Научная статья на тему 'Правовое регулирование развития радиосвязи в постреволюционный период в СССР'

Правовое регулирование развития радиосвязи в постреволюционный период в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТОРГОВОЕ СУДОХОДСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ / МОРСКОЕ СУДНО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / RADIO. LEGAL REGULATION / MERCHANT SHIPPING / SAFETY OF MERCHANT SHIPPING / SEA CRAFT / LEGAL ACT / NORMATIVE LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шармоянц А. Н.

Работа посвящена особенностям правового регулирования развития радиосвязи в постреволюционный период в СССР. Несмотря на то, что в России основы правового регулирования деятельности радиосвязи были заложены еще до захвата большевиками власти в самом начале ХХ в., это мало сказалось на обеспечении безопасности торгового судоходства, так как количество торговых судов, оснащенных радиостанциями, было еще крайне мало. Основная же нагрузка по внедрению и правовому регулированию радиосвязи для повышения безопасности торгового мореплавания в отечественном государстве пришлась именно в постреволюционный период. В работе рассматриваются основные правовые акты, регулирующие развитие радиосвязи в постреволюционный период в Советском государстве. Отмечается, что в связи с быстрым развитием техники, принятие нормативно-правовых актов в целях регуляции и упорядочения интенсивного внедрения радиосвязи, в том числе и на море, было весьма важным направлением работы законодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the development of radiocommunications in the post-revolution period in the USSR

In the work one researches the peculiarities of the legal regulation of the development of radio communications in the post-revolutionary period in the USSR. But despite the fact that in Russia the foundations of legal regulation of radio communications were laid even before the Bolsheviks seized power at the very beginning of the twentieth century, this had little effect on ensuring the safety of merchant shipping, since the number of merchant ships equipped with radio stations was still extremely few. The main burden of the introduction and legal regulation of radio communications to improve the safety of merchant shipping in the domestic state occurred precisely in the post-revolutionary period. The paper discusses the main legal acts regulating the development of radio communications in the post-revolutionary period in the Soviet state. It is noted that in connection with the rapid development of technology, the adoption of legal acts in order to regulate and streamline the intensive introduction of radio communications, including at sea, was a very important area of work of the legislator.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование развития радиосвязи в постреволюционный период в СССР»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 1. - С. 107-113.

УДК 347.79

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РАДИОСВЯЗИ В ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД В СССР

Шармоянц А. Н.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Работа посвящена особенностям правового регулирования развития радиосвязи в постреволюционный период в СССР. Несмотря на то, что в России основы правового регулирования деятельности радиосвязи были заложены еще до захвата большевиками власти в самом начале ХХ в., это мало сказалось на обеспечении безопасности торгового судоходства, так как количество торговых судов, оснащенных радиостанциями, было еще крайне мало. Основная же нагрузка по внедрению и правовому регулированию радиосвязи для повышения безопасности торгового мореплавания в отечественном государстве пришлась именно в постреволюционный период. В работе рассматриваются основные правовые акты, регулирующие развитие радиосвязи в постреволюционный период в Советском государстве. Отмечается, что в связи с быстрым развитием техники, принятие нормативно-правовых актов в целях регуляции и упорядочения интенсивного внедрения радиосвязи, в том числе и на море, было весьма важным направлением работы законодателя.

Ключевые слова: радио, правовое регулирование, торговое судоходство, безопасность торгового мореплавания, морское судно, нормативно-правовой акт.

Важным этапом в повышении безопасности торгового мореплавания в начале ХХ века как в России, так и во всем мире стало широкое распространение и внедрение радиосвязи. Основой этого процесса служили международные радиотелеграфные конференции, активным участником которых была Царская Россия, а в дальнейшем и Советская власть. Но несмотря на то, что в России основы правового регулирования деятельности радиосвязи были заложены еще до захвата большевиками власти в самом начале ХХ в., это мало сказалось на обеспечении безопасности торгового судоходства, так как количество торговых судов, оснащенных радиостанциями, было еще крайне мало. Основная же нагрузка по внедрению и правовому регулированию радиосвязи для повышения безопасности торгового мореплавания в отечественном государстве пришлась именно в постреволюционный период.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть основные правовые акты, регулирующие развитие радиосвязи в постреволюционный период в Советском государстве после прихода большевиков к власти и оценить их роль в развитии радиосвязи, как важного элемента системы по обеспечению безопасности торгового мореплавания в рамках отечественного государства. В ходе работы учитываются исследования ученых, которые прямо или косвенно касались поставленной темы: В. Г. Воронин, А. А. Глущенко, В. Н. Гуцуляк, С. А. Гурьев, И. В. Зенкин, Б. В. Змерзлый и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6]. В работах отечественных и зарубежных авторов исследование данного вопроса в обозначенном нами аспекте и временных рамках не проводилось или же проводилось поверхностно в рамках изучения другой проблемы. Правовое регулирование радиосвязи в обозначенный период нуждается в более детальном изучении и анализе для учета богатого и по большей части положительного исторического опыта.

Захватившие в 1917 г. в России власть большевики вполне отдавали себе отчет о важности контроля радиосвязи. Исходя из этого, 19 июля 1918 г. был подписан декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР. Им, все радиотелеграфные станции, склады и крупные ремонтные мастерские, за исключением предусмотренных пар. 11 и 12 данного документа, переходили в ведение Комиссариата почт и телеграфов с персоналом и имуществом. Создаваемый Радиотехнический совет обязывался совместно с органами Государственного контроля производить ревизию всех радиостанций, складов и мастерских республики и контроль над деятельностью учреждений и лиц, ведающих радиотелеграфным делом [7, с. 49].

Вторая часть декрета о централизации радиотехнического дела Советской республики предусматривала задачу централизации радиотехнического дела возложить на Комиссариат почт и телеграфов, при Радиотелеграфном отделе которого создавался особый радиотехнический совет, состоящий из ответственных работников, назначенных народным комиссаром почт и телеграфов.

Председателем Радиотехнического совета состоял народный комиссар почт и телеграфов или уполномоченный им член коллегии комиссариата [7, с. 50]. При этом, радиотехническому совету вменялось в обязанность: а) составление плана устройства и эксплуатации сети постоянных радиостанций и высший надзор за выполнением этого плана; б) согласование хозяйственно-технической деятельности различных комиссариатов; в) выработка «норм и правил» технических условий в области радиоустановок [7, с. 51].

Кроме того, учитывая специфику военного времени, декрет предусматривал, что ведению комиссариата по морским делам подлежали: а) все станции военных судов; б) все береговые станции, предназначенные для обслуживания морского транспорта, для управления флотом и его действиями, секретные, радиопеленгаторные, репетующие, маячные и т.п. специального назначения [7, с. 52].

Последующие нормативно-правовые акты чрезвычайного периода были направлены на установление качественной и постоянной радиосвязи с дальним зарубежьем и окраинами огромной страны. Так, 30 июля 1919 г. было принято постановление Совета рабоче-крестьянской обороны, которым «для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами республики» поручалось Народному комиссариату почт и телеграфов (далее - НКПТ) установить в чрезвычайно срочном порядке в г. Москве радиостанцию [7, с. 59-60].

17 марта 1920 г. вышло постановление Совета рабоче-крестьянской обороны о постройке центральной радиотелефонной станции в Москве [7, с. 58], а уже 21 июля 1920 г. было принято постановление Совета рабоче-крестьянской обороны об организации радиотелеграфного дела в РСФСР

Им, в целях обеспечения: а) непосредственной и постоянной радиотелеграфной связи центра РСФСР со странами, находящимися вне Европы (Америка), б) Северного района с центром и европейскими государствами и в) развития внутренних радиотелеграфных сетей федеративных республик, входящих в РСФСР, СТО поручило НКПТ:

а) построить и установить в Московском районе радиостанцию незатухающих колебаний с дуговыми передатчиками системы Паульсена и с машинами высокой частоты по проекту радиолаборатории НКПТ такой мощности, чтобы обеспечена была непосредственная и постоянная связь с Америкой;

б) восстановить радиостанцию в Детском Селе, оборудовав ее также передатчиками системы Паульсена и машинами высокой частоты для связи со всеми европейскими радиостанциями;

в) произвести переустройство Московской (Ходынской), Ташкентской, Одесской и Омской радиостанций, оборудовав их машинами высокой частоты системы инженера Вологдина;

г) изготовить необходимое количество передающих искровых радиостанций средней и малой мощности, а также приемных радиостанций, снабдив их всеми необходимыми приборами для приема затухающих и незатухающих колебаний [7, с. 61]. Все эти новые мощные, как для своего времени, радиостанции впоследствии использовались в том числе для обмена с другими странами важных для торгового судоходства метеосводок и другой информации.

С переходом страны на мирный путь развития регулирование деятельности радиоустановок в СССР была начата лишь с принятием СНК СССР постановления от 4 июля 1923 г. «О радиостанциях специального назначения».

Им, в целях развития радиосети СССР, НКПТ было предоставлено право разрешать государственным, профессиональным и партийным учреждениям и организациям на основаниях, изложенных в сем декрете, и согласно инструкции к нему. сооружение и эксплуатацию радиостанций для специальных целей (п. 1).

При этом, радиостанции специального назначения разделялись на:

а) радиостанции промышленно-коммерческие;

б) радиостанции, преследующие культурно-просветительные и научные цели;

в) радиостанции любительские.

Промышленно-коммерческими считались радиостанции, предназначенные для содействия промышленным либо коммерческим задачам коллектива, их эксплуатирующего.

Культурно-просветительными считались радиостанции, которыми ведали культурно-просветительные и научные учреждения, не использующие их для извлечения коммерческой прибыли.

Любительскими считались радиостанции, не преследующие ни промышленных, ни коммерческих целей и устанавливаемые либо для развлечения, либо для любительского изучения радио дела. Принадлежность радиостанций к той или иной группе определялось НКПТ (п. 2).

Коллектив, которому разрешалось иметь радиостанцию специального назначения, становился абонементом радиосети СССР (п. 3). Абонементная плата за пользование радиосетью СССР устанавливалась НКПТ и утверждалась СНК.

Использование радиостанции специального назначения для приема или передачи корреспонденции, помимо связанной с ее специальными задачами, допускалась не иначе как с согласия на то НКПТ (п. 4).

На радиостанции специального назначения могли быть возложены и несение общегосударственных обязанностей (п. 5).

Радиостанции специального назначения должны были быть оборудованы специальными радиоприборами типов и систем, устанавливаемых НКПТ и изготовленных в пределах СССР. Отпуск предметов специального оборудования и снабжения производился на основании выданных на эти радиостанции разрешений НКПТ, причем

в целях контроля отпуска указанных предметов вводилась обязательная регистрация в НКПТ соответственных предприятий и учреждений (п. 6).

Исключение из этого правила допускалось для радиостанций, устанавливаемых для научно-исследовательской работы с учебно-научными либо радиопроизводственными целями, в каковых случаях могло быть допущено приобретение оборудования за границей по соглашению НКПТ с ВСНХ и Народным Комиссариатом Внешней и Внутренней Торговли СССР.

Мощность радиостанций, характер и длина волны, а также диапазон и характер оборудования приемного устройства и часы работы устанавливались НКПТ. За НКПТ оставалось и право изменения установленной им мощности, длины волны и часов работы, а также диапазона приемного устройства в зависимости от изменения общих условий работы радиосети СССР (п. 7).

Как на установку, так и на эксплуатацию радиостанций специального назначения НКПТ выдавались отдельные разрешения, в которых перечислялись все условия сооружения или эксплуатации станции, которые подлежали точному выполнению (п. 8).

Радиостанции специального назначения с передающим устройством должны были обслуживаться квалифицированными радиоспециалистами, имеющими соответствующее удостоверение, выдаваемое НКПТ в установленном им же порядке (п. 9).

Радиостанции специального назначения обязаны были соблюдать, кроме условий, указанных в выданных им разрешениях, также и все правила, устанавливаемые НКПТ в отношении этих радиостанций (п. 10).

В случае нарушения интересов государства, связанных с радиосвязью, НКПТ предоставлялось право временного закрытия радиостанций, а также временного устранения от работы обслуживающих ее лиц с привлечением виновных к судебной ответственности, причем радиостанция могла быть закрыта либо лицо могло быть устранено от обслуживания радиостанции до вынесения судом соответственного приговора (п. 11).

Нарушение правил данного декрета, заключающееся:

а) в устройстве и эксплуатации нелегальных радиостанций;

б) в использовании разрешенных в установленном декретом порядке радиостанций во вред СССР;

в) в нарушении тайны радиотелеграфной корреспонденции, - каралось наказаниями, предусмотренными соответственно ст. ст. 59, 60, 62, 66, 117, 212 и 213 Уголовного Кодекса (п. 12).

Принятие нормативно-правовых актов в целях регуляции и упорядочения быстро развивающейся радиосвязи, в том числе и на море, было весьма важным направлением работы законодателя. В этом вопросе необходимо было успевать за быстрым развитием техники. Так, к примеру, в 1924 г. во время одного из рейсов парохода «Олимпик», были произведены весьма удачные опыты передачи быстродействующими аппаратами с парохода на берег со скоростью 90 слов в минуту. Этим складывались перспективы перехода к работе с быстродействующими аппаратами [8].

В Атлантическом океане, в виде опыта, телефонная радиостанция парохода «Кап Полонио» передала звуки музыки струнного квартета [9].

Впрочем, СССР также не стоял в стороне от развития сети радиосвязи. В этом же, 1924 г. в 5 верстах от Харькова в местечке «Северный Пост» (ст. Сортировочная

Южн. ж. д) Трестом слабых токов была построена для НКПС ламповая 2-килов. телеграфно-телефонная радиостанция. Она имела две мачты по 55 метров [10].

В середине 1920-х гг. все более важную роль стало играть применение радиосвязи. Своевременное оповещение о возможных изменениях погоды по радиосвязи, в первую очередь портов, становилось все более обычным делом.

Важным шагом в развитии системы обеспечения безопасности торгового судоходства стало принятие постановления СТО СССР от 21 августа 1924 г. «Правила обслуживания безопасности мореплавания и нужд торгового судоходства береговыми радиостанциями». Данный документ обязывал береговые радиостанции (указанные в специальном списке), через каждые 15 минут производить в течение 3 минут слуховое наблюдение за морем, настраивая приемные аппараты на волну в 600 метров.

При приеме и передаче сигналов времени и метеорологических бюллетеней все радиостанции должны были руководствоваться статьей 45 служебного регламента, приложенного к Международной Радиотелеграфной Конвенции 1912 г.

С восстановлением мировой экономики после 1-й Мировой войны, а также быстрым развитием радиовещания постоянно вставали все новые и новые вопросы, требующие урегулирования не только в Советском Союзе, но и на уровне всего мирового сообщества. Решению этих вопросов должна была способствовать Вашингтонская конференция 1927 г. В виду сложной политической обстановки, СССР не был приглашён на конференцию, новой радиотелеграфной Конвенции не подписывал и не принял, а по-прежнему с правовой точки зрения должен был руководствоваться положениями Лондонской конвенции 1912 года. Однако при разработке новых правил радиообмена судовых и береговых радиостанций в СССР, Центральное управление морского транспорта и соответствующие народные комиссариаты признавали важность конференции 1927 года и считали необходимым по техническим соображениям руководствоваться разработанными и принятыми на ней правилами для переговоров на море [11, л. 17].

Таким образом, несмотря на то, что в России основы правового регулирования деятельности радиосвязи были заложены еще до захвата большевиками власти в самом начале ХХ в., основная нагрузка по внедрению и правовому регулированию радиосвязи для повышения безопасности торгового мореплавания в отечественном государстве пришлась именно в постреволюционный период. Захватившие в 1917 г. в России власть большевики осознавали важность развития радиосвязи в стране и активно ее развивали как путем активного технического развития сети радио, так и правовым сопровождением этой деятельности. СССР, являясь активным участником международной торговли, важную роль отводил правовому регулированию радиосвязи на море, как важному элементу по обеспечению безопасности торгового судоходства. Не смотря на сложности политического характера в международных отношениях, Советское руководство осознавало важность развития радио связи и активно внедряло в стране положения Вашингтонской Конвенции 1927 года, даже не принимая участия в ней, а соответственно и не будучи связанным вытекающими из нее международными обязательствами.

Такой подход позволил, не смотря на политические трудности международного характера для Советской власти, послереволюционную неразбериху и разруху в стране, устранить отставание в правовом регулировании обеспечения безопасности

на море от передовых морских держав, которое возникло в том числе и в сфере правового регулировании радиосвязи и достойно участвовать на равных в последующих (после Вашингтонской) радиотелеграфных конференциях.

Список литературы

1. Воронин В. Г. Административно-правовое регулирование организации и управления морской безопасностью в Российской Федерации : дис. на соискание учен. степени к. ю. н. : спец. 12.00.14 / В. Г. Воронин. - Ростов н/Д., 2006. - 171 с.

2. Морское право. Учебное пособие / Гуцуляк В. Н. - М. : РосКонсульт, 2000. - 325 с.

3. Глущенко А. А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900-1917 гг.). Часть 1 из 5 / А. А. Глущенко. - СПб.: ВМИРЭ, 2005. - 193 с.

4. Гуреев С. А. Международное морское право : Учебное пособие / С. А. Гуреев, И. В. Зенкин, Г. Г. Иванов ; отв. ред. С. А. Гуреев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, Норма, 2011. - 432 с.

5. Зенкин И. В. Международно-правовое регулирование обеспечения безопасности на море : автореферат дис. на соискание учен. степени д. ю. н. 12.00.10 / И. В. Зенкин. - Москва., 1993. - 48 с.

6. Змерзлый Б. В. Правовое регулирование торгового судоходства в Черноморско-Азовском регионе в конце XVIII - начале XX вв. / Б. В. Змерзлый. - Симферополь, 2014. - 660 с.

7. Ленин В. И. О радио / В. И. Ленин. - М. : Искуство, 1973. - 183 с.

8. Быстродействующие аппараты на пароходе // Популярный журнал «Радиолюбитель». - М. : ТРУД и КНИГА, 1924. - №2. - С. 21.

9. Радиовещание в открытом море // Популярный журнал «Радиолюбитель». - М.,1924. - М. : ТРУД и КНИГА, 1924. - №2. - С. 21.

10. Новая телеграфно-телефонная радиостанция НКПС // Популярный журнал «Радиолюбитель». - М. : ТРУД и КНИГА, 1924. - №2. - С. 52.

11. ЦГА ВМФ, ф. р-180, оп. 1, д. 677. Переписка об оборудовании морских театров страны радиомаяками и радиопеленгаторами. 09.01.1932 - 21.12.1932. 88 л.

Sharmoyants A. Legal regulation of the development of radiocommunications in the post-revolution period in the USSR // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. -2019. - T. 4 (70). № 1. - P. 107-113.

In the work one researches the peculiarities of the legal regulation of the development of radio communications in the post-revolutionary period in the USSR. But despite the fact that in Russia the foundations of legal regulation of radio communications were laid even before the Bolsheviks seized power at the very beginning of the twentieth century, this had little effect on ensuring the safety of merchant shipping, since the number of merchant ships equipped with radio stations was still extremely few. The main burden of the introduction and legal regulation of radio communications to improve the safety of merchant shipping in the domestic state occurred precisely in the post-revolutionary period. The paper discusses the main legal acts regulating the development of radio communications in the post-revolutionary period in the Soviet state. It is noted that in connection with the rapid development of technology, the adoption of legal acts in order to regulate and streamline the intensive introduction of radio communications, including at sea, was a very important area of work of the legislator.

Keywords: radio. legal regulation, merchant shipping, safety of merchant shipping, sea craft, legal act, normative legal act,

W^армоннц A. H.

Spisok literatury

1. Voronin V. G. Administrativno-pravovoe regulirovanie organizacii i upravleniya morskoj bez-opasnost'yu v Rossijskoj Federacii : dis. na soiskanie uchen. stepeni k. yu. n. : spec. 12.00.14 / V. G. Voronin. - Rostov n/D., 2006. - 171 p.

2. Morskoe pravo. Uchebnoe posobie / Guculyak V. N. - M. : RosKonsul't, 2000. - 325 p.

3. Glushchenko A. A. Place and role of radio in the modernization of Russia (1900-1917 gg.). Part 1 of 5 / Glushchenko. - SPb.: VMIRE, 2005. - 193 p.

4. Gureev S. A. Mezhdunarodnoe morskoe pravo : Uchebnoe posobie / S. A. Gureev, I. V. Zenkin, G. G. Ivanov ; otv. red. S. A. Gureev. - 2-e izd., pererab. i dop. - M: Infra-M, Norma, 2011. - 432 p.

5. Zenkin I. V. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie obespecheniya bezopasnosti na more : avtorefe-rat dis. na soiskanie uchen. stepeni d. yu. n. 12.00.10 / I. V. Zenkin. - Moskva., 1993. - 48 p.

6. Zmerzlyj B. V. Pravovoe regulirovanie torgovogo sudohodstva v CHernomorsko-Azovskom regione v konce XVIII - nachale XX vv. / B. V. Zmerzlyj. - Simferopol', 2014. - 660 p.

7. Lenin V. I. O radio / V. I. Lenin. - M. : Iskustvo, 1973. - 183 p.

8. Bystrodeistvuiushchie apparaty na parokhode // Populiarnyi zhurnal «Radioliubitel». - M. : TRUD i KNIGA, 1924. - №2. - P. 21.

9. Radioveshchanie v otkrytom more // Populiarnyi zhurnal «Radioliubitel». - M.,1924. - M. : TRUD i KNIGA, 1924. - №2. - P. 21.

10. Novaia telegrafno-telefonnaia radiostantsiia NKPS // Populiarnyi zhurnal «Radioliubitel». - M. : TRUD i KNIGA, 1924. - №2. - P. 52.

11. TsGA VMF, f. r-180, op. 1, d. 677. Perepiska ob oborudovanii morskih teatrov strany radiomayakami i radio-pelengatorami. 09.01.1932 - 21.12.1932. 88 l.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.