ВСТРЕЧИ, КОНФЕРЕНЦИИ
А. Ю. Саломатин, Е. А. Серебрякова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ В ПОСТМОДЕРНИЗИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ (ПО ИТОГАМ VIII ЕЖЕГОДНОГО СЕМИНАРА В г. БОРДО)1
В аналитическом обзоре представлены основные положения выступлений ведущих участников международного семинара по сравнительному трудовому и социальному праву и отдельные комментарий к ним, позволяющие более внимательно взглянуть на специфику трудовых отношений и социальной защищенности на рубеже XX-XXI столетий.
Ежегодный семинар по сравнительному трудовому и социальному праву на базе Университета Бордо-IV, традиционно привлекающий внимание широкой международной научной общественности, в 2007 г. был посвящен теме взаимоотношений между занятостью и социальной защитой работников. Организованный по инициативе директора научно-исследовательского центра при Университете Бордо-IV профессора Филиппа Аверньона (Philippe Auvergnon), он собрал около 100 представителей из 30 стран (рис. 1).
Рис. 1 Организатор Международного семинара профессор Филипп Аверньон (слева) и президент Университета Бордо-1У Ж. П. Лаборд
В отличие от обычных научных конференций и симпозиумов, имеющих чисто исследовательские цели, данный семинар удачно сочетает образовательные и научно-поисковые задачи: слушателей информируют ведущие эксперты в области трудового и социального права о тенденциях социально-правового развития в различных странах и в рамках международного сообщества в целом,
1 Данный аналитический обзор подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Правовая реформа в России в контексте мировых модернизационных процессов» (проект № 05-03-03450а).
чтобы затем слушатели имели возможность задать вопросы и, если необходимо, вступить с лекторами в дискуссию. Подобная процедура, возможно, достаточно трудозатратна, но перспективна с точки зрения активизации интеллектуальных усилий. Она способна серьезно расширить кругозор участников, выйти за рамки трудового и социального права и углубиться в сопредельные сферы политологии, культурологии, религиоведения и т.д. Например, лекторам во второй половине дня задавались такие «горячие» вопросы, как наличие или отсутствие партийного фактора, влияющего на рабочую политику германского правительства, или степень различия в рабочей политике представителей одной и той же партии - Ширака и Саркози во Франции. Чрезвычайно непростым оказался вопрос о характере воздействия структуры судебной системы той или иной страны (в данном случае Германии и Франции) на развитие системы права, а конкретно - на соотношение между трудовым и социальным правом. По сути дела, провокационный характер (в хорошем научном понимании) носил вопрос-рассуждение, адресованный лектору из США, о, мягко говоря, необъективной позиции ряда изданий, таких, например, как еженедельник Economist, навязывающих другим странам неоконсервативную монетаристскую политику. Вопрос звучал примерно в следующей редакции: Можете ли Вы объяснить цель такого журнала, как Economist, который от лица неоконсерваторов постоянно критикует рабочую политику Франции и Германии за ее мягкость в отношении рабочих? С точки зрения логики конкуренции между развитыми странами, экономия на расходах на рабочую силу отвечает интересам США, но интересам США и ее ближайшего союзника Великобритании, казалось бы, не отвечает то, чтобы аналогичной экономии добились ближайшие конкуренты с европейского континента - Франция и Германия. Зачем же тогда давать своим конкурентам хорошие советы?
Совершенно правомерно, что организаторы семинара открыли его с рассмотрения скандинавской модели трудовых отношений - наиболее благополучной в мире. Уникальность скандинавского общества обусловлена тем, что здесь не было в особо суровых климатических условиях классического феодализма в его западноевропейском понимании (т.е., по сути дела, крестьянство не было закрепощено), а затем в формирующейся индустриальной экономике не оказалось места для непримиримых классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом. Скандинавское государство, представляя издавна интересы не только земельной аристократии, но и горожан и крестьянства, создало позитивный прецедент активной регулирующей роли. Как утверждает профессор Университета Копенгагена (Дания) Питер Абрахэмсон (Peter Abrahamson), издавна в Дании было принято помогать действительно нуждающимся, хотя в ответ за это они могли подвергаться некоторым ограничениям в своих правах (например, они призваны были работать на муниципалитет или сельский округ, лишались избирательного права, права занимать публичную должность). С начала XX столетия в стране развивается страхование по безработице: первоначально оно ограничивалось членами профсоюзов и финансировалось ими, но с 1921 г. государство стало принимать участие в этом деле, неся с 1969 г. львиную долю расходов. С 1956 г. введены пенсии по старости - вначале с 65 лет, затем с 67 лет. Они выплачиваются в минимальном объеме всем, кто хотя бы два года прожил в стране, а в максимальном объеме - тем, кто являлся жителем Дании не менее 40 лет. Размер пенсий не зависит от предшествующей трудовой деятельности и невысок (40-60% средней зарплаты в стране). Поэтому в различных отраслях хозяйства в ходе переговоров с предпринимателями были введены дополнительные пенсии
для работников, финансируемые участниками трудовых отношений на паритетных началах. С 1979 г. с целью сокращения безработицы введена пенсия для тех, кто уходит рано на заслуженный отдых (с 60 лет), однако позднее, когда выяснилась финансовая обременительность этого начинания для государства и излишнее предложение рабочей силы сменилось ее дефицитом, власти попытались, если не отменить, то затруднить получение данного вида пенсии, и они поплатились резко негативной реакцией электората: с 2001 г. Данией управляют не социал-демократы, а центристско-правая коалиция.
В Дании, где чрезвычайно высокий уровень формальной занятости (80% среди мужчин и 76% среди женщин в возрасте от 16 до 64 лет) и где треть работников занята в государственном секторе образования и здравоохранения, получил развитие принцип универсальной защищенности (т.е. практически все жители участвуют в формировании социальных выплат и получают их). Тем не менее, здесь с 1979 г. начали внедряться элементы политики активизации занятости, в рамках которой целью провозглашается не материальная компенсация работнику ввиду потери работы, а стимулирование его к занятости. Если ранее считалось, что безработица - это последствие структурных процессов и работник их жертва, то ныне предполагается, что у безработных возникает проблема с занятостью ввиду недостаточности их квалификации. Активизация занятости в связи с этим интерпретируется ныне как улучшение трудовых навыков посредством обучения работника, либо как субсидируемая государством занятость, либо как снижение социальных ожиданий работника по поводу места и характера его трудоустройства, а также размера зарплаты. Заметим от себя: жестокая это вещь - активизация занятости, и во многом несправедливая, поскольку власти пытаются взвалить вину за циклическую и структурную безработицу на трудящихся, хотя в чем-то права и другая сторона: не всегда оправданно получать только пособие по безработице и ничего не предпринимать лично самому для исправления ситуации.
В Дании, как утверждает П. Абрахэмсон, в полной мере реформирование трудовой политики состоялось в 1994 г. В качестве постоянных были введены две до того экспериментальные программы. Программа образовательного отпуска предусматривала для лиц с 25 лет оплачиваемый в размере пособия по безработице отпуск на срок не менее одной недели и не более года для получения сертифицированного образования. По программе отпуска по уходу за ребенком предусматривалось освобождение от работы лиц, имеющих детей в возрасте до восьми лет, на срок не менее 13 недель и не более одного года. Ввиду особой популярности этого начинания размер выплат был впоследствии сокращен до 70%, а затем и до 60% пособия по безработице. И, наконец, третья программа действовала до 1999 г. и позволяла лицу с 25 лет уйти в отпуск от 13 недель до одного года в случае, если это лицо находило себе замену на рабочем месте. Здесь также размер выплат был снижен до 60% от пособия безработному.
В целом, в Дании расходы на социальное страхование по безработице достаточно велики: 10% всех социальных расходов или 3% валового внутреннего продукта. Право на получение пособия по безработице имеет тот, кто хотя бы год выплачивал взносы в фонд социального страхования, а из постоянных плательщиков в данный фонд на последующие социальные выплаты право имеют те, кто работал в качестве наемного или самодеятельного работника по крайней мере 52 недели за последние три года. Максимальный срок на получение выплат предусмотрен в 4 года за последние 6 лет.
Программы активизации занятости учитывают определенные возрастные особенности реципиентов: так, безработные в возрасте до 25 лет, кто не имеет завершенного профессионального образования, обязаны после шести месяцев безработицы согласиться на получение не менее чем 18-месячного обучающего курса с выплатой в половинном объеме обычного социального пособия. Для лиц в возрасте от 30 до 60 лет обязательное переобучение предусматривается после года нахождения в статусе безработного.
Датское государство в завуалированной форме пытается бороться с ра-ботниками-иммигрантами: в полном размере социальную помощь получают только лица, прожившие в данной стране семь лет из последних восьми.
С ноября 2001 г. закончилось правление социал-демократов, и у власти находится коалиционное правительство правоцентристских партий в составе консерваторов, либералов и антииммигрантски настроенной партии датского народа. Это правительство выдвинуло лозунг расширения занятости (определив в качестве ориентира увеличение ее численности на 84 тыс. человек к 2010 г.), однако на самом деле значительно ограничило социальные выплаты, затруднив их получение различными оговорками активизации занятости. Например, недавние иммигранты в виде так называемого стартового пособия получают от 45 до 64% обычного пособия, введены верхние пределы на размер социальной помощи, что отнюдь не способствовало увеличению мотивации к трудоустройству, как показывают исследования. По данным Х. Бьерре-гард и Й. Бола, среди обследованных ими безработных четверть уменьшила свой трудовой потенциал благодаря болезням и травматизму. По информации местных органов социальной защиты, из так называемых проблемных безработных 33% страдают алкоголизмом, 22% - наркоманией, 17% - душевными болезнями. Одним словом, рассчитывать на возвращение их на рынок труда весьма проблематично. Они - несомненные клиенты социальных служб, и программы активизации занятости к ним неприменимы.
В докладе датского правительства Европейской Комиссии указываются определенные достижения датской модели занятости, в частности достижение ей так называемой flexicurity - гибкой модели трудоустройства при одновременной необходимой социальной защищенности, составными элементами которой являются гибкий рынок труда с достаточно простой процедурой найма и увольнения работников; щедрая система вспомоществования (и с этим можно согласиться с определенными оговорками, тем более на фоне других, менее благополучных стран); активизация занятости, нацеленная на повышение качественного уровня рабочей силы. Действительно, среди развитых стран Дания занимает третье место после США и Великобритании по средней «непродолжительности» работы на одного хозяина - 8 лет (для Финляндии и Испании - 10 лет; Германии, Франции, Японии - свыше 10 лет; Италии - 12 лет; Греции - свыше 12 лет), и ей по степени защищенности работника от увольнения принадлежит последнее место в Европе. В то же время теоретически высокие социальные выплаты, по подсчетам П. Абрахэмсо-на, не столь уж и высоки на самом деле, в то время как программа активизации занятости имеет далеко не бесспорный результат.
Профессор Манфред Вайс (Mantred Weiss) из Университета Франкфурта-на-Майне убедительно продемонстрировал, что от исторически сложившейся структуры национального права и трактовки правового статуса различных групп работников зависит их жизненная судьба (рис. 2).
Рис. 2 Профессор Университета Франкфурта-на-Майне М. Вайс (слева) и профессор Лондонского Королевского колледжа Б. Беркассон
В частности, в Германии, в отличие от Франции, трудовое право и право социальной защиты существуют отдельно друг от друга - так сложилось еще при Бисмарке. Преподавание трудового права ведется в рамках блока частноправовых дисциплин, а права социальной защиты - в рамках публичного (административного) права. Действуют и параллельные системы судов трудового права и права социальной защиты. В Германии предприниматели, не заинтересованные в утрате социальных отчислений, пользуются правовой нормой, освобождающей от налоговых обязательств в отношении работников занятых неполный рабочий день и зарабатывающих менее 400 евро в месяц.
Негативный эффект на положение трудящихся имеет и злоупотребление весьма нечетким правовым определением самозанятых работников. В настоящее время под понятие самозанятости подпадают разновидности профессий, которые с точки зрения обычной логики вряд ли могут считаться таковыми.
Правительство социал-демократов попыталось включить в систему социальной защиты самодеятельных работников в 1998 г., однако вскоре от этого курса отказалось. В настоящее время для Германии характерны, в отличие от Дании, попытки снизить социальные выплаты при одновременно ведущихся разговорах о необходимости сократить защиту работников от увольнений.
Однако заметим от себя, что о германской системе защиты работников от увольнения трудящиеся многих стран могут только мечтать. Здесь большую роль играют рабочие советы, особенно в вопросах реструктурирования предприятия, о чем они должны быть информированы руководством на ранней стадии. Предусмотрен ряд примирительных, арбитражных процедур, правда, не носящих обязательной силы. Однако в чем интересы трудящихся защищены еще лучше, так это в выработке социальных планов, призванных компенсировать или снизить неблагобриятные последствия реструктуризации. При этом профсоюзы и ассоциации предпринимателей отдают предпочтение социальным соглашениям, предусматривающим не обычную финансовую компенсацию трудящимся, а повышение их квалификации и реинтеграцию в рынок труда, и подобный подход поощряется германским правительством.
С нашей точки зрения, интерес представляет и опыт Германии по выработке различных схем постепенно-досрочного ухода работников на пенсию. После неоднократно менявшихся с середины 1980-х гг. решений на настоящее время работник может по своему желанию по достижению возраста 55 лет (будучи занятым при этом не менее 15 часов в неделю и зарабатывая
не менее 400 евро в месяц) сократить свое рабочее время наполовину, получая при этом не менее чем на 20% больше от обычной зарплаты при сокращенной занятости. Государство частично компенсирует при этом материальные потери предпринимателей и поощряет трудоустройство на освобождающиеся места безработных.
На Международном семинаре была изложена информация о положении дел и в других европейских странах. Нидерландскую модель трудовых и социальных отношений представила профессор Утрехтского университета Сюзан Берри (Susanne Burry). Она, в частности, сообщила об основных изменениях в нидерландском законодательстве, касающихся срочных трудовых договоров и договоров с неопределенным сроком действия, защиты прав работников с неполным рабочим днем. О развитии ситуации во Франции рассказала профессор Университета Париж-X Изабель Вакари (Isabelle Vacarie). По ее мнению, изменение законодательства не может быть эффективным при сохранении старых подходов к нему. Необходимо взаимодействие науки права с экономической наукой, измерение эффективности права с использованием экономических методов.
Удачно соединил в своей лекции теоретические подходы с фактическим материалом об итальянской действительности профессор Университета Феррары Джиан Гвидо Баланди (Gian Guido Balandi). Он привел интересные факты о пенсионной реформе 1995 г., позволяющей трудящимся, подпадающим под действие контрибутивной системы пенсионного обеспечения (т.е. основанной на размере уплаченных работником пенсионных взносов), выходить на пенсию в интервале от 57 до 65 лет.
В блестящем выступлении на французском и английском языках свое видение проблем занятости и социальной защиты в Великобритании изложил профессор Университета Гулля Джо Карби-Холл (Jo Carby-Hall). Он акцентировал внимание на особом влиянии английского общего права на трудовые правоотношения и систему социальной защиты (рис. З).
Рис. 3 Профессор Университета Гулля Дж. Карби-Холл
Специфику трансформирующего общества в Восточной Европе убедительно продемонстрировал на примере Болгарии профессор Пловдивского университета Васил Мрачков (Vassil Mrachkov). Его эмоциональная речь вызвала особо живую дискуссию со стороны представителей восточноевропейских стран. Слушателей, в частности, интересовал вопрос, как государство борется с теневыми контрактами, ставящими трудящихся в невыгодное положение.
В качестве экспертов на семинар были приглашены и представители основных социально-политических сил - профсоюзов и предпринимателей, а также компетентных органов ЕС, и этому был посвящен целый рабочий день семинара. Блестяще обобщили европейскую проблематику почетный профессор Льежского университета (Бельгия), в прошлом один из видных руководителей Международной Организации Труда, а ныне почетный президент Международного Общества трудового права и права социальной защиты, Жан-Мишель Серве (Jean-Michael Servais) и профессор Королевского колледжа в Лондоне Брайн Беркассон (Bram Bercusson). Жан-Мишель Серве отметил, что масштабы безработицы не могут не влиять на размер и характер социальных выплат, на желание и возможности того или иного государства в реализации социального вспомоществования: если, например, безработица находится на уровне 3-4%, это нормально, но если безработица превышает 10-12%, то возникает немало вопросов, в том числе и о действенности мотивации к занятости. В то же время, по мнению Серве, в разных государствах сложились свои особые подходы к регулированию занятости и социальных выплат. Так, для скандинавской модели (к каковой относится и Дания) свойственны простота увольнения работника при щедрых социальных выплатах, высокие социальные налоги и высокая эффективность политики занятости в целом. Для британской модели (по пути которой следуют страны Центральной и Восточной Европы) характерно сочетание легкости увольнения, невысокой социальной компенсации, невысокого налогообложения на социальные цели и малоэффективной занятости. Южноевропейские (средиземноморские) страны в лице Франции, Италии, Испании, Португалии отличает сложность процедуры увольнения, невысокая социальная компенсация, невысокое налогообложение и низкая эффективность занятости. Наконец, четвертую модель олицетворяет Бельгия, где работника нетрудно уволить, социальные выплаты чрезвычайно высоки, налоговые отчисления велики, а политика трудоустройства неэффективна.
Тот же тезис о национально-государственных различиях в рамках Европейского Союза в отношении занятости высказал Б. Беркассон. Здесь проблема недостаточной занятости как женщин, так и отчасти мужчин носит не только политический, но и социально-демографический характер.
Последние пять лет были отмечены определенным застоем в европейском законодательстве, в то время как предшествующее десятилетие до 2002 г. характеризовалось принятием множества важных директив. Это результат сложившейся расстановки политических сил в Комиссии Европейских сообществ во главе с М. Барроздой, без инициативы которой трудно надеяться на активизацию Европарламента и Совета министров. Правда, в последнее время появился ряд документов, которые пытаются по-новому взглянуть на проблему труда и социальной защищенности, в частности доклад Еврокомиссии «Модернизируя трудовое право с целью ответить на вызовы XXI столетия»
(ноябрь, 2006) и более ранняя его версия «Адаптируя трудовое право с целью добиться гибкости и защищенности для всех» (сентябрь, 2006).
Беркассон отмечает, что в последней версии доклада формулируется главная цель трудового права не как нейтрализация традиционного неравенства между работником и предпринимателем, а как устранение конфликта между занятыми и ищущими работу. Предприниматели же в этой ситуации рассматриваются как нейтральные наблюдатели. По мнению Беркассона, последняя версия документа сфокусирована преимущественно на индивидуальную, а не коллективную защиту прав работника, в то время как в первоначальном тексте акцент делался на сочетание гибкости и социальной защиты, что в наибольшей степени характерно для Дании. В этой стране (как и в Финляндии, Швеции) высока доля членов профсоюзов, и именно эти организации призваны сыграть свою роль в достижении гибкой трудовой политики, в сокращении сроков незанятости.
Анализ ситуации в европейских странах организаторы Международного семинара удачно дополним материалом о США. По поводу положения дел в ведущей державе мира существует множество спекулятивных утверждений, которые убедительно опровергла доцент Школы промышленных и трудовых отношений Корнелльского университета Риза Либервитц (Risa Liberwitz) (рис. 4).
Рис. 4 Доцент Корнелльского университета Р. Либервитц
Она правомерно определила американскую систему как систему «частного вспомоществования», целиком и полностью зависимую от усмотрения предпринимателей. Именно в таком виде она была заложена Новым Курсом президента Ф. Д. Рузвельта. Однако добавим от себя: виноват, конечно, не самый выдающийся из президентов США, а весьма специфичная для динамичного переселенческого капитализма система социально-экономических и политических условий и вытекающих отсюда социокультурных норм. Иными словами, предпринимательская модель освоения пионерского пространства при весьма слабом (почти нулевом) участии государства и самонадеянной уверенности в «предопределении судьбы» породили крайний индивидуализм и нежелание прибегать к государственному патернализму. Тем более, что вмешательство государство дискредитировало себя как явление в колониаль-
ный период, и ввиду молодости и малой устойчивости федеративной модели государственное принуждение вообще было труднодостижимым делом.
Как отметила Р. Либервитц, достаточно приличные условия жизни американских трудящихся после Второй мировой войны объяснялись достаточно высокой степенью юнионизации (35%): состоящие в профсоюзе работники имели на 18,3% больше шансов быть обладателями медицинской страховки, на 22,5% больше шансов иметь пенсионное обеспечение. Однако с конца 1970-х гг. возрастает нестабильность в трудоустройстве и сокращение членства в профсоюзах. Удельный вес охваченных медицинской страховкой со стороны работодателей уменьшился с 69% в 1979 г. до 56% в 2004 г. Параллельно увеличилось число получателей по программе Медикэр для бедных, финансируемой государством. Половина трудящихся с низкими зарплатами, включая тех, кто работает неполный день или имеет временную работу и кто зарабатывает менее 10 долларов в час, не имеет медицинского страхования, в то время как среди тех, кто получает свыше 15 долларов в час 80% такой страховкой обладают. По оценкам специалистов Университета Макгилла, США по многим позициям социального вспомоществования находятся в самом конце списка обследованных 177 стран (например, это относится к оплачиваемому отпуску в связи с рождением ребенка, оплачиваемому отпуску для отцов по уходу за детьми и т.д.). Несмотря на то, что 96% рабочей силы США вправе получать пенсионное обеспечение, оно в финансовом отношении явно недостаточно и компенсирует только 40% дохода бывшего работника.
В настоящее время социальные программы Нового Курса 1930-х гг. и Великого Общества 1960-х гг. являются объектами атаки со стороны неоконсерваторов. И это несмотря на растущую социальную дифференциацию в американском обществе. Получившая свое развитие со времен правления Р. Рейгана в 1980-е гг. приватизация социальных отношений выражается во все большей передаче своих функций федеральными властями властям штатов, в уходе правительства от ряда социальных программ (в том числе и путем передачи публичных функций на основе контрактов частным фирмам, будь то управление тюрьмами, перестройка Нового Орлеана после урагана или выполнение ряда военно-вспомогательных задач в Ираке), в возложении бремени социальной защиты на самих работников. В условиях глобализации экономики переориентация крупных корпораций на бизнес в развивающихся странах с их дешевой рабочей силой ослабляет позиции американских трудящихся.
И в этой связи участникам семинара небезынтересно было познакомиться с положением дел на других континентах, не только в Европе и Северной Америке, о чем было сказано в выступлениях профессора Токийского университета Масахико Ивамуры (Masahiko Iwamura), декана юридического факультета Тунисского университета Нури Мзида (Nouri Mzid), профессора Университета Сан-Паулу (Бразилия) Хорхе Суто Майора (Jorge Souto Mayor). С заключительным, более чем часовым докладом на семинаре выступил профессор Филипп Аверньон (Philippe Auvergnon).
Следует отметить, что в процессе работы проблема постмодернизации как таковая не поднималась. Однако она фактически присутствовала в выступлениях лекторов и в дискуссиях, которые совершенно очевидно обозначали последние десятилетия XX столетия как рубеж качественно нового со-
стояния общества и существенных сдвигов в трудовых отношениях и системе социальной защиты. Неоднократно упоминались и процессы глобализации, которые несомненно являются наиболее яркий чертой постмодернизационно-го развития. Думается, что на последующих международных встречах теоретические аспекты трудовых правоотношений и социального права, связь их с глубинными социально-экономическими и политическими тенденциями получат свое, более развернутое, дальнейшее воплощение. Пока же следует сказать, что семинар удался во всех отношениях.
Каждый год организаторы международных семинаров придумывают интересную культурную программу, для его участников (рис. 5).
Рис. 5 Во время работы семинара были заслушаны не только пленарные доклады, но и сообщения из ряда стран. О ситуации с трудовой миграцией в России рассказал профессор А. Ю. Саломатин (Пензенский государственный университет)
Исключительное познавательное значение носило посещение авиационного завода корпоративной группы «Дассо» в Мериньяке (пригороде г. Бордо). Марсель Дассо (1892-1986) создал в свое время мощную аэрокосмическую группу, в которую в настоящее время входят 11 заводов во Франции и три -в США с объемом заказов в 2006 г. в 5,3 млрд евро, что дало прибыль в 281 млн евро. Компания «Дассо» - пример семейной фирмы, где после смерти основателя чуть более 50% принадлежит его семье. В то же время это свидетельство и определенной мощи французской военно-гражданской авиационной отрасли, и политической и экономической автономии страны, которая находит своих неангажированных покупателей среди стран, мягко говоря не желающих сотрудничать с американским военно-промышленным комплексом. Участники экскурсии были приятно поражены степенью открытости этого не вполне гражданского предприятия, где им, кроме цеха по сборке компактного бизнеса-самолета «Фалькон» на 8-19 пассажиров, показали цех по сборке знаменитых военных самолетов «Мираж» и «Рафал».
Не могло оставить равнодушными представителей разных стран и знакомство с историческими и ландшафтными достопримечательностями долины реки Дордонь: замком XII-XIII вв. Бейнак и сталактитовой пещерой. Впервые за много лет проведения семинара его участники удостоились чести общения с президентом Университета Бордо-IV Ж. П. Лабордом (Jean-Pierre Laborde) в неформальной обстановке (рис. 6).
Рис. 6 На приеме у мэра г. Бордо
И все же то, что остается неизменным из года в год - это традиционный прием у мэра города (им в настоящеее время является бывший премьер французского правительства Ален Жюппе). От имени мэра А. Жюппе вицемэр С. Лаврова (дочь русских иммигрантов) приветствовала посланцев разных стран, напомнив, что этот французский город имеет множество культурных памятников и является местом паломничества туристов. В свою очередь, в ответном слове инициатор семинара профессор Ф. Аверньон поблагодарил мэрию за организационную и моральную поддержку семинаров. И думается, это не просто проявление политеса. Представители разных стран и континентов действительно на протяжении двух недель чувствовали на себе негласную заботу городских властей, по крайней мере их неравнодушное отношение, что чрезвычайно важно для всякого масштабного начинания.