Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Сергей Николаевич

В условиях цифровизации российской экономики одной из важнейших задач становится цифровизация налогового контроля. В статье рассмотрены тренды развития цифровизации в налоговом контроле и выгоды от внедрения цифровизации. Трендами, которые могут быть применены при цифровизации, являются большие данные, аналитика, искусственный интеллект, машинное обучение, Интернет вещей, мобильность и облачные вычисления. Внедрение этих трендов имеет огромное влияние на налоговые органы. Цифровизация в налоговых органах повышает прозрачность данных, что приводит к добровольному соблюдению норм и правил налогообложения, пониманию гражданами процессов налогообложения, связывание интересов налоговых органов с интересами налогоплательщиков. Автоматизация сбора налогов позволяет налогоплательщикам удобно платить налоги, а налоговым органам легко контролировать этот процесс. Внедрение цифровых технологий меняет как технологические процессы в налоговых органах, так и нормативную базу. Налоговые органы должны быть готовы к этим изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александров Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF DIGITALIZATION OF TAX CONTROL

In the context of the digitalization of the Russian economy, one of the most important tasks is the digitalization of tax control. The article considers the trends in the development of digitalization in tax control and the benefits from the introduction of digitalization. The trends that can be applied in digitalization are big data, analytics, artificial intelligence, machine learning, the Internet of Things, mobility and cloud computing. The introduction of these trends has a huge impact on the tax authorities. Digitalization in the tax authorities increases the transparency of data, which leads to voluntary compliance with the rules and regulations of taxation, citizens’ understanding of taxation processes, linking the interests of tax authorities with the interests of taxpayers. Automation of tax collection allows taxpayers to pay taxes conveniently, and it is easy for tax authorities to control this process. The introduction of digital technologies is changing both the technological processes in the tax authorities and the regulatory framework. Tax authorities should be prepared for these changes.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Правовое регулирование цифровизации налогового контроля

Александров Сергей Николаевич,

магистр программы «Налоговый юрист», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail: Snaleksandrovsn@gmail.com

В условиях цифровизации российской экономики одной из важнейших задач становится цифровизация налогового контроля. В статье рассмотрены тренды развития цифровиза-ции в налоговом контроле и выгоды от внедрения цифровиза-ции. Трендами, которые могут быть применены при цифровизации, являются большие данные, аналитика, искусственный интеллект, машинное обучение, Интернет вещей, мобильность и облачные вычисления. Внедрение этих трендов имеет огромное влияние на налоговые органы. Цифровизация в налоговых органах повышает прозрачность данных, что приводит к добровольному соблюдению норм и правил налогообложения, пониманию гражданами процессов налогообложения, связывание интересов налоговых органов с интересами налогоплательщиков. Автоматизация сбора налогов позволяет налогоплательщикам удобно платить налоги, а налоговым органам легко контролировать этот процесс. Внедрение цифровых технологий меняет как технологические процессы в налоговых органах, так и нормативную базу. Налоговые органы должны быть готовы к этим изменениям.

Ключевые слова: налоговый контроль, налогоплательщик, налоговое администрирование, экономика, цифровизация.

сч

03

Введение

Налоговый контроль применяется для исполнения норм налогового права [1, 2]. Налоговый контроль призван для пополнения бюджета государства.

Глобализация и цифровизация бизнеса привели к огромному росту торговли по всему миру [3, 4].

Эта статья посвящена пути развития цифровой трансформации, которые налоговые органы должны будут предпринять, чтобы помочь общему оздоровлению в своих странах и стабильности, экономического роста и привлекательности для инвесторов [5, 6, 7].

Тренды цифровой экономики в налогообложении

В настоящее время некоторые технологические тренды, включая большие данные [8], аналитику, искусственный интеллект (ИИ) [9], машинное обучение, Интернет вещей (Ь^ [10], мобильность и облачные вычисления имеют огромное влияние на налоговые органы. Взятые по отдельности или вместе, эти тенденции предоставляют возможность повысить удовлетворенность налогоплательщиков, расширить возможности сотрудников налоговых органов, оптимизировать операции и модернизировать услуги. Именно здесь начинается цифровая трансформация.

По мере того, как услуги облачных вычислений и их внедрение становятся все более зрелыми, многие различные организации всех форм и размеров обращаются к облаку как к основному двигателю своей инфраструктуры. Однако для многих стран процесс в условиях государственного сектора имеет тенденцию быть несколько медленным. Это в значительной степени связано с историческими правилами, которые требуют обновление плюс отсутствие цифровых навыков и понимания преимуществ облака.

Доверие к облачным вычислениям, как правило, растет постепенно, но управление данными может помочь развивать доверие, улучшая и упрощая управление растущими объемами данных и извлечение данных при соблюдении нормативных требований. Есть много аспектов управления данными, таких как классификация данных. Это позволяет органам государственного сектора назначать относительные значения для данных, которые они поддерживают, а затем управлять этими данными на основе их значения.

Существуют также модели управления, механизмы контроля изменений, улучшенное шифрова-

ние, и расширенное управление идентификацией и правами. Эти факторы улучшат уровень уверенности, необходимый для рассмотрения возможности переноса налоговых приложений и данных в облако.

Гибридное облако также помогает в этом переходе. В этом случае обрабатываемые данные находятся в публичном облаке, в то время как личная информация, связанная с налоговыми данными, остается в частном облаке.

Со временем, по мере роста доверия к облачным вычислениям, администрации могут постепенно переводить контент из частных облаков в общедоступные.

С помощью цифровой трансформации налоговые органы могут превратить данные в бизнес-актив, используя прогнозное моделирование и анализ макроэкономических тенденций и изменений в политике, которые способствуют развитию кадрового потенциала. Это может упростить соблюдение требований и помочь предотвратить налоговые ошибки и мошенничество. Это может помочь улучшить услуги налогоплательщиков, облегчая способы оплаты, выдавая более быстрое возмещение и предоставление более легкого доступа к соответствующей информации. Для налоговых органов это может сократить время операций, снизить затраты, улучшить методы управления рисками и аудита эффективности и лучше стимулировать межнациональные приоритеты. Цифровая трансформация может помочь в налогообложении в следующих основных областях:

Прозрачность. Исследования показывают, что повышение прозрачности стратегии, процессов и инвестиций за счет структурирования и визуализации данных могут повысить удовлетворенность налогоплательщиков и добровольное соблюдение норм и правил налогообложения.

Все большее число стран приняли модели совместного соблюдения и мягкие правовые инструменты, такие как более широкое вовлечение налогоплательщиков в управление доходами.

Решения, ориентированные на налогоплательщиков. По оценкам, развивающиеся страны теряют почти 1 триллион долларов в год из-за незаконных финансовых потоков [11, 12]. Ликвидация этих пробелов зависит главным образом от состояния экономики и способности налоговой системы заставить налогоплательщиков добровольно соблюдать уплату налогов. Участие налогоплательщиков может быть значительно улучшено за счет более глубокого понимания граждан, чем они занимаются и как взаимодействуют с правительством, делая онлайн и офлайн-взаимодействия налогоплательщиков персонализированными, простыми, последовательными, интуитивно понятными и доставляемыми в режиме реального времени. Налоговые администрации могут получить всестороннее представление о налогоплательщиках и их потребностях, помогая им настраивать электронные услуги и открытые многоканальные коммуникации [13-16].

Связывание заинтересованных сторон. Налоговые органы и налогоплательщики ожидают такого же легкого доступа и обмена информацией в режиме реального времени. Налоговая информация, которую они получают от других держателей данных, таких как банки и потребители, предприятия. Такие возможности улучшают связь и сотрудничество между налоговыми органами администрациями и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами). Это также помогает налоговым органам безопасно обмениваться актуальными данными с банками, работодателями, биржевыми комитетами, торговыми палатами и многое другое.

Решения на основе данных и автоматизированные процессы. Налогоплательщики хотят быть уверенными в том, что их личная информация получает надлежащий уровень конфиденциальности, безопасности и защиты. В то же время они ожидают получать персонализированные, в режиме реального времени, надежные услуги. Чтобы сбалансировать оба требования, налоговые органы ищут пути эффективного собирать, защищать, анализировать и управлять структурированными и неструктурированными данными. Это дает возможность лицам, определяющим налоговую политику, принимать решения, которые стимулируют рост и улучшают их публичный имидж за счет повышения прозрачности и подотчетности.

Инвестирование в возможности управления изменениями. Модернизация рабочего места не может быть успешной без участия сотрудников. Изменение поведения людей, однако, может оказаться сложным. Успех часто зависит от четкого видения целей и передачи знаний. Одна из популярных тенденций для достижения этих задач исходит из установления кооперативного подчинения, поддерживающего отношения, в котором налоговые администраторы помогают налогоплательщикам понять их бизнес. Это предполагает использование профессионального налогового аудитора, ориентированного на риски, работающий с данными соответствия в режиме реального времени.

Готовность сделать больше с меньшими ресурсами. Бюджетные ограничения и нехватка надлежащих ресурсов часто оказывают давление на налоговые органы делать больше с меньшими затратами. Поскольку администрации продолжают накапливать все большие объемы данных налогоплательщиков, они захотят преобразовать эту информацию в полезную информацию, которая поможет им увеличивать доходы, сохраняя инвестиционную привлекательность своей страны и облегчают налогообложение.

Налоговой администрации необходимо принять меры в отношении к отмыванию денег и уклоне- р нию от уплаты налогов. Кроме того, им нужно бу- Д дет инвестировать в технологии для надлежащего Ч

т

управления ростом данных. Это включает в себя К привлечение и вербовку людей с нужным набо- ё ром навыков в области анализа данных и интел- у лектуального анализа данных, судебного аудита, А

см со

управления рисками и налоговые технологии, чтобы иметь возможность генерировать действенную информацию.

Современная налоговая администрация полагается на свою способность беспрепятственно внедрять новые цифровые технологии на рабочем месте и в услугах. Чтобы добиться успеха налоговой администрациям следует рассмотреть возможность создания следующих компонентов:

Стратегия соответствия. Цифровая трансформация требует управления соответствием требованиям. Сюда входит разработка методологии соблюдения и реорганизация подразделений вокруг ключевых сегментов налогоплательщиков, таких как крупные предприятия, эксперты в предметной области и частные лица. Управление также требует видения предотвращения и обнаружения налогового мошенничества. Любые стратегии соответствия должны соответствовать ценностям и поведению сотрудников, ответственных за налогообложение, аудит, сбор и управление доходами. Такой подход помогает администрации налогообложения определять приоритетность надзорной деятельности и эффективно координировать скудные ресурсы по отношению к ним. Правильно разработанные ключевые показатели эффективности (КР1), привязанные к стратегии соблюдения можно использовать для мониторинга прогресса усилий по наращиванию потенциала и цели на постоянной основе.

Законодательная база. Цифровая трансформация может потребовать новых налоговых и простых процедур, которые модернизируют административные и процессуальные наказания по всем обвинениям. Это касается многих аспектов, в том числе конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни, условия использования персональных данных, ответственность по договору между налоговыми органами и налогоплательщиками и так далее. Задача здесь поставлена в том, чтобы заменить жесткое «как есть» предпологая, что налоговые законы часто практикуют инновации, которые могут охватывать глобальную цифровую экономику.

Операционная структура. Операционная структура представляет собой план ядра налоговой администрации, соблюдение процессов и процедур. Это включает в себя разработку модели системы управления, организационную структуру, должностное руководство, операционные процессы для достижения комплаенс-стратегии, управленческой отчетности, а также распределение ролей и обязанностей в рамках организации. Ни одна операционная структура не подходит для всех налоговых органов, нужны фреймворки.

Налоговые технологии и инфраструктура. Чтобы оптимизировать преимущества налоговых технологий, а также управлять комплаенс-рисками и будущими доходами, налоговые органы должны рассмотреть возможность разработки стратегии, направления инноваций и дать четкое представление о конечной структуре налоговой технологической инфраструктуры. Новая технология имеет

свой собственный набор требований, в том числе подходящая физическая среда для установки, непрерывная ежедневная поддержка среды, текущее обслуживание и затраты на лицензии, новые требования безопасности, мониторинг и планирования будущих улучшений и так далее. Многие из этих проблем можно решить через соглашения об уровне обслуживания с доверенным поставщиком облачных услуг.

Измерение производительности. Инструментальные панели измерения производительности и отчеты представляют собой реальный способ постоянной поддержки и стратегического руководства со стороны правительств и политиков.

Они также повышают прозрачность процессов и подотчетность. Эффективное измерение производительности включает в себя периодическую оценку установленных КР1, актуальности, прогресса, эффективности и влияние деятельности на цели проекта. Ощутимый результат мониторинга и измерения могут быть представлены в периодических отчетах о ходе работы (например, полугодовых или годовых) ключевым заинтересованным сторонам. Обмен успехами (и ошибками) с организацией является неотъемлемой частью получения поддержки и доверия к этой организации. Его также можно использовать для информирования ключевых заинтересованных сторон и широкой общественности, что способствует укреплению доверия.

Совершенствование налогообложения за счет цифровой трансформации

Цифровая трансформация может значительно улучшить жизнь налоговых администраторов и налогоплательщиков. Для администраторов работа с новыми технологиями увеличивает их мотивацию, делает их более продуктивными и оптимизирует операции и расходы [17-20].

Для налогоплательщиков расширяет количество и виды услуг налогоплательщиков, привлекая граждан и оставляя их более довольными их общим опытом. Сформулируем основы цифровой трансформации:

Привлечение налогоплательщиков. Налогоплательщики ожидают новых уровней доступа и взаимодействия с налоговыми администрациями. Персонализированные взаимодействия могут помочь построить лояльные отношения, при удовлетворении следующих требований:

• Простота. Упрощение налоговых услуг для налогоплательщиков означает меньше взаимодействий, более простые формы и процессы, и более быстрое время отклика на запросы. Кроме того, администрации получают лучшее понимание налогоплательщиков.

• Прозрачность. Налогоплательщики с большей вероятностью добровольно подчинятся, когда налоговые органы установят системы, считающиеся одновременно честными и справедливыми.

• Управление данными. Налогоплательщики хотят быть уверенными в том, что их налоговые органы справятся с их информацией с надлежащим уровнем конфиденциальности, безопасности и защиты, чтобы завоевать их доверие.

Расширение возможности своих сотрудников. Цифровые технологии могут помочь современным налоговым администрациям, сократив количество агентств взаимодействия и улучшения проверок и контроля. Они также может автоматизировать обмен данными, что снижает ручную обработку, получение высокоточных данных о налогоплательщиках и многое другое. Особенности и ресурсы включают в себя:

• в любое время и в любом месте доступ к лучшим в своем классе инструментам, обеспечивающим гибкость и знания, что повышает удовлетворенность работой сотрудников, опыт работы на рабочем месте и привлекательность;

• системы, ориентированные на граждан, которые объединяют информацию из нескольких источников и позволяют использование персонализированных услуг. Искусственный интеллект, чат-боты берут на себя более низкие повторяющиеся и трудоемкие задачи, чтобы сотрудники могли сосредоточиться на дополнительных услугах;

• развитие новых навыков на основе расширенной аналитики, машинного обучения и искусственного интеллекта;

• более быстрое реагирование и сотрудничество с помощью телеконференций, основанных на знаниях платформы, виртуальные командные рабочие места, интеллектуальные порталы, внутренние инструменты социальных сетей и мобильные приложения;

• инструменты электронного обучения и эксперты, с которыми можно связаться в режиме онлайн для общения, инструменты совместной работы;

• инструменты управления эффективностью, помогающие повысить мотивацию работников и сосредоточенность их на лучшее качество обслуживания;

• механизмы обратной связи, которые показывают влияние государственных служащих на уровень удовлетворенности и доверия граждан и качество обслуживания.

Цифровые технологии приносят пользу всем, кто работает в налоговом органе. Самая распространенная основа использования относятся к роли сотрудника в администрации:

• налоговым аудиторам, часто находящимся в пути, требуется безопасный, надежный доступ к данным в режиме реального времени. Цифровой технология предлагает управление идентификацией, мобильные устройства и приложения, синхронизацию данных, онлайн, а также работу в автономном режиме, проведение конференций, управление производитель-

ностью и автоматизированные рабочие процессы;

• сотрудникам налоговых органов, работающим с клиентами, требуется многоканальный доступ и мобильный поиск возможностей управления обязательствами налогоплательщиков. Это может быть контакт-центр, смарт порталы, электронная почта, поиск на основе знаний и корпоративный поиск, управление делами и виртуальные помощники на базе искусственного интеллекта;

• персонал бэк-офиса налогового агентства может использовать инструменты повышения производительности для улучшения совместной работы и предлагать приложения для бухгалтерского учета, управления проектами по обработке возвратов, бизнес-аналитики (В1) информационные панели и отчеты. Виртуальные помощники (на основе искусственного интеллекта) могут упростить поиск и помощь с руководством по дальнейшим действиям;

• менеджеры могут использовать бизнес-аналитику, мобильные приложения и платформы электронного обучения, чтобы повысить качество обслуживания, время обработки, удовлетворенность налогоплательщиков, исполнение бюджета и так далее.

Оптимизация операций. Налоговые органы хотят повысить свою эффективность, производительность, прозрачность и надежность обслуживания. Самообслуживание, интеллектуальная отчетность, мощные поисковые системы, простота подключения, улучшенные возможности анализа и многие другие решения могут помочь им максимизировать операции. Защита данных означает безопасное подключение пользователей к платформе на основе многофакторная аутентификация.

Для дальнейшего повышения оптимизации современные налоговые органы могут стимулировать третьих лиц, таких как держателей данных, поставщиков налоговых услуг и отраслевых ассоциаций, для предоставления новых услуг путем передачи своих знаний и бизнес-правил. Интегрированные решения могут лучше обслуживать налогоплательщиков и обеспечивать соответствие проще, чем отдельные услуги. Это может быть особенно верно в условиях глобальной экономики, в которой трансграничные операции и перемещение людей получили более широкое распространение, что требует дальнейшего сотрудничества между налоговыми администрациями, например, посредством обмена информацией.

Третьи стороны также должны играть важную роль, поскольку они могут быть в наибольшей степени способны предоставить интегрированные решения, которые упрощают работу налогоплательщика.

Модернизация услуг. Сегодня налогоплательщики ожидают персонализированных, надежных и доступных услуг в режиме реального времени онлайн и офлайн в любое время и просту в исполь-

5 -о

сз ж

■с

CM

со

зовании. Автоматизированная интегрированная система может обеспечить эти ожидания за счет сокращения ручного ввода и сведения к минимуму риска ошибок путем проверки на выявление несоответствий в режиме реального времени и немедленное их исправление. Для предоставления такого решения налоговые органы должны иметь следующее:

• безопасная, масштабируемая инфраструктура;

• способность обрабатывать огромные объемы данных и извлекать из них ценную информацию;

• возможность автоматизации и персонализации услуг с использованием искусственного интеллекта;

• платформы для общения и совместной работы для взаимодействия G2G, G2C и G2B;

• гибкое рабочее место и многоканальные платформы.

Заключение

Цифровые технологии - это инструмент, который может помочь современной налоговой администрации сократить расходы, свести к минимуму налоговое мошенничество, дать возможность сотрудникам предоставлять налогоплательщикам новые более ценные услуги и дать представление о текущем состоянии и будущем развитии экономики и общества. Инфраструктура устойчивых налоговых технологий приносит пользу налоговым администрациям, а также налогоплательщикам, обеспечивая эффективное соблюдение налоговых требований, повышая удовлетворенность налогоплательщиков и добровольное соблюдение требований. Для достижения этого требуется надлежащее целостное видение и стратегия с четким планом реализации и надлежащей системой мониторинга. Управление технологическими изменениями заключается в привлечении внутренних и внешних заинтересованных сторон за счет обеспечения прозрачности событий, независимо от того, успешны они или нет.

Статья позволяет использовать инновации с точки зрения технологических разработок, чтобы иметь возможность практически построить устойчивый налоговый контроль на десятилетия вперед. Цифровые технологии могут помочь достичь этой цели.

Литература

1. Бородина Ю. И., Токмачева Н.В. Цифровиза-ция налогового контроля России и ее влияние на экономическую безопасность // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 4. С. 71-76. https://doi. огд/10.22394/2079-1690-2021-1-4-71-76.

2. Ахмадеев Р. Г., Морозова Т.В. Цифровиза-ция экономики и эффективность налогового контроля // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2021. № . 4.

С. 20-25. DOI: https://doi.org/10.12737/2306-627X-2021-10-4-20-25

3. Кирова Е.А., Кожебаткина А.В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровой экономики // Вестник университета. 2020. № 9. С.94-99.

4. Косов М.Е. Проблематика внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 48-51.

5. Шайтура С.В., Белю Л.П. Цифровая трансформация экономики // Славянский форум. 2021. № 4 (34). С. 344-355.

6. Алиев М.А., Алиева Э.Б., Шугаибова К.Р. Проблемы совершенствования системы налогов и сборов Российской Федерации // Закон и право. 2020.№ 2. С. 61-62.

7. Захарова А.В., Самоделко Л.С., Кирова Е.А. Оценка возможности применения цифровой платформы Федеральной налоговой службы России при определении налоговой нагрузки организации // Вестник университета. 2021. № 4. С. 97-105.

8. Shaitura S.V., Feoktistova F.M., Minitaeva A.M., Olenev L.A., Chulkov V.O., Kozhaev Y.P. Spatial geomarketing powered by big data // Revista Turismo Estudos & Práticas. 2020. № S5. С. 13.

9. Гаврилова В.В., Шайтура С.В. Естественный и искусственный интеллекты // Славянский форум. - 2014. - № 2 (6) - с. 24-27.

10. Шайтура С.В., Замятин П.А., Белю Л.П., Сул-таева Н.Л. Совокупная стоимость владения решениями на базе технологии «интернет вещей» // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 2. С.124-133.

11. Изотов А.В. Цифровизация налоговых правоотношений: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2021. № 1. С. 28-31.

12. Караев А.К., Понкратов В.В. Межстрановой анализ эффективности энергетических субсидий // Экономика. Налоги. Право. 2019. T. 12. № 5. С. 101-110.

13. Митусова Е.Ю. Перспективы интеграции оперативного контроля в систему налогового контроля // Экономическое развитие России. 2021. T. 28. № 7. С. 49-56.

14. Напсо М.Б. Налоговые новации в контексте реализации принципов налогообложения // Современное право. 2020. № 4. С. 67-73.

15. Никонов П.А. Выявление налоговых злоупотреблений // Бухгалтерский учет. 2021. № 6. С.49-54.

16. Секушин А.Ю. Цифровизация и налоговый контроль: опыт зарубежных администраций и возможности его имплементации в России // Налоги и налогообложение. 2021. № 3. С. 2638.

17. Цинделиани И.А., Гусева ТА., Изотов А.В. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации. // Правоприменение. -

2022;6(1):77-87. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2022.6(1).77-87

18. Семенова Г.Н. Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 1. С.133-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Тускаева М.Р., Бетрозов С.А., Гасано-ва З.А. Инновационное развитие налогового механизма с учетом международной практики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 4. № 1. С. 155-159.

20. Эриашвили Н.Д., Софьин А.А., Назары-чев Д.В. Налоговый мониторинг как способ обеспечения экономической безопасности // На страже экономики. 2020. № 3 (14). С. 87-91.

LEGAL REGULATION OF DIGITALIZATION OF TAX CONTROL

Aleksandrov S.N.

Russian State University of Justice

In the context of the digitalization of the Russian economy, one of the most important tasks is the digitalization of tax control. The article considers the trends in the development of digitalization in tax control and the benefits from the introduction of digitalization. The trends that can be applied in digitalization are big data, analytics, artificial intelligence, machine learning, the Internet of Things, mobility and cloud computing. The introduction of these trends has a huge impact on the tax authorities. Digitalization in the tax authorities increases the transparency of data, which leads to voluntary compliance with the rules and regulations of taxation, citizens' understanding of taxation processes, linking the interests of tax authorities with the interests of taxpayers. Automation of tax collection allows taxpayers to pay taxes conveniently, and it is easy for tax authorities to control this process. The introduction of digital technologies is changing both the technological processes in the tax authorities and the regulatory framework. Tax authorities should be prepared for these changes.

Keywords: tax control, taxpayer, tax administration, economics, digitalization

References

1. Borodina Yu. I., Tokmacheva N.V. Digitalization of tax control in Russia and its impact on economic security // State and municipal management. Scientific notes. 2021. No. 4. S. 71-76. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-71-76.

2. Akhmadeev R. G., Morozova T.V. Digitization of the economy and the efficiency of tax control // Scientific research and devel-

opment. The economics of the firm. 2021. no. 4. S. 20-25. DOI: https://doi.org/10.12737/2306-627X-2021-10-4-20-25

3. Kirova E.A., Kozhebatkina A.V. Modernization of tax control in the digital economy // Bulletin of the University. 2020. No. 9. P. 94-99.

4. Kosov M.E. Issues of external state financial control in the Russian Federation // Auditorskie Vedomosti. 2021. No. 2. P. 4851.

5. Shaitura S.V., Belyu L.P. Digital transformation of the economy // Slavic Forum. 2021. No. 4 (34). pp. 344-355.

6. Aliyev M.A., Alieva E.B., Shugaibova K.R. Problems of improving the system of taxes and fees of the Russian Federation // Law and Law. 2020. No. 2. P. 61-62.

7. Zakharova A.V., Samodelko L.S., Kirova E.A. Evaluation of the possibility of using the digital platform of the Federal Tax Service of Russia in determining the tax burden of an organization. Bulletin of the University. 2021. No. 4. P. 97-105.

8. Shaitura S.V., Feoktistova F.M., Minitaeva A.M., Olenev L.A., Chulkov V.O., Kozhaev Y.P. Spatial geomarketing powered by big data // Revista Turismo Estudos & Praticas. 2020. No. S5. S. 13.

9. Gavrilova V.V., Shaitura S.V. Natural and artificial intelligence // Slavic Forum. - 2014. - No. 2 (6) - p. 24-27.

10. Shaitura S.V., Zamyatin P.A., Belyu L.P., Sultaeva N.L. The total cost of ownership of solutions based on the Internet of Things technology // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2021. No. 2. S. 124-133.

11. Izotov A.V. Digitalization of tax legal relations: theoretical and legal aspect // Financial law. 2021. No. 1. S. 28-31.

12. Karaev A.K., Ponkratov V.V. Cross-country analysis of the effectiveness of energy subsidies // Economics. Taxes. Right. 2019. V. 12. No. 5. S. 101-110.

13. Mitusova E. Yu. Prospects for the integration of operational control into the system of tax control // Economic development of Russia. 2021. V. 28. No. 7. S. 49-56.

14. Napso M.B. Tax innovations in the context of the implementation of the principles of taxation // Modern law. 2020. No. 4. P. 67-73.

15. Nikonov P.A. Identification of tax abuses // Accounting. 2021. No. 6. P. 49-54.

16. Sekushin A. Yu. Digitalization and tax control: the experience of foreign administrations and the possibility of its implementation in Russia // Taxes and taxation. 2021. No. 3. S. 26-38.

17. Tsindeliani I.A., Guseva T.A., Izotov A.V. Improving tax control in the context of digitalization. // Law enforcement. - 2022;6(1):77-87. https://doi.org/10.52468/2542-1514.2022.6(1).77-87

18. Semenova G.N. Tax control and responsibility for committing tax offenses // Bulletin of the Moscow State Regional University. 2021. No. 1. P. 133-144.

19. Tuskaeva M.R., Betrozov S.A., Gasanova Z.A. Innovative development of the tax mechanism taking into account international practice // Economics and Management: Problems, Solutions.

2019. V. 4. No. 1. S. 155-159.

20. Eriashvili N.D., Sof'in A.A., Nazarychev D.V. Tax monitoring as a way to ensure economic security // On guard of the economy.

2020. No. 3 (14). pp. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.