УДК 316.334.4 ББК 60.561.4 С 12
Саакян М.В.
Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой
культуры
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье раскрывается важность правовой культуры общества и уровень правосознания людей. Рассматриваются пути и механизмы ее совершенствования. Сформулирована задача правового воспитания.
Ключевые слова:
Правовое воспитание, правовое обучение, правовая культура.
Одним из условий формирования высокого уровня правовой культуры общества является правовое воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.
Выделяют следующие формы правового воспитания: самовоспитание и
самообразование (чтение юридической литературы, знакомство с текстами нормативноправовых актов и др.); формирование правосознания и правовой культуры в семье; распространение правовых знаний через средства массовой информации, публикации научно-популярных, научных, нормативных материалов, передачи радио и телевидения на правовую тематику; преподавание юридических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях; профессиональная юридическая подготовка в средних специальных (колледжи, лицеи, гимназии и пр.) и высших учебных заведениях; популяризация правовых знаний учеными-юристами (чтение публичных лекций, выпуск книг и брошюр); система юридической учебы (курсы повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров) должностных лиц органов государственной власти и управления (особенно правоохранительных органов).
Однако не менее важна для правового воспитания и юридическая практика. Если жизненный опыт человека расходится с официальными просветительскими установками, то приоритет неизбежно будет за жизненным опытом. Правовая воспитанность общества в более значительной степени зависит от качества законодательства, практики и форм правоприменения, состояния судебной защиты прав и свобод человека, уровня раскрываемости преступлений, вообще от общей упорядоченности правовой сферы, чем от усилий правовой пропаганды.
Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание как процесс - это средство, а сознание как результат - цель.
Обратимся к определениям правового воспитания, данным отдельными авторами.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру [1].
А.А.Кваша [2] определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности». «Отсюда, - продолжает автор, - необходимость в осознанном усвоении
основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон. Правовое воспитание можно определить как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» [2].
Каждое из этих определений несет в себе субъективное видение автора, но все они объединены общим пониманием необходимости формирования в человеке идеи права, воспитания уважения к закону, порядку.
Правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, относящейся непосредственно к каждому индивиду; развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания» [3]. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [4].
Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействию в форме воспитания.
Целью правового воспитания, говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания можно выразить следующим: правовое
информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства - т.е. фактически применение полученных знаний на практике.
Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации.
СМИ, с одной стороны, захламлены передачами и статьями, в которых обсуждаются те или иные правовые явления, происходящие в стране, а с другой стороны, подача материала превращается больше в шоу с интересными действующими лицами, где форма преобладает над содержанием (сериал «Улицы разбитых фонарей», передачи «Мировой судья», «Человек и Закон»). Передачи же более серьезные (Парламентский час) в большинстве своем недоступны для понимания населением именно из-за недостатка базовых знаний о праве каждого члена общества.
Правовая воспитанность ведет в итоге к процветанию государства - подкованные в правовом смысле граждане активизируются и в экономическом плане. «Развитие надлежащего активного правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предприимчивость.
Понимание правовой культуры как особого качественного состояния правовой жизни начинается в ХХ веке. Воспитание нового человека требовало активного воздействия на общественное сознание. В этом большую роль сыграл фактор заидеологизированности. Источником формирования представлений о понятии правовой
культуры нередко служили идеи партийного руководства. Системные исследования правовой культуры предпринимаются в 60-70-е годы XX века (работы Е.В.Аграновской, С.С.Алексеева, В.П.Казимирчука, Д.А.Керимова, Н.М.Кейзерова, В.П.Кудрявцева, Е.А.Лукашевой и других).
При изучении правовой культуры важно различать ее содержание и уровень. Содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также действующей правовой системой. Уровень правовой культуры - это степень ее интенсивности, насыщенности. Основополагающие подходы к формированию современного понятия "правовая культура" были сформулированы в 80-е годы ХХ века. Правда, это осуществлялось через категорию "социалистическая правовая культура". Заметим, что разработка данного понятия происходила в основном с прикладных позиций без учета социально-философского аспекта проблемы.
В современной науке существуют разнополярные подходы к соотношению понятий "правовая культура", "правовое сознание", "правовое воспитание" и "правовое образование".
Насчитывается около 250 различных научных позиций по вопросу определения правовой культуры. Формирование нового понятийного аппарата, отражающего реалии изменяющегося общества, позволило по-иному взглянуть на данные объекты правовой жизни, их роль в процессе социализации личности, эволюции всего общества.
Современный этап характеризуется выработкой целостной ее концепции на основе развития научных знаний, традиций. А.П. Семитко характеризует правовую культуру как качественное состояние правовой жизни общества [5].
До конца ХХ века комплексное определение понятия "правовая культура", которое соответствовало бы его сущностному (аксиологическому) содержанию, отсутствовало. Оно не рассматривалось в соотношении с такими категориями, как духовность ее философской, социальной и педагогической интерпретации. Большинство определений носило чисто прикладной характер. В частности, акцентировалось внимание на правовой культуре должностных лиц [6].
Н.Я. Соколов считает, что правовая культура может рассматриваться как "совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества".
Важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания людей. Существенный вклад в учение о правосознании внес И.А.Ильин, который доказывал, что правосознание представляет собой еще более значительный феномен, чем право. Оно понимается как "естественное чувство права и правоты", как "особая духовная настроенность инстинкта", как "особого рода инстинктивное правочувствие" - некая универсалия, которая имеет формально-юридическое, естественно-правовое измерение [7].
Немаловажную роль в формировании правовой культуры общества играют такие средства информации, как газетная, журнальная статья, театральные постановки, кино и телевидение. Однако большинству журналистских публикаций и сценариев фильмов не хватает глубины и всесторонности при исследовании проблемы воспитания чувства уважения к правам, свободам людей, разъяснения новых юридических видов социализации человека. «Законы жанра», характерные для средств массовой информации, предполагают сенсационность при отборе материала. Это приводит к определённому смещению ракурса рассматриваемого журналистом события на «кровавые разборки», описание патологии преступника (сексуальный маньяк и прочее), утрирование изощрённости или жестокости совершённого преступления. О какой правовой культуре общества может идти речь, когда газеты и журналы изобилуют сценами криминальной жизни, на экранах телевизоров грабёж и убийства на фоне сладкой, беспечной жизни богатых людей. В последнее время появилась тенденция принятия отрицательного опыта
зарубежных стран в деле правового воспитания через кинофильмы и журналы. Помимо развития нездоровых тенденций, подражания криминальным элементам в молодёжной среде, «общество оказалось лишённым объективной картины, отражающей не только преступления и его генезис, но также и все следующие за преступлением этапы правоприменительной деятельности» [4].
В заключение отметим, что проблеме правового воспитания граждан со стороны государства и органов местного самоуправления в современных условиях уделяется недостаточно внимания. И причина не только в недооценке степени ее серьезности, но и затягивание разработки, принятия соответствующих нормативных актов и создания действенных механизмов по реализации правового воспитания. Причем комплексные и не просто формальные, но фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан - всех возрастов и профессий, а не только детей (будущие поколения), в противном случае не может идти речь о результативности правового воспитания.
Примечания:
1. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. СПб.: Питер, 2009.
2. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию //Журнал российского права. 2004. № 3.
3. Семитко А.П. Русская правовая культура: мифологические и социальноэкономические истоки и предпосылки // Государство и право. 1992. № 10.
4. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. СПб.: Питер, 2009.
5. Правовые установки граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 18.
6. Мирзоев Г.Б., Кейзеров Н.М. Неформальное молодежное движение: Іинамика развития // Советская педагогика. 1990. № 7.
7. Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: дис. ..: канд. юрид. наук. М., 2001. С. 47.