Научная статья на тему 'Правовое регулирование цифровой экономики в рамках творческой деятельности'

Правовое регулирование цифровой экономики в рамках творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / интеллектуальная собственность / цифровизация / авторское право / информационные технологии / творческая деятельность / digital economy / intellectual property / digitalisation / copyright / information technology / creative activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татевик Робертовна Овсепян

Цифровая экономика имеет значительное влияние на правоотношения субъектов во всех сферах жизни. Введение новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, Big Data аналитика и технология блокчейн, меняет ландшафт отрасли. Основные тенденции включают в себя переход к онлайн-продажам, улучшение персонализации через анализ данных потребителей, борьбу с подделками и улучшение устойчивости цепочек поставок. Эти изменения требуют новых подходов, направленных на поддержание цифровых технологий, а также обеспечение прозрачности и этичности в бизнес-практиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the digital economy within the framework of creative activity

The digital economy has a significant impact on the legal relations of entities in all spheres of life. The introduction of new technologies, such as virtual and augmented reality, Big Data analytics and blockchain technology, is changing the industry landscape. Key trends include the transition to online sales, improved personalization through consumer data analysis, the fight against counterfeiting and improved sustainability of supply chains. These changes require new approaches aimed at supporting digital technologies, as well as ensuring transparency and ethics in business practices.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование цифровой экономики в рамках творческой деятельности»

Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 126—130. State service and personnel. 2024;(3):126—1 30.

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-126-130 NIION: 2012-0061-03/24-133

EDN: https://elibrary.ru/PYZLCM MOSURED: 77/27-008-2024-03-333

Правовое регулирование цифровой экономики в рамках творческой деятельности

Татевик Робертовна Овсепян

Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Москва, Россия, Tanya.ovsepyan.99@mail.ru

Аннотация. Цифровая экономика имеет значительное влияние на правоотношения субъектов во всех сферах жизни. Введение новых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, Big Data аналитика и технология блокчейн, меняет ландшафт отрасли. Основные тенденции включают в себя переход к онлайн-продажам, улучшение персонализации через анализ данных потребителей, борьбу с подделками и улучшение устойчивости цепочек поставок. Эти изменения требуют новых подходов, направленных на поддержание цифровых технологий, а также обеспечение прозрачности и этичности в бизнес-практиках.

Ключевые слова: цифровая экономика, интеллектуальная собственность, цифровизация, авторское право, информационные технологии, творческая деятельность.

Для цитирования: Овсепян Т.Р. Правовое регулирование цифровой экономики в рамках творческой деятельности // Государственная служба и кадры. 2024. № 3. С. 126—130. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-126-130 EDN: https://elibrary.ru/PYZLCM

Original article

Legal regulation of the digital economy within the framework of creative activity

Tatevik R. Hovsepyan

All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia),

Moscow, Russia, Tanya.ovsepyan.99@mail.ru

Annotation. The digital economy has a significant impact on the legal relations of entities in all spheres of life. The introduction of new technologies, such as virtual and augmented reality, Big Data analytics and blockchain technology, is changing the industry landscape. Key trends include the transition to online sales, improved personalization through consumer data analysis, the fight against counterfeiting and improved sustainability of supply chains. These changes require new approaches aimed at supporting digital technologies, as well as ensuring transparency and ethics in business practices.

Keywords: digital economy, intellectual property, digitalisation, copyright, information technology, creative activity.

For citation: Hovsepyan T.R. Legal regulation of the digital economy within the framework of creative activity / / Civil service and personnel. 2024. No. 3. P. 126—130. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-3-126-130 END: https://elibrary.ru/PYZLCM

С развитием цифровой экономики и технологий возникают новые вызовы для правового регулирования в области творческой деятельности. Задача законодателя состоит в том, чтобы сохранить баланс между защитой интеллектуальной собственности и стимулированием инноваций.

Цифровая экономика открывает новые возможности для творческих индустрий, одновремен-

© Овсепян Т.Р. М., 2024.

но предъявляя требования, расширяющие законодательные рамки. Она предоставляет уникальные возможности для защиты прав интеллектуальной собственности, борьбы с подделками, а также повышения прозрачности цепочки поставок. Благодаря цифровым технологиям стало проще отслеживать происхождение продукции, контролировать условия труда на производствах и улучшать условия жизни рабочих. Кроме того, цифровая экономика способствует повышению осведомленности потребителей о процессах про-

№ 3/2024

изводства и помогает создавать более экологичные способы творческой деятельности.

В связи с этим важно обеспечить эффективное правовое регулирование, способствующее развитию цифровой экономики в контексте творческой деятельности и защите интересов правообладателей. Поэтому компании и субъекты творческой деятельности, в том числе модные дома, должны уделять особое внимание защите данных, внедряя современные технологии шифрования, многоуровневые системы безопасности и строгие политики доступа к информации. А именно необходимо постоянно обновлять меры защиты и обучать персонал основам кибербезопасности, чтобы минимизировать риски утечки данных и нарушения конфиденциальности в условиях развития цифровой экономики.

В свою очередь, в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» законодателем готовится федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды»1, в котором будет создана гибкая система правового регулирования цифровой среды, не определенная рамками и способная подстраиваться и адаптироваться под любые вызовы общества. На данный момент Президент РФ В.В. Путин определил национальные цели развития Российской Федерации в период с 2030 по 2036 год в недавно изданном Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»2, где цифровая трансформация была определена как одна из национальных целей развития Российской Федерации на указанный период.

Довольно серьезное воздействие цифровой экономики как на гражданский сектор, так и на многие сферы бизнеса послужило катализатором для ускоренного развития стратегий погружения в цифровое пространство. Первым документом, созданным для поддержки данного явления, стало распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-Р «О внедрении новой концепции развития творческих (креативных) индустрии и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и круп-

1 Паспорт федерального проекта [Электронный ресурс] / / Нормативное регулирование цифровой среды». URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/08f25bcd101 aecc2ad6142099117dccd/pasport_fp_normativnoe_regu-lirovanie_cifrovoy_sredy.pdf.

2 Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СЗ РФ. 2024. № 20. Ст. 2584.

нейших городских агломерациях до 2030 года»3, которое не в полной мере оправдало ожидания законодателя. Ведь, как известно, цифровизация предлагает новые решения долгосрочных проблем, а именно то, что необходимо в современном обществе. Творческая деятельность крайне широка и многоаспектна, и для того чтобы оценить, как различные цифровые решения могут решить ряд проблем, начиная с новых способов покупок до смены процесса поставок, обеспечения устойчивой работы и другого, необходимо совершенствование существующего подхода законодателя с учетом запросов творческой сферы деятельности.

Одной из ключевых сфер цифровой экономики, где происходят все финансовые и торговые транзакции, проводимые при помощи компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, связанные с осуществлением таких транзакций, является электронная коммерция. Спрос на подобный механизм вполне оправдан, ведь у растущего числа брендов вообще нет собственного очного магазина. Доля покупок, которые потребители сейчас совершают в Интернете, в отличие от покупок в магазине является доказательством того, что покупки коренным образом изменились с начала пандемии: в отчете за 2022 г. подтверждается, что 43% потребителей, которые никогда не покупали одежду в Интернете, начали делать это в течение всего года4.

Благодаря цифровой трансформации электронной коммерции бренды принялись к поиску новых данных и новых форм сбора данных. Все — от профилей клиентов до дизайна пользовательского интерфейса и управления цепочками поставок — стало связано с электронной коммерцией. По данным Euromonitor International5 , глобальная онлайн-розничная торговля вырастет на 1,5 трлн долл. США к 2025 г.

Как известно, с возникновением подобного рода инновационных способов ведения бизнеса

3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2022 г. № 2290-р «О Плане мероприятий по реализации в 2022—2024 гг. Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» // СЗ РФ. 2022. № 34. Ст. 6044.

4 Shopify Blog [Электронныи ресурс] / / The State of the Ecommerce Fashion Industry: Statistics, Trends & Strategies to Use in 2024. URL: https://www.shopify.com/ enterprise/blog/ecommerce-fashion-industry.

5 Euromonitor International [Электронныи ресурс] // E-commerce to Account for Half the Growth in Global Retail by 2025. URL: https://www.euromonitor.com/article/e-commerce-to-account-for-half-the-growth-in-global-retail-

by-2025.

№ 3/2024

всегда случаются негативные исходы использования такой методики. В 2020 г. Roman и John Cresto рекламировали себя в качестве миллионеров и экспертов по электронной коммерции. Они утверждали, что разбогатели благодаря компании по автоматизации бизнеса на основе искусственного интеллекта Empire Ecommerce и, конечно же, предлагали разбогатеть другим.

Схема выглядела таким образом, что клиенту предлагалось инвестировать в магазины на Amazon, специальный искусственный интеллект Empire Ecommerce должен был повысить продажи до космических высот, обеспечив пассивный доход в миллионы. Empire брали за свои услуги от 10 тыс. до 125 тыс. долл. в месяц, а за дополнительную плату обучали, как эффективно управлять магазинами, и обещали раскрыть «проверенную схему»6.

Успех не оправдался, магазины были убыточными, а большинство из них Amazon заблокировал за нарушения прав интеллектуальной собственности.

Федеральная торговая комиссия в 2023 г. провела расследования против Empire Ecommerce и владельцев компании, где в начале 2024 г. было принято добровольное урегулирование. Таким образом, ответчики выплатят 21,7 млн долл. компенсации; кроме того, им запрещено проводить обучение и предлагать услуги в сфере электронной коммерции.

Как видим, в международной практике уже существуют первые примеры регулирования необычного рода ситуаций, связанных с электронной коммерцией. Тем самым возникла необходимость создать гармонизированное четкое определение не только термина цифровой экономики, но и ее составляющих.

Ежегодное улучшение системы и внедрение в нее таких тенденций, как искусственный интеллект, экологичность, персонализация процесса взаимодействия с клиентами, развитие метавсе-ленной, социальная коммерция и контент, приводят механизм электронной коммерции к совершенству. Данные направления должны быть учтены законодателем и включены в качестве механизмов, с помощью которых может осуществляться творческая деятельность.

Социальные сети и контент, осуществляемый инфлюенсерами, также имеют важное значение в творческой жизни ряда субъектов. Благодаря онлайн-рекламе бренды получают огромную

6 Case №. 23-cv-1444-DMS-BGS [Электронный ресурс] // Federal trade commission, Plaintiff, v. Automators LLC, et al., Defendants, Peregrine Worldwide, LLC, Relief Defendant. URL: https://www.courthousenews.com/wp-content/uploads/2024/02/ftc-v-automators-order.pdf.

пользу. Социальные платформы становятся средством прямого взаимодействия с покупателями, что позволяет брендам эффективно бороться с недобросовестными продавцами и поддерживать положительную репутацию. Разумное использование социальных сетей позволяет не только защищать права, но и укреплять связь с аудиторией, повышая узнаваемость и продажи. Однако могут ли они контролировать распространение подделок и защищать интеллектуальную собственность творческой составляющей?

Вспомним зарубежный опыт разрешения подобной ситуации. В 2022 г. Petunia Products подали в суд на Molly Sims, известную американскую модель и автора бьюти-блога. Petunia судились со своим конкурентом Rodan&Fields, так как их гель для бровей Brow Defining Boost нарушал торговую марку Brow Boost. После того как Molly Sims написала обзор на гель конкурентов, Petunia обвинили ее в рекламе поддельного товара и подали в суд7.

Модель Molly Sims заявляла, что она как автор блога не должна нести ответственность за нарушения Rodan&Fields. В обзоре она использовала Brow Defining Boost только для описания товара и не вводила потребителей в заблуждение. Судья, свою очередь, посчитал иначе: по его мнению, в публикации была ссылка на покупку Brow Defining Boost и сама публикация носила рекламный характер, а значит, Molly Sims использовала торговую марку в коммерческих целях и рекламировала подделку.

В итоге спор разрешился, когда стороны подписали мировое соглашение и Petunia отозвали свой иск. Однако он вызвал ряд интересных вопросов, а именно: есть ли необходимость проверять, оригинальный ли товар рекламируют инф-люенсеры? как проверить, нет ли потенциальных нарушений у производителя этого товара? Думается, что для начала стоит прописывать более жесткие условия контракта, где бренд обязуется предоставить оригинальный продукт творческой деятельности и покрыть любые претензии к ин-флюенсеру? Такой гибкий подход законодателя смог бы ответить на запрос современного развития рассматриваемой нами области. И тем не менее такая практика дает пользу, так как появилась возможность обнародовать совершенные нарушения.

Защита авторских прав на такой результат творческой деятельности, как дизайн одежды, созданный в цифровом виде, является развиваю-

7 Case №. 8:21-cv-00630 [Электронный ресурс] // Petunia Products Inc. vs. Rodan and Fields LLC et al. URL: https:// dockets.justia.com/docket/california/cacdce/8:2021cv00 630/816131

№ 3/2024

щейся областью. Оригинальные творческие работы, которые зафиксированы в материальной форме, такие как книги, песни и картины, в основном защищены законом об авторском праве. Однако из-за несущественного и постоянно меняющегося характера цифровой информации может быть трудно применить авторское право к цифровым модным дизайнам. По смыслу п. 4 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ8 при создании дизайна одежды возникает авторское право на произведение дизайна, но что касается виртуальной реальности? Думается, что не иначе как заключением документа, устанавливающего четкие условия и границы правообладателя на дизайн, данный вопрос не регулируется.

Наличие в законе нормы о дизайне в цифровой среде смогло бы обеспечить защиту для новых модных дизайнов. Цифровой дизайн одежды, который является одновременно новым и сохраненным в ощутимой форме (например, цифровой файл), может иметь право на защиту интеллектуальной собственности. Юридические гарантии запретили бы кому-либо дублировать дизайн без разрешения.

В частности, можно упомянуть бренд Fabricant9 — цифровой дом моды, который специализируется на создании виртуальной одежды и продвижении экологичности в индустрии моды. Он генерирует цифровые показы мод в комплекте с аватарами, наборами и видео, которые могут быть либо гиперреальными, либо сюрреалистическими, либо сочетанием этих двух. Он использует цифровое мастерство, чтобы сэкономить ненужные отходы, вместо того чтобы делать кутюр в студии.

Чтобы обеспечить подлинность цифровой одежды и ее уникальность, Fabricant сотрудничает с блокчейн-бизнесом, способным токенизировать цифровые активы. При таком подходе электронная одежда перестает воспроизводиться и вместо этого становится редким предметом коллекционирования. Все люди, которые помогли сделать одежду, могут быть связаны с этим уникальным элементом с помощью технологии блокчейн, которая помогает разобраться в вопросах собственности, авторства и совместного творчества.

Таким образом, развитие технологий в цифровой сфере творчества требует адаптированного правового регулирования. Перспективы развития законодательства должны включать в себя более

8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 2Э0-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.

9 The Fabricant [Электронный ресурс] //A Premium Digital Fashion Platform. URL: https://www. thefabri-cant.com

гибкие и инновационные подходы к защите интеллектуальной собственности, авторских прав и коммерциализации творческих продуктов. Важно учитывать интересы как авторов, организаций, специализирующихся в области творчества, так и пользователей в цифровой среде, чтобы обеспечить справедливое и эффективное функционирование цифровой экономики в области творчества.

Список источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СЗ РФ. 2024. № 20. Ст. 2584.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2022 г. № 2290-р «О Плане мероприятий по реализации в 2022—2024 гг. Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» // СЗ РФ. 2022. № 34. Ст. 6044.

4. Паспорт федерального проекта [Электронный ресурс] // Нормативное регулирование циф-ровои среды. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/file/08f25bcd101aec c2ad614209 9117dccd/pasport_fp_normativnoe_regulirovanie_ cifrovoy_sredy.pdf

5. Будник РЛ. Риски и перспективы токени-зации творчества // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 1 (3). С. 587—611.

6. Case №. 8:21-cv-00630 [Электронный ресурс] // Petunia Products Inc. vs. Rodan and Fields LLC et al. URL: https://dockets.justia.com/docket/ california/cacdce/8:2021cv00630/816131

7. Case №. 23-cv-1444-DMS-BGS [Электронный ресурс] // Federal trade commission, Plaintiff, v. Automators LLC, et al., Defendants, Peregrine Worldwide, LLC, Relief Defendant. URL: https:// www.courthousenews.com/wp-content/uploads/ 2024/02/ftc-v-automators-order.pdf

8. Euromonitor International [Электронный ресурс] // E-commerce to Account for Half the Growth in Global Retail by 2025. URL: https:// www.euromonitor.com/article/e-commerce-to-account-for-half-the-growth-in-global-retail-by-2025.

9. The Fabricant [Электронный ресурс] // A Premium Digital Fashion Platform. URL: https:// www.thefabricant.co

10. Shopify Blog [Электронный ресурс] / The State of the Ecommerce Fashion Industry: Statis-

№ 3/2024

tics, Trends & Strategies to Use in 2024. URL: https://www.shopify.com/enterprise/blog/ ecommerce-fashion-industry.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (part four) of 18.12.2006 No. 230-FZ (ed. of 13.06.2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 12/25/2006. No. 52 (1 h.). Article 5496.

2. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2024 No. 309 «On the National Development Goals of the Russian Federation for the Period up to 2030 and for the Perspective Up to 2036» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2024. No. 20. Art. 2584.

3. Order of the Government of the Russian Federation of August 17, 2022 No. 2290-r «On the Action Plan for the Implementation in 2022-2024 of the Concept for the Development of Creative Industries and Mechanisms for the Implementation of Their State Support in Large and Largest Urban Agglomerations until 2030» // Collected Legislation of the Russian Federation. 2022. No. 34. Art. 6044.

4. Passport of the federal project «Normative regulation of the digital environment» [Electronic resource] // URL: https://www.economy.gov.ru/ material/file/08f25bcd101aecc2ad614 2099117

dccd/pasport_fp_normativnoe_regulirovanie_ci-frovoy_sredy.pdf

5. Budnik RA. Risks and prospects of tokeni-zation of creativity // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. No. 1 (3). P. 587—611.

6. Case No. 8:21-cv-00630 [Electronic resource] // Petunia Products Inc. vs. Rodan and Fields LLC et al. URL: https://dockets.justia.com/docket/ california/cacdce/8:2021cv00630/816131

7. Case No. 23-cv-1444-DMS-BGS [Electronic resource] // Federal trade commission, Plaintiff, v. Automators LLC, et al., Defendants, Peregrine Worldwide, LLC, Relief Defendant. URL: https:// www.courthousenews.com/wp-content/uploads/ 2024/02/ftc-v-automators-order.pdf.

8. Euromonitor International [Electronic resource] // E-commerce to Account for Half the Growth in Global Retail by 2025. URL: https:// www.euromonitor.com/article/e-commerce-to-account-for-half-the-growth-in-global-retail-by-2025

9. The Fabricant [Electronic resource] // A Premium Digital Fashion Platform. URL: https:// www.thefabricant.com

10. Shopify Blog [Electronic resource] // The State of the Ecommerce Fashion Industry: Statistics, Trends & Strategies to Use in 2024. URL: https://www.shopify.com/enterprise/blog/ ecommerce-fashion-industry

Информация об авторе

Овсепян Т.Р. — аспирант Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

Статья поступила в редакцию 30.08.2024; одобрена после рецензирования 02.09.2024; принята к публикации 05.09.2024.

Information about the author

Hovsepyan T.R. — is a postgraduate student at the All —Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

The article was submitted 30.08.2024; approved after reviewing 02.09.2024; accepted for publication 05.09.2024.

№ 3/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.