МИХАЙЛОВА Людмила Сергеевна,
старший преподаватель кафедры правовой информатики, информационного права и естественнонаучных дисциплин Центрального филиала Федерального Государственного Бюджетного образовательного Учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж), e-mail: mls55@mail.ru
МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ИХ ОБРАБОТКЕ В СУДАХ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье описаны достоинства применения современных информационно-коммуникационных технологий в работе судебной системы, их влияние на повышение эффективности рассмотрения судебных споров, а также открытости правосудия. Определены меры по обеспечению безопасности персональных данных, применяемые в судах. Сделан вывод о том, что высокая степень защиты персональных данных при их обработке в судах в полной мере достигается лишь путем использования комплекса мер по их защите, поскольку все меры (правовые, организационные, технические, программные, криптографические) тесно взаимосвязаны. Приведена нормативно-правовая база, регламентирующая различные аспекты защиты прав субъектов персональных данных.
Ключевые слова: технологизация судебной системы, инновационные информационные технологии, механизм обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в судах, персональные данные, правовые меры, судебная деятельность.
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-365-371 NIION: 2018-0076-8/23-637 MOSURED: 77/27-023-2023-8-637
MIKHAILOVA Lyudmila Sergeevna,
Senior Lecturer of the Department of Legal Informatics, Information Law and Natural Science Disciplines of the Central Branch of the Federal State Educational Institution of Higher Education «Russian State University of Justice» (Voronezh)
MEASURES TO ENSURE THE SECURITY OF PERSONAL DATA DURING THEIR PROCESSING IN THE COURTS: LEGAL ASPECT
Annotation. The article describes the advantages of using modern information and communication technologies in the work of the judicial system, their impact on improving the efficiency of litigation, as well as the openness of justice. The measures to ensure the security of personal data used in the courts are determined. It is concluded that a high degree of protection of personal data is fully achieved only through the use of a set of measures to protect them, since all measures (legal, organizational, technical, software, cryptographic) are closely interconnected. The legal framework regulating various aspects of protecting the rights of personal data subjects is given.
Key words: informatization of the judicial system, information rights of citizens, innovative information technologies, the mechanism for ensuring the security of personal data during their processing in courts, personal data, legal measures, judicial activities.
Сегодня одной из приоритетных задач дальнейшего развития судебной системы является технологическая модернизация судов. Применение современных цифровых технологий при осуществлении судами деятельности по рассмотрению и разрешению дел позволяет обеспечить повышение скорости
документооборота, транспарентность правосудия и дистанционную реализацию процессуальных прав участников судопроизводства.
В условиях технического прогресса в судебной деятельности успешно используются электронные сервисы подачи обращений в суд, системы искусственного интеллекта, аппарат-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
но-программные комплексы аудиопротоколирова-ния и видеоконференц-связи, технологии межведомственного электронного взаимодействия.
Однако цифровизация судебной системы предопределила возникновение не только новых возможностей для внедрения результатов общественного прогресса в деятельность судов по отправлению правосудия, и эффективного использования инновационных информационно-коммуникационных технологий, но и проблем, связанных с недобросовестным использованием информации конфиденциального характера, влияющим на охрану информационных прав граждан (как известно, самым распространённым видом конфиденциальной информации являются персональные данные). Деятельность судебных органов в значительной мере связана с получением и обработкой персональных данных, разглашение которых может повлечь нарушение конституционных прав граждан [13]. В случае утечки указанных сведений, открывается широкий диапазон возможностей для их применения в качестве оружия, разрушающего стабильность общественных отношений и влияющего на качество жизни субъектов персональных данных.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, персональные данные, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи [5]. Аналогично, в Правилах поведения работников аппарата суда (утвержденных постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. № 156) закреплено, что работник аппарата суда, являясь носителем и исполнителем государственной гражданской службы на должностях в судебной системе, не вправе разглашать или использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, сведения конфиденциального характера, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей [12]. Конфиденциальная информация, доступная работнику суда в связи с исполнением должностных обязанностей, должна предоставляться только уполномоченным на то лицам.
Механизм обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в судах является сложным комплексным образованием. Все меры (правовые, организационные, программные и инженерно-технические) по обеспечению безопасности персональных данных тесно взаимосвязаны и носят многоплановый характер [14].
Отметим, что при обработке персональных данных в суде, субъектами персональных данных являются не только судьи, судьи, пребывающие в
отставке, сотрудники аппарата суда, уволенные сотрудники аппарата суда, близкие родственники указанных лиц, но также граждане, претендующие на замещение вакантных должностей гражданской службы, граждане (их представители), обратившиеся в суд, представители органов и организаций, обратившихся в суд, иные участники процесса, граждане, приглашенные или вызванные в заседание.
Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными органами утверждается Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 года № 211 [8]. В соответствии с указанным Положением, в суде назначаются лица, ответственные за организацию обработки персональных данных. Так, ответственными за организацию обработки персональных данных в структурных подразделениях аппарата суда являются руководители структурных подразделений аппарата суда. Локальные акты, определяющие политику в отношении обработки персональных данных, публикуются на официальных сайтах судов.
В судах выделяются два способа обработки персональных данных: с использованием средств автоматизации и без них.
Технология работы с документами в суде включает все традиционные операции (приём и первичная обработка документов, распределение дел, регистрация, исполнение документов и др.), большая часть из которых в настоящее время осуществляется в автоматизированном режиме.
Под автоматизированным способом обработки понимают совершение любых действий с персональными данными, которые связаны с использованием средств вычислительной техники. Лицам, имеющим право осуществлять обработку персональных данных в информационных системах персональных данных суда, предоставляется пароль для доступа к информационной системе. Доступ к прикладным программным подсистемам предоставляется указанным лицам в соответствии с их должностными регламентами.
Требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2012 года № 1119 [9]. А также, требования к автоматизированному способу обработки персональных данных и используемым для этого средствам регламентируются Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) от 18 февраля 2013
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
года № 21 [10]. Указанный приказ устанавливает содержание организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных. Технические меры зависят от установленного уровня защищенности персональных данных, который определяется исходя из типа угроз, вида персональных данных (биометрические, общедоступные и т.п.), количества их субъектов и прочих факторов. Здания судов оснащаются современными сертифицированными техническими средствами защиты и системами обеспечения безопасности, действует пропускной и внутриобъекто-вый режим.
К обработке персональных данных допускаются только те лица, которые прошли процедуру допуска:
- ознакомились с локальными нормативными актами суда, регламентирующими порядок и процедуры работы с персональными данными, в том числе с персональными данными, обрабатываемыми в судебной информационной системе персональных данных;
- предоставили (подписали) обязательства о неразглашении персональных данных и прекращении, в случае расторжения с сотрудником аппарата суда служебного контракта, обработки персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;
- получили индивидуальные атрибуты права доступа в судебные информационные системы, содержащие персональные данные (лицо получает доступ к данным, содержащимся в системе, после прохождения процедуры авторизации - ввода логина и пароля).
Иным лицам обработка персональных данных не поручается.
Кроме того, обеспечение безопасности персональных данных достигается:
- регистрацией и учетом всех действий, совершаемых с персональными данными в судебных автоматизированных информационных системах персональных данных;
- определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в судебных автоматизированных информационных системах персональных данных;
- использованием лицензионного программного обеспечения;
- применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации, а также средств контроля эффективности технической защиты информации;
- учетом машинных носителей персональных данных;
- стиранием или обезличиванием персональных данных на машинных носителях при их
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
передаче между пользователями, в сторонние организации для ремонта или утилизации, а также контроль стирания или обезличивания (отметим, что требования и методы по обезличиванию персональных данных, обрабатываемых в информационных системах, устанавливаются Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзора) от 5 сентября 2013 года № 996 [11];
- обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и т.п.
При ручном способе обработки персональных данных руководителями структурных подразделений определяются места хранения персональных данных (материальных носителей) для исключения несанкционированного доступа к ним. То есть, в целях обеспечения сохранности носителей персональных данных отсутствует возможность неконтролируемого проникновения и пребывания посторонних лиц в помещения суда, в которых обрабатываются персональные данные. Внутренний контроль за соблюдением порядка доступа в эти помещения проводится лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных в суде. Особенности организации обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года № 687 «Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» [7].
Значимость организационных, технических, программных и криптографических мер велика, но предметом нашего исследования являются правовые меры по обеспечению безопасности персональных данных. Они, будучи важнейшей частью информационной безопасности, предполагают разработку нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих все аспекты защиты прав субъектов персональных данных. И, конечно же, среди правовых мер охраны персональных данных особое место принадлежит мерам юридической ответственности.
Ответственные за организацию обработки персональных данных в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных несут ответственность за надлежащее выполнение возложенных на них функций.
Согласно ст. 90 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника [3]. Виновные могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, гражданской,
административной или уголовной ответственности.
Правовой основой дисциплинарной ответственности являются статьи 192-195 ТК РФ. Сотрудник, ненадлежащим образом справившийся с хранением конфиденциальной информации о сотрудниках, подлежит дисциплинарному взысканию. Дисциплинарное взыскание может быть также наложено на лиц, допустивших утечку или утрату персональных данных работников. За совершение дисциплинарного проступка ст. 192 ТК РФ предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
Разглашение охраняемой законом тайны, о которой работнику стало известно в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 ст. 81 ТК РФ является основанием для расторжения трудового договора с работником.
Следует отметить, что выбор конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных федеральным законом принадлежит работодателю. В соответствии со ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка с учетом времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Моральный вред, причинённый работнику вследствие неправомерного разглашения его персональных данных, подлежит возмещению в денежной форме (ст. 237 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 7 ст. 243 ТК РФ ответственность в полном размере причиненного вреда возлагается на работника, по вине которого охраняемые законом сведения были обнародованы.
За нарушение правил работы с персональными данными сотрудник может быть привлечен к административной ответственности. За обработку персональных данных субъекта персональных данных без его письменного согласия ч. 2 ст. 13.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административный штраф для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей [2].
Работникам аппарата суда запрещается выносить из здания суда документы или материалы, принадлежащие суду, без соответствующего на то разрешения. За несоблюдение условий хранения материальных носителей, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключаю-
щих неправомерный доступ к ним, на должностных лиц налагается административный штраф в размере от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 6 ст. 13.11. КоАП РФ).
Невыполнение оператором персональных данных, являющимся государственным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей (ч. 7 ст. 13.11. КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 13.12. КоАП РФ использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей
В соответствии с ч. 2 ст. 17.13. КоАП РФ сбор, передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных судей, в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением такими лицами общественного долга либо персональных данных близких таких лиц, совершенные с нарушением требований законодательства РФ в области персональных данных, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление государственному органу (должностному лицу), осуществляющему контроль (надзор) сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Отметим, что статья 16 Закона РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»» гарантирует неприкосновенность судьи и устанавливает специальный механизм привлечения судей к уголовной и административной ответственности [5].
В случаях, когда работнику причинен материальный или моральный ущерб, он вправе требовать привлечения виновного к гражданской ответственности. Ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанав-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
ливает, что лица, права которых нарушены (вследствие нарушения правил обработки их персональных данных), имеют право на получение компенсации морального вреда [1]. Это положение дублируется ст. 24 Федерального закона «О персональных данных» [6].
В ст. 152 ГК РФ закреплено, что гражданин вправе требовать в суде опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности [1].
Судья, помощник судьи или иной работник аппарата суда, виновный в незаконном собирании и использовании персональных данных других работников и (или) иных субъектов персональных данных, обратившихся в судебные органы за защитой своих прав и интересов, может быть привлечен и к уголовной ответственности. Так, основанием для привлечения к уголовной ответственности является незаконный сбор или распространение сведений, касающихся частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну. Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), является причинение вреда правам и законным интересам граждан [4].
Осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если такое деяние повлекло уничтожение, изменение, блокирование и копирование указанной информации, регулируется ст. 272 УК РФ.
Таким образом, учитывая вышесказанное, можно сформулировать следующие выводы:
1) Обеспечение надежной защиты персональных данных при их обработке в судебных органах является крайне важным показателем прогрессивного развития судебной ветви власти.
2) Российское правосудие характеризуется высоким уровнем информатизации: внедрение вычислительной техники расширяет возможности в сфере оборота информации, увеличивает скорость обработки и передачи данных, приводит к более эффективной деятельности судов. Однако возрастают риски вмешательства в личную жизнь субъектов персональных данных, риски воздействия на личность путем сбора персональных данных.
3) Меры по обеспечению инфобезопасности, создают равновесие между новациями судопроизводства и информационными правами граждан.
4) Для создания эффективной системы защиты судебные органы используют комплексный подход (то есть совокупность различных мер по охране конфиденциальности).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
5) Судебные автоматизированные информационные системы персональных данных, а также средства защиты этих систем и средства контроля эффективности защиты информации подлежат обязательной сертификации. Необходим постоянный контроль за их состоянием.
6) Сотрудники аппарата суда должны придерживаться внутренних правил ведения документации ограниченного доступа. Работники судов, имеющие доступ к информации конфиденциального характера, обязуются ее не разглашать. Несоблюдение регламента работы с информацией и ненадлежащая организация работы с документами могут стать причиной её утечки, искажения и иных неправомерных воздействий.
7) Обучение сотрудников мерам в области защиты конфиденциальной информации, жесткие требования к условиям хранения документов, разграничение доступа в помещения, в которых размещены судебные автоматизированные информационные системы персональных данных, помещения архива суда и иные помещения суда, в которых обрабатываются и хранятся персональные данные позволяют эффективно управлять и успешно контролировать все происходящие в судебных органах информационные процессы (сбор, хранение, передачу, обработку указанных сведений).
8) Общественные отношения, связанные с обеспечением состояния защищенности персональных данных от противоправных посягательств являются предметом регулирования целого ряда нормативно-правовых актов.
9) Защита нарушенных прав в области защиты персональных данных обеспечивается мерами государственного принуждения (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности).
10) Технологизация судебных систем, безусловно, ведет к повышению уровня доступности правосудия, но тем не менее, подготовка соответствующей нормативно-правовой базы все же не успевает за внедрением инноваций.
Список литературы:
[1] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
[2] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
[3] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 10.07.2023)
// Собрание законодательства РФ.2002. № 1 (ч.1). Ст.90.
[4] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. -№ 25. - ст. 2954.
[5] Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 10.07.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. - № 170. - 1992.
[6] Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» // Российская газета. - № 165. - 2006.
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» // Российская газета. - № 200. - 2008.
[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 211 (ред. от 15.04.2019) «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» // Российская газета. - № 70. - 2012.
[9] Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // Российская газета. - № 256. - 2012.
[10] Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18.02.2013 № 21 (ред. от 14.05.2020) «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // Российская газета. - № 107. - 2013.
[11] Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 05.09.2013 № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных» // Российская газета. - № 208. - 2013.
[12] Постановление Совета судей Российской Федерации от 27.04.2006 № 156 «Об утверждении правил поведения работников аппарата судов» // Документ опубликован не был.
[13] Михайлова Л.С. О некоторых проблемах обеспечения информационной безопасности судебных органов Российской Федерации / Л.С.
Михайлова // Конституционализм и государство-ведение, 2023. - № 2 (30). - С. 18-24.
[14] Михайлова Л.С. Понятие административно-правовых мер обеспечения безопасности в сфере информации / Л.С. Михайлова // Центральный научный вестник. -2019. - Том 4. - Номер 1s (66s). - C. 58-60.
Spisok literatury:
[1] «Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaia)» ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 24.07.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1994. № 32. St. 3301.
[2] «Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob adminis-trativnykh pravonarusheniiakh» ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 10.07.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 07.01.2002. - № 1 (ch. 1). - st. 1.
[3] «Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii» ot 30.12.2001 № 197-FZ (v red. ot 10.07.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF.2002. № 1 (ch.1). St.90.
[4] «Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii» ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 10.07.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 17.06.1996. - № 25. - st. 2954.
[5] Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 26.06.1992 № 3132-1 (red. ot 10.07.2023) «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii» // Rossiiskaia gazeta. - № 170. - 1992.
[6] Federal'nyi zakon ot 27.07.2006 № 152-FZ (red. ot 06.02.2023) «O personal'nykh dannykh» // Rossiiskaia gazeta. - № 165. - 2006.
[7] Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.09.2008 № 687 «Ob utverzhdenii polozheniia ob osobennostiakh obrabotki personal'nykh dannykh, osushchestvliaemoi bez ispol'zova-niia sredstv avtomatizatsii» // Rossiiskaia gazeta. -№ 200. - 2008.
[8] Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 21.03.2012 № 211 (red. ot 15.04.2019) «Ob utverzhdenii perechnia mer, napravlennykh na obe-spechenie vypolneniia obiazannostei, predusmotren-nykh Federal'nym zakonom «O personal'nykh dannykh» i priniatymi v sootvetstvii s nim normativnymi pravovymi aktami, operatorami, iavliaiushchimisia gosudarstvennymi ili munitsipal'nymi organami» // Rossiiskaia gazeta. - № 70. - 2012.
[9] Postanovleniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 01.11.2012 № 1119 «Ob utverzhdenii trebovanii k zashchite personal'nykh dannykh pri ikh obrabotke v informatsionnykh sistemakh personal'nykh dannykh» // Rossiiskaia gazeta. - № 256. -2012.
[10] Prikaz Federal'noi sluzhby po tekhnich-eskomu i eksportnomu kontroliu ot 18.02.2013 № 21 (red. ot 14.05.2020) «Ob utverzhdenii Sostava i
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
soderzhaniia organizatsionnykh i tekhnicheskikh тег ро obespecheniiu bezopasnosti personal'nykh dan-пуМ pri ikh obrabotke V informatsionnykh sistemakh personal'nykh dannykh» // Rossiiskaia gazeta. - № 107. - 2013.
[11] Prikaz Federal'noi sluzhby ро nadzoru V sfere sviazi, informatsionnykh tekhnologii i masso-vykh kommunikatsii ot 05.09.2013 № 996 «ОЬ и^-zhdenii trebovanii i metodov ро obezlichivaniiu ре^ sonal'nykh dannykh» // Rossiiskaia gazeta. - № 208. - 2013.
[12] Postanovlenie Soveta sudei Rossiiskoi Federatsii ot 27.04.2006 № 156 «ОЬ utverzhdenii
pravil povedeniia rabotnikov арра^а sudov» // Dokument opublikovan пе Ьу1.
[13] Mikhailova L.S. О пе^о^М problemakh obespecheniia informatsionnoi bezopasnosti sudeb-nykh organov Rossiiskoi Federatsii / L.S. Mikhailova // Konstitutsionalizm i gosudarstvovedenie, 2023. -№ 2 (30). - S. 18-24.
[14] Mikhailova L.S. Poniatie administra-tivno-pravovykh mer obespecheniia bezopasnosti V sfere informatsii / L.S. Mikhailova // Tsentral'nyi nauchnyi vestnik. - 2019. - Тот 4. - Nomer ^ (66s). - С. 58-60.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023