МВД России по Московской области были даны указания о необходимости изъятия специальной строительной техники, привлекаемой для добычи полезных ископаемых (песчано-гравийных смесей), в ходе расследования незаконного предпринимательства, а также о необходимости признания ее вещественными доказательствами и помещения на специализированные стоянки. При этом следственные органы столкнулись с многочисленными жалобами владельцев о возврате техники, в удовлетворении которых следствием обосновано отказано. Состоялось четыре судебных решения, которыми указанные ходатайства были удовлетворены с наложением обязанности на органы следствия передать технику на ответственное хранение владельцам.
В этой связи, несомненно, действенной мерой является наложение на изъятую технику ареста по судебному решению [6, с. 60-62; 3].
Литература
1. Ермаков С. В., Макаренко М. М. Возбуждение уголовного дела: проблемные вопросы // Российский следователь, 2015. № 6. С. 27-31.
2. Иванов Д. А., Угольников А. В. Понятие и содержание представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших нарушение закона // Российский следователь, 2011. № 6. С. 11-14.
3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд. М., 2010. 768 с.
4. Макаренко М. М., Ермаков С. В. Проблемы производства выемки документов, содержащих налоговую и банковскую тайну // Вестник Московского университета МВД России, 2013. № 7. С. 92-94.
5. Песоцкий А. В., Тришкина Е. А., Могутин Р. И. Типовые схемы расследования незаконной предпринимательской деятельности // Сборник научных трудов участников V Международной научно-практической конференции. Россия в глобальных экономических и социокультурных процессах / Под общей редакцией д.э.н., профессора Лаптева С. В., к.ю.н., доцента Моисеева А. Д., 2011. С. 154-159.
6. Пушкарев В. В. О законном праве потерпевшего на возмещение материального ущерба, причиненного преступлением // Деятельность правоохранительных органов по реализации норм международного права и защите прав человека: Материалы междунар. Науч.-практ. семинара / Редкол.: Анисимов П. В. (отв. ред.) и др. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998. С. 60-62.
7. Тришкина Е. А., Пушкарев В. В. Основы аудита и экономико-криминалистического анализа: Учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России, 200 .
8. Пушкарев В. В. Реализация принципа состязательности на досудебных стадиях уголовного процесса // Библиотека криминалиста. Научный журнал, 2016. № 2 (25). С. 126-132.
Legal education of youth Klimkina Yu. Правовое воспитание молодежи Климкина Ю. А.
Климкина Юлия Алексеева / Klimkina Yuliya — специалист, кафедра теории, истории государства и права, юридический факультет, Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования Академия труда и социальных отношений, г. Москва
Аннотация: в статье речь идет о правовом воспитании современной молодежи. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.
Abstract: the article deals with legal education of modern youth. Means of legal culture formation are promotion of the rights, development of legal knowledge in citizens, practical enforcement of law, presence of strong legal science, improving the system of legal acts, which is achieved due to the presence of democratic and effective constitution, high legal and technical legal quality of laws and regulations in the state.
Ключевые слова: воспитание, правовое воспитание, правовое образование, пропаганда, современная молодежь, правовой нигилизм, правовые знания.
Keywords: education, legal nurturing, legal education, promotion, modern youth, legal nihilism, legal knowledge.
В рамках формирующегося гражданского общества и на фоне развивающейся социальной демократии значение правовой культуры молодежи в современных условиях приобретает наибольшую актуальность. Правовое воспитание молодежи оказывает свое влияние, как на становление демократии в обществе, так и на формирование гражданского социума [1, с. 22]. Объективно следует понимать, что для мирного сосуществования и развития необходимо создать гармоничные отношения между обществом и государством, их способность вести конструктивный диалог - это часть успеха по созданию правового государства и становлению демократии. Показателем для любого общества является его правовая культура. Поэтому, значительную роль необходимо уделять правовому воспитанию, которое следует формировать, начиная с детского возраста.
Правовое воспитание следует понимать как организованный, управляемый, целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры [4, с. 206].
Правовому воспитанию присущ ряд особенностей:
- в качестве основы выступает система норм права (формирование правового воспитание возможно только при условии неукоснительного соблюдения и исполнении всех норм права);
- правовые предписания, исходящие от государства, должны доводиться до воспитуемого не только в точности их формулировки, но и смысла (для любого воспитуемого должен быть понятен смысл тех правил, которые он должен соблюдать, иначе будут бессмысленны правовые предписания государства, если их не могут понять и, следовательно, их соблюдение или исполнение становится невозможным);
- при необходимости возможно применение мер государственного принуждения (нарушение и не соблюдение норм законодательства влечет за собой юридическую ответственность, поэтому только государство имеет полномочия по применению мер принудительного характера).
Наибольший интерес представляет то, какой смысл вкладывает в правовое воспитание А. А. Кваша: «Правовое воспитание заключается в передаче, наращивании и правильном усвоении знаний, принципов и норм права, а также в создании правильного отношения к праву и практике его реализации, умении пользоваться своими правами, исполнять запреты и соблюдать обязанности. Отсюда и неизменность в познанном усвоении главных положений законодательства, генерировании чувства глубочайшего уважения к праву. Полученные знания обязаны превратиться в личное убеждение, в точно организованную установку строго исполнять правовые предписания, а затем во внутреннюю необходимость и привычку соблюдать закон» [2, с. 4].
Таким образом, воспитание планомерно перетекает в сознание, что способствует формированию правовой культуры у молодежи [5, с. 104].
В процессе современного развития наибольшую актуальность набирает правовое воспитание в первую очередь молодежи. Молодежь - это будущее любого государства. И от того какое правовое воспитание она получит, будет зависеть будущее нашей страны.
Для того чтобы понять как необходимо осуществлять правовое воспитание среди молодежи, следует выявить причины отклонения от правового поведения среди молодежи: отсутствие трудовой занятости; конфликтные ситуации в семье, в образовательных учреждениях; неприязненные отношения среди друзей; негативное влияние средств массовой информации; равнодушие общества к проблемам молодежи.
В условиях, которые сложились в нашем далеко не идеальном обществе, в череде первостепенных головоломок стоит преодоление такого явления, как правовой нигилизм. Он удивительным образом поражает огромное количество именно молодых людей, поэтому,
прежде всего, необходимо формировать правильное отношение к закону, закладывать в сознание молодежи чувство серьезности, невозможности допущения самоуправства, продажности, процветания теневой экономики, в общем той неприглядной конъюнктуры социальной системы и общественной морали, которую следует именовать понятием «беспредел». Азами развития здорового, этичного и социального сознания молодежи являются правовой миропорядок, гражданское единомыслие, динамичное взаимодействие всех общественных и социальных групп населения, а также повышение уровня состоятельности народа, увеличение финансовых гарантий прав человека [1].
Правовое воспитание необходимо начинать на уровне семьи, ребенка необходимо просвещать в области права [3, с. 42]. К моменту достижения сознательного возраста у человека должно быть сформировано представление о том, что разрешено и о том, что запрещено, не только на уровне морали, но и на уровне норм права. У ребенка с малых лет должны постепенно и непрерывно накапливаться правовые знания. Поэтому, правовое воспитание должно сопутствовать в жизни ребенка от рождения и до смерти. Однако, наибольшее внимание необходимо уделять правовому воспитанию ребенка в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте ребенок наиболее осознанно воспринимает ту информацию и те знания, которые в него закладываю. Следует помнить одно: ребенок, как губка, способен впитывать в себя все, что его окружает, поэтому необходимо быть внимательным как к своим словам, так и к своим действиям.
Литература
1. Борискина К. Г. Правовое воспитание молодежи // Universum: экономика и юриспруденция, 2015. № 4 (15). С. 22-32.
2. Кваша А. А. Правовые установки граждан: автореф. дис... канд. юрид. наук: 12.10.01 / А. А. Кваша. [Текст]. Волгоград, 2002. 18 с.
3. Климкина Ю. А. Правовое образование несовершеннолетних как фактор предупреждения девиации // Academy, 2016. № 7 (10). С. 41 -42.
4. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал, 2015. № 11 (56 ). С. 206-208.
5. Худойкина Т. В. Технология оценки и измерения правового сознания // Теория и практика общественного развития, 2015. № 21. С. 104-106.
6. Климкина Ю. А. Факторы, оказывающие правовое влияние // Наука, образование и культура, 2016. № 7 (10). С. 51-54.