EDN: ROBSAY
Е.З. Климова - кэ.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected],
E.Z. Klimova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Institute of Economics and Entrepreneurship, UNN;
И.А. Павлова - кэ.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected],
IA. Pavlova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Institute of Economics and Entrepreneurship, UNN;
А.В. Новиков - к.т.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов Института экономики управления и права, ФГБОУ ВО «ВГУВТ», [email protected],
A.V. Novikov - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Finance, Institute of Economics, Management and Law, FSFEI HE «VSAWT»;
Е.А. Дубик - кэ.н., доцент кафедры «Цифровая экономика» Института экономики и управления, НГТУ, [email protected],
E.A. Dubik - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of «Digital Economy» of the Institute of Economics and Management, NNSTU.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS MODELS OF E-COMMERCE MARKET ORGANIZATIONS
Аннотация. Одним из наиболее динамично развивающимся и востребованным направлением торговли можно назвать рынок Digital& Е-сommerce (электронной коммерции), развитие которого с каждым годом ускоряется все больше (практически каждые полгода появляются новые тенденции, меняются потребности клиентов и посредников, меняются и требования к экспертизе самих специалистов). Повсеместное использование цифровых технологий и пандемия способствовали ускоренному внедрению новых технологий и способов коммуникации изменили способы торговли. В статье проведен анализ основных тенденций развития рынка электронной коммерции, выделены основные особенности формирования бизнес-моделей организаций сферы электронной торговли и тенденции развития рынка. На основе полученных результатов обозначены направления трансформации бизнес-модели участников рынка электронной коммерции и формализованы перспективные направления развития форматов ведения бизнеса в эпоху цифровизации.
Abstract. One of the most dynamically developing and in-demand areas of trade can be called the Digital & E-commerce (e-commerce) market, the development of which is accelerating more and more every year (new trends appear almost every six months, the needs of customers and intermediaries change, and the requirements for the expertise of specialists themselves change). The widespread use of digital technologies and the pandemic have contributed to the accelerated introduction of new technologies and ways of communication have changed the ways of trade. The article analyzes the main trends in the development of the ecommerce market, highlights the main features of the formation of business models of e-commerce organizations and market development trends. Based on the results obtained, the directions of transformation of the business model of the e-commerce market participants are outlined and promising directions for the development of business formats in the era of digitalization are formalized.
Ключевые слова: электронная торговля, тенденции, цифровизация, бизнес-модель.
Keywords: e-commerce, trends, digitalization, business model.
Электронная коммерция основана на использовании сети интернет, информационных технологий, специальных протоколов и классификаторов, систем электронных платежей, баз данных, технологий обработки больших данных. Основная трактовка электронной коммерции представлено в рабочей программе по электронной коммерции ВТО от 25 сентября 1998 года, при этом электронная коммерция определяется как производство, распределение и продажа товаров и услуг с использованием электронных средств связи [1].
Среди зарубежных авторов, рассматривающих данное понятие можно выделить Д. Козье, который рассматривает электронную коммерцию как аналог электронной торговли, в основе которой лежат традиционные подходы к осуществлению, но с использованием электронных сетей [8]. Аналогичную позицию занимает Д. Эймор, понимая под электронной коммерцией интернет-торговлю [14].
Понятие электронной коммерции, как совокупности различных видов экономической деятельности на основе интернет-технологий (включая как интернет, так и беспроводные си-
стемы передачи данных и мобильные сети) разделяют такие западные экономисты как Гэри П [17], Саммер А., Дункан Гр. [10], Хэйг Мэт [13].
Отечественные авторы дают более широкую трактовку понятия электронная коммерция, рассматривая ее как элемент электронного бизнеса, а электронную торговлю относят к частному случаю электронной коммерции. Такое мнение разделяют Л.С. Климченя [5], О.А. Кобелев [6], И. Успенский [12]. С распространением системного подхода к управлению появилась трактовка С.В. Пирогова, который рассматривает электронную коммерцию как технологию осуществления коммерческих операций и управления производственными процессами с использованием электронных средств обмена данными [9].
На основе представленных определений можно сказать, что электронную коммерцию можно рассматривать в широком и узком смысле - в узком понимании это купля-продажа товаров и услуг через интернет, в широком понимании электронная коммерция это коммерческая деятельность, осуществляемая с использованием электронных информационных технологий, то есть термин идентичен термину электронный бизнес.
Таким образом, учитывая специфику развития электронной среды и появления новых видов экономической деятельности и форм ее реализации, можно дать следующее определение электронной коммерции. Под электронной коммерцией (e-commerce) подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта, в результате которого право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одного лица другому.
Цифровизация и инновационные технологии вызывают беспрецедентные изменения в сфере торговли и скорость изменений с каждым годом все увеличивается. В настоящее время сфера торговли занимает четвертое место в мире по объему расходов на трансформацию моделей ведения бизнеса Future of Work (FoW) (рисунок1).
Рисунок 1 - Глобальные расходы на трансформацию Future of Work на 2023 год,
по отраслям, % [16]
Организации сталкиваются с необходимостью принятия важных стратегических решений, поскольку технологии меняют ожидания клиентов и трансформируют нормативно-правовую базу, как следствие, на сегодняшний день потребители смешивают физический и цифровой миры.
В настоящее время организации выбирают для себя определенные модели ведения бизнеса в электронной среде, которые позволяют учесть специфику работы в рамках имеющегося рынка (рисунок 2).
Стоит обратить внимание, что в последнее время есть тренд на то, что почти половина (45 %) digital-компаний выбирают в качестве основной агентскую бизнес-модель.
Рисунок 2 - Бизнес-модель работы организаций в электронной среде по продвижению продукта и поиску клиентов [4]
По данным проведенных исследований агентством «WeAreSocial» и сервисом «Hootsuite» на 2019 год в России 109,6 млн интернет-пользователей, т.е. 76 % от населения. 70 млн человек используют социальные сети, из которых 57,75 млн - пользователи мобильных устройств. Также по данным исследования 85 % всех интернетпользователей заходят в сеть каждый день. По данным сервисов SimilarWeb и Alexa самые популярные Интернет-ресурсы за 2019 год: Яндекс, Youtube, VK.com, Mail.ru, Google [3].
Изучая рынок интернет-маркетинга, появляется необходимость классификации действующих в рамках него предприятий. Для достоверности необходимо рассмотреть исследования специалистов-практиков в области digital-маркетинга. Соотношение компаний в рамках рынка представлено на рисунок 3.
Рисунок 3 - Бизнес-модель digital-организаций в среде электронной коммерции [2]
Как видно из рисунка 3 организации с моно-услугой в большинстве случаев занимаются web-разработкой. 18,4 % организаций представляют на рынке весь комплекс услуг. 9 % организаций занимаются другими видами деятельности, к которым относится: электронная коммерция, контент-маркетинг, управление репутацией, веб-дизайн и прочее. Меньше всего респондентов занимается техподдержкой и ЗММ, а именно 4 % и 3 % организаций соответственно.
Работа компании digital-рынка зависит от специфики деятельности потенциального клиента. Получается, digital-рынок (то есть его сервисная часть) не может рассматриваться как обособленная единица и его состояние не оценивается в отрыве от других отраслей. Организации тесно взаимодействуют и связаны с бизнесом клиентов из разных областей деятельности. Сам факт наличия компаний заказчика напрямую связан с миссией digital-компаний.
Чаще всего в digital-агентствах большое количество внешних проектов, когда проект соответствует договору с клиентом. В данном контексте под проектом понимается проведение мероприятий, направленных на создание уникальных услуг, продуктов или результатов. Простой пример проекта - создание сайта или запуск рекламной кампании под акцию. Большинство проектов, выполняемых компаниями digital-индустрии, можно отнести к типу «процедура» или «услуга». Рынок digital России является мелкодисперсным: на нем отсутствует лидер. На нём представлено более 10000 действующих агентств, каждый из которых не имеет даже 1 % охвата рынка по оборотам. Большинство компаний можно отнести к микро-бизнесу [16].
В данный момент digital реклама занимает одну из лидирующих позиций на рынке рекламных услуг. Затраты организаций на digital рекламу постоянно увеличиваются. Однако существуют и сдерживающие факторы, например, консервативный подход руководства некоторых компаний-рекламодателей, ограниченность digital-рекламы в решении определённых маркетинговых задач, а также существенный недостаток квалифицированных кадров в этой области [7].
В целом специалистов в области маркетинговых исследований на рынке труда достаточно, но их квалификации часто не хватает для практического применения в digital-среде в эпоху цифровой экономики. Уровень квалификации сотрудников в digital-индустрии, занимающейся созданием и продвижением интерактивных продуктов в digital-среде, должен быть направлен на решение рекламных, маркетинговых и коммуникационных задач клиентов с применением цифровых технологий.
Современный рынок электронной коммерции - это уже не просто продажа товаров через интернет-магазин, это соперничество специалистов удивить информационное общество, которое насытилось традиционными способами продвижения брендов. Росту электронной коммерции способствует увеличение пользователей интернета и количества мобильных устройств. В России рынок мобильных покупок только начинает развиваться, для нашей страны характерен низкий уровень развития работы с клиентами. По данным Яндекса, из 15 тысяч интернет-магазинов только около 2 тысяч работают эффективно [18].
Активная конкуренция в сфере электронной коммерции поддерживается традиционными оптовыми продавцами, мировыми лидерами розничной торговли, а также отдельными группами товаров, которые традиционно не продавались он-лайн, но с учетом пандемии увеличили затраты на привлечение клиентов и тоже вынуждены были перейти в электронную сферу.
С учетом пандемии многие розничные компании перешли на онлайн формат работы и электронная коммерция достигла рекордного уровня 16,4 % от общего размера розничных продаж. Развитию электронной торговли также способствовали покупатели поколения Z и милле-ниалы, которые также стали размещать заказы через интернет. Почти 150 милн человек сделали покупки онлайн впервые за время пандемии, и число покупателей электронной коммерции будет только расти. Согласно глобальному опросу, проведенному Shopify на 11 рынках, 84 % потребителей делали покупки онлайн во время пандемии. Данные Shopify показывают, что во время пандемии количество приложений для перевода увеличилось на 3309 % по всему миру [15].
По прогнозам, развитие электронной коммерции продолжит расти в течении следующих пяти лет. После пандемии значительно возросло использование приложений для дропшиппинга и конвертации валют. Эти виды инвестиций в трансграничную торговлю предполагают, что зарубежная и региональная конкуренция вряд ли ослабнет.
В условиях международной конкуренции и того факта, что ритейлеры с широкими возможностями отдают приоритет электронной коммерции, переход от телевидения к цифровой рекламе набирает обороты. Это привело к увеличению затрат на рекламу и удорожанию привлечения новых клиентов. В Facebook расходы на привлечение клиентов резко возросли после пандемии, и сейчас они выше, чем до пандемии. Понимание работы рассмотренных тенденций и их влияния на цифровую бизнес-среду поможет лучше конкурировать. Возможности больших данных, дополненной реальности и голосового поиска - это некоторые из тенденций, на которые следует обратить внимание. Создание надежного онлайн-присутствия для организаций - это ключевое направление в формировании конкурентных преимуществ.
Источники:
1. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для вузов / Л. П. Гаврилов. - 3-е изд., доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 477 с.
2. Исаев А.П., Васильева Т.В. Национальные особенности предпринимательства на рынке мобильной коммерции России // Управленческое консультирование. 2018. №11 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ natsionalnye-osobennosti-predpiinimatelstva-na-rynke-mobilnoy-kommertsii-rossii (дата обращения: 25.11.2021).
3. Кислинская М.В., Лудушкина Е.Н., Павлова И.А., Чемоданова Ю.В. Человеческий капитал как средство реализации стратегических инициатив ведущих государств по цифровизации экономики. Вестник Алтайской академии экономики и права. Т. 2. № 12. 2019. С. 94-100.
4. Климова Е.З. Стратегия развития бизнеса в цифровой среде: исследование ключевых направлений формирования // Финансовый бизнес. № 8. 2021. С. 30-34.
5. Климченя Л.С. Электронная коммерция [Текст] : Учебное пособие для вузов / Л.С. Климченя. - Минск : Вышэйшая школа, 2004. - 192 с.
6. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 684 с.
7. Коваленко А.Е. Обзор состояния рынка Интернет-рекламы и технологий Интернет-маркетинга Российской Федерации // Kant. 2018. № 2 (27).
8. Козье Д. Электронная коммерция / Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. - 288 с.
9. Пирогов С.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие / Под ред. С.В. Пирогова М.: Издательский Дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2003. - 428 с.
10. Саммер А., Дункан Гр. E-COMMERCE. Электронная коммерция. Маркетинг: Пятая волна. М., 1999.- 425 с.
11. Серова Л.Г., Павлова И.А., Макушева Ю.А. Диагностика экономического состояния устойчивого развития производственного предприятия. Экономические отношения. № 2. 2019. С. 1395-1406.
12. Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. СПб.: Питер, 2001. - 161 с.
13. Хэйг М. Основы электронного бизнеса / Пер. с англ. С. Косихина. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 208 с.
14. Эймор Д. Электронный бизнес. Эволюция и/или революция. М.: Вильямс, 2001. - 320 с.
15. Официальный сайт Shopify [Электронный ресурс] - https://www.shopify.com/enterprise/the-future-of-ecommerce/omnichannel (дата обращения 21.11.2021).
16. Digital transformation. Statista. URL: https://www.statista.com/study/74997/dossier-digital-transformation.
17. Gary P. Electronic Commerce, Ninth Edition, Schneider, Ph.D., CPA. Printed in the United States of America, 2011. - 325 c.
18. Trofimov O.V., Frolov V.G., Klimova E.Z., Ilyicheva N.M., Kislinskaya M.V. Assessment and analysis of innovative activities of high-tech industries in the digital economy based on the cluster approach // Nexo revista cientifica. № 4. V. 34. 2021. P. 13441354.
References:
1. Gavrilov, L. P. E-commerce: textbook and workshop for universities / L. P. Gavrilov. - 3rd ed., add. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2021. - 477 p.
2. Isaev A.P., Vasilyeva T.V. National peculiarities of entrepreneurship in the mobile commerce market of Russia // Managerial consulting. 2018. No.11 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ natsionalnye-osobennosti-predprinimatelstva-na-rynke-mobilnoy-kommertsii-rossii (accessed: 11/25/2021).
3. Kislinskaya M.V., Ludushkina E.N., Pavlova I.A., Suitcase Yu.V. Human capital as a means of implementing strategic initiatives of leading states on digitalization of the economy. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. Vol. 2. No. 12. 2019. pp. 94-100.
4. Klimova E.Z. Business development strategy in the digital environment: research of key areas of formation // Financial business. No. 8. 2021. pp. 30-34.
5. Klimchenya L.S. E-commerce: Textbook. Mn.: Vysh. shk., 2004. 191 s.
6. Kobelev O.A. Electronic commerce: Textbook / Edited by S.V. Pirogov. 3rd ed., reprint. and additional M.: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and K", 2008. 684 p.
7. Kovalenko A.E. Review of the state of the Internet advertising market and Internet marketing technologies of the Russian Federation // Kant. 2018. №2 (27).
8. Kozye D. Electronic commerce / Translated from English M.: Publishing and Trading House "Russian Edition", 1999. p. 2.
9. Pirogov S.V. Electronic commerce: Textbook / Edited by S.V. Pirogov M.: Publishing House "Social Relations", Publishing House "Perspektiva", 2003. 428 p.
10. Summer A., Duncan G. E-COMMERCE. E-commerce. Marketing: Fifth wave. M., 1999.
11. Serova L.G., Pavlova I.A., Makusheva Yu.A. Diagnostics of the economic state of sustainable development of a manufacturing enterprise. Economic relations. No. 2. 2019. pp. 1395-1406.
12. Uspensky I. Encyclopedia of Internet Business. St. Petersburg.: Peter, 2001. pp. 61.
13. Haig M. Fundamentals of electronic business / Translated from English by S. Koshikhina. M.: FAIR PRESS, 2002. 208 p.
14. Eymor D. Electronic business. Evolution and/or revolution. Moscow: Williams, 2001. 320 p.
15. Shopify official website [Electronic resource] - https://www.shopify.com/enterprise/the-future-of-ecommerce/ omnichannel (accessed 21.11.2021).
16. Digital transformation. Statista. URL: https://www.statista.com/study/74997/dossier-digital-transformation.
17. Gary P. Electronic Commerce, Ninth Edition, Schneider, Ph.D., CPA. Printed in the United States of America, 2011.
18. Trofimov O.V., Frolov V.G., Klimova E.Z., Ilyicheva N.M., Kislinskaya M.V. Assessment and analysis of innovative activities of high-tech industries in the digital economy based on the cluster approach // Nexo revista cientifica. № 4. V. 34. 2021. P. 13441354.
EDN: SAFQKS
И.В. Куксова - д.э.н., доцент, профессор, профессор кафедры экономики и финансов, Воронежский государственный лесотехнический университет, [email protected],
I.V. Kuksova - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor, Department of Economics and Finance, Voronezh State Forest Engineering University;
Ю.Н. Степанова - д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики и финансов, Воронежский государственный лесотехнический университет, [email protected],
Yu.N. Stepanova - Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Finance, Voronezh State Forest Engineering University;
Т.А. Головина - д.э.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected],
T.A. Golovina - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management and Public Administration of the Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.
КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СФЕРЫ УСЛУГ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ COMMERCIAL ADVANTAGES OF THE SERVICE SECTOR IN MANAGING THE ENVIRONMENTAL ECONOMY
Аннотация. Статья посвящена совершенствованию деловой практики для улучшения управления природными ресурсами. Важность этого исследования проистекает из необходимости создания коммерческого сектора в управлении естественной экономикой, чтобы способствовать развитию и поддерживать людей в их жизни. В этой статье освещаются последние события в индустрии бизнес-моделирования. Предложены практические решения, которые помогут расширить бизнес-операции и помогут решить возникшие проблемы. Разработаны идеи и идеи, которые полезны при разработке бизнес-плана по управлению природными ресурсами. В этой статье освещаются результаты роста бизнес-стратегий для улучшения экономических показателей. Показаны коммерческие преимущества в управлении окружающей средой. Ключевые элементы в этой статье могут быть использованы в качестве концепций и стратегий для мониторинга, выбора и реализации экономических и социальных услуг, интеграции защиты окружающей среды, снижения экологических рисков, минимизации рисков изменения климата и содействия изменению климата. Рекомендации основаны на оценке деловой активности в улучшении управления природными ресурсами на основе коммерческих преимуществ сферы услуг.
Abstract. The article is devoted to the improvement of business practices to improve the management of natural resources. The importance of this study stems from the need to create a commercial sector in the management of the natural economy in order to promote development and support people in their lives. This article highlights the latest developments in the business modeling industry. Practical solutions are proposed to help expand business operations and help solve problems that have arisen. Ideas and insights are developed that are useful in developing a natural resource management business plan. This article highlights the results of growing business strategies to improve economic performance. Commercial advantages in environmental management are shown. The key elements in this article can be used as concepts and strategies for monitoring, selecting and implementing economic and social services, integrating environmental protection, reducing environmental risks, minimizing climate change risks, and promoting climate change. The recommendations are based on an assessment of business activity in improving the management of natural resources based on the commercial advantages of the service sector.
Ключевые слова: сфера услуг, экономика природопользования, предпринимательство, экология, конкурентные преимущества, зеленая экономика.
Keywords: services, environmental economics, entrepreneurship, ecology, competitive advantages, green economy.
Коммерческие преимущества в управлении окружающей средой были выбраны в качестве основы для исследования, как наиболее важная тема в предмете исследования. При анализе собранных данных основные принципы являются более законными, например наличие различных юрисдикций в одной и той же области, где человеческая деятельность регулируется рядом законов (Griffiths, 1986; Development and Normal Law, 2010; BendaBeckmann & Bertram, 2018). Управление окружающей средой является искусственным (функционально) для наиболее важных экологических факторов: экономических, экологических, социальных и медицинских. Типы экологического менеджмента делятся на две категории: общие и специальные. Использование природных ресурсов обусловлено естественными правами человека, рожденного от рождения и его существования - использование воды, воздуха и так далее. Использование природных ресурсов осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешений частных