Научная статья на тему 'Правовое регулирование вопросов свободы совести и свободы вероисповедания в Сахалинской области'

Правовое регулирование вопросов свободы совести и свободы вероисповедания в Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕЛИГИИ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FREEDOM OF CONSCIENCE / RELIGIOUS FREEDOM / RELIGIOUS ASSOCIATIONS / RELIGIONS / INTERFAITH RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Со Андрей Александрович

В статье на основе результатов социологического исследования проанализирована религиозная ситуация в Сахалинской обл., в т.ч. влияние на нее миграционных процессов. Рассмотрены особенности региональной нормотворческой практики в сфере свободы совести и свободы вероисповедания. В заключение приводится опыт проведения правительством Сахалинской области мониторинга религиозной ситуации в регионе, которая в целом остается стабильной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND FREEDOM OF RELIGION IN THE SAKHALIN REGION

Using the results of the case study, the author analyzes religious situation in the Sakhalin Region. The special attention is paid to the impact of migration on the religious situation in the region. The author analyzes the peculiarities of the regional normative practice in the sphere of freedom of conscience and religious freedom. The article also contains the data of monitoring religious situation, conducted by the Government of the Sakhalin Region.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование вопросов свободы совести и свободы вероисповедания в Сахалинской области»

Ремня, общество .государство

УДК 342.731

СО Андрей Александрович — к.ю.н., доцент кафедры теории и истории государства и права и гуманитарных дисциплин Южно-Сахалинского института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (693007, г. Южно-Сахалинск, пр-кт Победы, 68; so_andrey@mail.ru)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье на основе результатов социологического исследования проанализирована религиозная ситуация в Сахалинской обл., в т.ч. влияние на нее миграционных процессов. Рассмотрены особенности региональной нормотворческой практики в сфере свободы совести и свободы вероисповедания. В заключение приводится опыт проведения правительством Сахалинской области мониторинга религиозной ситуации в регионе, которая в целом остается стабильной.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, религиозные объединения, религии, межконфессиональные отношения

Сахалинская обл. является уникальным регионом, который полностью расположен на островах. В геополитическом плане Сахалинская обл. имеет важнейшее стратегическое значение, т.к. находится в территориальной близости от ведущих стран и экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. Все это обусловливает не только активное торгово-деловое сотрудничество, открытость региона для привлечения иностранных инвестиций, широкое применение иностранной рабочей силы, но и тесные культурные контакты, развитие межнационального и межконфессионального диалога.

В феврале—апреле 2013 г. ООО «Диалог-Сахалин», являющееся членом Российского общества социологов, провело социологическое исследование «Межнациональная и межконфессиональная ситуация в Сахалинской области». Опрос проводился среди населения от 18 лет и старше во всех муниципальных образованиях Сахалинской обл., выборка составила 1 537 респондентов. Согласно данным социологического исследования, сегодня в области представлены 22 национальности и этноса, в т.ч. русские, корейцы, украинцы, татары, белорусы, нивхи и др. [Межнациональная... 2013: 6].

В большей степени имеет негативную окраску отношение населения области к представителям бывших союзных азиатских республик: почти каждый пятый сахалинец испытывает отрицательные чувства из-за соседства с выходцами из этих стран, 56% усматривает взаимосвязь миграции и криминализации.

Уровень религиозности населения в Сахалинской обл. не самый высокий. Абсолютно уверенные в своей приверженности какой-либо вере составляют 36% населения, при этом женщин на 11% больше (41%), чем мужчин (30%). Те, кто считает себя верующими, но с оговорками, составляют 40% населения. Каждый пятый заявил о своих атеистических воззрениях. 74% жителей области являются сторонниками православия, ислам получил чуть более 1% ответов. Все остальные религии в рядах своих приверженцев имеют менее 1% жителей области (0,9% — католицизм, по 0,5% — буддизм и протестантизм, по 0,1% — бахаизм и индуизм, 0,6% — др.). Эти данные в целом не сильно отличаются от общероссийских показателей и свидетельствуют о том, что в сознании россиян выбор религии больше связан с этническим фактором [Зайцева 2007].

Религиозная толерантность — одна из главных характеристик населения области. Три четверти населения относятся нейтрально к тем, кто исповедует другую веру (или веру вообще). 22% сахалинцев и курильчан положительно настроены к представителям различных конфессий. Лишь 3% выразили к ним свое негативное отношение. Отношение к совместному проживанию представителей различных вероисповеданий в большинстве случаев нейтральное (56%). Вместе

с тем у жителей области наблюдается нежелание появления новых храмов и мечетей (54%).

При оценке влияния миграционных процессов на межрелигиозные отношения почти 2/5 (38%) ощущают это влияние в различной степени. Для 1/3 сахалинцев оно не очевидно («почти не влияет»). Не замечают это влияние 14% населения [Межнациональная... 2013: 32].

По состоянию на 1 мая 2013 г. Управлением Министерства юстиции РФ по Сахалинской области на территории области зарегистрированы 131 религиозная организация, представленная 13 конфессиями, и 103 некоммерческие организации, созданные по национальному признаку.

Правовое регулирование вопросов свободы совести и свободы вероисповедания в Сахалинской обл. осуществляется на основании действующей Конституции РФ, общепризнанных норм и принципов международного права, федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»1 (далее — закон № 125-ФЗ).

Вместе с тем Сахалинскую обл. можно отнести к тем субъектам РФ, которые в своих конституциях и уставах хотя и не упоминают свободу совести и свободу вероисповедания, но воспроизводят конституционные формулировки о признании, соблюдении и защите основных прав и свобод, гарантиях деятельности религиозных объединений (Республика Карелия, Архангельская область, Пермский край и др.). Частью 5 ст. 8 Устава Сахалинской области2 специально оговаривается, что на территории Сахалинской обл. могут быть установлены дополнительные гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина.

В области нет специально принятого закона, который бы дословно либо в части повторял название закона № 125-ФЗ и имел бы предметом регулирования свободу совести и свободу вероисповедания на региональном уровне. Думается, что в принятии такого закона нет необходимости в силу следующего.

Анализ таких «специальных» законов, действующих в субъектах РФ, показывает, что, во-первых, в практически во всех принятых законах отсутствуют какие-либо дополнительные конституционные гарантии прав на свободу совести и свободу вероисповедания, а только воспроизводятся положения закона № 125-ФЗ (Республика Башкортостан, Республика Дагестан), во-вторых, субъекты РФ нередко выходят за пределы установленной для них Конституцией РФ компетенции, принимая в сфере свободы вероисповедания законы, признаваемые впоследствии в судебном порядке полностью либо в части недействующими (Республика Адыгея, Республика Татарстан, Республика Тыва). Так, решением Верховного суда Республики Тыва от 31 января 2012 г. № 3-4/2012 признаны не соответствующими федеральному законодательству отдельные положения Закона Республики Тыва от 01 апреля 1995 г. № 253 «О свободе совести и религиозных организациях». В частности, суд указал, что вопросы регулирования создания и прекращения деятельности религиозной организации, а также порядок осуществления ее деятельности находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ) и не могут регулироваться нормативными правовыми актами субъектов РФ, иначе будут вступать в противоречие с федеральным законодатель-ством3.

Принятие подобных региональных законов видится нецелесообразным по причине гарантирования федеральным законодательством в необходимом и достаточном объеме уровня конституционно-правовых гарантий реализации свободы вероисповедания, а также объективных сложностей, существующих в определении пределов правового регулирования субъектами РФ вопросов защиты прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания и вопросов деятельности религиозных

1 Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) «О свободе совести и о религиозных объединениях». - СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2013. № 27. Ст. 3477.

2 Устав Сахалинской области от 09.07.2001 70 (в ред. от 23.09.2013 № 88-ЗО). — Губернские ведомости. 2001. № 126(1279). 11 июля; 2013 № 174(4342). 25 сент.

3 Решение Верховного Суда Республики Тыва от 31.01.2012 № 3-4/2012 (извлечение). — Тувинская правда. 2012. № 84. 7 авг.

162

ВЛАСТЬ

2014'11

объединений, отнесенных к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [Бондарь 2005: 361; Пчелинцев 2011: 63-65].

Следует отметить, что указом губернатора Сахалинской области от 23 ноября 2012 г. № 48 создан совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при губернаторе Сахалинской области, утвержден состав и планы работы. В состав совета вошли представители территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Сахалинской обл., общественных объединений, религиозных организаций, национальных диаспор. В сравнении с ранее действовавшим составом совета, созданного при правительстве Сахалинской области1, заметно уменьшение в составе нынешнего совета числа ученых и педагогов в пользу большего представительства различных конфессий и национальных объединений.

Особенность правового регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений в Сахалинской обл. выражается также и в разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на формирование у населения установок толерантного сознания в целях предотвращения экстремизма, ненависти и вражды. Так, в целях предупреждения проявлений экстремизма, укрепления межэтнического согласия на территории области реализуется комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений2.

В Сахалинской области также проводится мониторинг:

— деятельности органов государственной власти Сахалинской области в сфере реализации государственной национальной политики и взаимодействия с национальными и религиозными организациями;

— важнейших событий, мероприятий и акций, проведенных национальными общественными и религиозными объединениями, среди которых Русская православная церковь Московского патриархата, региональная общественная организация «Сахалинские корейцы», сахалинская региональная общественная организация «Армения — община «Айк» и др.

Отдельные религиозные организации, представляющие, как правило, христианские неправославные деноминации, испытывают некоторые трудности в процессе осуществления религиозной деятельности (аренда помещений, осуществление миссионерской деятельности и т.д.), но данные случаи не носят организованный и систематический характер.

Наиболее негативно воспринимаемая в Сахалинской обл. религия — ислам. Каждый десятый житель области не желает видеть среди своих соседей приверженцев этой конфессии. Почти каждый четвертый выступает против строительства мусульманских мечетей. Основным мотивом неприязни к исламу является страх и отчасти незнание основ этого религиозного учения. При этом большинство мусульман (84%) практически не сталкивались в своей жизни с притеснениями из-за веры [Межнациональная. 2013: 8-9].

Одной из причин исламофобии является привлечение низкоквалифицированной рабочей силы, влияющей на межнациональные отношения и криминогенную обстановку в регионе. Правонарушений и преступлений по мотивам религиозной ненависти или вражды в Сахалинской обл. в целом не наблюдается, за исключением отдельно взятых случаев (например, стрельба в Воскресенском соборе в Южно-Сахалинске в 2014 г.).

В целом отношения между лицами различных вероисповеданий и национальностей в Сахалинской обл. остаются спокойными. Религиозную ситуацию в Сахалинской обл. следует признать относительно стабильной. Факты проявления национальной и религиозной нетерпимости и розни, возможные на бытовом уровне, не носят систематический и массовый характер.

1 Постановление Правительства Сахалинской области от 17.02.2010. № 45 «О создании Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям». — Губернские ведомости. 2010. № 35. 26. февр.

2 Комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений на 2013—2015 годы. Утв. распоряжением Правительства Сахалинской области от 14.01.2013 N 3-р.

Список литературы

Бондарь Н.С. 2005. Власть и свобода на весах конституционного правосудия:защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ. 592 с.

Зайцева Ю. 2007. Православная газета «Кифа» отметила свое пятилетие дискуссией о проблемах церковного возрождения. — Агентство религиозной информации Благовест-Инфо. Официальный сайт. 15 окт. Доступ: http://www.blagovest-info.ru/ index.php?ss=2&s=3&id=16440&print=1 (проверено: 01.08.2014).

Межнациональная и межконфессиональная ситуация в Сахалинской области: социологическое исследование ООО «Диалог-Сахалин» (февраль—апрель 2013 г.). 2013. Южно-Сахалинск. 38 с.

Пчелинцев А.В. 2011. Законодательная практика и проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере свободы совести и вероисповедания. — Российская юстиция. № 1. С. 63-65.

SO Andrej Aleksandrovich, Cand.Sci.(Legal), Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law and Humanities, South-Sakhalin Institute - the branch of Plekhanov Russian University of Economics, (prospect Pobedi, 68, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia, 693007; so_andrey@mail.ru)

LEGAL REGULATION OF FREEDOM OF CONSCIENCE AND FREEDOM OF RELIGION IN THE SAKHALIN REGION

Abstract. Using the results of the case study, the author analyzes religious situation in the Sakhalin region. The special attention is paid to the impact of migration on the religious situation in the region. The author analyzes peculiarities of the regional normative practice in the sphere of freedom of conscience and religious freedom. The article also contains the data of monitoring religious situation, conducted by the Government of the Sakhalin region. Keywords: freedom of conscience, religious freedom, religious associations, religions, interfaith relations

УДК 930.2

Цыремпилова Ирина Семеновна — д.и.н., профессор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (670031, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1; irina161073@mail.ru)

Бутуханова Инна Матвеевна — заведующий ИКЦ «Национальный музей Республики Бурятия» (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Профсоюзная, 29; butuhanova@mail.ru)

ПРАВОСЛАВНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БУРЯТИИ

Аннотация. В статье анализируется православная коллекция Национального музея Республики Бурятия, представляющая собой целостное собрание различных типов источников. Рассмотрены письменные, вещественные, изобразительные экспонаты, фотодокументы, отражающие историю распространения и развития православия на территории Бурятии.

Ключевые слова: музейная коллекция, источник, документ, Русская православная церковь

оциально-экономические и политические трансформации современного российского общества вызвали необходимость концентрации гуманитарных науч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.