Научная статья на тему 'Правовое закрепление консультативных форм непосредственной демократии'

Правовое закрепление консультативных форм непосредственной демократии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
FORMS OF DIRECT DEMOCRACY / CONSULTATIVE FORMS OF DIRECT DEMOCRACY / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Е. А.

Статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации в части закрепления форм непосредственной демократии, а также разграничения обязательных и консультативных форм непосредственной демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудников Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the legislation of the Russian Federation in terms of consolidation of forms of direct democracy, as well as the distinction between mandatory and consultative forms of direct democracy.

Текст научной работы на тему «Правовое закрепление консультативных форм непосредственной демократии»

УДК 34. 4414

Юридические науки

Прудников Е.А., магистрант второго курса, Кубанский государственный аграрный университет Россия, г. Краснодар

ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ

Аннотация: статья посвящена анализу законодательства Российской Федерации в части закрепления форм непосредственной демократии, а также разграничения обязательных и консультативных форм непосредственной демократии.

Ключевые слова: формы непосредственной демократии; консультативные формы непосредственной демократии; народовластие.

Abstract: the article analyzes the legislation of the Russian Federation in terms of consolidation of forms of direct democracy, as well as the distinction between mandatory and consultative forms of direct democracy.

Keywords: forms of direct democracy; consultative forms of direct democracy; democracy.

Непосредственная (прямая) демократия имеет место, когда граждане России сами, непосредственно (лично) осуществляют государственную власть: избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем прямого волеизъявления.

Поэтому, несмотря на то, что законодательство РФ закрепляет в России демократический режим, основанный на принципах законности, равенства, федерализма, справедливости, он в настоящее время продолжает еще формироваться.

Функции форм непосредственной демократии можно разделить на две группы, включив в первую основные функции, а во вторую - вспомогательные функции.

В научной литературе часто можно встретить термин «консультативные формы непосредственной демократии».

Данное понятие не является легитимным, то есть законодатель при регулировании народовластия как важнейшей основы конституционного строя не закрепил консультативных форм непосредственной демократии [1].

Основной закон государства прямо указывает обязательные формы непосредственного народовластия - выборы и референдум. На федеральном уровне избираются Президент Российской Федерации и нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации - Государственная Дума Российской Федерации. Иных форм непосредственной демократии, имеющих обязательный характер, федеральное законодательство не предусматривает.

Интерес представляет глава пятая Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающая формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления [2; 3].

К таким формам относятся: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; староста сельского населенного пункта; публичные слушания, общественные обсуждения; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.

Анализ данной статьи и является предметом изучения консультативных форм непосредственной демократии.

По мнению специалистов конституционного права, разграничение обязательных и консультативных форм заключается в характере принимаемого решения [5, с. 19].

Если решение, принятое путем волеизъявления народа является обязательным и подлежит исполнению, то речь идет об обязательной форме непосредственной демократии.

Таким образом, формы местной демократии можно разделить на две группы: формы, при которых население принимает публично-властные решения (в чистом виде прямая демократия) и формы участия граждан в принятии публично-властных решений органами власти, при которых граждане имеют возможность влиять на процесс принятия решений властью и используют эти возможности (институты консультативной демократии) [4, с. 60].

Отнесение формы к императивной или консультативной можно в соответствии с закреплением в закреплением в законе характера принимаемого решения.

Для остальных форм, предусмотренных законом и перечисленных ранее, обязательности исполнения не предусмотрено.

Однако, существуют различные точки зрения, на спорность подобной классификации как единственно правильной.

В частности, референдум, который относят к императивной форме непосредственной демократии, в некоторых случаях может носить консультативный характер по своему смыслу и содержанию.

Публичные слушания, наоборот, обязательны для проведения по определенному кругу вопросов, определенных законодательством.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 21.07.2014 ФКЗ № 11 -ФКЗ) // Российская газета.-1993.-25 декабря.

2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 № 51-ФЗ (с изм. от 04 июня 2018 г.)//СПС «Консультант Плюс. Версия Проф».

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 № 181-ФЗ (с изм. от 03 августа 2018 г.)//СПС «Консультант Плюс. Версия Проф».

4. Усманова Р.М. К вопросу о консультативных формах демократии в местном самоуправлении// «8С1-ЛКТ1СЬБ.Ки»2013. № 2.

5. Фомина М.Г. Консультативные формы реализации непосредственной демократии в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. - М.: Юрист, 2013, № 4. - С. 19-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.