ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 342.745
И.В. Тепляшин
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРяДкА
В статье рассматривается актуальный вопрос законодательного регулирования участия граждан в охране общественного порядка. В настоящее время ведется активная законодательная работа по закреплению института участия граждан в содействии органам внутренних дел, что способствует повышению эффективности участия граждан в охране общественного порядка.
Ключевые слова: общественный порядок, гражданское общество, полиция, добровольные народные дружины, законодательство.
Существует истина, сформировавшаяся и подкрепленная практикой: эффективно противостоять преступности и другим противоправным явлениям в обществе без поддержки граждан невозможно. Не на всех площадях, не во всех дворах жилых домов, парках, скверах и подъездах возможно, по объективным причинам, обеспечить постоянное присутствие сотрудников полиции. Поэтому необходимо создать действенный и работающий механизм поступления информации от граждан в правоохранительные органы о противоправных деяниях и возможности немедленного реагирования оперативных служб в таких случаях.
При этом осуществление действующей демократической системы основывается на определенных принципах, которые важно не только нормировать, но и развивать. Среди них: систематическое отслеживание уровня эффективности действия нормативных правовых актов в сфере гарантирования общественных институтов, определение динамики данного законодательства; полноценное функционирование института общественного присутствия в законотворческой деятельности; учет и развитие позитивной
практики взаимоотношений общества и государства, имеющей исторические корни. Эти принципы способны «подхватить», обеспечить реализацию таких институтов, как общественный контроль, общественное самоуправление, народная инициатива, в.т. числе участие граждан в обеспечении правопорядка и законности.
Так, до вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», 02 июля 2014 г. [1] единого нормативного правового акта, регулирующего деятельность общественных объединений правоохранительной направленности, на территории РФ не имелось. С принятием данного закона в социально-управленческой сфере жизнедеятельности общества и государства сделан большой шаг вперед, поскольку это придает деятельности общественных объединений более систематизированный и «прозрачный» характер. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», «участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным право-
15
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
охранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах; народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления; народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка; общественное объединение правоохранительной направленности - не имеющее членства общественное объединение, сформированное по инициативе граждан для участия в охране общественного порядка» [1].
В дальнейшем реализация положений закона, надеемся, приведет к долговременному сотрудничеству между обществом в целом, каждым гражданином в отдельности и полицией, что является положительным направлением укрепления и развития основ гражданского общества. Для более успешной реализации данного федерального закона был принят приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи». К примеру, в п. 2 приказа закреплено, что «целью подготовки народных дружинников является получение знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности народных дружинников» [2].
Еще в советской литературе справедливо отмечалось, что «деятельность народных дружин непосредственно связана с борьбой против нарушителей общественного порядка, но эта деятельность оказывает положительное влияние на укрепление законности и правопорядка во всех других областях жизни страны» [3, с. 163]. Надо заметить, что в советский период правоохрана с участием граждан реализовывалась достаточно мас-
штабно, и этот институт играл заметную роль в развитии социалистической модели взаимодействия граждан и государственных структур. Осуществлялся целый комплекс корпоративных мер, способствующих проведению этих мероприятий и доведению их до логического завершения (товарищеские суды, общественное порицание и пр.). Поэтому при исследовании указанной формы важно обратиться к историческому опыту, а также определить наиболее оптимальный уровень ее применения в современных условиях.
В современных условиях нормативная деятельность полиции и институтов гражданского общества, основанная на социальном взаимодействии, предполагает их общение как равных партнеров, стремящихся к выработке и реализации общественно значимых решений. Характер общения осуществляется в виде диалога [4, с. 174]. Это отражает наши реалии, поскольку сотрудничество между обществом и полицией должно быть построено на диалоге, основанном на активной гражданской позиции представителей общества.
В соответствии с п. 51.2 ч. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации»[5] к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся вопросы поддержки граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка.
В свою очередь, 25.06.2015 в Красноярском крае принят закон «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан и их объединений в охране общественного порядка на территории Красноярского края». В соответствии со ст. 3 данного закона Законодательное собрание Красноярского края обладает следующими полномочиями в сфере деятельности добровольных народных дружин: «принятие законов края в сфере участия граждан в охране общественного порядка, предусмо-
16
ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
тренных федеральным законодательством, и осуществление контроля за их соблюдением и исполнением; установление мер государственной поддержки деятельности граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка» [6].
Полномочия правительства Красноярского края закреплены в ст. 4 данного закона. Перечислим лишь некоторые из них: принятие нормативных правовых актов в сфере участия граждан в охране общественного порядка и обеспечение их исполнения; разработка и реализация мер государственной поддержки деятельности граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка; создание координирующего органа (штаба) Красноярского края; утверждение порядка выплат и размера денежного вознаграждения народным дружинникам за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших.
Порядок создания и деятельности органов (штабов), координирующих деятельность народных дружин по охране общественного порядка, регламентирован ст. 5 закона «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан и их объединений в охране общественного порядка на территории Красноярского края».
Штаб создается для координации деятельности народных дружин на территории Красноярского края и их взаимодействия с органами государственной власти края, органами местного самоуправления, с полицией и иными правоохранительными органами.
Задачей штаба является организация взаимодействия народных дружин с органами государственной власти края, органами местного самоуправления, а также органами внутренних дел (полицией) и другими правоохранительными органами.
За содействие органам внутренних дел, полиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью народным дружинникам, оказавшим помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, выплачивается денежное вознаграждение.
Также в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об об-
щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению органов местного самоуправления относится: оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин» (п. 33
ч. 1 ст. 14) [7]; «оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин» [7] (п. 37 ч. 1 ст.16) относятся вопросы оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, а также создания условий для деятельности народных дружин.
Создание и деятельность ДНД регламентированы ст. 12-24 ФЗ-44: «Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования...., территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел» [1].
Основными направлениями деятельности добровольной народной дружины являются: 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка; 2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины; 3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций; 4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.
Следует отметить, что с момента вступления в силу Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» зарегистрировано несколько добровольных народных дружин в различных районах Красноярского края. Отметим положения устава одной из ДНД Красноярского края. В уставе закреплены следующие методы работы народной дружины: патрулирование совместно с полицией и выставление постов на улицах, в садовых массивах
17
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России______________№ 3(21) 2015
и других общественных местах, проведение рейдов и поисковых мероприятий по выявлению правонарушений осуществляется по четвергам, пятницам и субботам. Один выход на дежурство предполагает наличие одного офицера полиции и двух членов ДНД. Время осуществления патрулирования с 19.00 до 23.00 часов. Предусмотрено самостоятельное или совместно с полицией патрулирование на общепоселковых мероприятиях (Новый год, Масленица, 9 мая, День города, День молодежи), проведение индивидуально-воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений, состоящими на профилактическом учёте в органах внутренних дел. Допускается разъяснение гражданам законодательства и правил поведения в общественных местах, проведение профилактических бесед с родителями и законными представителями несовершеннолетних, состоящих на учёте в подразделениях по предупреждению правонарушений. Это также направление информации о лицах, совершающих правонарушение, в соответствующие органы для принятия мер в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Очень важный вопрос - материальное стимулирование деятельности народных дружинников. В соответствии со ст. 26 ФЗ - 44 «Об участии граждан в охране общественного порядка», «органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников» [1].
В соответствии с Уставом вышеуказанного ДНД Красноярского края, формами материального стимулирования добровольных народных дружинников являются: вы-
плата вознаграждения за дежурство; освобождение от налогообложения в отношении земельных участков, находящихся в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении; объявление благодарности; награждение ценным подарком.
На наш взгляд, особое мнение в исследуемом вопросе, кроме прочего, должно уделяться социально-правовому статусу представителей общественности, участвующих в охране общественного порядка. Так, помимо дополнительных прав и материальных гарантий, данным лицам могут быть предоставлены социальные льготы, возможность реализации своих законных интересов и объективно значимых стремлений. К примеру, можно для студентов вузов такую общественную работу учитывать при формировании своего портфолио или учитывать в качестве прохождения практики. Можно законодательно обратиться к вопросу учета такой работы в качестве трудового стажа. В повышении уровня правопорядка, не в последнюю очередь, заинтересованы сами граждане, но для их привлечения к данной деятельности необходимо проводить стимулирующую политику средствами, приведенными выше. Как справедливо отмечает Н.И. Матузов, «лишь проникнув в сознание людей, интересы порождают у них определенные стимулы и побуждения к действию, становятся мотивом к достижению цели. Сам по себе интерес не является ни «элементом», ни «признаком», ни «чертой» субъективного права» [8, с. 216].
Эти и другие предложения могут быть положены в основу развития института охраны общественного порядка с участием граждан, укрепления основ гражданского общества и форм демократии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об участии граждан в охране общественного порядка : Федеральный закон от 02.04.2015 г. № 44-ФЗ // Российская газета. - 2014. - 4 апр.
2. Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи : приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 696. - Доступ из СПС «Консультант плюс».
3. Явич Л. С. Правовое регулирование советских общественных отношений / Л. С. Явич. - М.: Госюриздат, 1961.
18
ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
4. Половинкин В. А. Социальный механизм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества : дис. ... докт. соц. наук / В. А. Половинкин. - СПб., 2014.
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.1999 : ред. от 06.04.2015 № 184-ФЗ. - Доступ из СПС «Консультант плюс».
6. О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан и их объединений в охране общественного порядка на территории Красноярского края : закон Красноярского края от 25.06.2015. - URL: http://www.sobranie.info/ (дата обращения: 29.06.2015).
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Фе-деральный.закон от 06.10.2003 г. (ред. от 30.03.2015) № 131-ФЗ. - Доступ из СПС «Консультант плюс».
8. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия / Н. И. Матузов. - Саратов, 1972.
© Тепляшин И.В., 2015 © Новиков Д.О., 2015 Статья получена: 07.07.2015
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Нурутдинов И.И.
Социологический аспект практик (де-) конструирования ваххабизма как религиозной девиации: монография. - Казань, 2015. - 138 с.
Монография посвящена анализу ваххабизма как религиозной девиации с позиции методологии социального конструкционизма. Помимо анализа конструкционистской методологии, она включает в себя исследование проблематики отклоняющегося поведения в социологическом дискурсе и обзор социо-исторического контекста возникновения и развития ваххабизма.
Большое внимание автор уделяет раскрытию специфики конструирования образа ваххабизма в общероссийских печатных изданиях и риторике экспертного сообщества. Особого внимания заслуживает анализ особенностей деконструирования негативного образа ваххабизма в сети Интернет.
19