УДК 316.346.32-053.6:340.114.5 Руденко Константин Игоревич
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России
ФАКТОРЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация:
Статья посвящена деформации правосознания молодежи, которая представляет собой весьма сложную проблему в условиях современной России. Автором рассмотрены факторы как субъективного, так и объективного плана, влияющие на деформацию правосознания молодежи. В работе делается вывод о том, что вследствие множественности факторов деформации правосознания представляется весьма затруднительным выработать эффективные способы противодействия негативным тенденциям в сфере правосознания молодежи.
Ключевые слова:
молодежь, сознание, правосознание, девиация, факторы деформации правосознания.
Rudenko Konstantin Igorevich
Postgraduate student, Philosophy and Sociology Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
THE FACTORS OF YOUTH'S SENSE OF JUSTICE DEFORMATION
Summary:
The article deals with the deformation of youth's sense of justice that is an urgent issue in the modern Russia. The author considers both subjective and objective factors affecting the deformation of the youth's legal consciousness. It is deduced that due to the multiple factors influencing the sense of justice deformation, it is very difficult to develop effective ways to counter the negative trends in the field of legal consciousness of young people.
Keywords:
youth, consciousness, legal consciousness, deviation, factors of sense of justice deformation.
Анализируя проблему деформации правосознания молодежи, целесообразно обратиться к явлению более широкого социального порядка - девиации (различного рода отклонениям от социальных норм). Как в социуме в целом, так и в молодежной среде в частности действует ряд факторов, которые с разной степенью интенсивности воздействуют на социальную среду и детерминируют возникновение эффекта девиации. С точки зрения Е.О. Кубякина, в значительной степени проблема деформации правосознания проявляется в наличной ситуации благодаря внешним факторам (социокультурным основаниям) и внутренним (экстремпарантности) [1]. Вместе с тем введенный автором термин, смысл которого сводится к готовности к экстремальной деятельности, диалектичен: готовность проявляется на уровне субъекта, но детерминирована внешними социальными факторами. Солидарен с данной позицией и В.В. Плотников, утверждая, что вопрос правосознания на уровне локальной социальной системы (государства) определяется состоянием основных социальных институтов [2]. Говоря о социальных группах, наиболее подверженных деструктивному влиянию, Е.О. Кубякин выделяет молодежь [3; 4].
Рассуждая о факторах девиантного поведения молодежи, необходимо обратить внимание на дисфункциональность [5] и дезорганизацию основного процесса - социализации. Ряд ученых напрямую связывают девиацию с дисфункциональностью процесса правовоспитательной деятельности в государстве (особенно с недооценкой превентивной составляющей). Н.В. Нарыков указывает на дополнительный усложняющий фактор - глобализацию, в процессе которой вся социальная система (в том числе и аксиологическая составляющая) претерпевает деформацию и трансформацию [6]. Действия этого и ряда других факторов (развития информационных технологий) привели к устойчивому росту количества правонарушений среди молодежи [7]. Стоит также учитывать тот факт, что низкий уровень правосознания оказывает негативное влияние на правотворческий, правоприменительный, интерпретационный процессы, что приводит к росту юридических конфликтов.
По мнению В.Р. Петрова, деформация правового сознания - это негативное социально-правовое явление, характеризующее такое состояние правосознания, когда у его носителей имеются определенные взгляды, идеи, представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к праву, правосудию и законности. Она характеризуется рядом признаков, отличающих ее от положительного состояния правосознания, от случаев его полного отсутствия, а также от деформаций политического и нравственного сознаний и иных смежных социальных явлений [8].
А.Н. Бахарева справедливо отмечает, что в молодежной среде как значительный негативный фактор в государственно-правовом строительстве получили распространение различные виды деформации правового сознания (правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание). «Сложившаяся ситуация требует принятия безотлагательных мер, причем первоочередной задачей должно стать воспитание положительного взгляда на право в среде молодежи, так как именно молодежь является той социальной группой, которой предстоит завтра жить в России и управлять государством» [9].
П.Г. Зеленков связывает деформацию правосознания молодежи с деградацией ценностно-смысловой сферы личности. «Современным авторам приходится фиксировать такие тревожные явления, как снижение уровня правовой культуры, активное неприятие закона как социальной ценности, неверие в авторитет власти и правоохранительных органов, восприятие закона как института репрессии, пренебрежительное отношение к представителям правоохранительных органов и т. п. Этому немало способствовали неправомерные и антиконституционные действия представителей высшей государственной власти в 1990-е гг., приватизация общенародной собственности, коррупция на всех уровнях государства» [10].
В ходе деформации правового сознания у молодежи складываются определенные взгляды, чувства, настроения, переживания и эмоции, идеи и представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что приводит к формированию негативно ориентированного правового сознания [11].
Основными формами проявления деформированного правосознания молодежи являются:
- чрезмерно высокая, оторванная от жизненных реалий оценка права как «универсального средства» решения социальных проблем, абсолютизация социальной роли и места права в жизни общества, предъявление завышенных требований к механизму правового регулирования, что кратко можно обозначить как юридический идеализм;
- категорическое отрицание права как социального блага, его способности оказывать эффективное воздействие на общественные отношения, упорядочивать жизнь общества [12].
В настоящее время стоит обратить внимание и на еще один аспект проблемы. Речь идет о кризисе института морально-нравственного воздействия (давления) на молодежь со стороны субъектов воспитательного процесса, различных агентов социализации, которые, по идее, должны играть роль моральных авторитетов. В условиях советского и раннего российского общества (до середины - конца 1990-х гг. включительно) Интернет, мультимедиа технологии не были развиты так, как сейчас; у молодежи, нарушающей морально-нравственные принципы, исповедующей правовой нигилизм, антиценности, практически не было альтернативных каналов общения, коммуникации, она не находила сочувствие своей позиции, ощущала социальную нелегитимность и изоляцию. В настоящее время посредством социальных сетей, Интернета представители любых субкультур, контркультур, неформальных, антисоциальных, криминальных объединений в молодежной среде находят единомышленников и не чувствуют себя в изоляции даже в селах, деревнях, небольших городах (чего раньше не могло быть в принципе). В итоге они, находя поддержку своим деструктивным воззрениям и антисоциальным практикам, вырабатывают «иммунитет» в отношении морально-нравственного воздействия со стороны общества, старших поколений. Именно в силу этого происходит постепенная легитимизация деформированного правосознания, которое уже выглядит не как острая девиация, а как вполне обыденное явление, к которому большинство членов общества относится толерантно, как само собой разумеющемуся [13].
Представляет интерес и социально-инженерный аспект проблемы. Учитывая тот факт, что «способность населения на сознательном уровне соблюдать законы, уважать права и свободы других граждан не всегда находит адекватное отражение на практике и нередко проявляется в распространении различных форм деформации правового сознания» [14], необходимо разрабатывать и внедрять комплекс управленческих мероприятий, направленных на оптимизацию ситуации в сфере правосознания подрастающего поколения.
Ученые выделяют ряд факторов деформации молодежного правосознания. В частности, П.Г. Зеленков отмечает, что основными социальными факторами, детерминирующими воспроизводство и развитие процессов деформации правосознания в современном обществе, являются: социальная дезинтеграция; снижение эффективности нравственно-правовых регуляторов поведения личности; социальная изоляция индивидов, которая ведет к недостатку социальной поддержки; дефекты нравственно-правовой социализации личности; сохраняющийся рост преступности, в первую очередь организованной, повышение степени ее влияния на общество в условиях глобализации и ослабления сложившихся в доглобализационную эпоху механизмов государственного воздействия на социальные процессы [15].
Как сложное общественное явление деформация правового сознания детерминирована и причинно обусловлена негативными процессами социальной среды. Имея глубокие исторические корни, различные формы и виды ее проявления в настоящее время являются результатом отрицательного воздействия факторов экономического, политического, правового, идеологического, этического, организационного и иного характера. При этом, как отмечают исследователи, деформация правосознания - настолько сложный процесс, что зачастую она не поддается таким традиционным аксиологическим формам сознания, как религия. В результате сам институт религии становится основанием социальной деструктивности [16]. На процесс деформации индивидуального правосознания кроме социальных факторов активно влияют личные характеристики индивида, микросреда ближайшего окружения и недостатки воспитательной работы [17].
К числу субъективных факторов деформации правосознания, обусловленных социально-возрастными и социально-психологическими особенностями подрастающего поколения, мы относим:
- маргинальный, нестабильный социальный статус молодежи (во многих случаях это отсутствие семьи, детей, престижной работы и т. п.), что создает условия неопределенности и риска, ощущение «нечего терять»;
- не сформировавшееся до конца сознание, социокультурный облик, в результате чего детерминируется состояние аномии (ценностно-нормативного и мировоззренческого вакуума); в таком случае молодой человек рискует попасть под влияние лиц с криминальным прошлым, пользующихся авторитетом в криминальной среде;
- эмоционально-чувственное, аффективное восприятие окружающей действительности, в результате чего молодые люди рассуждают не логически, а «думают сердцем», сначала совершая какой-то поступок, а потом оценивая его необходимость;
- некритическое, парадоксальное мышление и отсутствие жизненного опыта, неумение анализировать причины и последствия социальных действий и взаимодействий во «взрослом» обществе;
- инновационная активность, жажда новизны, поиск способов самореализации. Деформированное правосознание в ряде случаев удовлетворяет данные потребности молодежи.
В свою очередь, к числу объективных факторов деформации правосознания современной российской молодежи мы можем отнести:
- масштабные социокоммуникативные трансформации конца XX - начала XXI вв., породившие кризис основных социальных институтов и подсистем вследствие продуцирования «инновационного риска»;
- снижение общего духовно-нравственного уровня населения России вследствие развития индустрии массовой культуры, культа наживы, успеха, физической силы, гедонизма, «легких денег» (что скорее соответствует идеалам криминалитета, чем обычных граждан);
- дисфункция системы социализации и воспитания молодежи, возникшая вследствие кризиса институтов образования и семьи;
- дисфункциональность системы средств массовой коммуникации, ее отказ от обсуждения множества социальных проблем с одновременным усилением пропаганды и ксенофобии, что соответствует в целом системе координат криминального мира;
- проблемы, связанные с государственной молодежной политикой в аспекте формирования правового сознания и препятствования процессу деформации правосознания. Стоит отметить, что на настоящий момент ученые сходятся во мнении о необходимости научного (социологического) исследования проблемы правовой деформации как деструктивного следствия глобальной трансформации социальной системы [18].
Как показывает проведенный анализ, вследствие множественности факторов деформации правосознания представляется весьма затруднительным выработать эффективные способы противодействия негативным тенденциям в сфере правосознания молодежи. Становится очевидным, что необходима долгая, кропотливая работа по преодолению рисков деформации правосознания в молодежной среде.
Ссылки:
1. Кубякин Е.О. Основания социологического обоснования феномена экстремизма. Экстремпарантность : монография. Краснодар, 2014.
2. Плотников В.В. Деструкция социальной группы как среда существования экстремизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 38-41.
3. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4.
4. Кубякин Е.О. Особенности профилактики молодежного экстремизма в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 1.
5. Плотников В.В. Дисфункциональный кризис социальных институтов и локальная угроза национальной безопасности [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/philosophy/plotnikov-plotnikov.pdf (дата обращения: 25.11.2014).
6. Нарыков Н.В. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Общество и право. 2003. № 1. С. 32-35.
7. Кубякин Е.О., Сафронов А.Н. Информационный экстремизм в среде молодежи как деструктивный феномен современного российского общества // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 4 (22). С. 100-104.
8. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России: проблемы теории и практики : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
9. Бахарева А.Н. Формирование правосознания и молодежь // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 22.
10. Грошева Т.М. Насилие и его влияние на формирование правосознания молодежи // Фундаментальные исследования. 2005. № 6. С. 41.
11. Зеленков П.Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования : дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2008.
12. Там же.
13. Плотников В.В., Плотников Н.В. Естественное социокультурное равновесие как фактор, определяющий общественное развитие [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/16/philosophy/plotnikov-plotnikov.pdf (дата обращения: 25.10.2014).
14. Петров В.Р. Указ. соч.
15. Грошева Т.М. Указ. соч.
16. Плотников В.В., Плотников Н.В. Специфика и роль научного познания в процессах трансформации социальной структуры [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18. URL: http://teoria-prac-tica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/philosophy/plotnikov-plotnikov.pdf (дата обращения: 25.11.2014).
17. Петров В.Р. Указ. соч.
18. Плотников В.В., Плотников Н.В. Специфика и роль научного познания ...