Научная статья на тему 'Правовое регулирование туристической деятельности'

Правовое регулирование туристической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4018
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ТУРИЗМ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумак Л.М.

В настоящей статье проводится рассмотрение правового регулирования туристической деятельности, рассматривается правовая природа отношений в сфере туризма, анализируются проблемы правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование туристической деятельности»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

6. Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко.

- М.: Статут, 2016. - 1278с.

7. Федотова Ю.Г. Судебный контроль и прокурорский надзор в механизме обеспечения безопасности Российской Федерации / Ю.Г. Федотова // Администратор суда. - 2016. - № 1. - С. 46-51.

8. Цивенко И.В. Прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль исполнения законов при расследовании уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности / И.В. Цивенко // Адвокат.

- 2016. - № 7. - С. 57-63.

9. Чеботарева И.Ю. Некоторые вопросы разграничения форм контроля над предварительным следствием / И.Ю. Чеботарева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2014. - № 19. -С. 69-73.

10. Чепурнова Н. Судебный контроль и прокурорский надзор / Н. Чепурнова // Законность. - 2007. - № 5.

- С. 16-18.

11. Юркевич Н.А. Судебный контроль как элемент системы уголовно - процессуальных функций при осуществлении производства по преданию обвиняемого суду / Н.А. Юркевич // Администратор суда. - 2014.

- № 3. - С. 12-18.

© Новикова А.А., 2018

УДК 347.440.66

Л.М. Шумак

Студент 3 курса Тюменский Государственный Университет Г. Тюмень, Российская Федерация E-mail: lubashka.16-08@mail.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В настоящей статье проводится рассмотрение правового регулирования туристической деятельности, рассматривается правовая природа отношений в сфере туризма, анализируются проблемы правового регулирования.

Ключевые слова:

туристическая услуга, туризм, правовое регулирование, туристический продукт, экскурсия.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»14 представляет собой единственный федеральный нормативно-правовой акт, составляющий основу правового регулирования туристической деятельности в России.

В нем закреплены понятие туристской деятельности, принципы, цели, основные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности.

Также указанный закон рассматривает меры государственного регулирования туристской деятельности, среди которых основное место принадлежит нормативно-правовому регулированию туристической деятельности.

Именно в правовом регулировании и появляются отдельные проблемы, связанные с реализацией отношений в области туристской деятельности. Так, ст. 4.1 указанного закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также государственных и муниципальных учреждениях,

14 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

реализующих деятельность по организации туристических экскурсий в пределах территории России по фиксированным государством ценам и в целях решения социальных задач.

Таким образом, на законодательном уровне вместе с основными субъектами туристской деятельности (туроператорами и турагентами) указаны государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Закон рассматривает их как организации, для которых не нужно финансовое обеспечение для занятий профессиональной туристской деятельностью.

Таким образом предоставляет им отдельные преференции. Но при этом им необходимо свою деятельность осуществлять строго на территории России, по утвержденным государством ценам и исключительно в целях решения социальных задач.

Именно таким образом должны быть достигнуты основные направления государственного регулирования туристской деятельности, которые определены рассматриваемым Законом: поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального туризма.

Согласно теории права все субъекты правоотношений должны быть наделены взаимными правами, обязанностями, ответственностью.

В тоже время в Законе об этих субъектах, их правах, обязанностях и ответственности отсутствует какая-либо информация. Законодатель предоставляя, таким образом, право региональным законодателям при принятии законов о регулировании туристской деятельности на территории субъектов России все это учесть и предусмотреть их полный правовой статус как основных субъектов туристской деятельности на территории конкретного региона России15.

Кроме этого, на уровне регионов отсутствует единое понимание действующего законодательства с учетом региональных и традиционных особенностей.

Почти все субъекты России, принявшие региональные законы о туризме и туристской деятельности на своих территориях, в целом копируют федеральное законодательство.

Одним из распространенных договоров, которые заключаются с потребителями услуг, является договор оказания услуг по туристическому обслуживанию. Несовершенство действующего законодательства в части гражданско-правового регулирования отношений в сфере туризма, в том числе в части использования понятийного аппарата, приводит к неопределенности в вопросах правоприменения16.

Анализ Закона об основах туристской деятельности позволяет отметить, что под договором о реализации туристского продукта необходимо понимать договор возмездного оказания комплекса услуг, связанных с перевозкой и размещением туриста, реализуемых за общую цену, в которую также могут быть включены и иные, так называемые туристские услуги, например услуги экскурсионного обслуживания.

В правовой науке имеет место дискуссия по вопросу о правовой природе договора туристических услуг, предпосылкой которой, стало несовершенство установленного законодателем понятийного аппарата, использование таких терминов, как «розничная купля-продажа туристского продукта» и «розничная цена туристского продукта», которые в большей степени характерны для отношений, связанных с договором купли-продажи.

Несмотря на принятие специального Закона о туристской деятельности, а также ряда законов субъектов РФ в указанной сфере, законодательство о туризме как самостоятельная отрасль так и не сформировано должным образом, имеет ряд правовых пробелов, требующих незамедлительного восполнения.

Одной из основных проблем, требующих разрешения в настоящее время, является то, что Закон об основах туристской деятельности и часть вторая ГК РФ предлагают оформление правовых отношений между туристом и туристической фирмой различными видами договоров: договором о реализации

15 Егоров В.Е. О некоторых правовых вопросах организации деятельности отдельных субъектов туризма в регионах Российской Федерации / В.Е. Егоров // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 4. - С. 10.

16 Кузахметова С.Е. Правовая природа и существенные условия договора о реализации туристского продукта / С.Е. Кузахметова // Право и экономика. - 2015. - № 5. - С. 20.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

туристского продукта и договором возмездного оказания туристских услуг, что влечет возникновение затруднений для правоприменительной деятельности.

Часть вторая ГК РФ, в п. 2 ст. 779 прямо указывает в перечне возмездных услуг, которые регламентируются гл. 39 ГК РФ, на услуги по туристическому обслуживанию. Однако Закон об основах туристской деятельности отношения между туристом и туристической фирмой квалифицировал как договор о реализации туристского продукта (ст. 6), предметом которого выступает туристский продукт, право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Договор оказания туристических услуг следует все же считать договором возмездного оказания

услуг.

Предметом договора возмездного оказания услуг являются определенного рода действия или определенная деятельность услугодателя, то есть сама услуга. Следовательно, договор о реализации туристского продукта оформляет только одно обязательство, в силу которого исполнитель обязан оказать

17

туристу весь комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию и т.д .

Исходя из вышеизложенного, необходимо признать, что туристская услуга выступает предметом договора возмездного оказания услуг. В соответствии со ст. 779 ГК РФ туристская услуга выступает предметом договора оказания туристских услуг, а не договора о реализации туристского продукта.

Экскурсионная деятельность, экскурсия имеет широкое распространение в нашей жизни и воспринимается как вид организованного отдыха.

В то же время следует констатировать, что надлежащего правового регулирования данной деятельности не наблюдается.

Основной нормативный акт, регулирующий организованный отдых, - Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Основной объект реализации туристской услуги - туристский продукт. В качестве такового Закон о туризме определяет комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Соответственно, экскурсионные услуги представлены в качестве составляющей части туристского продукта.

Данное обстоятельство и последующие, которые мы рассмотрим далее, указывают на специфичность экскурсионной деятельности, но определяют ее в качестве подвида туристской18.

Раскрывая основные понятия туристской деятельности, Закон о туризме не содержит дефиниции «экскурсия».

Таким образом, правоотношения, складывающиеся при оказании экскурсионных услуг (экскурсионного обслуживания), безусловно, имеют ряд специфических черт, выделяющих их в группе туристских правоотношений. Однако экскурсия, выступая частью туристского продукта, определяет экскурсионные правоотношения как вид туристских, что формирует необходимость распространения общих положений законодательства о туризме также и на экскурсионное сопровождение с учетом обозначенных выше особенностей.

Список использованной литературы:

1 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.

2 Егоров В.Е. О некоторых правовых вопросах организации деятельности отдельных субъектов туризма в регионах Российской Федерации / В.Е. Егоров // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 4. - С. 10 - 12.

3 Ефимова О.В. Правовое регулирование осуществления экскурсионной деятельности / О.В. Ефимова //

17 Накушнова Е.В. Вопросы гражданско-правового регулирования оказания туристских услуг в Российской Федерации / Е.В. Накушнова // Туризм: право и экономика. - 2016. - № 2. - С. 7.

18 Ефимова О.В. Правовое регулирование осуществления экскурсионной деятельности / О.В. Ефимова // Туризм: право и экономика. - 2015. - № 3. - С. 6.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

Туризм: право и экономика. - 2015. - № 3. - С. 6 - 8.

4 Кузахметова С.Е. Правовая природа и существенные условия договора о реализации туристского продукта / С.Е. Кузахметова // Право и экономика. - 2015. - № 5. - С. 20 - 25.

5 Накушнова Е.В. Вопросы гражданско-правового регулирования оказания туристских услуг в Российской Федерации / Е.В. Накушнова // Туризм: право и экономика. - 2016. - № 2. - С. 7 - 11.

© Шумак Л.М., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.