УДК 316.34/35 ББК 60.542.15-425 В 18
Е.В. Вартанян,
кандидат социологических наук, заведующая аспирантурой Краснодарского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации, г. Краснодар, тел.: +79184600812, e-mail: [email protected]
В.В. Подольский,
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: +79182343895, e-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Представленная статья посвящена теоретическому анализу процесса деформации правового сознания молодого поколения россиян, исследованию проблематики влияния на социокультурные модели его поведения факторов как субъективного, так и объективного характера. В статье также рассматриваются теоретические подходы современных российских авторов к проблеме исследования девиантных практик как последствий развития нигилистических форм мировоззрения молодежи.
Ключевые слова: девиация, деформация, мировоззрение, молодежь, правосознание.
E.V. Vartanyan,
Candidate of Sociology, the head of Postgraduate Study of the Krasnodar Cooperative Institute (Branch) of the Russian University of Cooperation, Krasnodar, ph.: +79184600812, e-mail: [email protected]
V.V. Podolsky,
Lecturer of Department of Tactical Special Training of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, ph.: + 79182343895, e-mail: [email protected]
SOCIOCULTURAL FACTORS OF DEFORMATION OF SENSE OF JUSTICE OF YOUTH: BASES OF THEORETICAL COMPREHENSION
Abstract. The present paper deals with the theoretical analysis of deformation of legal consciousness of the younger generation of Russians, examines a perspective of influence on sociocultural models of its behavior and factors of both subjective, and objective character. Also the paper discusses theoretical approaches of modern Russian writers to research of deviant practices as consequences of development of nigilistic forms of youth's outlook.
Keywords: deviation, deformation, outlook, youth, sense of justice.
Проблематике развития девиаций как фактора, ставящего под угрозу стабильность в любом современном социуме, всегда уделялось особое внимание. Как показывают ранее проводимые исследования (Я.И. Гилинский, Г.М. Миньков-ский, Ю.М. Антонян [1] и др.), девиации в той или иной мере были свойственны примерно трети населения России, а девиантное поведение в некоторых социальных институтах обретало статус социальной нормы и превращалось в угрозу национальной безопасности. Не только социологами, педагогами и психологами, но и криминологами активно исследовалась проблема отклоняющегося (девиантного) поведения [2; 185].
Необходимо отметить, что государство сегодня предпринимает активные меры для минимизации девиантных проявлений среди граждан и, что наиболее актуально, меры по улучшению правового воспитания молодежи, повышению уровня ее правовой культуры для преодоления искажений правового сознания.
Однако дальнейшее совершенствование общества, утверждение принципов правового государства невозможно без преодоления отрицательных стереотипов, сложившихся в сознании людей, нейтрализации антиправовых и асоциальных устремлений, а также без коренных перемен в политико-правовом мышлении.
Следует отметить тот факт, что не только трансформационные механизмы в системе правосознания оказывают влияние на развитие отклоняющегося поведения, но и де-виантные проявления различного рода влияют на деформацию правового сознания молодежи, формируя нигилистический тип мировоззрения. Как в обществе в целом, так и в молодежной среде, в частности, действует ряд факторов, которые с разной степенью интенсивности воздействуют на социальную среду и детерминируют возникновение
эффекта девиации. С точки зрения Е.О. Кубякина, в значите ль-ной степени проблема деформации правосознания проявляется в наличной ситуации благодаря внешним факторам (социокультурным основаниям) и внутренним (экс-тремпарантности) [3]. Вместе с тем, сформулированный автором термин, смысл которого сводится к готовности к экстремальной деятельности, диалектичен: готовность проявляется на уровне субъекта, но детерминирована внешними социальными факторами.
Разделяет данное мнение и В.В. Плотников, утверждая, что вопрос правосознания на уровне локальной социальной системы (государства) определяется состоянием основных социальных институтов [4].
Теоретизируя факторы развития девиантного поведения молодежи, Плотников обращает внимание на дисфункциональность основного процесса социализации [4]. Необходимо отметить, что многие исследователи напрямую связывают девиацию с дисфункционально-стью процесса правовоспитательной деятельности в государстве. Стоит также учитывать тот факт, что низкий уровень правосознания оказывает негативное влияние на правотворческий, правоприменительный, интерпретационный процессы, что приводит к росту правовых конфликтов.
Другой исследователь данной проблематики - В.Р. Петров - в своей работе пишет: «...Деформация правового сознания - это негативное социально-правовое явление, характеризующее такое состояние правосознания, когда у его носителей имеются определенные взгляды, идеи, представления, которые искаженно отражают правовую действительность и выражают отрицательное отношение к праву, правосудию и законности» [5].
Вместе с тем, П.Г. Зеленков связывает деформацию правосознания
молодежи с деградацией ценностно-смысловой сферы личности, в своей работе он пишет: «...Современным авторам приходится фиксировать такие тревожные явления, как снижение уровня правовой культуры, активное неприятие закона как социальной ценности, неверие в авторитет власти и правоохранительных органов, восприятие закона как института репрессии, пренебрежительное отношение к представителям правоохранительных органов и т.п. Этому немало способствовали неправомерные и антиконституционные действия представителей высшей государственной власти в 1990-е гг., приватизация общенародной собственности, коррупция на всех уровнях государства» [6].
Таким образом, можно отметить, что в процессе деформации правового сознания у молодежи формируется определенное социокультурное мировоззрение, которое искаженно отражает правовую действительность и выражает отрицательное отношение к действующему праву, правосудию и законности, что приводит к формированию негативно ориентированного правового сознания.
На наш взгляд, основными формами проявления деформированного правосознания молодежи являются:
1) чрезмерно высокая, оторванная от жизненных реалий оценка права как «универсального средства» решения социальных проблем, абсолютизация социальной роли и места права в жизни общества, предъявление завышенных требований к механизму правового регулирования;
2) категорическое отрицание права как социального блага, его способности оказывать эффективное воздействие на общественные отношения, упорядочивать жизнь социума.
Необходимо также отметить еще один аспект проблемы. Речь идет о кризисе института морально-
нравственного воздействия на молодежь со стороны субъектов воспитательного процесса, различных агентов социализации, которые, в свою очередь, призваны играть роль моральных авторитетов. В условиях советского общества мультимедиа технологии не были развиты так, как в настоящее время, у молодого поколения, нарушающего морально-нравственные принципы, исповедующего правовой нигилизм, антиценности, практически не было альтернативных каналов общения, коммуникации. В настоящее время посредством социальных сетей, Интернета представители любых субкультур, контркультур, неформальных, антисоциальных, криминальных объединений в молодежной среде находят единомышленников и не чувствуют себя в изоляции даже в селах, деревнях, небольших городах (чего раньше не могло быть в принципе). В итоге они, находя поддержку своим деструктивным воззрениям и антисоциальным практикам, вырабатывают «иммунитет» в отношении морально-нравственного воздействия со стороны общества, старших поколений. Именно в силу этого происходит постепенная легитимация деформированного правосознания, которое уже выглядит не как острая девиация, а как вполне обыденное явление, к которому большинство членов общества относится толерантно, как к само собой разумеющемуся.
Вместе с тем, современные исследователи выделяют ряд факторов, обусловливающих деформацию молодежного правосознания. В частности, П.Г. Зеленков отмечает, что основными социокультурными факторами, детерминирующими воспроизводство и развитие процессов деформации правосознания в современном обществе, являются:
- социальное дезинтегрирование, определяющее уровень снижения эффективности нравственных, правовых и культурных регуляторов личностного поведения;
- социальная изоляция индивидов, ведущая к недостатку объема социально-правовой поддержки;
- дефекты в системе нравственно-правовой социализации личности, проявляющийся рост преступности, в том числе, организованной, повышение степени ее воздействия на устои общества [6].
К числу субъективных факторов деформации правосознания, обусловленных культурными, социальными, возрастными и социально-психологическими особенностями молодого поколения, можно отнести:
- маргинальный, нестабильный социокультурный статус молодежи (во многих случаях это отсутствие семьи, детей, престижной работы и т.п.), что создает условия неопределенности и риска;
- не сформировавшееся сознание, социокультурный облик, обусловливающие, так называемое, состояние аномии (ценностно-нормативного и мировоззренческого вакуума);
- эмоционально-чувственное, аффективное восприятие окружающей действительности, в результате чего молодые люди рассуждают не логически, а «думают сердцем», сначала совершая какой-то поступок, а потом оценивая его необходимость;
- некритическое, парадоксальное мышление и отсутствие жизненного опыта, неумение анализировать причины и последствия социальных действий и взаимодействий во «взрослом» обществе;
- дисфункция системы социализации и воспитания молодежи, возникшая вследствие кризиса институтов образования и семьи;
- проблемы, связанные с государственной молодежной политикой в аспекте формирования правового сознания и препятствования процессу деформации правосознания. Стоит отметить, что на настоящий момент ученые сходятся во мнении о необходимости научного (социологического) исследования проблемы правовой деформации как деструктивного следствия глобальной трансформации социальной системы.
Как показывает проведенный анализ, вследствие множественности социокультурных факторов деформации правосознания молодежи представляется весьма затруднительным выработать однозначные способы их теоретического осмысления. Становится очевидным, что необходима долгая, кропотливая работа по изучению способов преодоления рисков деформации правосознания в молодежной среде.
Примечания:
1. Девиантология = Deviantology: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб: Юрид. центр Пресс, 2004. 518 с.; Криминология / Г.М. Миньковский, Н.Ф. Кузнецова, М.Н. Голод-нюк [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 1994; Антонян Ю.М. Отрицание цивилизации: каннибализм, инцест, детоубийство, тоталитаризм. М.: Логос, 2003.
2. Михайлов А.П. Преступное поведение несовершеннолетних и молодежи: теория вопроса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. Майкоп, 2015. Вып. 1 (156). С. 185.
3. Кубякин Е.О. Основания социологического обоснования феномена экстремизма. Экстремпарантность: монография. Краснодар, 2014.
4. Плотников В.В. Деструкция социальной группы как среда существования экстремизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 38-41; Плотников В.В. Дисфункциональный кризис социальных институтов и локальная угроза национальной безопасности / Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. URL: http://teoria-practica.ru/ rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/philosophy/plotnikov-plotnikov.pdf.
5. Петров В.Р. Деформация правосознания граждан России: проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000.
6. Зеленков П.Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования: дис. ... канд. социол. наук. СПб, 2008.
References:
1. Deviantology: sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicide and other "deviations". SPb: Jurid. Center Press, 2004 (Acad. Printing house: Science of RAS). - 518 pp.; Minkovsky G.M. Kuznetsova N.F., Golodnyuk M.N., Gurov A.I., Kozlov Yu.G., Pobegailo E.F. Criminology. M: MSU publishing house, 1994; Antonyan Yu.M. The denial of civilization: cannibalism, incest, infanticide, totalitarianism.
- M.: Logos, 2003.
2. Mikhailov A.P. Criminal behavior of teenagers and young people: theory of the problem // Bulletin of ASU. Ser.: Area studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultural Studies. No. 1 (156) Maikop, 2015.
- P. 185.
3. Kubyakin E.O. Foundation of sociological justification of the extremism phenomenon. Extemporaneity: a monograph. Krasnodar, 2014.
4. Plotnikov V.V. Destruction of the social group as a medium of existence of extremism // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2014. No. 4. P. 38-41; Plotnikov V.V. Dysfunctional crisis of social institutions and local threat to national security [electronic resource] // Theory and practice of social development. 2014. No. 19. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/18/ philosophy/plotnikov-plotnikov.pdf
5. Petrov V.R. Deformation of legal consciousness of Russian citizens: theory and practice problems: Dis. for the Cand. of Jurisprudence degree. N. Novgorod, 2000.
6. Zelenkov P.G. The process of formation of legal consciousness of the person as an object of sociological research: Diss. for the Cand. of Sociology degree. SPb, 2008.