Научная статья на тему 'Правовое регулирование возврата государству незаконно приобретенных активов (опыт Республики Казахстан)'

Правовое регулирование возврата государству незаконно приобретенных активов (опыт Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственное управление / правовое регулирование / экономическое развитие / экономическая безопасность / активы / активы необъяснимого происхождения / добросовестный приобретатель / добросовестный кредитор / незаконно приобретенные активы / административно-властные ресурсы / public administration / legal regulation / economic development / economic security / assets / assets of unexplained origin / bona fide purchaser / bona fide creditor / illegally acquired assets / administrative and power resources

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В целях использования положительного зарубежного опыта для совершенствования российского законодательства дан анализ основных положений Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов» от 12 июля 2023 года № 21-VIII ЗРК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the return to the state of illegally acquired assets (experience of the Republic of Kazakhstan)

In order to use positive foreign experience to improve Russian legislation, an analysis of the main provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan dated July 12, 2023 № 21-VIII ZRK «On the return of illegally acquired assets to the state» is given.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование возврата государству незаконно приобретенных активов (опыт Республики Казахстан)»

Закон и право. 2023. № 11. С. 116-120. Law and legislation. 2023;(11):116-120.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-116-120 EDN: https://elibrary.ru/KAGLHL

NIION: 1997-0063-11/23-646 MOSURED: 77/27-001-2023-11-846

Правовое регулирование возврата государству незаконно приобретенных активов (опыт Республики Казахстан)

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва,

Россия, rwmmos@rambler.ru

Аннотация. В целях использования положительного зарубежного опыта для совершенствования российского законодательства дан анализ основных положений Закона Республики Казахстан «О возврате государству незаконно приобретенных активов» от 12 июля 2023 года № 21-УШ ЗРК.

Ключевые слова: государственное управление, правовое регулирование, экономическое развитие, экономическая безопасность, активы, активы необъяснимого происхождения, добросовестный приобретатель, добросовестный кредитор, незаконно приобретенные активы, административно-властные ресурсы.

Для цитирования: Редкоус В.М. Правовое регулирование возврата государству незаконно приобретенных активов (опыт Республики Казахстан) // Закон и право. 2023. № 11. С. 116—120. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2023-11-116-120 ББЫ: https://elibrary.ru/KAGLHL

Original article

Legal regulation of the return to the state

of illegally acquired assets (experience of the Republic of Kazakhstan)

Vladimir M. Redkous

Institute of the State and Law of the Russian Academy of Science,

Moscow, Russia, rwmmos@rambler.ru

Abstract. In order to use positive foreign experience to improve Russian legislation, an analysis of the main provisions of the Law of the Republic of Kazakhstan dated July 12, 2023 № 21-VIII ZRK «On the return of illegally acquired assets to the state» is given.

Keywords: public administration, legal regulation, economic development, economic security, assets, assets of unexplained origin, bona fide purchaser, bona fide creditor, illegally acquired assets, administrative and power resources.

For citation: Redkous V.M. Legal regulation of the return to the state of illegally acquired assets (experience of the Republic of Kazakhstan) // Law and legislation. 2023;(11):116—120. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2023-11-116-120 EDN: https://elibrary.ru/KAGLHL

Одним из вызовов современности, угрожающих не только сфере товарно-денежных отношений и финансов, но и социальной стороне жизни общества, является непрекращающийся процесс криминализации мировой фи-

© Редкоус В.М. М., 2023.

нансовой системы, в свою очередь, оказывающий влияние на состояние экономической безопасности государств, включая Российскую Федерацию [2; 5]. Все это требует тщательного правового регулирования, в том числе и для решения проблемы возврата государству незаконно приобретенных активов [1].

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

В Республике Казахстан (далее — РК) принят Закон РК «О возврате государству незаконно приобретенных активов» от 12 июля 2023 г. № 21-УШ ЗРК1 (далее — Закон РК).

В качестве целей рассматриваемого Закона РК названы: возврат активов и (или) вовлечение их в законный экономический оборот в РК; устранение причин и условий, способствовавших их незаконному приобретению и выводу; восстановление социальной справедливости в обществе. Достижение названных целей предполагается реализовать посредством решения следующих задач: выявление, пресечение, раскрытие и расследование правонарушений в сфере вывода активов; развитие международно-правового сотрудничества по возврату активов; формирование государственной политики и эффективное использование возвращенных средств во благо общества; выявление и устранение причин и условий, способствовавших незаконной концентрации экономических ресурсов, незаконному выводу активов, и устранение их последствий.

Закон РК «О возврате государству незаконно приобретенных активов» содержит семь глав:

Глава 1. Общие положения. Глава 2. Компетенция уполномоченного органа по возврату активов, межведомственное взаимодействие и деятельность комиссии. Глава 3. Меры по возврату незаконно приобретенных и выведенных активов. Глава 4. Способы и порядок возврата активов. Глава 5. Специальный государственный фонд и управляющая компания. Глава 6. Международно-правовое сотрудничество в целях возврата активов. Глава 7. Заключительные положения.

В Законе РК определено содержание основных терминов, таких, как: «добросовестный приобретатель», «добросовестный кредитор», «активы», «уполномоченный орган по возврату активов», «преобразование активов», «контроль над активом», «номинальный владелец актива», «административно-властные ресурсы (связи, влияние)», «социальные проекты», «незаконно приобретенные активы», «активы необъяснимого происхождения», «лица, имеющие родственные отношения», «сверхдоходы».

Так, под активами понимаются имущественные блага и права (имущество), находящиеся в РК и за ее пределами, включая любые имущественные блага и права (имущество), извлеченные (извлекаемые) из такого имущества.

1 Казахстанская правда. 2023. № 130 (30007). 13 июля.

Контроль над активом (далее — контроль) подразумевает возможность любым образом прямо или косвенно управлять активом и (или) возможность любым способом определять юридическую судьбу актива, в том числе опосредованно и на любом основании через одного или нескольких лиц и организаций в течение периода, когда активы находились либо предположительно находились в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем лица (группы лиц).

Административно-властные ресурсы (связи, влияние) определены как возможность лица оказывать влияние на принятие нормативных правовых актов РК либо решений (актов, совершение действий, бездействие) государственных органов РК, а равно решений органов государственных предприятий и учреждений, субъектов квазигосударственного сектора, иных организаций с прямым или косвенным участием государства в уставном капитале в целях формирования благоприятных неконкурентных условий ведения предпринимательской деятельности соответствующего субъекта и (или) его аффилированных лиц.

Возврат активов осуществляется на основании принципов: законности; приоритета стимулирования добровольного возврата активов; гласности, прозрачности и подотчетности; приоритета защиты прав, свобод и интересов участников процесса; взаимодействия государства и гражданского общества; защиты гражданского оборота, прав добросовестных приобретателей и добросовестных кредиторов; пропорционально -сти (соразмерности) мер и механизмов по возврату активов. Закреплено, что лицо, сообщившее о фактах незаконного приобретения и вывода активов или иным образом оказывающее содействие возврату активов, находится под защитой государства в соответствии с УПК РК, а также Законом РК «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе».

Уполномоченным органом по возврату активов является ведомство органов прокуратуры РК по возврату активов. Уполномоченный орган по возврату активов: осуществляет от имени и в интересах государства деятельность по возврату активов; поиск, сбор, обработку, обобщение, оценку поступающей информации об активах, анализ сведений о происхождении активов; обеспечивает межведомственное взаимодействие и координацию деятельности государственных, правоохранительных и специальных государственных органов по вопросам возврата

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 11-2023

активов; осуществляет ведение реестра, сформированного комиссией; заключает соглашения о добровольном возврате активов, мировые соглашения в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РК, процессуальные соглашения о признании вины и возврате активов согласно уголовному и уголовно- процессуальному законодательству РК и иные соглашения, не противоречащие законодательству РК; осуществляет международно-правовое сотрудничество в уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой сферах в целях возврата активов; осуществляет международно-правовое сотрудничество в сфере поиска (раскрытия), подтверждения происхождения, применения предварительных обеспечительных мер, обеспечительных мер и возврата государству незаконно приобретенных активов; осуществляет функции рабочего органа, обеспечивающего деятельность комиссии; инициирует от имени государства административные, уголовные и гражданские судопроизводства, а равно производства дел об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Законом; принимает в установленном законодательством РК порядке нормативные правовые акты в пределах своей компетенции; разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере возврата активов; запрашивает и получает у государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц информацию и материалы в порядке, установленном законодательством РК; совместно с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, утверждает форму и порядок представления декларации о раскрытии активов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Уполномоченным органом по возврату активов осуществляются мониторинг и анализ информации для противодействия незаконному приобретению, выводу и возврата активов, направленные на поиск, сбор, обработку, обобщение, оценку поступающей информации о незаконно выведенных активах. Целями проводимого мониторинга и анализа информации являются определение: круга лиц, вовлеченных в схему незаконного вывода активов, а также круга аффилированных и иных лиц; совокупных размеров активов лиц, подлежащих включению в ре-

естр; признаков и обстоятельств незаконного приобретения активов, в том числе их вывода за пределы РК; причин, условий и обстоятельств концентрации экономических ресурсов на соответствующем рынке товаров, работ или услуг; иных сведений, необходимых для подготовки стратегий возврата активов. Правила проведения мониторинга и анализа информации для противодействия незаконному приобретению, выводу и возврата активов утверждаются. Генеральным прокурором РК.

Источниками информации для мониторинга и анализа в целях дальнейшего включения лица в реестр являются любые не запрещенные законодательством РК источники информации. Совокупный размер активов субъекта и (или) аффилированных с ним лиц определяется на основании любых доступных источников информации в течение периода, когда активы находились либо предположительно находились в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем лица (группы лиц).

В ходе проведения мониторинга и анализа информации уполномоченный орган по возврату активов вправе истребовать у субъектов и (или) их аффилированных лиц, государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и иных организаций независимо от форм собственности дополнительную информацию, инициировать проверку законности источников приобретения (происхождения) активов и иные мероприятия. Результаты анализа информации могут являться основанием для проведения проверок государственными органами, а также для формирования реестра.

К мерам, направленным на возврат активов, относятся: меры по поиску (раскрытию), подтверждению происхождения активов, предварительные обеспечительные меры, обеспечительные меры, меры по добровольному или принудительному возврату активов, управлению конфискованными или обращенными в доход государства активами и иные меры.

К мерам по поиску (раскрытию) активов относится совокупность мер, направленных на установление факта существования активов, подлежащих возврату, определение их фактического и юридического местонахождения, установление схем корпоративных, фактических и прочих связей между активами и лицами, владеющими или контролирующими активы, и прочей информации, необходимой для проведения дальнейшей работы, нацеленной на возврат активов.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

К мерам по подтверждению происхождения активов относится совокупность мер, направленных на подтверждение законности формирования (приобретения), происхождения, наращивания активов, анализ и оценку сведений и доказательств.

К предварительным обеспечительным мерам, обеспечительным мерам относятся меры, предусмотренные законодательством РК и международными договорами РК, законодательством иностранных государств. Предварительные обеспечительные меры принимаются судом по заявлению уполномоченного органа по возврату активов в отношении активов до подачи иска об обращении активов в доход государства. Предварительными обеспечительными мерами могут быть: наложение ареста на активы субъекта и (или) его аффилированных лиц; запрет субъекту и (или) его аффилированным лицам совершать определенные действия, в том числе заключать сделки, направленные на возникновение заемных и иных обязательств, обременять активы залоговыми и иными правами третьих лиц; запрет другим лицам передавать имущество субъекту и (или) его аффилированным лицам по обязательствам, срок исполнения которых наступил, или выполнять по отношению к субъекту и (или) его аффилированным лицам иные обязательства, предусмотренные законом или договором; приостановление реализации актива. Порядок применения данных мер закреплен в ст. 17 Закона РК.

Законом (глава 4) предусмотрено, что возврат активов может носить добровольный или принудительный характер. Добровольный возврат осуществляется путем передачи всех или части незаконно приобретенных активов государству. Принудительный возврат осуществляется на основании судебных актов РК, иностранных государств или решений компетентных органов иностранных государств в порядке, предусмотренном законодательством РК.

К мерам по управлению конфискованными или обращенными в доход государства активами относятся меры по: принятию активов в управление; несению расходов на содержание и обеспечение сохранности активов; назначению внешних (доверительных) управляющих активами, находящимися за пределами РК, до их реализации либо возврата в РК; определению условий распоряжения активами, включая реализацию конфискованных или обращенных в доход государства активов; обеспечению бесперебойной работы предприятий, в отношении которых

приняты предварительные обеспечительные меры, обеспечительные меры, а также предприятий, обращенных в доход государства, а также по иным вопросам.

Предусмотренные Законом меры могут приниматься также при необходимости предоставления правовой помощи иностранным государствам.

В целях совершенствования российского законодательства с учетом традиций и особенностей российской правовой системы целесообразно использовать положительный опыт законодательного регулирования возврата государству незаконно приобретенных активов в части определения: компетенции уполномоченного органа по возврату активов; мониторинга и анализа информации для противодействия незаконному приобретению, выводу и возврата активов; состава мер по возврату активов; процедуры принятия предварительных обеспечительных мер; способов и порядка возврата активов; добровольного возврата активов; принудительного обращения активов в доход государства, в том числе активов необъяснимого происхождения, а также ряда иных вопросов.

Сравнительно-правовые исследования в рассматриваемой сфере в значительной степени расширят методологические рамки проводимых исследований [3; 4; 6], а их результаты обогатят юридическую науку и правоприменительную практику.

Список источников

1. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н. Академической науке административного права и административного процесса 85 лет // Труды ИГП РАН. 2021. Т. 16. № 6. С. 198-210.

2. Возврат из-за рубежа преступных активов: теория и практика: Учеб. пособие / Кунев Д.А.; ред. А.Г. Волеводза. М., 2021. 542 с.

3. Понкин И.В. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник: В 2-х т. Т. 1. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Буки Веди, 2023. 500 с.

4. Понкин И.В, Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник: В 2-х т. Т. 2: 4-е изд., доп. и перераб. М.: Буки Веди, 2023. 640 с.

5. Редкоус В.М. Актуальные вопросы правового обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. М.: ИД «Инфра-М», 2023. С. 54-60.

LAW & LEGISLATION • 11-2023

6. PedKoyc B.M. PeueH3HA Ha MOHorpa^nro: BHHorpa^oBa E.B., 3axapueB C.H. AKTya^LHLie mmc^h o npaBe // AKTya^LHLie npoS^eMLi a^MH-HHCTpaTHBHoro npaBa h npouecca. 2023. № 1. C. 81-85.

References

1. Vinogradova E.V., Kobzar-Frolova M.N. Academic science of administrative law and administrative process is 85 years old // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2021. V. 16. № 6.

2. Return of criminal assets from abroad: theory and practice: Textbook / Kunev D.A.; edited by A.G. Volevodza. M., 2021.

3. Ponkin I. V. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook: In 2 vol. Vol 1. 4th ed., add. and processed. M., 2023. 500 p.

4. Ponkin I. V., Lapteva A.I. Methodology of scientific research and applied analytics: Textbook: In 2 vol. Vol 2. 4th ed., add. and processed. M., 2023. 640 p.

5. Redkous V.M. Current issues of legal support for state security of the Russian Federation. Moscow: 2023. Pp. 54-60

6. Redkous V.M. Review of the monograph: Vinogradova E.V., Zakhartsev S.I. Current thoughts about law / / Current problems of administrative law and process. 2023. № 1. Pp. 81-85.

Информация об авторе Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор

Статья поступила в редакцию 29.09.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author Redkous У.М. — D.Sc. in law, professor

The article was submitted 29.09.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Уголовно-исполнительное право. 13-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под науч. ред. С.М. Иншакова, А.П. Скибы; под общ. ред. Е.А. Антонян, Н.Д. Эриашвили. 303 с.

ISBN: 978-5-238-03548-2

Рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и предмета уголовно-исполнительного права, системы уголовно-исполнительного законодательства, правового положения лиц, в отношении которых исполняется наказание, общих принципов исполнения наказания.

Освещены вопросы исполнения всех видов уголовных наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) и наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих. Рассмотрены освобождение от отбывания наказания, участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, тюремные системы зарубежных стран.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических образовательных учреждений, а также специалистов уголовной юстиции и исполнения наказания.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.