать» клиентов на условно-бесплатные услуги, рассылки и т.п. через простое уведомление клиентов электронным письмом, SMS-сообщением или push-уведомлением.
Также изменения коснулись ч. 2 ст. 22 152-ФЗ, в которой установлены случаи, когда оператор персональных данных может не уведомлять Роскомнадзор о намерении осуществлять обработку персональных данных [3]. Перечень был существенно сужен, в результате чего необходимость уведомления отсутствует лишь в случае, если персональные данные включены в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка (при их обработке не используются средства автоматизации), а также если такие данные обрабатываются в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, либо преследуется цель защиты личных, общественных и государственных интересов от актов незаконного вмешательства. Однако все случае применения данного пункта в настоящее время покрываются Приказом Министерства транспорта от 19 июля 2012 г. N 243 «Об утверждении порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» [6].
Таким образом, изменения в законодательстве об обработке персональных данных, проведенные законодателем посредствам принятия 266-ФЗ, существенно усилили надзор со стороны государства за исследуемой сферой, в том числе через сокращение автономии операторов персональных данных. Одновременно с этим было расширено действие закона в пространстве через принятие положений о применении экстерриториального принципа к отношениям в процессе обработки персональных данных. Поправки, касающиеся элементов соглашения об обработке персональных данных, также существенно изменили характер отношений и потенциально сузили возможность недобросовестного использования персональных данных со стороны третьих лиц и оператора таких данных. В целом, указанные изменения, помимо усиления роли государства в сфере надзора за исполнением требований законодательства о персональных данных, также свидетельствуют о желании государства защитить субъекты персональных данных и не допустить их использования в недобросовестных целях.
Последние изменения в 152-ФЗ были внесены Федеральным законом от 06.02.2023 N 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (далее - 8-ФЗ) [7]. В частности, изменения коснулись биометрических персональных данных. Так, в соответствии со ст. 2 8-ФЗ, в ч. 2 ст. 12 152-ФЗ, т.е. в перечень случаев, когда обработка персональных данных может совершаться без согласия самого субъекта персональных данных, было добавлено положение об обязательной государственной геномной регистрации [1]. Следует отметить, что 8-ФЗ также затронул само понятие геномной информации, содержащееся в Федеральном законе от 03.12.2008 N 242-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О государственной геномной
регистрации в Российской Федерации» (далее - 242-ФЗ) [8], под которой теперь понимаются «биометрические персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа» [8].
В отношении 242-ФЗ 8-ФЗ также расширил круг лиц, которых затрагивает обязательная государственная геномная регистрация. Теперь процедуре регистрации могут быть подвергнуты не только лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, но и все лица, совершившие преступления, а также лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений. Другие изменения коснулись процедуры сбора и разграничения подведомственности организаций, обеспечивающих сбор генетического материала [8]. В остальной части изменений какой-либо связи с персональными данными нами не наблюдается.
Мы видим, что данный акт является результатом усиления государственного надзора за лицами, совершающими преступления, либо обвиняемыми в их совершении. При этом изменения в 152-ФЗ носят формальный характер и направлены на законодательное закрепление геномной информации, как объекта персональных данных, через легализацию обязательной государственной геномной регистрации, как формы взаимодействия с персональными данными, которая не требует уведомления субъекта персональных данных.
Таким образом, мы можем говорить о том, что реформа законодательства об обработке персональных данных, проведенная в Российской Федерации в 2022 - 2023 гг. имела своим основным содержанием усиление государственного участия во всех процессах, связанных с обработкой персональных данных. Особое внимание законодатель уделил защите прав субъектов персональных данных, а также надзору за деятельностью операторов таких данных как внутри страны, так и за ее пределами.
Мы также предполагаем, что данная реформа может получить свое продолжение и развитие в новых нормативных актах. В частности, видимо, может последовать изменение штрафных санкций в отношении операторов персональных данных и лиц, участвующих в обработке таких данных, за их «утечку». В ближайшее время возможно создание специальных норм об обработке персональных данных в деятельности отдельных специалистов, например, нотариусов и медиаторов, а также в различных процессах, например, в рамках третейского разбирательства, процедуры внесудебного примирения сторон и др.
Литература и источники
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» // СПС «Консультант Плюс».
2. Бучакова М.А. Персональные данные и их защита в условиях цифровизации общества // Алтайский юридический вестник. 2021. №2(34). С. 44-48.
3. Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"» // СПС «Гарант».
4. Сиротский А.А. Анализ изменений законодательства о персональных данных, вступающих в силу с 1 сентября 2023 г. // Безопасность информационных технологий = IT Security. 2022. №4. С. 67-81.
5. Приказ Роскомнадзора от 05.08.2022 N 128 «Об утверждении перечня иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2022 N 70152) // СПС «Консультант Плюс».
6. Приказ Минтранса России от 19.07.2012 N 243 (ред. от 05.09.2014) «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2012 N 25456) // СПС «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 06.02.2023 N 8-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» // СПС «Консультант Плюс».
8. Федеральном законе от 03.12.2008 N 242-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
References and sources
1. Federal'nyy zakon ot 27.07.2006 N 152-FZ (red. ot 06.02.2023) "O personal'nykh dannykh" // SPS «Konsul'tant Plyus».
2. Buchakova, M.A. Personal'nyye dannyye i ikh zashchita v usloviyakh tsifrovizatsii obshchestva // Altayskiy yuridicheskiy vestnik. - 2021. - №2(34). - S. 44 - 48. 3. Federal'nyy zakon ot 14.07.2022 N 266-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O personal'nykh dannykh", otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii i priznanii utrativshey silu chasti chetyrnadtsatoy stat'i 30 Federal'nogo zakona "O bankakh i bankovskoy deyatel'nosti" // SPS «Garant».
4. Sirotskiy, A.A. Analiz izmeneniy zakonodatel'stva o personal'nykh dannykh, vstupayushchikh v silu s 1 sentyabrya 2023 g. // Bezopasnost' informatsionnykh tekhnologiy = IT Security. 2022. №4. S. 67-81.
5. Prikaz Roskomnadzora ot 05.08.2022 N 128 "Ob utverzhdenii perechnya inostrannykh gosudarstv, obespechivayushchikh adekvatnuyu zashchitu prav sub"yektov personal'nykh dannykh" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 20.09.2022 N 70152) // SPS «Konsul'tant Plyus».
6. Prikaz Mintransa Rossii ot 19.07.2012 N 243 (red. ot 05.09.2014) "Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i vedeniya avtomatizirovannykh tsentralizovannykh baz personal'nykh dannykh o passazhirakh i personale (ekipazhe) transportnykh sredstv, a takzhe predostavleniya soderzhashchikhsya v nikh dannykh" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 13.09.2012 N 25456) // SPS «Konsul'tant Plyus».
7. Federal'nyy zakon ot 06.02.2023 N 8-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "O gosudarstvennoy genomnoy registratsii v Rossiyskoy Federatsii" i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii" // SPS «Konsul'tant Plyus».
8. Federal'nom zakone ot 03.12.2008 N 242-FZ (red. ot 06.02.2023) "O gosudarstvennoy genomnoy registratsii v Rossiyskoy Federatsii" // SPS «Konsul'tant Plyus».
ШУРЕНКОВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА - кандидат социологических наук, доцент, директор «Института медиации и переговоров», главный редактор журнала «Вестник медиации в ЕврАзии».
УЛЬЯНОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ - министр цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области. SHURENKOVA, SVETLANA S. - Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Director of the Institute of Mediation and Negotiations, Editor-in-Chief of the Journal of Mediation in EurAsia (shurenkova@mail.ru).
ULYANOV, ANDREY Yu. - Minister of Digital Development, Information Technology and Communications of the Ryazan Region.
УДК 347.626:937 (092) DOI: 10.24412/2411-2275-2023-3-131-138
ЛETOBA Н.В.
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова: супруги, брачные отношения, имущественные отношения, бремя доказывания, законный режим, имущество супругов, общая совместная собственность, обязательства, защита прав и интересов, сделки, третьи лица.
В статье проанализированы новеллы законодательства, связанные с регулированием сделок с участием супругов, выявлены преимущества и недостатки режима их общей совместной собственности, проанализированы основные сложности, возникающие на практике в связи с применением соответствующих норм. Автор акцентирует внимание на том, что появление не только значительного по стоимости имущества, но и неоднородного по своему составу, неизбежно потребует дальнейшей трансформации института общей совместной собственности супругов. Очевидно, что влияние их правового статуса на содержание не только сугубо семейных, но и гражданских имущественных отношений, будет усиливаться, а проблемы обеспечения защиты прав и интересов супругов в сфере имущественных отношений потребуют выработки таких механизмов, которые позволили бы эффективно урегулировать не только их внутренние, но и внешние отношения при совершении самых разных сделок в отношении их общего имущества.
LETOVA, N.V
PROPERTY RELATIONS OF SPOUSES: TRENDS AND PROSPECTS
Key words: spouses; marriage relations; property relations; burden of proof; legal regime; spouses' property; common joint property; obligations; protection of rights and interests; transactions; third parties.
The article analyzes the novelties of legislation related to the regulation of transactions involving spouses, identifies the advantages and disadvantages of the regime of their common joint property, analyzes the main difficulties that arise in practice in connection with the application of the relevant rules. The author focuses on the fact that the emergence of not only significant property, but also heterogeneous in composition, will inevitably require further transformation of the institution of common joint property of spouses. Obviously, the influence of their legal status on the content of not only purely family, but also civil property relations will increase, and the problems of ensuring the protection of the rights and interests of spouses in the field of property relations will require the development of such mechanisms that would effectively regulate not only their internal, but also external relations when making a variety of transactions in relation to their common property.
Значительные преобразования, произошедшие в стране, оказали влияние не только на социально-экономические отношения, но и потребовали системных изменений законодательства Российской Федерации, положения которого направлены на регулирование имущественных отношений супругов. Нормы действующего Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) предусматривают два уровня их регулирования, осуществляемого на основе законного (гл. 7 СК РФ) и договорного режима имущества супругов (гл. 8 СК РФ) [1]. Их одновременное применение на практике не допускается, законный режим действует постольку, если иное не установлено брачным договором (ч.1 ст. 33 СК РФ).
Иными словами, в отношении законного режима предусмотрена презумпция, то есть его действие предполагается и применяется в отношении общего имущества супругов, за исключением случаев, когда иной режим установлен брачным договором. Сегодня супруги могут заключить брачный договор, установив в отношении своего общего имущества договорный режим, если они не воспользовались таким правом, в отношении их имущества сохраняет силу законный режим, то есть режим общей совместной собственности (ч. 1 ст. 33). В случае заключения ими брачного договора, супруги могут установить режим совместной, долевой или раздельной собственности причем на все имущество, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов (ч.1 ст. 42 СК РФ).
Наличие в СК РФ норм, регламентирующих режим общей совместной собственности супругов, является традиционным для семейного законодательства и получил широкое