СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Морозова Г. В.*
к. э. н., доцент
*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия
Аннотация:
В представленной статье показана роль налогового контроля за налогообложением доходов физических лиц как важнейшего инструмента поддержания налоговой дисциплины и повышения уровня собираемости налогов и выявлены тенденции контрольной деятельности на примере Республики Мордовия. В статье рассмотрены результаты и возможности цифровизации контрольной деятельности налоговых органов, в частности, дана оценка результатов внедрения систем АСК НДС-2 и АСК НДС-3, онлайн-кабинетов налогоплательщиков. Результатом исследования стали рекомендации по совершенствованию налогового контроля в условиях цифровой трансформации.
Ключевые слова:
цифровая трансформация, налогообложение доходов физических лиц, налоговый контроль, Big Data, Налог-3,личный кабинет налогоплательщика, ЕГР ЗАГС
УДК 33.336.2
Р01: 10.24411/2658-6932-2020-10000
Для цитирования: Морозова Г. В. Совершенствование налогового контроля в сфере налогообложения доходов физических лиц в условиях цифровой реальности / Г. В. Морозова // Контентус. -2020. - № 9. - С. 45 - 53.
Цифровая трансформация является закономерным этапом становления цифровой системы налогообложения доходов физических лиц. Вопросы налогообложения занимают одно из центральных мест во внутренней политике государства, в том числе в период становления цифровой экономики. Понятие «цифровая экономика» находится на повестке дня на протяжении последних нескольких лет. Несмотря на это понятийный ап-
парат сформирован слабо, а у большинства населения лишь переходит от стадии эмоционального восприятия к стадии рационального.
Согласно стратегии развития информационного общества РФ, разработанной на 2017-2030 годы, цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде; обработка больших объемов этих данных и использование результатов их анализа по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [1]. В современных условиях основной задачей, стоящей перед государством, является своевременное реагирование на тенденции, происходящие в связи с развитием глобального цифрового пространства. В настоящее время администрирование НДФЛ реализуется в рамках «Дорожной карты», которая направлена на формирование удобной, комфортной системы взаимодействия налогоплательщиков и ФНС[2]. На сайте ФНС создан функционал «Личный кабинет налогоплательщика», дающий возможность по требованию налогоплательщика получить от налогового органа по телекоммуникационным каналам документы с электронной подписью, консультацию по возникшим вопросам, уточнить свою задолженность по налогам, узнать новшества в налоговом законодательстве^]. Электронный сервис «Налогообложение в Российской Федерации» за последнее время дополнен такими информационными ресурсами, как «Налоговый кодекс», позволяющий получать актуальную информацию о законодательстве, «План-график НПА ФНС России» и «План-график НПА Минфина России», «Сведения о судебных постановлениях п делам о непризнании недействительными НПА», где публикуются судебная практика и последние совершенствования налогового законодательства.
Помимо создания соответствующей инфраструктуры в условиях цифровой экономики, государство ставит многоплановую задачу по стимулированию спроса граждан на цифровые продукты. В области налогообложения доходов физических лиц ориентиром является применение финансовых стимулов при использовании цифровых технологий, например, дополнительных налоговых льгот. Вместе с тем государство нацелено на развитие сети центров поддержки граждан и индивидуальных предпринимателей при реализации цифровых решений.
Наиболее эффективным методом налогового администрирования является налоговый контроль, целью которого является обеспечение налоговых поступлений и пресечение налоговых правонарушений. В частности, в рамках налогообложения физических лиц налоговый контроль
осуществляется посредством проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
Количество проведенных налоговыми органами Республики Мордовия налоговых проверок в рамках налогообложения доходов физических лиц и дополнительно начисленных сумм представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика количества и эффективности проведенных камеральных и выездных проверок в области налогообложения доходов физических лиц [4]
Наименование показателя Год Выезд прове ные налоговые рки Камер прове альные налоговые рки
коли- че- ство из них, выявив-явивших нарушения допол- нитель- но начислено платежей коли- че- ство из них, выявив-явивших нарушения дополнительно начислено платежей
1 2 3 4 5 6 7 8
Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами - организациями 2015 159 136 120929 - - -
2016 124 110 256668 - - -
2017 113 89 173791 65610 12959 105189
2018 57 37 15065 81655 11510 87954
2019 35 21 2501 77293 5450 48906
Налог на доходы физических лиц, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой 2015 35 28 10316 1500 354 286
2016 23 18 5999 1821 418 508
2017 21 18 4367 3271 805 3223
2018 10 6 4044 1598 561 1236
2019 2 2 1233 1276 224 308
Налог на доходы физических лиц, исчисленный физическими лицами (не являющимися индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой) 2015 2 2 181 15557 3731 4407
2016 5 4 1516 12754 2728 3206
2017 7 6 1406 12330 1691 3220
2018 1 1 75 13112 2453 2028
2019 0 0 0 33711 1969 1208
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 2015 43 24 4385 10687 640 4851
2016 43 16 6735 12088 813 10863
2017 19 9 7340 11902 719 3232
2018 13 11 9192 11675 918 3169
2019 1 0 0 12868 496 3469
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 2015 49 8 1172 45340 2240 4094
2016 24 3 14280 43433 2344 3716
2017 12 2 135 42381 2098 4038
2018 15 0 0 44317 1813 3110
2019 1 0 0 39112 1674 4042
Единый сельскохозяйственный налог 2015 30 15 5332 825 85 84
2016 22 13 2443 792 96 149
2017 7 2 2113 740 91 104
2018 7 5 2605 674 73 57
2019 14 1 5 62297 1478 3196
Анализируя данные таблицы, стоит отметить значительное сокращение выездных налоговых проверок по всем налогам с доходов физических лиц. За исследуемый период сокращение выездных проверок по всем представленным выше видам налогов составило 83,3% с 318 до 53 единиц в год. Значительное снижение позволяет экономить ресурсы, повышая результативность налогового контроля. Применяемый риск-ориентированный подход предполагает планирование проверок по 12 критериям, в том числе показателям рентабельности, налоговой нагрузки, отражении в отчетности убытков, налоговых вычетов и т.д. Проведение выездных налоговых проверок становится эффективнее, особенно в рамках проверки индивидуальных предпринимателей.
Можно отметить рост количества камеральных налоговых проверок по налогам с доходов физических лиц, который составил 3,1 раза.
По НДФЛ, исчисленному индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, наблюдается снижение дополнительно начисленных платежей. Сокращение вызвано уменьшением количества выездных налоговых проверок и сокращением выявленных налоговых нарушений у предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой.
По специальным налоговым режимам также наблюдается снижение дополнительно начисленных платежей в сравнении начала и конца исследуемого периода, однако в течении 2015-2019 гг. тенденция не была однозначной. При этом произошел рост дополнительных начислений по
итогам камеральных проверок с 9 029 тыс. р. до 10 707 тыс. р. и снижение по итогам выездных проверок с 10 889 тыс. р. до 5 тыс. р., что отражает уменьшение на 45,91%. Таким образом, по специальным налоговым режимам наблюдается сокращение дополнительно начисленных платежей на 9 206 тыс. р. и 46,2% за анализируемый период. Снижение дополнительно начисленных платежей при сохранении положительной динамики поступлений, наблюдающейся в исследуемом периоде, связана с развитием налогового контроля в стране, однако это не исключает ряда имеющихся проблем. Например, введение онлайн-касс в 2018 году стало обязательным для категории налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, приносящую доход, без образования юридического лица. Увеличение количества поданных деклараций по форме 6-НДФЛ позволило с одной стороны увеличить контроль «чистых» заработных плат, тем самым повысить количество поступлений налога в бюджет, с другой стороны возможность предоставления в электронном формате (обязанность - при численности сотрудников от 10 человек) сделало процедуру комфортнее для налогоплательщика.
С 1 февраля 2018 года налоговые органы Российской Федерации используют в своей деятельности программный комплекс «АСК НДС-3», который расширил возможности анализа налоговых услуг и предоставил более широкие возможности для обработки сведений об операциях по счетам налогоплательщиков, автоматически строящих денежные потоки и цепочки НДС. Нововведением в деятельности налоговых органов является технология Big Data (больших данных), позволяющая создавать персонализированные услуги[5].
В 2019 г. введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Налог-3» - ресурс, на котором в электронном виде содержатся все данные о налогоплательщике, что гарантирует соблюдение всех регламентных процедур налоговыми органами и позволяет снизить трудозатраты налоговых органов при осуществлении налогового контроля. Кроме указанного ранее функционала через «Личный кабинет налогоплательщика» физические лица имеют возможность подать налоговую декларацию о доходах
При стремительном процессе цифровизации, особенно актуальным является вопрос повышения результативности налогового контроля. В целом, налоговая цифровизация включает следующие стадии [6]:
1) «цифровая зрелость», включающая создание веб-сайтов, персональных электронных сервисов, электронный документооборот и отчетность;
2) «полностью цифровая организация» процессов администрирования, предполагающая создание мобильных приложений, индивидуальных проактивных сервисов);
3) «адаптивная платформа» (2025 г.), которая соединяет 1Т платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени. Функционирование данной платформы обеспечивается технологией блокчейн. Как отмечалось Мишустиным М. В., цифровая экосистема способна сделать экономику прозрачной по умолчанию[7]. Таким образом информационные технологии помогут налоговым органам вести учет вышедших из «тени» налогоплательщиков и обеспечат результативность контроля путем особого порядка регистрации.
Следующим важным аспектом в рамках цифровизации представляется закономерным переход от строгого контроля за соблюдением налогового законодательства к созданию доверительных отношений между ФНС и налогоплательщиками. В связи с этим обоснованно повышать эффективность предоставления государственных услуг, в том числе развивать официальный сайт ФНС РФ, электронные сервисы взаимодействия с гражданами, интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физически лиц», разработка программного обеспечения подсистемы общего назначения «Внешний информационный обмен» для сохранения необходимого качества обслуживания системы АИС «Налог-3».
Важным шагом к созданию системы, где, по словам М. В. Мишустина, «каждый доход будет отслеживаться от начала до конца» является принятие в 2020 г. закона о создании единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении России. Реестр доходов станет надстройкой над данным реестром данных о населении[7].
На данный момент практическим воплощением данного реестра является (ЕГР ЗАГС). В целом, путем законодательного и практического совершенствования Единого государственного реестра ЗАГС возможно существенно снизить риски, имеющиеся при создании информационного реестра населения с последующей надстройкой реестра доходов, который сделает существенный шаг в развитии налогообложения.
Для повышения качества государственных услуг необходимо постоянное повышение квалификации налоговых служащих, в том числе за счет интерактивного обучения. Благоприятно скажется регулярное дистанционное взаимодействие между органами разных регионов для обмена опытом на всех уровнях структуры, в том числе по причине того, что наблюдается концентрация информации на уровне налоговых инспекций, что при недостаточной квалификации налогового инспектора приводит к необъективности обработки информации.
Необходимо учитывать и новые риски созданные глобальной циф-ровизацией. В вопросах цифровых финансовых услуг и использования технологий для новых способов получения дохода следует говорить об обработке «big data», постоянно расширять источники информации, снижать барьер понятия «налоговая тайна» для создания новой модели налогового контроля.
Обобщая, отметим, что важными направлениями совершенствования на пути к созданию единого цифрового пространства для прозрачности всех операций по получению дохода является:
- модернизация текущего камерального налогового контроля и сокращение трудовых издержек налогового органа;
- проведение работы с налогоплательщиками и мотивирование использования информационных технологий;
- разработка алгоритма выявления и работы с фирмами -«однодневками»;
- повышение качества предоставляемых государственных услуг и информационных сервисов;
- популяризация новой модели налогового самоначисления.
Подводя итог, отметим, что налоговый контроль на современном
этапе развития является весьма эффективным, однако при стремительном развитии цифровой экономики нуждается в постоянной реформации. Налогообложение сейчас должно изменяться при помощи совершенно новых информационных технологий, обеспечивающих автоматизированные процессы налогового контроля. Все это приблизит налогообложение к прозрачной деятельности и введению «адаптивной платформы», в рамках которой налоговый контроль модернизируется, но не потеряет своего значения.
Список использованных источников
1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ. -правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Морозова Г. В. Развитие системы налогообложения доходов физических лиц / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Саранск, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2009.
3. Морозова Г. В., Дерина О.В. Налогообложение доходов физических лиц в странах ЕАЭС в условиях гармонизации налоговых отношений/ Г. В. Морозова, О. В. Дерина// Вектор экономики.- 2017.- № 3(9).- С. 13.
4. Сайт Федеральной налоговой службы Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn13/
5. Зверева Т. В. Снижение налоговых рисков государства в условиях цифровой экономики / Т. В. Зверева // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2018. - № 2 (24). - С. 195-199.
6. Тадвизер // Информационные технологии в Федеральной налоговой службе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/a/313483.
7. Мишустин М.В. ФНС России использует прорывные технологии, чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/ activities_fts/6973314
IMPROVING TAX CONTROL IN THE FIELD OF PERSONAL INCOME TAXATION IN THE DIGITAL REALITY ENVIRONMENT
Morozova G. V.**
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor [email protected]
** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia
Abstract:
The article shows the role of tax control over the taxation of personal income as an important tool for maintaining tax discipline and increasing the level of tax collection and identifies trends in control activities on the example of the Republic of Mordovia. The article considers the results and possibilities of digitalization of control activities of tax authorities, in particular, it evaluates the results of the implementation of the VAT-2 and VAT-3 automated control systems, and online taxpayer accounts. The study resulted in recommendations for improving tax control in the context of digital transformation.
Keywords:
digital transformation, taxation of personal income, tax control, Big Data, Tax-3, taxpayer's personal account.