Научная статья на тему 'Правовое регулирования радиосвязи в 30-е годы ХХ века в СССР для обеспечения безопасности мореплавания'

Правовое регулирования радиосвязи в 30-е годы ХХ века в СССР для обеспечения безопасности мореплавания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТОРГОВОЕ СУДОХОДСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ / МОРСКОЕ СУДНО / RADIO / LEGAL REGULATION / MERCHANT SHIPPING / SAFETY OF MERCHANT SHIPPING / SEA CRAFT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шармоянц А.Н.

Работа посвящена особенностям правового регулирования радиосвязи в 30-е гг. в Советском государстве и его роли, как важного элемента системы по обеспечению безопасности торгового мореплавания. Несмотря на то, что основная тяжесть правового регулирования радиосвязи, для повышения безопасности торгового мореплавания в отечественном государстве приходилась на постреволюционные годы, однако не менее важным этапом в этом процессе по праву можно считать и 30-е гг., как период последовавший после преодоления послереволюционной неразбериху и разрухи в стране. В это время Советскому государству удалось преодолеть сложности политического характера в международных отношениях и на равных с ведущими мировыми державами принимать активное участие в них. Естественным продолжение международной активности по правовому регулированию радиосвязи, как важного элемента обеспечения безопасности мореплавания и спасения жизни на море, была и не меньшая активность в правовом регулировании этого процесса внутри государства. В работе рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР в 1933 году, его роль в развитии радиосвязи, как важного элемента системы по обеспечению безопасности мореплавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of radiocommunication in the 30s of the xx century in the ussr to ensure safety of navigation

In the work one researches the features of the legal regulation of radio communications in the 30s. in the Soviet state and its role as an important element of the system for ensuring the safety of merchant shipping. Despite the fact that the main burden of the legal regulation of radio communications, in order to increase the dangers of merchant shipping in the domestic state fell on the post-revolutionary years, but the 30s can rightly be considered an equally important stage in this process, as the period after overcoming post-revolutionary confusion and ruin in the country. At this time, the Soviet state managed to overcome the difficulties of a political nature in international relations and on an equal footing with the leading world powers to take an active part in them. The natural continuation of the international activity on the radio communication regulation, as important There was no less active in the legal regulation of this process within the state. The paper deals with the creation and legal regulation of the activities of the All-Union Committee on Radio and Radio Broadcasting under the SNK of the USSR in 1933.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирования радиосвязи в 30-е годы ХХ века в СССР для обеспечения безопасности мореплавания»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - С. 71-77.

УДК 347.79

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАДИОСВЯЗИ В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА В СССР ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ

Шармоянц А. Н.

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

Работа посвящена особенностям правового регулирования радиосвязи в 30-е гг. в Советском государстве и его роли, как важного элемента системы по обеспечению безопасности торгового мореплавания. Несмотря на то, что основная тяжесть правового регулирования радиосвязи, для повышения безопасности торгового мореплавания в отечественном государстве приходилась на постреволюционные годы, однако не менее важным этапом в этом процессе по праву можно считать и 30-е гг., как период последовавший после преодоления послереволюционной неразбериху и разрухи в стране. В это время Советскому государству удалось преодолеть сложности политического характера в международных отношениях и на равных с ведущими мировыми державами принимать активное участие в них. Естественным продолжение международной активности по правовому регулированию радиосвязи, как важного элемента обеспечения безопасности мореплавания и спасения жизни на море, была и не меньшая активность в правовом регулировании этого процесса внутри государства. В работе рассматриваются вопросы создания и правового регулирования деятельности всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР 1933 года.

Ключевые слова: радио, правовое регулирование, торговое судоходство, безопасность торгового мореплавания, морское судно.

Важным этапом в повышении безопасности торгового мореплавания в начале ХХ века как в России, так и во всем мире стало широкое распространение и внедрение радиосвязи. Основой этого процесса служили международные радиотелеграфные конференции, активное участие в которых принимала сначала Царская Россия, а в дальнейшем и Советская Россия. Основы правового регулирования деятельности радиосвязи в России были заложены еще до захвата большевиками власти в самом начале ХХ в., однако по причине того, что количество торговых судов, оснащенных радиостанциями, было еще крайне мало, это мало сказалось на обеспечении безопасности мореплавания. Несмотря на то, что основная тяжесть правового регулирования радиосвязи, для повышения безопасности торгового мореплавания в отечественном государстве приходилась на постреволюционные годы, однако не менее важным этапом в этом процессе по праву можно считать и 30-е гг., как период последовавший после преодоления послереволюционной неразберихи и разрухи в стране. В 30-е годы, в виду интенсивности развития страны в целом и мореплавания в частности, число аварий на водном транспорте резко возросло и продолжало увеличиваться.

Для понимания масштабов проблемы необходимо отметить, что только за один 1934 г. было зарегистрировано свыше 5 с половиной тысяч аварий на речном транспорте и до 400 на морском. Материальный убыток от аварий за 1934 г., не считая связанных с ними коммерческих потерь, составлял около 30 млн. рублей [1, с. 86].

71

Цель работы заключается в изучении вопросов создания и правового регулирования деятельности всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР в 1933 году. Оценить его роль в развитии радиосвязи, как важного элемента системы по обеспечению безопасности мореплавания. В ходе работы учитываются исследования ученых, которые прямо или косвенно касались поставленной темы: В. Г. Воронин, А. А. Глущенко, В. Н. Гуцуляк, С. А. Гурьев, И. В. Зенкин, Б. В. Змерзлый и др. [2, 3, 4, 5, 6, 7]. В работах отечественных и зарубежных авторов исследование данного вопроса в обозначенном нами аспекте и временных рамках не проводилось или же проводилось поверхностно в рамках изучения другой проблемы. Правовое регулирование радиосвязи в обозначенный период нуждается в более детальном изучении и анализе для учета богатого и по большей части положительного исторического опыта.

Важным шагом в деле централизации различных вопросов, связанных с радиосвязью в СССР, стало принятие 27 ноября 1933 г. СНК СССР положения о Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР, на который возлагались широкие полномочия по руководству всем радиовещанием в СССР. До этого радиовещательные станции и радиоузлы находились в подчинении ряда организаций и ведомств: Народного комиссариата связи, профессиональных союзов, местных Советов и др., что в свою очередь вносило неразбериху и безответственность. Руководство вещанием также осуществляли различные организации. Кроме того, в соответствии со вторым планом пятилетнего развития народного хозяйства СССР с 1933 по 1937 гг. было намечено масштабное развитие радиосвязи в стране, в том числе и в сфере обслуживания речного и морского транспорта. По всей стране количество радиостанций должно было увеличится с 57 в 1932 г. до 88 в 1937 г. с увеличением их мощности с 1503 до 2194 квт., а количество эфирных и трансляционных точек должно было быт доведено до 8 млн [8, с 78]. Таким образом, необходимость создания такого единого общегосударственного централизованного органа для решения комплекса вопросов по функционированию и развитию радиосвязи в стане была очевидна. Образование Всесоюзного комитете при правительстве СССР создавало организационные предпосылки для развития радиовещания в стране и улучшения его качества

В сферу ведения Всесоюзного радиокомитет по радиофикации и радиовещанию входил достаточно широкий круг вопросов:

а) организация, планирование и оперативное руководство всем радиовещанием в СССР, в том числе радиовещанием трансляционных низовых радиовещательных узлов в районных центрах, МТС, совхозах и проч.;

б) дача заключений по планам радиофикации НКС, ВЦСПС и других учреждений, осуществляющих ведомственную радиофикацию, и оказание активной помощи в их выполнении;

в) установление совместно с заинтересованными ведомствами типов массовой приемной радиоаппаратуры (приемники для широковещания) и распределение ее (с привлечением НКС) по основным потребителям, а также по республикам, краям и областям;

г) содействие развитию радиосвязи, радиофикации и внедрению достижений радиотехники в важнейшие отрасли народного хозяйства и обороны СССР;

д) координация научно-исследовательской работы в области радио, а также оказание помощи соответствующим учреждениям и организациям в осуществлении этой работы;

е) управление непосредственно подчиненными ему учреждениями и предприятиями (ст. 1).

В соответствии с вышеуказанными задачами, Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР:

а) давал заключения по планам массовой радиофикации и строительства передающей радиовещательной сети, заслушивая доклады НКС и других ведомств, осуществляющих указанные виды строительства;

б) давал заключения по составляемым ведомствами планам изготовления радиовещательной передающей и приемной аппаратуры и оборудования, а также оказывал помощь промышленности в выполнении этих планов;

в) участвовал, совместно с НКС, в установлении длины волн радиовещательных станций;

г) планировал все радиовещательное дело в СССР, составлял генеральные, сводные, годовые и квартальные планы вещания, и наблюдал за их осуществлением;

д) разрабатывал, с привлечением заинтересованных ведомств, типы массовой приемной радиоаппаратуры, следил за качеством выпускаемой радио продукции и совместно с НКС распределял ее по основным потребителям, а также по республикам, краям и областям; участвовал в установлении цен на радиоаппаратуру и радио изделия;

е) координировал проводимую ведомствами и организациями СССР научно -исследовательскую работу в области радио и телевидения и содействовал соответствующим институтам и промышленности в их работе по реализации научных проблем, ускоряющих и улучшающих радиофикацию и телевидение в СССР; организовывал научно-исследовательские учреждения, музеи, радиовыставки; проводил конкурсы по вопросам радиофикации и радиовещания;

ж) планирует и организует через курсы и другие учебные заведения подготовку руководящих и массовых кадров радиовещания, а также оказывает помощь в подготовке кадров массовой радиофикации;

з) совместно с НКС и другими заинтересованными ведомствами и организациями созывает съезды и конференции по вопросам радиофикации и радиовещания; поддерживает международные связи в области радиовещания и представлял СССР по вопросам радиовещания перед другими странами;

и) разрабатывал и вносит в правительственные органы проекты законов, касающихся радиовещания, представительствовал во всех правительственных учреждениях по вопросам радиовещания и совместно с НКС по вопросам радиофикации;

и) разрабатывал планы бюджетного финансирования и банковского кредитования и распределял бюджетные ассигнования, поступления по абонементной плате и банковские кредиты между подведомственными ему комитетами и учреждениями;

к) издавал обязательные постановления, касающиеся радиовещания.

Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР возглавлялся председателем комитета. Председатель, его заместитель и члены Комите-

73

та назначались СНК СССР (ст. 3). В составе Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию организуются управления, сектора и другие самостоятельные части. Внутренняя структура Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию в отношении функций и наименования его самостоятельных частей, а также штаты Комитета определялись председателем Комитета по согласованию с комиссариатом рабоче-крестьянской инспекции СССР (ст. 4).

В всесоюзный радиокомитет входили:

а) научно-технический совет по вопросам радиофикации и радиовещания;

б) научно-техническую библиотеку;

в) состоящее на хозрасчете издательство;

г) хозрасчетную организацию для снабжения местных комитетов нотами, граммофонными пластинками, радиоплёнками, музыкальными инструментами и т.п. (ст.

5).

Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР имел печать с изображением Государственного герба СССР и своего наименования (ст.

7).

При СНК союзных и автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетах организовывались комитеты по радиофикации и радиовещанию, являющиеся местными органами Всесоюзного радиокомитета в пределах республики, края, области. Председатели указанных комитетов являлись уполномоченными Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР (ст. 8)

[9].

Следует отметить, что Всесоюзный радиокомитет не получил в свое непосредственное управление береговые и судовые радиостанции СТФ, так как его основной целью все же было развитие и управление вопросами массового радиовещания. Однако, в тоже время, такие вопросы как распределение частот, установление типов радиоприемников и передатчиков, подготовка кадров радистов во многом находились именно в его руках.

Также необходимо отметить и тот факт, что с созданием радиокомитета ситуация с единоначалием не была решена, так как помимо НКС и управления бассейнов, радиокомитет стал еще одним руководящим органом в радиоделе страны, что само по себе вызывало межведомственную путаницу и отсутствие должного контроля на местах за работой радиостанций. Одним из свидетельств такой путаницы и отсутствия должного контроля служит приказ НКС СССР от 2 октября 1940 г. (№ 744) «О запрещении изменения схем, переделок и реконструкций оборудования хозяйства радиосвязи и радиовещания без разрешения центрального управления радиосвязи и радиовещания».

В нем, в частности, указывалось, что несмотря на предупреждение НКСвязи, запрещающее всякие переделки и изменения схем оборудования радиосвязи и радиовещания, установлено, что краевые и областные управления НКСвязи или даже начальники отдельных предприятий без ведома и разрешения центрального управления радиосвязи и радиовещания проводили изменения схем радиопередатчиков и пр., подвергали их крупным переделкам или даже полной реконструкции.

Как правило, такие переделки и реконструкции, проводимые без соответствующих проектов и схем, приводили к ухудшению основного оборудования, сниже-

нию его эксплуатационных показателей, а иногда даже выводили основное оборудование совершенно из строя.

Так, например: в городе Хабаровске на радиостанции имени Фрунзе в начале 1939 г. была проведена реконструкция умощненного передатчика типа «КВК-3». В результате этой реконструкции краевое управление НКСвязи вынуждено было ходатайствовать о разрешении на разборку этого передатчика как негодного к дальнейшей эксплуатации.

В городе Благовещенске передатчик КВ-1 в конце 1939 г. и начале 1940 г. был реконструирован с умощнением до 2 киловатт. В результате этой реконструкции никакого умощнения передатчика получено не было, а сам передатчик превратился в источник возможных несчастных случаев из-за отсутствия каких-либо блокировок высокого напряжения [10].

Безусловно, такие переделки были обусловлены в первую очередь острой нехваткой современного радио оборудования. В служебной переписке инспектор УЧП сообщает, что «радиоузлы, обслуживающие пассажиров на судах УЧП, в настоящее время из-за недостатков устаревшей аппаратуры выпуска 1931 г., на некоторых судах аппаратура кустарного производства (Сельэлектро и репродукторами первых выпусков) не могут удовлетворить и обеспечить требование пассажиров: качественную трансляцию. п/х «Севастополь» по выходе из ремонта вовсе не имеет радиоузла. Необходимо приобрести аппаратуру для частичного замено оборудования трансузлов и установить ее на судах, наиболее нуждающихся в подмене в течении 1-го квартала 1939 г.» [11, л. 111].

Также в краткой пояснительной записке к плану капвложений на 1939 г. по Черноморскому пароходству говорится, что «По строительству судовой связи включено оборудование судов передатчиками СРД-0,5У; СРД-0,25; СРД-0,07; аварийными Р-0,2 и др. Существующее в настоящее время состояние судовой связи ни в коей мере не удовлетворяет требованиям связи Регистром СССР. Согласно требований Регистра и Международной конвенции о замене к 1940 г. кустарной и маломощной аппаратуры на судах, заменив их стандартной аппаратурой на 1939 г. Указанное в плане количество передатчиков необходимо в первую очередь, так как без них суда не получают класс Регистра, не говоря уже о недопустимости существующего состояния радиооборудования судов и эксплуатационном их состоянии» [11, л. 42-40].

Таким образом в 30-е гг. в Советском государстве, как и во всем мире шло активное внедрение радиосвязи, как важного элемента в обеспечении безопасности мореплавания. В связи с быстрым развитием техники, принятие нормативно-правовых актов в целях регуляции и упорядочения интенсивного внедрения радиосвязи, в том числе и на море, было весьма важным направлением работы законодателя. Принятие положения о Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР, на который возлагались широкие полномочия по руководству всем радиовещанием в СССР, было важным шагом в деле централизации различных вопросов, связанных с радиосвязью. И несмотря на то, что создание Всесоюзного радиокомитета не устранило межведомственную путаницу, и не решил проблем с отсутствие должного контроля на местах за работой радиостанций, но в то же время с вопросами массового радиовещания он вполне успешно справлялся, что многом

75

позволило СССР в 1937 году занять первое место в мире по мощности радиовещательной сети.

Список литературы

1. Сборник законов и распоряжений, относящихся к водному транспорту / Народный комиссариат водного транспорта СССР; Составил юрисконсульт Наркомвода Н. Н. Андреев. - М.: Издание Наркомвода, 1936. - 580 с.

2. Воронин В. Г. Административно-правовое регулирование организации и управления морской безопасностью в Российской Федерации : дис. на соискание учен. степени к. ю. н. : спец. 12.00.14 / В. Г. Воронин. - Ростов н/Д., 2006. - 171 с.

3. Морское право. Учебное пособие / Гуцуляк В. Н. - М. : РосКонсульт, 2000. - 325 с.

4. Глущенко А. А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900-1917 гг.). Часть 1 из 5 / А. А. Глущенко. - СПб.: ВМИРЭ, 2005. - 193 с.

5. Гуреев С. А. Международное морское право : Учебное пособие / С. А. Гуреев, И. В. Зенкин, Г. Г. Иванов ; отв. ред. С. А. Гуреев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, Норма, 2011. - 432 с.

6. Зенкин И. В. Международно-правовое регулирование обеспечения безопасности на море : автореферат дис. на соискание учен. степени д. ю. н. 12.00.10 / И. В. Зенкин. - Москва., 1993. - 48 с.

7. Змерзлый Б. В. Правовое регулирование торгового судоходства в Черноморско-Азовском регионе в конце XVIII - начале XX вв. / Б. В. Змерзлый. - Симферополь, 2014. - 660 с.

8. Крылов С.Б. Советское право о радиосвязи и радиовещании (Обзор за 20 лет) / С. Крылов // Социалистическая законность. - М., 1938. - № 3 (март). - С. 77 - 82.

9. Постановление Совнаркома СССР от 27 ноября 1933 г. №2574 «Положение о Всесоюзном комитете по радиофикации и радиовещанию при СНК Союза ССР» - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=15266#039442322919939343

10. Приказ Народного Комиссара Связи Союза ССР от 02.10.1940 №744 «О запрещении изменения схем, переделок и реконструкций оборудования хозяйства радиосвязи и радиовещания без разрешения центрального управления радиосвязи и радиовещания». - URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4284.htm

11. ЦГА ВМФ, ф. р-1965, оп. 5, д. 5. План и заявки на капитальное строительство по Черно-морпароходству. 14.08-28.10.1938. 166 л.

Sharmoyants A. N. Legal regulation of radiocommunication in the 30s of the xx century in the ussr to ensure safety of navigation // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 5 (71). № 2. - Р. 71-77.

In the work one researches the features of the legal regulation of radio communications in the 30s. in the Soviet state and its role as an important element of the system for ensuring the safety of merchant shipping. Despite the fact that the main burden of the legal regulation of radio communications, in order to increase the dangers of merchant shipping in the domestic state fell on the post-revolutionary years, but the 30s can rightly be considered an equally important stage in this process, as the period after overcoming post-revolutionary confusion and ruin in the country. At this time, the Soviet state managed to overcome the difficulties of a political nature in international relations and on an equal footing with the leading world powers to take an active part in them. The natural continuation of the international activity on the radio communication regulation, as important There was no less active in the legal regulation of this process within the state. The paper deals with the creation and legal regulation of the activities of the All-Union Committee on Radio and Radio Broadcasting under the SNK of the USSR in 1933.

Keywords: radio, legal regulation, merchant shipping, safety of merchant shipping, sea craft.

Spisok literatury

1. Sbornik zakonov i rasporyazhenij, otnosyashchihsya k vodnomu transportu / Narodnyj komissariat vod-nogo transporta SSSR; Sostavil yuriskonsul't Narkomvoda N. N. Andreev. - M.: Izdanie Narkom-voda, 1936. - 580 p.

2. Voronin V. G. Administrativno-pravovoe regulirovanie organizacii i upravleniya morskoj bez-opasnost'yu v Rossijskoj Federacii : dis. na soiskanie uchen. stepeni k. yu. n. : spec. 12.00.14 / V. G. Voronin.

W^армоннц A. H.

- Rostov n/D., 2006. - 171 p.

3. Morskoe pravo. Uchebnoe posobie / Guculyak V. N. - M. : RosKonsul't, 2000. - 325 p.

4. Glushchenko A. A. Place and role of radio in the modernization of Russia (1900-1917 gg.). Part 1 of 5 / Glushchenko. - SPb.: VMIRE, 2005. - 193 p.

5. Gureev S. A. Mezhdunarodnoe morskoe pravo : Uchebnoe posobie / S. A. Gureev, I. V. Zenkin, G. G. Ivanov ; otv. red. S. A. Gureev. - 2-e izd., pererab. i dop. - M: Infra-M, Norma, 2011. - 432 p.

6. Zenkin I. V. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie obespecheniya bezopasnosti na more : avtorefe-rat dis. na soiskanie uchen. stepeni d. yu. n. 12.00.10 / I. V. Zenkin. - Moskva., 1993. - 48 p.

7. Zmerzlyj B. V. Pravovoe regulirovanie torgovogo sudohodstva v CHernomorsko-Azovskom regione v konce XVIII - nachale XX vv. / B. V. Zmerzlyj. - Simferopol', 2014. - 660 p.

8. Krylov S.B. Sovetskoe pravo o radiosvyazi i radioveshchanii (Obzor za 20 let) / S. Krylov // Socia-listicheskaya zakonnost'. - M., 1938. - N 3 (mart). - P. 77 - 82.

9. Postanovlenie Sovnarkoma SSSR ot 27 noyabrya 1933 g. N 2574 «Polozhenie o Vsesoyuznom komitete po radiofikacii i radioveshchaniyu pri SNK Soyuza SSR» - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=15266#039442322919939343

10. Prikaz Narodnogo Komissara Svyazi Soyuza SSR ot 02.10.1940 N 744 «O zapreshchenii izmeneni-ya skhem, peredelok i rekonstrukcij oborudovaniya hozyajstva radiosvyazi i radioveshchaniya bez razresheni-ya central'nogo upravleniya radiosvyazi i radioveshchaniya». - URL : http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4284.htm

11. CGA VMF, f. r-1965, op. 5, d. 5. Plan i zayavki na kapital'noe stroitel'stvo po Chernomorparohod-stvu. 14.08-28.10.1938. 166 l.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.