Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ'

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Екатерина Олеговна, Артюшина Алена Алексеевна

Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с выявлением причин деформации правосознания молодежи. Также в работе проводится анализ различных направлений и характеристик множественности факторов деформации правосознания, а также предлагается основа для выработки эффективных способов противодействия негативным тенденциям в сфере правосознания молодежи. Рассматриваются возможности молодежной политики государства по проведению тренингов, обучения и правового воспитания на примере Рязанской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION AS A WAY TO OVERCOME THE DEFORMATION OF THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF YOUTH

This article is devoted to the study of issues related to the identification of the causes of the deformation of the legal consciousness of young people. The paper also analyzes various directions and characteristics of the multiplicity of factors of the deformation of legal consciousness, and also offers a basis for developing effective ways to counteract negative trends in the field of legal consciousness of young people. The possibilities of the youth policy of the state for conducting trainings, training and legal education on the example of the Ryazan region are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_36

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ

ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ LEGAL EDUCATION AS A WAY TO OVERCOME THE DEFORMATION OF THE LEGAL CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент института по кафедре гражданского права и процесса Академии ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

ANANYEVA Ekaterina Olegovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor

of the Institute at the Department of Civil Law and Procedure of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a.e.o.77@yandex.ru;

АРТЮШИНА Алена Алексеевна,

Студент 3 курса Института Академии ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: a-artyushina@list.ru;

ARTYUSHINA Alyona Alekseevna,

3rd year student of the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: a-artyushina@list.ru

Краткая аннотация: Данная статья посвящена исследованию вопросов, связанных с выявлением причин деформации правосознания молодежи. Также в работе проводится анализ различных направлений и характеристик множественности факторов деформации правосознания, а также предлагается основа для выработки эффективных способов противодействия негативным тенденциям в сфере правосознания молодежи. Рассматриваются возможности молодежной политики государства по проведению тренингов, обучения и правового воспитания на примере Рязанской области.

Abstract. This article is devoted to the study of issues related to the identification of the causes of the deformation of the legal consciousness of young people. The paper also analyzes various directions and characteristics of the multiplicity of factors of the deformation of legal consciousness, and also offers a basis for developing effective ways to counteract negative trends in the field of legal consciousness of young people. The possibilities of the youth policy of the state for conducting trainings, training and legal education on the example of the Ryazan region are considered.

Ключевые слова: молодежь, правосознание молодежи, деформация правосознания, государственная молодежная политика.

Keywords: youth, legal awareness of youth, deformation of legal awareness, state youth policy.

Для цитирования: Ананьева Е.О., Артюшина А.А. Правовое воспитание как способ преодоления деформации правосознания молодежи //Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 36-38. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_36.

For citation: Ananyeva E.O., Artyushina A.A. Legal education as a way to overcome the deformation of the legal consciousness of young people // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 36-38. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_36.

Статья поступила в редакцию: 22.10.2022

Введение. Молодежь - стратегический ресурс общества, который является важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов. Молодежное поколение - это дело не только государства, а всего социума, поскольку через молодежь общество воспроизводит и развивает себя. Именно поэтому важно обращать особое внимание на проведение не только правильной семейной политики, но и государственной политики, направленной на развитие и воспитание молодежи.

На сегодняшний день вопросы изучения правового сознания молодежи, несомненно, имеют огромное значение. Правосознание является основным фактором, который определяет степень уверенности граждан в защите своих прав, а также политического развития всего общества.

Также необходимо отметить, что правосознание - это тот инструмент, который может и должен пробудить у молодого человека государственный образ мысли, государственное волеизъявление, использовать потенциал молодого поколения в строительстве новой государственной жизни.

Цель исследования. На основании анализа возможностей правового воспитания и молодежной политики государства, направленных на становление личности молодого человека как правопослушного гражданина, сформировать способы преодоления деформации правосознания молодежи.

Методы. Проведен анализ факторов, влияющих на возможность деформации правосознания лиц молодежного возраста, сравнительно-сопоставительный анализ методов и средств, способствующих устранению проблем, связанных с распространением негативных тенденций и опыта борьбы с ними.

Проблемные вопросы правового воспитания как способа преодоления деформации правосознания молодежи. Опираясь на статистические данные МВД России за 2020 г. в Рязанской области повысилась молодежная преступность по сравнению с 2019 г., со 148 до 192 преступления. Самыми распространенными видами преступления среди молодежи являются кражи (57%), грабежи (23%), разбои (8%) и т.д. [1]. Однако, за первое полугодие 2021 года по данным руководителя УМВД по охране общественного порядка, количество преступлений, совершенных несо-

Теоретико-исторические правовые науки

вершеннолетними, снизилось на 22,7%. Такая тенденция к снижению продолжает сохраняться. И все же такая ситуация с наличием подростковой преступности говорит о низком уровне правового сознания среди молодежи.

Главной причиной роста молодежной преступности является ухудшение экономической ситуации и большая социальная напряженность в обществе. Не имея возможности удовлетворять свои потребности законным путем, молодежь очень легко попадает в криминальную среду, и начинает «делать деньги» путем продажи запрещенных вещей и привыкает к «красивой жизни».

Существенные деформации правосознания также связаны с идеологическим и мировоззренческим вакуумом, отсутствием четких социальных ориентиров. Молодые люди все больше проявляют правовой нигилизм, неуважение к законам и Конституции, считается нормальным их игнорирование и несоблюдение. В правосознании происходят противоречивые явления. С одной стороны, очевиден рост пессимизма, апатии, страха. С другой стороны, характерными становятся вседозволенность, безнаказанность, безответственность.

В современном российском государстве необходимо разрабатывать новый подход к правовому воспитанию. И начинать это нужно с молодежи, ведь именно они определяют будущее нашей страны.

Правовое воспитание современной российской молодежи есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействие на сознание, психологию молодого поколения Российской Федерации всей совокупности многообразных право- воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Важность правового воспитания выражается ещё в том, что оно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру молодежи. Средствами формирования правовой культуры являются: пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое управление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование нормативных актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.

Однако, негативные тенденции общественного развития, нестабильность ситуации в обществе вызывают значительный рост социальных девиаций, деформаций правосознания, особенно среди несовершеннолетних и молодежи [2, с. 110].

По мнению В.Р. Петрова, деформацией правового сознания можно назвать негативное социально-правовое явление, характеризующее такое состояние правосознания, когда у его носителей имеются определенные взгляды, идеи, представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к праву, правосудию и законности. Она характеризуется рядом признаков, отличающих ее от положительного состояния правосознания, от случаев его полного отсутствия, а также от деформаций политического и нравственного сознаний и иных смежных социальных явлений [3].

Правовая деформация - это девиантное поведение, один из основных и определяющих факторов, которые формируют черты личности и социализации несовершеннолетнего. На них сильно влияет психология подростков, в основном из-за целого ряда факторов:

a) Уровень социального поведения основан на личном факторе, который зависит от воздействия психобиологических предпосылок;

b) Психобиологические и педагогические факторы, которые являются следствием недостатков школьного и семейного воспитания;

c) Социально-психологические факторы, возникающие из негативных аспектов (особенностей) взаимодействия несовершеннолетних в их семье, на улице, в преподавательском составе с их непосредственным окружением;

ф Выбор человека среды общения, норм и ценностей его окружения, педагогического влияния семьи, школы, общества и лич-

ной способности к самоконтролю;

е) Социальный фактор, который определяется социально- экономическими условиями современного общества;

Воспитание индивида в семье также играет огромную роль в формировании правовой деформации. В жизни несовершеннолетнего часто возникает среда, в которой родители очень любят его и формируют искаженные моральные качества родителей, которые не всегда хотят хороших вещей, но не имеют педагогических, культурных и моральных качеств. В таких случаях подростки, как правило, лишены гордости, высокомерия, отсутствия чувства идентичности, непонимания потребностей, аморальности, эгоизма и многого другого. Эти качества формируются в длительные периоды подросткового возраста в результате плохого семейного положения. В то же время восприятие подростка негативно сказывается на алкоголизме родителей, отсутствии надлежащего внимания к ребенку, его аморальном поведении и жестоком обращении с достоинством и уважением к детям. Все это создает достаточную основу для «нарушения» подростка и создания постоянного негативного характера, что приводит к асоциальному поведению и, как следствие, совершению преступлений.

Правосознание является одной из функций возраста. То есть, оно не перестает формироваться на протяжении всей жизни индивида. Но новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности человека по мере ее социализации, благодаря тем людям, с которыми человек общается на протяжении всей своей жизни.

Именно поэтому, как было указано выше, главную роль в правовом воспитании ребенка, занимает родитель. Ведь правовое воспитание - это процесс, который способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовую деформацию можно исправить путем обучения в области права, передача накопленных знаний от старого поколения к новому, правильное воспитание индивида, умения реализовать принадлежащие права и нести обязанности. Результатом такого обучения является поведение индивида, которое будет соответствовать требованиям общества.

Результаты изучения материала показали, что цель правового воспитания как способ преодоления деформации правового сознания -это формирование нового человека путем усвоения и передачи правового материала, впоследствии перерастающего в личное убеждение человека, тем самым образовывается устойчивая цель - действовать в соответствии с нормами законодательства, использовать свои права, исполнять обязанности и проявлять юридическую активность. Чтобы уберечь молодежь от совершения преступлений, нужна совместная работа семьи, школы, учреждения дополнительного образования, комиссии по делам несовершеннолетних. Психологи считают, что формировать правосознание надо в детском саду, в раннем возрасте объяснять, что хорошо, а что плохо, выявлять отклонение от общепринятых норм.

В Рязанской области в целях повышения правового сознания молодежи в ряде школ реализован проект по правовому воспитанию подрастающего поколения, созданы специальные группы «Я ребенок, я имею право» для детей 12-18 лет. Основными задачами проекта являются [4]:

- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально - правовыми нормами и правилами поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, языка, пола, возраста;

- содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства своего мнения и навыках его проявления;

- оказание необходимой помощи семьям в вопросах правового воспитания детей.

Также эксперты добавляют, что в подростковом возрасте на детей большое влияние оказывают сверстники. И чтобы ребенок не попал в плохую компанию родителям необходимо заранее объяснить ему, что важно отстаивать свою позицию, а не поступать как все.

Заключение и выводы. Исходя их вышеизложенного можно подвести итог о том, что принимать участие в правовом сознании молодежи должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей и учителей, так и в качестве воспитуемых. Все зависит от того, какие социальные роли они занимают. Политика воспитания молодежи должна предусматривать поступательные образовательные программы и методики для развития подростков и формирования правопослушного поведения. Начинать можно с дошкольного возраста в рамках правовых игр, занятий с психологами и в дальнейшем применения соответствующих тренингов. При этом стоит уделять внимание не только правам, а делать акцент на обязанностях детей. В противном случае подростковое «я» с учетом особенностей развития этого возраста как раз и может привести не только к правовому нигилизму, но и правовой деформации с дальнейшими негативными последствиями. Только в таком случае правосознание способно формироваться у граждан в позитивном настроении.

Библиография:

1. Статистика преступности в России. - (Электронный ресурс). - URL: https://rusind.ru/statistika-prestupnosti-v-rossii-po-rosstatu.html (дата обращения 20.10.2022 года).

2. Вопросы развития эмоциональной сферы подростков: проблемы ресоциализации несовершеннолетних. Ананьева Е.О., Абовян Э.П.// В сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. научно-практическое ежеквартальное издание. Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний". Москва, 2022. С. 108-112.

3. Факторы деформации правосознания молодежи. - (Электронный ресурс). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-deformatsii-pravosoznaniya-molodezhi#:~:text= (дата обращения 20.10.2022 года).

4. Образовательный проект "Я ребёнок - я имею право!". - (Электронный ресурс). - URL: https://www.fond21veka.ru/publication/12/23/371243/ (дата обращения 20.10.2022 года).

References:

1. Crime statistics in Russia. - (Electronic resource). - URL: https://rusind.ru/statistika-prestupnosti-v-rossii-po-rosstatu.html (accessed 20.10.2022).

2. Issues of the development of the emotional sphere of adolescents: problems of the re-socialization of minors. Ananyeva E.O., Abovyan E.P.//

In the collection: Scientific works of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. scientific and practical quarterly publication. Federal state Institution "Scientific Research Institute of Information Technologies of the Federal Penitentiary Service". Moscow, 2022. pp. 108-112.

3. Factors of deformation of the legal consciousness of youth. - (Electronic resource). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-deformatsii-pravosoznaniya-molodezhi#:~:text= (accessed 20.10.2022).

4. Educational project "I am a child - I have the right!". - (Electronic resource). - URL: https://www.fond21veka.ru/publication/12/23/371243 / (accessed 20.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.