Научная статья на тему 'Правовое регулирование труда инвалидов'

Правовое регулирование труда инвалидов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1810
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД ИНВАЛИДОВ / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ИНВАЛИДОВ / УСЛОВИЯ ТРУДА ИНВАЛИДОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аббасов П. Р., Шкаликова С. М.

В статье на основе анализа норм, действующего федерального и регионального законодательства выявляются проблемы правового регулирования труда инвалидов. В целях реализации права на труд инвалидов авторами сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, направленного на формирование единых требований к установлению механизма квотирования рабочих мест для инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование труда инвалидов»

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Аббасов П.Р.

к. ю. н., доцент,

ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»,

г. Челябинск, Россия Шкаликова С.М. Студентка 3 курса

ОУ ВО «Южно-уральский институт управления и экономики»,

г. Челябинск, Россия

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНВАЛИДОВ

Аннотация. В статье на основе анализа норм, действующего федерального и регионального законодательства выявляются проблемы правового регулирования труда инвалидов. В целях реализации права на труд инвалидов авторами сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, направленного на формирование единых требований к установлению механизма квотирования рабочих мест для инвалидов.

Ключевые слова: труд инвалидов, квотирование рабочих мест инвалидов, условия труда инвалидов.

Abbasov P.R.

PhD., Associate Professor South Ural Institute of Management and Economics,

Chelyabinsk, Russia Shkalikova S.M.

3rd year student

South Ural Institute of Management and Economics,

Chelyabinsk, Russia

LEGAL REGULATION OF WORK OF PERSONS WITH DISABILITIES

Abstract. The article on the basis of the analysis of the norms, the current federal and regional legislation identifies the problems of legal regulation of the work of disabled people. In order to implement the right to work of persons with disabili-

ties, the authors formulated proposals for the improvement of legislation aimed at creating uniform requirements for establishing a mechanism for quoting jobs for people with disabilities.

Key words: work of persons with disabilities, quoting of jobs for persons with disabilities, working conditions of persons with disabilities.

Свобода труда признается главным принципом трудового права, который закреплен в Конституции РФ, согласно п. 1 ст. 37: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии». Право на труд является неотъемлемым правом каждого гражданина, в том числе и инвалида, не смотря на наличие заболеваний, является недопустимым препятствие рассмотрения инвалида, как полноправного гражданина в осуществлении трудовой деятельности. Одной из проблем современного общества является осуществление правового регулирования труда инвалидов. На современном этапе работодатель остается не заинтересованным в трудоустройстве инвалидов, в связи с наличием на рынке труда большого выбора трудоспособных работников. Так, по официальным данным на 1 января 2018 года в Российской Федерации зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности, из них сведений о работающих инвалидах, состоящих на учете в системе пенсионного фонда Российской Федерации составляет 1,6 млн человек [4].

Общие правила о труде инвалидов содержатся в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», данный закон устанавливает нормы об обеспечении занятости инвалидов (ст. 20), закрепляет понятие специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (ст. 22). Ст. 23 регулирует условия труда инвалида:

- инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

- не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками;

- для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранение полной оплаты труда;

- привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья;

- инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Стоить отметить, что Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ не имеет специальной статьи, регулирующей особенности трудового статуса инвалидов. Однако он оговаривается в отдельных статьях ТК РФ, например, в ст. 96 регламентируется работа инвалидов в ночное время, в ст. 99 регламентируется сверхурочную работу инвалидов, в ст. 113 регулируется работа инвалидов в выходные и праздничные дни. Исходя из этого, можно сказать о том, что работающие инвалиды попадают под действие норм трудового законодательства, общих для всех работников.

На сегодняшний день, можно отметить введение нового нормативно-правового акта «Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57958-2017 «Условия труда инвалидов. Требования доступности и безопасности» от 01.01.2019 г. В данном документе устанавливаются общие требования доступности и безопасности условий труда инвалидов в целях содействия повышению уровня качества и безопасности реабилитационных услуг, их эффективности при проведении реабилитационных мероприятий. Настоящий стандарт распространяется на учреждения, организации и предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, где могут быть созданы дополнительные рабочие места (в том числе специальные) для трудоустройства инвалидов.

Обязанности работодателя по созданию необходимых условий труда являются одними из важнейших предпосылок для достойной реализации инвалидами права на труд [1, с. 288]. Согласно ст. 21 Закона «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» работодателям устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Вместе с тем данная сфера передана в регулирование субъектов Российской Федерации, которые сами устанавливают квоту в рамках, установленной федеральным законодательством. Как отмечает Р.Н. Жаворонков, квотирование требует трудоустройства инвалида, невзирая на его деловые качества, поскольку в случае отказа в приеме на работу инвалида в счет квоты наступает административная ответственность, что лишает работодателя возможности выбора наиболее подходящих для него работников-инвалидов [3, с. 32]. Однако, по мнению людей с ограниченными возможностями, одной из причин трудности с тру-

доустройством является несоблюдение работодателями требований к квотированию рабочих мест для инвалидов [2].

Анализ состояния регионального законодательства позволяет сделать вывод, что далеко не в каждом субъекте Российской Федерации закреплены правовые основы установления квоты для приема на работу инвалидов. Так, например, из шести субъектов Российской Федерации входящих в состав Уральского федерального округа (Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ) только в четырех приняты соответствующие законы: Закон Курганской области от 28.10.2002 г. №238 «О квоте для приема на работу инвалидов в Курганской области», Закон Челябинской области от 27.03.2003 № 836 «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в Челябинской области», Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23.12.2004 г. №89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийской автономном округе-Югре», Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2008 г. № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономно округе».

Отсутствие на федеральном уровне каких-либо общих требований к порядку установлении квоты приводит к тому, что в региональных законах используются абсолютно разные подходы в составлении документов и выделении в них отдельных норм о квотировании. Так, например, в законе Челябинской области установлено понятие «квота для приема на работу инвалидов» и «квотирование рабочих мест», в законе Ханты-Мансийского автономного округа закреплено понятие «квоты», в законе Ямало-Ненецкого автономного округа установлены понятия «квота», «квотирование рабочих мест», «квотируемые рабочие места», в законе Курганской области вовсе отсутствует пункт с понятиями, используемыми в законе. Также стоит отметить, что одинаковые понятия в законе каждого субъекта трактуются по-разному. Кроме того, в законе Ханты-Мансийского автономного округа закреплены условия установления квоты для приема на работу инвалидов, в законе Челябинской области и курганской области данные условия отсутствуют.

В Тюменской области действует Закон Тюменской области от 31.03.2000 г. № 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области». Данный закон определяет правовые основы социальных гарантий обеспечения занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии с действующим законодательством. Со-

гласно п. «к» ст. 2 данного документа инвалиды относятся к категориям лиц, для которых осуществляется квотирование рабочих мест. Таким образом, законодательство Тюменской области не предусматривает отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий именно квотирование рабочих мест инвалидов, что говорит о приравнивании инвалидов к здоровой категории граждан.

Квота для приема на работу инвалидов Свердловской области закреплена в ст. 7 в Законе Свердловской области от 25.03.2013 г. № 23-03 «О содействии занятости населения в Свердловской области», что говорит о полном отсутствии закрепления порядка квотирования рабочих мест в Свердловской области.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время необходимо закрепление на федеральном уровне единых законодательных требований к установлению механизма квотирования на всей территории Российской Федерации и создание на их основе законодательства в субъектах Российской Федерации, учитывающего региональные особенности территорий.

Список литературы

1. Аббасова Е.В. Инвалиды на рынке труда: проблемные вопросы, пути их решения / Е.В. Аббасова, В.А. Васильев // Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, посвященной 20-летию Южно-Уральского института управления и экономики. - 2018. - С. 288-293.

2. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Обеспечение трудоустройства и профобразования инвалидов как одно из приоритетных направлений социальной политики // Об актуальных вопросах социально политики в Российской Федерации (материалы к «правительственному часу» на тему «О приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу» 360 заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 2014): Аналитический вестник - 2014. - № 24 (542). - С. 28-41.

3. Жаворонков Р.Н. Проблемы правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов / Р.Н. Жаворонков // Вестник ОмЮА - 2014. -№ 2. - С. 31-35

4. Уровень инвалидизации в Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения 15.03.2019 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.