Научная статья на тему 'Перспективы правотворчества субъектов РФ по реализации прав и свобод граждан в сфере труда'

Перспективы правотворчества субъектов РФ по реализации прав и свобод граждан в сфере труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРАВО НА ТРУД / СВОБОДА ТРУДА / КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / LAWMAKING / RIGHT TO WORK / FREEDOM OF LABOR / ESTABLISHMENT OF JOB QUOTAS / REGULATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лещенко Анна Хачатуровна

Реализация субъектами Федерации предоставленного им права на повышение уровня трудовых прав, свобод и гарантий работников путем принятия законодательных актов производится по трем основным направлениям: установление правового режима институтов на региональном уровне, повышение уровня трудового права (регулирование непосредственно качеств условий труда), опережающее регулирование по вопросам установления трудовых прав. Например, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах был принят закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в Тюменской области также был издан подобный закон, но с гораздо более расширенным перечнем лиц, имеющих право на трудовую квоту (выпускники образовательных учреждений разного уровня, дети-сироты, дети из неполных семей, из семей, потерявших кормильца, и т. д.). Кроме того, в вышеупомянутых субъектах РФ были приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере социального партнерства, в частности по вопросам учреждения и функционирования трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Автор констатирует разный уровень сформированности законодательной базы в области труда в указанных северных субъектах Федерации (к примеру, 14 статей закона «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе Югре» уже утратили свою силу) и определяет перспективы правотворчества субъектов РФ по реализации прав и свобод граждан в сфере труда: это корректировка положений ст. 6 ТК РФ, обобщение и систематизация нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере условий и охраны труда, а также дальнейшее развитие информационной функции государственных инспекций труда в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лещенко Анна Хачатуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF LAWMAKING ON LABOUR RIGHTS AND FREEDOMS BY THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The regions of the Russian Federation execute their granted right to advance the level of labour rights, freedoms and guarantees by making laws in three main areas: establishment of the legal status of regional institutions, advancement of labour law (regulation of work conditions), anticipatory regulation on establishing of labour rights. For example, the Khanty-Mansi and Yamal-Nenets Autonomous Districts adopted a law on job quotas for people with disabilities, in the Tyumen region a similar law was also issued, but with a much expanded list of persons entitled to job quota (graduates of educational institutions, orphans, children from single-parent families or families that lost their breadwinner, and others). In addition, the above-mentioned regions of Russia have adopted the legislative acts regulating relations in the social partnership sphere, in particular regarding the establishment and functioning of tripartite committees for the regulation of social and labor relations. The author notes a different development level of the labour legislation in the mentioned northern federal subjects of Russia (for instance, 14 articles of the law “On protection of labor in the Khanty-Mansi Autonomous District Yugra" has already lost their effect) and determines the law-making prospects of the Russian Federation subjects in the sphere of labour rights and freedoms of citizens. It is an adjustment of the article 6 of the Labour Code of the Russian Federation, generalization and systematization of regulatory legal enactments of the Russian Federation subjects regarding the working conditions and labour safety, as well as subsequent development of the information function of the state labor inspections in the regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Перспективы правотворчества субъектов РФ по реализации прав и свобод граждан в сфере труда»

УДК 349.2

Лещенко Анна Хачатуровна

ведущий юрисконсульт ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ РФ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В СФЕРЕ ТРУДА

Резюме:

Реализация субъектами Федерации предоставленного им права на повышение уровня трудовых прав, свобод и гарантий работников путем принятия законодательных актов производится по трем основным направлениям: установление правового режима институтов на региональном уровне, повышение уровня трудового права (регулирование непосредственно качеств условий труда), опережающее регулирование по вопросам установления трудовых прав. Например, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах был принят закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в Тюменской области также был издан подобный закон, но с гораздо более расширенным перечнем лиц, имеющих право на трудовую квоту (выпускники образовательных учреждений разного уровня, дети-сироты, дети из неполных семей, из семей, потерявших кормильца, и т. д.).

Кроме того, в вышеупомянутых субъектах РФ были приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере социального партнерства, в частности по вопросам учреждения и функционирования трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Автор констатирует разный уровень сформиро-ванности законодательной базы в области труда в указанных северных субъектах Федерации (к примеру, 14 статей закона «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» уже утра-тили свою силу) и определяет перспективы правотворчества субъектов РФ по реализации прав и свобод граждан в сфере труда: это корректировка положений ст. 6 ТК РФ, обобщение и систематизация нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере условий и охраны труда, а также дальнейшее развитие информационной функции государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Ключевые слова:

правотворчество, право на труд, свобода труда, квотирование рабочих мест, регулирование социально-трудовых отношений.

Leshchenko Anna Khachaturovna Leading Legal advisor, “ER-Telecom Holding”, Ltd

THE PROSPECTS OF LAWMAKING ON LABOUR RIGHTS AND FREEDOMS BY THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Summary:

The regions of the Russian Federation execute their granted right to advance the level of labour rights, freedoms and guarantees by making laws in three main areas: establishment of the legal status of regional institutions, advancement of labour law (regulation of work conditions), anticipatory regulation on establishing of labour rights. For example, the Khanty-Mansi and Yamal-Nenets Autonomous Districts adopted a law on job quotas for people with disabilities, in the Tyumen region a similar law was also issued, but with a much expanded list of persons entitled to job quota (graduates of educational institutions, orphans, children from single-parent families or families that lost their breadwinner, and others).

In addition, the above-mentioned regions of Russia have adopted the legislative acts regulating relations in the social partnership sphere, in particular regarding the establishment and functioning of tripartite committees for the regulation of social and labor relations.

The author notes a different development level of the labour legislation in the mentioned northern federal subjects of Russia (for instance, 14 articles of the law “On protection of labor in the Khanty-Mansi Autonomous District - Yugra" has already lost their effect) and determines the law-making prospects of the Russian Federation subjects in the sphere of labour rights and freedoms of citizens. It is an adjustment of the article 6 of the Labour Code of the Russian Federation, generalization and systematization of regulatory legal enactments of the Russian Federation subjects regarding the working conditions and labour safety, as well as subsequent development of the information function of the state labor inspections in the regions of the Russian Federation.

Keywords:

lawmaking, right to work, freedom of labor, establishment of job quotas, regulation of social and labor relations.

На сегодняшний день единственной реально действующей и совершенствующейся сферой правотворческой деятельности субъектов РФ в области права на труд, закрепленного Конституцией, остается реализация предоставленного субъектам Федерации права повышения уровня трудовых прав, свобод и гарантий работников. Компетенция субъектов РФ по вопросам регулирования трудовых отношений, по замечанию А.Ф. Нуртдиновой, распределяется по следующим направлениям: а) установление правового режима институтов, создаваемых на региональном уровне (трехсторонние комиссии, региональные соглашения и т. п.); б) повышение уровня трудовых прав в узком смысле слова, то есть прав, касающихся условий труда (установление дополнительных прав, их гарантий, льгот и преимуществ); в) опережающее регулирование по вопросам установления условий труда (установление всех процедур в трудовом праве, включая порядок

разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, относится к полномочиям федеральных органов власти) [1, с. 38].

В рамках настоящей статьи представлен анализ законодательства северных субъектов РФ (Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов) в сфере реализации конституционных прав и свобод в области труда.

Так, законодательными (представительными) органами Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов приняты законы о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, проживающих на территории области и округов и имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. При этом в Тюменской области законодатели существенно расширили предмет регулирования данного нормативного акта.

В законе Тюменской области № 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» (в ред. от 08.05.2013) к лицам, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, отнесены: а) выпускники общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; б) лица моложе 18 лет: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; выпускники детских домов; несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или окончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными; дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей; дети из неполных семей; дети из семей, потерявших кормильца; дети беженцев и вынужденных переселенцев и т. д. [2].

Похожая ситуация складывается и в сфере правового регулирования социального партнерства на региональном уровне, в частности в вопросах учреждения и функционирования трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В Ханты-Мансийском автономном округе (далее - ХМАО) действует соответствующий закон, закрепляющий цели, задачи, порядок формирования, деятельности и принятия решений трехсторонней комиссией, права комиссии, права и обязанности членов комиссии.

Подобный закон принят и в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ЯНАО), однако получил название «О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе» [3]. В систему органов социального партнерства закон включил: а) постоянно действующий окружной орган - трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений автономного округа; б) постоянно действующий окружной орган на территориальном уровне - территориальную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений соответствующих муниципальных образований; в) отраслевые (межотраслевые) комиссии регионального и территориального уровня социального партнерства (формируются при необходимости) (ст. 2).

Организация социального партнерства в Тюменской области регулируется гл. 3 закона области «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области» [4]. В соответствии со ст. 8 указанного нормативного правового акта, социальное партнерство в Тюменской области осуществляется в формах: 1) коллективных переговоров по подготовке проектов и заключению коллективных договоров, соглашений; 2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; 3) участия работников, их представителей в управлении организацией; 4) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров; 5) в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Сравнительный анализ законодательства трех северных субъектов показал, что наиболее широко правотворческая деятельность по реализации конституционных прав и свобод в сфере труда реализована в Ямало-Ненецком автономном округе. В частности, помимо вышеуказанных, в округе действует ряд законов в сфере труда, наиболее ранний из которых - закон от 16.12.2004 № 89-ЗАО (ред. от 27.04.2011) «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯмалоНенецкого автономного округа» [5].

В ХМАО, в отличие от соседнего ЯНАО, принят единый нормативный правовой акт об охране труда - закон ХМАО от 10.02.1998 № 2-оз (ред. от 25.06.2012) «Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [6], состоящий, однако, из 20 статей, 14 из которых исключены либо утратили силу. Поэтому фактически закон содержит одну реально действующую ст. 11, где охарактеризованы полномочия органов государственной власти ХМАО - Югры в области охраны труда. Этого явно недостаточно для полноценного правового регулирования данной сферы, на что законодателям округа следует обратить свое внимание в первую очередь.

В округе действует закон ХМАО - Югры от 09.12.2004 № 77-оз (ред. от 28.09.2012) «Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа -

Югры», закрепляющий размеры базовых окладов и систему оплаты труда работников государственных учреждений округа. Порядок и размер страховых выплат по обязательному государственному страхованию лиц, замещающих государственные должности, в ХМАО установлен законом ХМАО - Югры от 24.10.2005 № 88-оз (ред. от 30.04.2011).

Что касается Тюменской области, то здесь базовым нормативным правовым актом в сфере реализации конституционного права граждан на труд является закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 (ред. от 04.04.2013) «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области» [7]. Он представляет собой как раз систематизированный источник, регулирующий вопросы, связанные с осуществлением полномочий областных органов государственной власти в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений; правами профсоюзов в указанной сфере; оплатой и стимулированием труда работников государственных и муниципальных учреждений и т. д. Фактически наличие данного комплексного областного закона обусловило отсутствие параллельного законодательного регулирования трудовых отношений в Тюменской области, в то время как конкретизация положений закона проводится в рамках постановлений и распоряжений губернатора и правительства области в сфере условий и охраны труда.

Таким образом, следует констатировать, что нормативная база в рамках осуществления субъектами федерации функций по реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере труда в ЯНАО, ХМАО и Тюменской области сформирована в большей или меньшей степени. При этом субъекты отличаются друг от друга по уровню и интенсивности правового регулирования условий и охраны труда, введения норм о дополнительных гарантиях и трудовых прав для жителей соответствующих регионов. Основными направлениями законодательной деятельности являются корректировка положений ст. 6 ТК РФ, обобщение и систематизация нормативных правовых актов субъектов РФ в сфере условий и охраны труда, а также дальнейшее развитие информационной функции государственных инспекций труда в субъектах РФ.

Ссылки:

1. Нуртдинова А.Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты // Журнал российского права. 2003. № 7.

2. О квотировании рабочих мест в тюменской области : закон Тюменской области от 31.03.2000 № 168 (ред. от 08.05.2013) // Тюменские известия. № 64. 2000. 6 апр.

3. О социальном партнерстве в сфере труда в Ямало-Ненецком автономном округе : закон ЯНАО от 22.06.2007 № 78-ЗАО (ред. от 23.12.2010) (принят Государственной думой Ямало-Ненецкого автономного округа 20.06.2007) // Красный Север. № 128. Спецвыпуск № 54-55. 2007. 6 июля.

4. О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области : закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 (ред. от 04.04.2013) (принят Тюменской областной думой 24.06.2003) // Вестник Тюменской областной Думы. № 11. 2003. Июнь.

5. О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа : закон ЯНАО от 16.12.2004 № 89-ЗАО (ред. от 27.04.2011) (принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 24.11.2004) // Ведомости Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа. № 8/2. 2004. Ноябрь.

6. Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [Электронный ресурс] : закон ХМАО от 10.02.1998

№ 2-оз (ред. от 25.06.2012) // СПС «Консультант Плюс». 11РС: http://base.consultant.ru/reg-

base/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW926;n=80910 (дата обращения: 21.09.2014).

7. О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области [Электронный ресурс] : закон Тюменской области от 08.07.2003 № 155 (ред. от 04.04.2013) // Правительство Тюменской области. 1^: http://trud.admtyumen.ru/zan_to/law/details.htm?id=10451839@egNPA&m=v (дата обращения: 21.09.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.