9. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
12.00.04
9.1. Противодействие незаконному вывозу капитала в системе мер борьбы с коррупцией в международной и национальной юридической практике
©Петрова Г. В.
МГИМО МИД России, г. Москва, Российская Федерация e-mail: galina.v.petrova@mail.ru
Аннотация. Рассматривается общий правовой режим предотвращения незаконного вывоза капитала за рубеж как один из способов противодействия коррупции. Возврат государствами нелегально вывезенных финансовых активов становится способом противодействия коррупции и обеспечения финансовой стабильности государств. Дается оценка общественной опасности нарушений, связанных с вывозом и невозвратом капитала. Рассмотрено влияние актов Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции 2003г. на внутреннее антикоррупционное право государств. Материалы и методы. Использованы тексты актов Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции 2003г. за 2017-2020г.г. Проведен сравнительно-правовой анализ антикоррупционных норм законов различных отраслей российского законодательства. Применялись методы сравнительного анализа научных концепций по теме работы. Результаты. В процессе анализа международных актов и норм российского финансового, уголовного, административного законодательства отмечено, что коррупционные правонарушения часто сопровождаются нарушениями норм о валютных операциях. В этой связи должно повышаться значение запретительных и ограничительных норм валютного, налогового, банковского законодательства, касающихся ответственности за уклонение от уплаты налогов, за незаконный вывоз валютных средств, их незаконное хранение на иностранных территориях, их невозврат под национальную юрисдикцию, за незаконную эмиссию «цифровых валют» и др. Показано, что судебная практика ориентируется на финансово-правовой анализ легитимности валютных операций по вывозу капитала с признаками коррупционных правонарушений. Обсуждение и выводы. Сделан вывод, что вывоз капитала должен разрешаться Банком России, если он соответствует национальным интересам России и запрещаться, если такой вывоз угрожает экономической безопасности или имеет коррупционные элементы противоправного обогащения за счет бюджетных средств и др. публичных финансов. Отмечена проблема взаимодействия финансовых и правоохранительных органов по обнаружению и возврату незаконно вывезенных финансовых активов, находящихся за границей, в Россию.
Ключевые слова: противодействие незаконному вывозу капитала, антикоррупционные меры Банка России, возврат финансовых активов с иностранных территорий, Конвенции ООН против коррупции.
Для цитирования: Петрова Г. В. Противодействие незаконному вывозу капитала в системе мер борьбы с коррупцией в международной и национальной юридической практике // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 236-242.
Countering the illegal export of capital in the system of anti-corruption measures in international and national legal practice
©G. V. Petrova
Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation
e-mail: galina.v.petrova@mail.ru
Abstract. The general legal regime for preventing the illegal export of capital abroad is considered as one of the ways to combat corruption. The return by states of illegally exported financial assets is becoming a way to combat corruption and ensure the financial stability of states. An assessment of the social danger of violations associated with the export and non-return of capital is given. The impact of the acts of the Conference of the States Parties to the 2003 UN Convention against Corruption was considered. On the internal anti-corruption law of states. Materials and methods. The texts of the acts of the 2003 Conference of the States Parties to the UN Convention against Corruption were used. for 2017-2020 A comparative legal analysis of anti-corruption norms of laws of various branches of Russian legislation was carried out. Methods of comparative analysis of scientific concepts on the topic of the work were applied. Results. In the process of analyzing international acts and norms of Russian financial, criminal, and administrative legislation, it was noted that corruption offenses are often accompanied by violations of the norms on currency transactions. In this regard, the importance of prohibitive and restrictive norms of currency, tax, banking legislation should increase, concerning liability for tax evasion, illegal export of currency funds, their illegal storage in foreign territories, their non-return under national jurisdiction, for the illegal emission of digital currencies «And others. It is shown that judicial practice is guided by the financial and legal analysis of the legitimacy of foreign exchange operations to export capital with signs of corruption offenses. Discussion and conclusions. It is concluded that the export of capital should be allowed by the Bank of Russia if it is in the national interests of Russia and prohibited if such export threatens economic security or has corruption elements of illegal enrichment at the expense of budget funds and other public finances. The problem of interaction between financial and law enforcement agencies on the detection and return of illegally exported financial assets located abroad to Russia is noted.
Keywords: countering the illegal export of capital, anti-corruption measures of the Bank of Russia, return of financial assets from foreign territories, the UN Convention against Corruption
For citation: Petrova G. V. Countering the illegal export of capital in the system of anti-corruption measures in international and national legal practice // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 236-242.
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ВЫВОЗОМ КАПИТАЛА И НЕВОЗВРАТОМ АКТИВОВ
Причинами незаконного вывоза денежных средств из России на территории иностранных государств часто становятся коррупционные правонарушения. Правовое регулирование мер противодействия незаконному вывозу капитала касается, в числе прочих мер, совершенствования государственного контроля за правомерностью осуществления валютных и внешнеэкономических операций субъектами финансовых рынков. Такой подход выстроен как международная концепция нового этапа международного сотрудничества государств в рамках Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции (далее - КГУК ООН против коррупции 2003г.).
Общественная опасность коррупционных деяний, связанных с вывозом активов, проявляется в умышленном вывозе активов для снижения налогооблагаемой базы, вывозе имущества в форме ценных бумаг, финансовых инструментов, размещении их в зарубежных трастах, инвестиционных фондах для сокрытия от обращения на них исков кредиторов. За указанный вывоз активов предусмотрена уголовная ответственность по статье 199.2. УК РФ, касающейся незаконного вывоза, вывода (сокрытия)денежных средств, которые являются налогооблагаемыми доходами организациями1.
Противодействие коррупции, которая является способом незаконного обогащения, проявляется, помимо применения уголовно-правовых и административно-правовых мер, в усилении контроля и надзора Банка России за субъектами финансовых рынков по исполнению ими обязанностей по возврату валютной выручки и незаконно вывезенных финансовых активов на территорию Российской Федерации2. То есть, как отме-
1 Статья 199.2. УК РФ «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов
2 Статья 19. «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ» Федерального закона «О валютном регулировании и валютном
контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЭ (в редакции от 31.07.2020)
чается в национальных доктринальных подходах к проблемам борьбы с коррупцией, речь идет о системных и целенаправленных методах внедрения современных и эффективных ва-лютно-контрольных, налоговых, таможенных и других мер защиты валютно-финансового и бюджетного суверенитета государства. Это отражает потенциал государства по устойчивому развитию в рамках стабилизационной политики и национальных доктрин военной, экономической, финансовой, энергетической и других видов национальной безопасности3.
Формирование на государственном уровне общности методов использования международных и национальных мер предотвращения или значительного сокращения незаконного вывоза капитала из страны требует глубокого изучения современных концепций стимулирования развития экономики и финансов государства, повышения благосостояния граждан при обеспечении его суверенных интересов. Из этого вытекает, что. следует усиливать инновационное развитие, особенно, в государственном секторе российских инвестиций, направленных в высокотехнологические сферы, которые становятся прибыльными и благоприятными для всех регионов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕРЫ ООН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ И ВЫВОЗУ АКТИВОВ
В Докладе ООН, принятом Конференцией государств-участников, подписавших Конвенцию ООН о борьбе с коррупцией, разработанном 6-10 ноября 2017 года говорится, что происходит активизация взаимодействия государств по организации мероприятий, связанных с возвращением активов на
3 См. об этом: Безуглый Е.А. Государственное противодействие незаконному вывозу средств из России и способы их возврата // Проблемы правоохранительной деятельности .- 2014.-№2; Кучеров И.И. Проявления коррупции в сфере налогообложения // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М.- 1999; Боев И.В. Правовые проблемы обеспечения финансовой безопасности и устойчивости бюджетной системы России и стран ЕАЭС //Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- 2018.- № 2
4 -V-
территории национальных государств . Это выражается в усилении мер противодействия коррупции, в частности, посредством налогового контроля за соблюдением требований уплаты налогов резидентами в своей стране, новыми мерами валютного контроля за репатриацией валютной выручки в страну происхождения экспортируемого сырья и товаров, средствами расширенного банковского контроля за платежными услугами иностранных операторов платежных систем при осуществлении расчетов по внешнеэкономическим сделкам, что отражается в национальном финансовом законодательстве5.
Значительные объемы финансовых активов, оставляемые на иностранных территориях в нарушение национального финансового права, требуют по мнению государств-членов ООН комплексного и междисциплинарного подхода к борьбе с коррупцией, который проявляется интенсификацией разных форм взаимодействия международных организаций, несущих ответственность за организацию мер борьбы с коррупцией.
Главой V Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, связанной с возвращением активов, имеющих незаконное происхождение, то есть приобретенных в процессе противоправной коррупционной деятельности, определено, что основополагающим принципом международного права по противодействию коррупции является трансграничное сотрудничество государств-участников по оказанию взаимной помощи по возвращению активов, имеющих коррупционное происхождение6.
За период с 2003 по 2020г.г. произошли серьезные изменения в усилении требований к государствам по имплементации положений Конвенции ООН против коррупции во внутренне право. Так в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2018 года определены более жесткие ориентиры для государств относительно методов предупреждения коррупции усилением мер контроля трансграничных переводов, платежных услуг, электронных расчетов, для выявления операций с коррупционными доходами.
Особенно акцентируется внимание на мерах содействия, связанных с изъятием активов и возвращением их на национальные территории государств согласно Конвенции ООН против коррупции 2003г.7 Этим документом ГА ООН 2018 года рекомендовала всем заинтересованным в противодействии коррупции странам расширять и совершенствовать механизмы межгосударственного сотрудничества по сдерживанию, выявлению, предотвращению и мониторингу коррупционных преступлений, сопутствующих вывозу активов в «страны- убежища»8.
4 Доклад Конференции государств — участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции о работе ее седьмой сессии, проведенной в Вене 6-10 ноября 2017 года https://www.unodc.org /documents/treaties/UNCAC/COSP/session7/V1708297r.pdf
5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (в ред. от 20.07.2020): Федеральный закон « О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон « О Национальной платежной системе»
6 Конвенция ООН против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 год https://www.un.org/ru /documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml
7 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2018 о возвращении активов и борьбе с коррупцией https://www.vsrf.ru/files/27575/
8 Резолюция ГА ООН «Предупреждение коррупции и перевода коррупционных доходов, борьба с этими явлениями, содействие изъятию
активов и возвращение таких активов законным владельцам, в частно-
сти в страны происхождения, в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции» от 17 декабря 2018г.
Этот механизм включает следующие основные требования в рамках КГУК ООН против коррупции 2003г.
Во-первых, государства должны избегать создания «лояльных» коррупции экономических и налоговых условий, стимулирующих вывод украденных, незаконно присвоенных финансовых средств, иных финансовых и коммерческих активов, приобретенных с нарушением норм международного и национального антикоррупционного права. Расширяя меры преследования в судебном порядке лиц, участвующих в коррупционных сделках, государства обязаны ликвидировать на своей территории трасты, офшоры, которые выступают как «убежища» для сокрытия доходов, полученных нелегальным путем, прекратив стимулировать ввоз в их страну похищенных активов и иных незаконно полученных финансовых средств.
Во-вторых, государства должны сотрудничать в совершенствовании деятельности правоохранительных органов по взаимодействию на межгосударственном уровне с подразделениями финансовой разведки, финансового контроля, налоговыми органами и органами банковского надзора для получения точной и оперативной информации относительно собственников-бенефициаров организаций, в том числе через транснациональные корпоративные структуры, трасты, холдинги, международные центры и офшоры.
В-третьих, правоохранительным, судебным, антикоррупционным органам государств-членов ООН следует стремиться к формированию международного унифицированного уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, административно-процессуального режима для раскрытия коррупционных и связанных с ними преступлений и злоупотреблений.
В-четвертых, требуются унификация на уровне модельных конвенций ООН норм об ответственности государств за финансовые и валютные коррупционные операции. Рекомендаций ФАТФ в этой области недостаточно. В российской науке финансового права отмечается, что под термином «валютная ответственность» подразумевается юридическая ответственность, присущая нарушениям условий ведения финансовой деятельности. Валютная ответственность соотносится с финансовой ответственностью, как соотносятся
, 9
финансовое и валютное право .
КГУК ООН против коррупции 2003г. в 2018г. в своем докладе подчеркивала, что в современной практике правового регулирования трансграничного движения капитала проблемы легитимности валютных операций, связанных с вывозом и возвращением активов становятся предметом регламентации уголовного, валютного, банковского, антикоррупционного и других отраслей законодательства10.
В своем последнем докладе КГУК ООН против коррупции 2003г. уделила особое внимание развитию нормативно-правовой и политической базы государств по противодействию коррупции. Была отмечена важность ь помощи ООН по пересмотру антикоррупционного законодательства в целях усиления мер защиты государств от коррупционных преступлений.
9 Артемов Н.М. Проблемы и перспективы правового регулирования валютной ответственности в Российской Федерации // Вопросы экономики и права.- 2013.- №1 С. 9
10 Доклад Конференция государств - участников Конвенции ООН против коррупции, подготовленный Межправительственной рабочей группы открытого состава по предупреждению коррупции Вена, 9-10 июня 2020 года
https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGroups/worki nggroup4/2020-June-9-10/V2001965r.pdf
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ И ВЫВОЗУ КАПИТАЛА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Современные тенденции развития законодательного регулирования противодействия коррупции проявляются в применении комплекса международных и национальных норм финансового, банковского, информационного, административного и уголовного права.
Основные меры по предотвращению операций незаконного вывоза капитала за границу проводятся Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Банком России, ФНС России, ФТС России, МВД России и другими правоохранительными органами, выявляющими коррупционные операции во внешнеэкономической деятельности, в том числе, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов, доходов, направляемых для финансовой поддержки террористических действий и для приобретения оружия массового уничтожения11.
В статья 8.1. Федерального закона, касающегося предотвращения «отмывания» нелегальных доходов, устанавливается обязанность Федеральной службы по финансовому мониторингу противодействовать коррупции, направляя в адрес высших должностных лиц РФ ,субъектов РФ, Председателя ЦБ РФ, имеющееся сведения о фактах коррупции по их запросу12.
Надзорная функция по контролю за вывозом финансовых средств из России принадлежит ЦБ РФ, поскольку он отвечает за валютно- финансовую стабильность и безопасность финансовых рынков РФ. Согласно ст.3 ФЗ РФ «О Банке России» одними из целей функционирования Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, меры обеспечения стабильности финансового рынка РФ13.
Поскольку вывоз капитала угрожает снижением объема денежных средств, оборачиваемых на российском финансовом рынке, ЦБ РФ рассматривает «нелегальный и полулегальный» вывоз активов как угрозу финансовой стабильности и проводит, наряду с надзорными методами валютного контроля, антикоррупционные меры. Комплекс таких мер обеспечивается международным обменом информацией о счетах российских резидентов за рубежом.
По статье 51.1 ФЗ РФ «О ЦБ РФ (Банке России)» Банк России может запрашивать у иностранных регуляторов финансовых рынков информацию, включая конфиденциальную, по сведениям, составляющим банковскую тайну. Эта функция Банка России реализуется в исполнение антикоррупционного федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ, касающегося запрета для отдельных категорий российских граждан на открытие счетов в зарубежных банках для хранения наличных денежных средств и ценностей, а также на владение или использование иностранных финансовых инструментов14.
11 Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (в ред. 24.09.2019г.) Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу и Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу»
12 Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ ( в ред. от 20.07.2020)
13 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в редакции от 01.09.2020)
14 Федеральный закон а от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдель-
ным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить налич-
ные денежные средства и ценности в иностранных банках, располо-
Несмотря на очевидность опасности коррупции многие государства по-прежнему не могут однозначно разграничить в своих уголовно-правовых, административно-правовых, финансово-правовых законах коррупционные финансовые сделки от финансовых сделок с нарушением финансовой и коммерческой дисциплины, от сделок с конфликтом интересов или сделок с заинтересованностью. Это можно отметить и на примере антикоррупционных статей Уголовного кодекса РФ.15
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) включает статьи 5.16-5.20 об ответственности за коррупцию в избирательной компании, референдуме, когда под видом благотворительной помощи происходит подкуп избирателей с предоставлением им денежного вознаграж-дения16. Коррупционные составы административных правонарушений связаны, например, с незаконным вознаграждением от имени юридического лица» (ст. 19.28), с незаконным привлечением к трудовой деятельности государственных служащих (ст. 19.29) и др.
КоАП РФ включает намного больше коррупционных составов по сравнению с УК РФ. Согласно КоАП РФ более 60-ти составов коррупционных финансово-экономических правонарушений имеют признаки получения незаконного вознаграждения от операций в финансовом секторе. Все они касаются мер ответственности за нарушение законодательства в сфере финансов, налогов и сборов, использования бюджетных средств, эмиссии и обращения ценных бумаг, валютных операций, банковской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, оборота драгоценных металлов и камней17.
Несмотря на такие объемы противодействия коррупции административными и уголовно-правовыми мерами, российское законодательство не имплементировало в должной мере важные институты международного уголовного и финансового права по противодействию коррупции и ограничило понятие коррупции преимущественно получением взятки, дачей взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом, иными видами противозаконного использования служебного положения. Так, например, долгое время пробелами в противодействие коррупции оставалась сфера оборота корпоративных активов, разрешения конфликта финансовых интересов владельцев акций, иных ценных бумаг, долей капитала. Положение изменилось после 2015 года.
В 2015-2019г.г. в ФЗ РФ, регулирующем меры противодействия коррупционным деяниям, появилась и расширяется статья 10 о конфликте интересов, в которой «конфликт интересов» рассматривается как положение, связанное с возникно-
женных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» ( в ред. от 01.05 2019г.)
15 К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся, например, умышленные деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); провокация взятки (ст. 304 УК РФ); служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ) и др.;
16 Например, КоАП ст. 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума» и др.
17 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 195 ФЗ (в ред. от 31.07.2020) Статьи 15.1 - 15.47.
вением условий личной заинтересованности должностного лица, которое принимает меры для предотвращения и урегулирования конфликта интересов18. То есть может возникнуть «коррупционная» составляющая, мешающая надлежащему, объективному и беспристрастному исполнению обязанностей должностного лица.
Поэтому в целям противодействия коррупции реализация мер предотвращения и урегулирования конфликта интересов может осуществляться государственными и муниципальными служащими, служащими Банка России, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда РФ и других внебюджетных фондов социального страхования РФ, финансовыми уполномоченными, руководителями служб обеспечения деятельности финансового уполномоченного и иными лицами в соответствии с законодательством.
Вышеуказанные лица публичных финансовых органов выявляют и предотвращают коррупционные правонарушения, связанные с личной заинтересованностью должностных лиц, которые способствуют созданию конфликтной ситуации и принимают меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов19.
Должностное лицо, намеренное участвовать в урегулировании конфликта интересов, если оно имеет в собственности ценные бумаги, доли участия, пая в уставном (складочном) капитале, обязано в качестве меры предупреждения конфликтов между интересами разных лиц направить свои активы в доверительное управление20.
В науке отмечается, что в международно-правовых документах по проблемам борьбы с коррупцией растет число норм-регуляторов по противодействию коррупции в корпорациях, в частности, в корпоративных сделках. Конвенция ООН против коррупции 2003г. регламентирует правовые меря, связанные с противодействием коррупции в такой области как корпоративные закупки (ст. 9, 12, 21, 22, 26), предназначенные обеспечить добросовестность корпораций21.
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ВЫВОЗУ КАПИТАЛА И МЕРАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗВРАТА АКТИВОВ
Статьей 23 Конвенции ООН против коррупции устанавливается, что к коррупции относится «отмывание» доходов, полученных в результате преступных деяний. Финансовое, уголовное, административное право государств предусматривает разные виды наказания за «отмывание» денег как коррупционное преступление, которое может быть связано с конверсией или переводом денежных средств в иностранные государства, оффшорные территории, если они точно являются доходами от преступлений.
Статья 30 Конвенции ООН против коррупции обязывает государства-участники совместно противодействовать коррупции мерами эффективного валютно-финансового надзо-
18 Статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 27Э-ФЗ (в редакции от 24.04.2020)
19 Статья 11.1 ФЗ «О противодействии коррупции» в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 2Э1-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
20 Статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (в редакции от 24.04.2020)
21 Беляева О.А. Направления повышения эффективности противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок // Журнал российского права. - 2019.- №1 С. 153
ра и уголовно-процессуального регулирования по раскрытию коррупционных преступлений, в том числе по отмыванию денег. Коррупция, выступая как транснациональный фактор «разъедает» государства и моральные основы мировое сообщество. Затрагивая публичные и частные финансы, экономику, налоговую систему, социальную сферу, она посягает в конечном счете на бюджетный, валютный, экономический суверенитет государств22.
Для правоприменительной практики Банка России, для судебной практики особенно актуально понимание особенностей применения норм о валютно-финансовой ответственности за нарушения в сфере трансграничных операций перемещения капитала, которые регламентируются как национальным, там и международным валютным правом, имеющем в настоящий момент «слабые места», «способствующие» коррупции, связанные с создание цифровых финансовых платформ, либерализацией электронных валютных расчетов, использованием операционных стандартов платежных услуг цифрового формата
Судебная практика показывает, что сокрытие активов, особенно, если их источником были незаконно использованные бюджетные средства, противоречит основополагающим принципам правовых систем государств-участников по обеспечению безопасности23. Коррупционные преступления всегда сопряжены с налоговыми преступлениями и как отмечено на международном уровне в антикоррупционном докладе ООН 2017г. сокрытие активов всегда сопровождается уклонением от уплаты налогов.
Из юридической практики видно, что налоговые органы в борьбе с коррупцией и вывозом капитала применяют методы сопоставительного анализа расходов и доходов должностных лиц-налогоплательщиков на российской и зарубежной территориях через международный обмен информацией между налоговыми службами разных стран24.
Судебные органы и верховные суды государств как отмечено в Докладе ООН, принятом Конференцией государств-участников, подписавших Конвенцию ООН о борьбе с коррупцией, разработанном 6-10 ноября 2017 года, должны быть нацелены на единообразие применения мер уголовного принуждения в рамках уголовного законодательства государств, касающегося уголовно-правового наказания за коррупцию, в том числе выраженную уклонением от уплаты налогов, неуплатой иных обязательных платежей, удержанием или перечислением в соответствующий бюджет налогов, сокрытием активов и иных денежных средств на которые должно быть обращено взыскание по недоимкам по налогам, сборам, страховым взносам25.
22 Доклад Конференции государств — участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции о работе ее седьмой сессии, проведенной в Вене 6-10 ноября 2017 года
https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/COSP/session7/V1708 297r.pdf
23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019г.» О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» и от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»
24 Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ (в ред. от 13.09.2018г.)
25 Статьи 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации),
ООН неоднократно обращало внимание на то, что судебные органы государств должны подчеркивать высокую степень общественной опасности преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов, квалифицируя это как умышленное несоблюдение конституционных норм по обязательности уплаты гражданами и организациями законно установленных налогов и сборов, поскольку общественная опасность таких нарушений связана с не поступлением денег в бюджеты РФ разного уровня26.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Вывозу капитала на иностранные территории способствуют несколько факторов, которые следует учитывать при дополнении нормативно-правовых актов. Так Россия, поддерживая принципы ФАТФ, должна сделать более эффективным финансовый надзор Банка России, Минфина России, Росфинмониторинга и других контролирующих органов государства за законностью и экономической обоснованностью вывоза капитала из России с учетом интересов национальной безопасности.
Список литературы:
1. Доклад Конференция государств - участников Конвенции ООН против коррупции, подготовленный Межправительственной рабочей группы открытого состава по предупреждению коррупции Вена, 9-10 июня 2020 годаhttps://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/Worki ngGroups/working
2. Артемов Н.М. Проблемы и перспективы правового регулирования валютной ответственности в Российской Федерации // Вопросы экономики и права.- 2013.- №1 С. 9
3. Безуглый Е.А. Государственное противодействие незаконному вывозу средств из России и способы их возврата // Проблемы правоохранительной деятельности .- 2014.-№2;
4. Боев И.В. Правовые проблемы обеспечения финансовой безопасности и устойчивости бюджетной системы России и стран ЕАЭС //Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право.- 2018.- № 2
5. Беляева О.А. Направления повышения эффективности противодействия коррупции в сфере корпоративных закупок // Журнал российского права. - 2019.- №1 С. 152-162
6. Кучеров И.И. Проявления коррупции в сфере налогообложения // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М.- 1999;
7. Мамитова Н. В., Ахматова Н. В. Использование инструментов цифровой экономики в контексте минимизации коррупционных рисков и формирования антикоррупционного поведения// Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2018. № 5.
8. Петрова Г.В. Влияние международного финансового права на эффективность международной финансовой стабильности и безопасности, на интеграцию стран СНГ и сотрудничество евразийских государств // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право». 2016. - №3.- С. 30-42
26 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
26 ноября 2019г. № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления»
2. Поскольку коррупции в финансовом секторе по вывозу активов часто «способствуют» тенденции применения финансовых стандартов «мягкого права», то под особый контроль Банка России подпадает сфера международных расчетов, кредитования, движения инвестиций, долгов и ценных бумаг, когда «размыты» критерии разграничения незаконного движения капиталов и «отмывания» денег от добросовестной инвестиционной деятельности, справедливой оценки активов, ликвидности ценных бумаг и др.
3. Особое внимание следует уделить возврату незаконно вывезенных активов в Россию. Особую роль играют соглашения, связанные с оказанием на межгосударственном уровне взаимного содействия в выявлении коррупционного преступления, обнаружении, замораживании и конфискации незаконно вывезенных активов.
4. Необходимо содействовать признанию судами национальных юрисдикций гражданских исков иностранного государства, связанных с выплатой компенсационных средств в качестве убытка от коррупционного правонарушения, включая меры конфискации имущества, приобретенного посредством коррупционных действий.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86%.
Reference list:
1. Report of the Conference of the States Parties to the UN Convention against Corruption, prepared by the Open-ended Intergovernmental Working Group on the Prevention of Corruption Vienna, June 9-10, 2020 https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGr oups/workinggroup
2. Artemov N.M. Problems and prospects of legal regulation of currency liability in the Russian Federation // Issues of Economics and Law.- 2013.- No. 1 P. 9
3. Bezugly E.A. State counteraction to illegal export of funds from Russia and methods of their return // Problems of law enforcement .- 2014.-№2;
4. Boev I.V. Legal problems of ensuring financial security and stability of the budgetary system of Russia and the EAEU countries // International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law. - 2018. - No. 2
5. Belyaeva O.A. Directions for improving the efficiency of combating corruption in the field of corporate procurement // Journal of Russian law. - 2019.- No. 1 S. 152-162
6. Kucherov I.I. Manifestations of corruption in the field of taxation // Problems of the fight against corruption. Digest of articles. M. -1999;
7. Mamitova NV, Akhmatova NV The use of digital economy tools in the context of minimizing corruption risks and the formation of anti-corruption behavior // Bulletin of the PRUE. G.V. Plekhanov. 2018. No. 5.
8. Petrova G.V. The influence of international financial law on the effectiveness of international financial stability and security, on the integration of the CIS countries and cooperation of the Eurasian states // International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law. 2016. - No. 3.- P. 30-42
9. Петрова Г.В. Финансы и экономика «цифрового пространства»: правовые проблемы защиты и практика формирования международных и национальных норм // Проблемы экономики и юридической практики.- 2018.- №1.-С.118-122
10. Хабриева Т. Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. № 6.
11. Хабриева Т.Я. Актуальные проблемы укрепления правопорядка и противодействия коррупции в условиях евразийской интеграции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С.
10.
11.
Petrova G.V. Finance and economics of the «digital space»: legal problems of protection and the practice of forming international and national norms // Problems of Economics and Legal Practice. - 2018. - No. 1. - P.118-122
Khabrieva T. Ya. Corruption and law: doctrinal approaches to the problem statement // Journal of Russian law. 2012. No. 6. Khabrieva T.Ya. Actual problems of strengthening the rule of law and combating corruption in the context of Eurasian integration // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2016. No. 4.
Статья поступила в редакцию 15.09.2020, принята к публикации 20.10.2020 The article was received on 15.09.2020, accepted for publication 20.10.2020
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Петрова Галина Владиславовна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России, г. Москва, Российская Федерация, SPIN код: 2700-7493, Author ID 407440, e-mail: galina.v.petrova@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Galina V. Petrova, Dr. Sci. (Law), Professor, Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, SPIN code: 2700-7493, Author ID 407440, e-mail: ga-lina.v.petrova@mail.ru