Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ-СИРОТЫ / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзюбан К.С.

Основной целью данной статьи является рассмотрение проблемы правового сознания и правового воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования является правовое сознание и правовое воспитание детей-сирот. Затрагивается процесс усвоения детьми данной категории правовых знаний, степень сформированных у них правовых установок, убеждений. Особое внимание в статье уделено организации программ по формированию правового сознания и воспитания, правовой культуры. В результате исследования в статье определена роль правоохранительных органов по формированию правового воспитания у детей-сирот, а также обоснована необходимость учета профилактической функции правового воспитания детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CОNSCIОUSNESS AND LEGAL EDUCATIОN ОF ОRPHANS AND CHILDREN LEFT WITHОUT PARENTAL CARE

The main purpоse оf this article is tо cоnsider the prоblem оf legal cоnsciоusness and legal educatiоn оf оrphans and children left withоut parental care. The subject оf the research is legal cоnsciоusness and legal educatiоn оf оrphans. The prоcess оf assimilatiоn by children оf this categоry оf legal knоwledge, the degree оf legal attitudes and beliefs fоrmed by them is tоuched upоn. Special attentiоn is paid tо the оrganizatiоn оf prоgrams fоr the fоrmatiоn оf legal cоnsciоusness and educatiоn, legal culture. As a result оf the research, the article defines the rоle оf law enfоrcement agencies in the fоrmatiоn оf legal educatiоn fоr оrphans, and alsо substantiates the need tо take intо accоunt the preventive functiоn оf legal educatiоn оf оrphans.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Правовое сознание и правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей

Legal ^nsctousness and legal educatton оf оrphans and children left witta^ parental care

Дзюбан К. С.

Студентка 4 курса, ф-т юридический, ФГБОУ ВО МГУ им.Н.П. Огарёва РФ, г Саранск e-mail: kseniya2048@bk. ru

Dzyuban K.

4th year student, Faculty qf Law, Оgarev University Russia, Saransk e-mail: kseniya2048@bk. ru

Аннотация.

Основной целью данной статьи является рассмотрение проблемы правового сознания и правового воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования является правовое сознание и правовое воспитание детей-сирот. Затрагивается процесс усвоения детьми данной категории правовых знаний, степень сформированных у них правовых установок, убеждений. Особое внимание в статье уделено организации программ по формированию правового сознания и воспитания, правовой культуры. В результате исследования в статье определена роль правоохранительных органов по формированию правового воспитания у детей-сирот, а также обоснована необходимость учета профилактической функции правового воспитания детей-сирот.

Annоtatiоn.

The main pu^se оf this article is to insider the problem оf legal TOnsctousness and legal educatton оf оrphans and children left wittout parental care. The subject оf the research is legal TOnsctousness and legal educatton оf оrphans. The process оf assimilatton by children оf this categоry оf legal krnwledge, the degree оf legal attitudes and beliefs formed by them is touched ^оа Special attentton is paid to the оrganizatiоn оf programs for the formatton оf legal TOnsctousness and educatton, legal culture. As a result оf the research, the article defines the role оf law enforcement agencies in the formatton оf legal educatton for оrphans, and a^ substantiates the need to take into acTOunt the preventive functton оf legal educatton оf оrphans.

Ключевые слова: право, правовое сознание, правовое воспитание, дети-сироты, правовоспитательная деятельность, формирование правосознания.

Key wоrds: law, legal ^nsctousness, legal educatton, оrphans, legal educatton, formatton оf legal ^nsctousness.

Правовое сознания и правовая воспитанность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их будущая социализация является одной из основных проблем социальной политики в России.

По данным статистики на 1 сентября 2021 года в России в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей числилось почти 48 тысяч детей. За последние десять лет детей-сирот уменьшилось на 67,8 тысяч. Еще 5 лет назад детей-сирот было в 1,5 раза больше - 68,8 тысяч, а 10 лет назад - 115,6 тысяч. Количество детей сирот в России составляет около 2% от общей численности населения в возрасте до 18 лет.

Тяжелое материальное положение родителей, уклонение от выполнения обязательств по воспитанию детей, злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами, жестокое обращение с детьми являются основаниями для помещения ребенка в специализированные учреждения по воспитанию детей. Проживание детей в специализированных учреждениях является для них стрессовой, оставляющая отпечаток на его дальнейшей жизни. Отсутствие семейного воспитания, полноценной семьи лишает ребенка нормального

социального роста, развития его правовой культуры и становления его правосознания. Проживание детей-сирот в специализированных учреждениях формирует у них инфантильность, способствует понижению к самостоятельной жизни, что мешает формированию их личной индивидуальности.

Правовое сознание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это система правовых знаний, взглядов, ощущений, убеждений, установок, ценностных ориентиров и иных структурных элементов правосознания. Правовое сознание детей-сирот отличается от правосознания детей, воспитанных в семье прежде всего более качественной характеристикой таких его составляющих, как знание общепризнанных норм, правовых установок, ценностных ориентаций, правовых стандартов.

При воспитании детей-сирот в специализированных центрах у них формируется другой, в отличии от воспитания в семье, образ личности. Недоступность основного доверия к миру, которое, прежде всего, порождает испуг, агрессивность, недоверие к другим - всё это является последствиями воспитания вне семьи. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подвергнуты большему неблагоприятному влиянию, чем те, кто воспитан в семье. У детей-сирот отсутствует возможность получения необходимой информации для формирования правосознания.

Правосознание - это модель общественного сознания, которая отображает имеющиеся в обществе представления о правовых явлениях. Это совокупность взглядов на действующую систему права и отдельные её общепризнанные нормы, а также на то, какой обязана быть совершенная правовая система. Правовое воспитание - это целенаправленное, регулярное влияние, создающее правосознание и регулирующее правовую культуру личности.

Деятельность по развитию правового сознания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть сведена к осознанию права, пониманию значимости соблюдать предписания закона. Прежде всего, им необходимо знать и уметь осуществлять свои личные и имущественные права.

Уважение к праву со стороны детей также проявляется на психологическом уровне. Это их впечатления, анализ ситуаций происходящих в жизни и их чувства, эмоции, ощущения. Уважение к праву представляет собой убеждение в их необходимом значении для общества как в целом, так и его членов. По мере становления личности, данная область сознания приобретает всю большую самостоятельность.

Для определения уровня правосознания у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо прежде всего: определить уровень правовой информированности воспитанников; выяснить их отношение к действующему законодательству и оценить его эффективность применения; определить их ценностные ориентации в области права; установить отношение воспитанников к правовому воспитанию в учреждениях, которых они содержатся.

В результате исследований, проведенных Воронцовым Ю. П. среди детей-сирот от 16 до 18 лет большое количество детей-воспитанников негативно отзываются о роли законодательства, действующем в настоящее время, о правовых предписаниях и о статусе правоохранительных органов. У детей сформированы представления о несправедливости правовых предписаний в обществе и неадекватная оценка деятельности органов правопорядка. Все это свидетельствует о недостаточности правового сознания.

Для решения данной неблагоприятной правовой установки по отношению к правоохранительным органам у воспитанников необходимо найти средства и способы, которые сформируют их правовое сознание. К таким способам можно отнести: организация по защите правопорядка сотрудниками правоохранительных органов совместно с воспитанниками специализированных учреждений, вовлечение сотрудников в практику правового воспитания и формирования правового сознания у воспитанников.

В процессе проведения исследований Воронцовым Ю. П. среди детей-сирот от 16 до 18 лет оценивалась информированность о правах человека. Около 60% опрашиваемых не знают своих основных прав. По результатам исследований воспитанники получают информацию о праве от воспитателей, учителей - 65% опрашиваемых, от знакомых - 12% опрашиваемых. Около 10% воспитанников не доверяют информации, которая содержится в СМИ.

Правовое сознание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется в целом низким уровнем усвоения основ и требований права. Недостаток убежденности в правильности его предписаний, готовность не откладывать и воплощать запросы закона в жизнь и в повседневность жизни.

Одной из главных задач, стоящей перед государством и обществом в настоящее время, является построение целесообразной системы правового воспитания в отношении не только несовершеннолетних, но и всех членов общества.

Деятельность по правовому воспитанию в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должна осуществляться в соответствии с программой правового воспитания, целями и задачами которой считаются: повышения уровня правовой информированности детей-сирот, формирования положительных правовых установок, убеждений и ценностных ориентаций, ощущения правосообразного поведения, обеспечивающих вхождение воспитанников в социально-правовую реальность.

Организация правового самовоспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей затруднена. У детей, воспитанных в специализированных учреждениях отсутствуют базовые знания о праве. Детям-сиротам тяжело находить ориентиры в правовой среде, которая их окружает. Они неспособны в целом оценивать складывающуюся вокруг них социально-правовую ситуацию.

Функции специализированных учреждений по воспитанию детей-сирот в основном направлены на организацию их основного и профессионального обучения, оказанию правовой помощи и защитой их прав и интересов в определенных жизненных ситуациях, что ограничивает их правовою воспитательную и культурную деятельность.

Вводимые в последнее время в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, программы социально-правовой ориентации, подготовке к самостоятельной жизни нацелены на знакомство с правами и льготами, механизмами их реализации, средствами защиты, но не на становление правовой установки на выполнение обязательств, неотделимых от предоставляемых прав.

Необходимо разработать программы правового воспитания, с помощью которых воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, имели представление о правонарушениях и видах ответственности. Дети-сироты должны уметь мыслить, принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает их к самостоятельному существованию после выпуска из специализированных учреждений.

На базе системного подхода, который предполагает в качестве основы разработки программы правового воспитания модель воспитательной системы, необходимо обновить теоретические взгляды и практические решения по организации правовоспитательного процесса в специализированных учреждениях для воспитанников.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо сформировать знания в социально-правовой сфере. Воспитанники должны знать свои основные права в самостоятельной жизни и способы по их защите. Необходимо, чтобы дети-сироты с раннего возраста научились выполнять и соблюдать правила. Это является важным качеством в формировании их законопослушного поведения.

Изменения, происходящие в современном обществе требуют воспитания правового сознания детей-сирот. Неосведомленность в правовых вопросах снижает возможность по реализации их основных прав и обязанностей.

Формирование правового сознание у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно реализовываться на каждой стадии формирования личности ребенка. При этом необходимо рассматривать право не только как науку, но и как один из важных способов для познания своих прав и обязанностей.

Формирование правового сознания может заключаться в организации тематических лекций, конференций, семинаров для воспитанников специализированных учреждений; проведения тематических встреч с сотрудниками правоохранительных органов, работниками социальных служб, которые владеют необходимой информацией для развития правового сознания у детей-сирот. Так же для формирования правового сознания у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо проводить тематические лекционные занятия, затрагивающие интересующие воспитанников вопросы, а так же использовать практические упражнения.

Таким образом, формирование правосознания у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей напрямую зависит от правового воспитания. Система правового воспитания в настоящее находится на этапе формирования в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Совершенствовать педагогические технологии в данном направлении следует посредством установления принципов правообразовательной деятельности, разработки программ правовой культуры детей-сирот. Реализация принципов комплексности и системности будет способствовать повышению правовой воспитанности у детей-сирот.

Список используемой литературы:

1. Адаева О.В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях. // Проблемы экономики и юридической практики. - 2020. - Т. 16. - № 4. - С. 107-110.

2. Александрова С.Н. Аспекты и тенденции формирования правовой культуры в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф.( г. Санкт-Петербург, 2016).

3. Стуканов В .Г. Правосознание личности как предмет правового воспитания / В. Г. Стуканов // Народная асвета. - 2016. - № 10. - С. 18-22.

4. Воронцов Ю. П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. - М, 1974. - С. 247.

5. Данные по количеству детей-сирот в России на 2021 г. иЯЬ: https://pоlic15.щ/решп-1-1ао^Маппуе-pо-kоПchestvu-detei-sirоt-v-rоssn-na-2021-gоd. - Дата обращения: 28.04.2022 г.

6. Худойкина Т.В., Адаева О.В. Правовоспитательное значение семейно-медиативной технологии. // Проблемы в российском законодательстве. - 2020. - Т.13. - № 7. - С. 18-20.

7. Худойкина Т.В., Бреднева В.С. Внешние формы проявления деформации профессионального правосознания. // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - № 5 (58). - С. 86-90.

8. Худойкина Т.В. Формирование правовой культуры школьников. // Социально-политические науки.

- 2016. - № 4. - С.248-251.

9. Черемесина А.А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся / Черемесина, А. А. // Педагогическое образование и наука. - М, 2009. - № 10. - С. 47-53.

10. Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю. А. Якушева, Г. Х. Батынова. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания»,

- 2013. - С. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.