Научная статья на тему 'Правовое регулирование суда с участием присяжных заседателей как компонента устойчивого развития России'

Правовое регулирование суда с участием присяжных заседателей как компонента устойчивого развития России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
704
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД ПРИСЯЖНЫХ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / JURY TRIAL / RULE OF LAW / CIVIL SOCIETY / SUSTAINABLE DEVELOPMEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудко Н.А., Прусс А.Р.

Имплементация идеи устойчивого развития предполагает осуществление государством комплекса мер в социальной и политической сферах общества. Показателями прогресса в достиженииэтой цели являются уровень реализации прав и свобод граждан, развития правовой культуры, правовой грамотности, а также формирование правового государства и гражданского общества, диалога между ними. Одним из способов такого взаимодействия между государством и обществом в Российской Федерации является суд с участием присяжных заседателей. Несмотря на длительный сроксуществования этого социального и правового института, его правовое регулирование не является стабильным и осуществляется в отсутствии выработанной законодателем концепции развития.Очередные предполагаемые в 2020 г. изменения коснутся подсудности составов преступлений судус участием присяжных заседателей. В связи с этим вопросы нормативно-правовой регламентациии организации деятельности суда с участием присяжных заседателей продолжают вызывать научный интерес и являются актуальными. Авторами исследованы нормативно-правовые акты, мнения ученых по этому вопросу, статистические сведения и судебная практика. На основе их анализаи с учетом практических данных сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию правовой основы суда с участием присяжных заседателей как компонента устойчивого развития Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE COURT WITH THE PARTICIPATION OF JURORS AS A COMPONENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA

The implementation of the idea of sustainable development implies the implementation by the State of aset of measures in the social and political spheres of society. Indicators of progress towards achieving this goalare the level of realization of citizens «rights and freedoms, the development of legal culture, legal literacy, aswell as the formation of the rule of law State and civil society and dialogue between them. One way of suchinteraction between the State and society in the Russian Federation is through jury trials. Despite the longperiod of existence of this social and legal institution, its legal regulation is not stable and is carried out inthe absence of the concept of development developed by the legislator. The next changes proposed in 2020will affect the jurisdiction of the crimes to the court with the participation of jurors. In this regard, issues ofregulatory and legal regulation and organization of the activities of the jury court continue to be of scientificinterest and are relevant. The authors studied normative and legal acts, opinions of scientists on this issue,statistical information and court practice. On the basis of their analysis and taking into account practicaldata, proposals have been formulated to further improve the legal basis of the jury court as a component ofthe sustainable development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование суда с участием присяжных заседателей как компонента устойчивого развития России»

13. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.11.2019 № 44-АПА19-33 «Об оставлении без изменения решения Пермского краевого суда от 14.06.2019, которым отказано в удовлетворении административного иска о признании не действующим в части Приложения к постановлению правительства Пермского края от 30.10.2017 № 879-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п «Об утверждении Схемы территориального планирования Пермского края» // Консультант-Плюс (дата обращения: 28.02.2020).

14. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.04.2016 № АПЛ 16-111 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 17.12.2015 № АКПИ15-1263, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта «б» пункта 1 Изменений, которые вносятся в схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. № 384-р, которые утв. распоряжением Правительства РФ от 14.07.2015 № 1361-р // КонсультантПлюс (дата обращения: 28.02.2020).

15. Шибиченко Г. И. Зарубежный опыт стратегического планирования развития муниципального образования // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 14.

16. Дашиева А. Л. Стратегическое планирование в муниципальном образовании // Молодой ученый. 2010. № 4.

17. Актуальный опыт зарубежных стран по развитию государственных систем стратегического планирования (часть 2) / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сласти-хина. М., 2016. 40 с.

18. Курбатов И. А. Конституционные основы государственного планирования: системно-логический анализ // Успехи современной науки. 2016. № 10.

УДК 343.1 15 ББК 67.410.2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУДА С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ КАК КОМПОНЕНТА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Н. А. Дудко1, А. Р. Прусс2

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

2 Алтайский краевой суд (Барнаул, Россия)

Имплементация идеи устойчивого развития предполагает осуществление государством комплекса мер в социальной и политической сферах общества. Показателями прогресса в достижении этой цели являются уровень реализации прав и свобод граждан, развития правовой культуры, правовой грамотности, а также формирование правового государства и гражданского общества, диалога между ними. Одним из способов такого взаимодействия между государством и обществом в Российской Федерации является суд с участием присяжных заседателей. Несмотря на длительный срок существования этого социального и правового института, его правовое регулирование не является стабильным и осуществляется в отсутствии выработанной законодателем концепции развития. Очередные предполагаемые в 2020 г. изменения коснутся подсудности составов преступлений суду с участием присяжных заседателей. В связи с этим вопросы нормативно-правовой регламентации и организации деятельности суда с участием присяжных заседателей продолжают вызывать науч-

ный интерес и являются актуальными. Авторами исследованы нормативно-правовые акты, мнения ученых по этому вопросу, статистические сведения и судебная практика. На основе их анализа и с учетом практических данных сформулированы предложения по дальнейшему совершенствованию правовой основы суда с участием присяжных заседателей как компонента устойчивого развития Российской Федерации.

Ключевые слова: суд присяжных, правовое государство, гражданское общество, устойчивое развитие.

LEGAL REGULATION OF THE COURT WITH THE PARTICIPATION OF JURORS AS A COMPONENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RUSSIA

N. A. Dudko1, A. R. Pruss2

1 Altai State University (Barnaul, Russia)

2 Altai Regional Court (Barnaul, Russia)

The implementation of the idea of sustainable development implies the implementation by the State of a set of measures in the social and political spheres of society. Indicators of progress towards achieving this goal are the level of realization of citizens «rights and freedoms, the development of legal culture, legal literacy, as well as the formation of the rule of law State and civil society and dialogue between them. One way of such interaction between the State and society in the Russian Federation is through jury trials. Despite the long period of existence of this social and legal institution, its legal regulation is not stable and is carried out in the absence of the concept of development developed by the legislator. The next changes proposed in 2020 will affect the jurisdiction of the crimes to the court with the participation of jurors. In this regard, issues of regulatory and legal regulation and organization of the activities of the jury court continue to be of scientific interest and are relevant. The authors studied normative and legal acts, opinions of scientists on this issue, statistical information and court practice. On the basis of their analysis and taking into account practical data, proposals have been formulated to further improve the legal basis of the jury court as a component of the sustainable development of the Russian Federation.

Keywords: Jury trial, rule of law, civil society, sustainable development.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)2.5

Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности, определяется понятием «устойчивое развитие», введенным в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 г. [1].

Формирование содержания этого понятия осуществлялось длительный период и продолжается до настоящего времени, что связано с его комплексным характером. Важнейшим международным актом в области определения понятия «устойчивое развитие» и его содержания стала Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции Организации Объединенных Наций 14 июня 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро. Основанная на общих принципах международного права Декларация определила концептуальный подход к понятию устойчивого развития, провозгласив основные 27 рекомендательных принципов его достижения человеческой цивилизацией [2]. Установив общие черты модели концепции устойчивого развития, мировое сообщество исходило из самостоятельного решения государствами поставленных задач перехода к устойчивому развитию, с учетом особенностей каждого из них. В связи с этим указанные международные принципы получили закрепление и дальнейшее развитие в национальном законодательстве многих стран, оказав существенное влияние на правотворчество в области экономики, охраны окружающей среды, а также в социальной и правовой сферах жизни общества.

Принципиальные основы перехода Российской Федерации к устойчивому развитию определены Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [3]. Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает, во-первых, разработку системы программных и прогнозных документов. Создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, образует одно из основных направлений перехода России к устойчивому развитию. Во-вторых, государству и его органам отводится ведущая роль в создании условий, обеспечивающих решение задач устойчивого развития. К таким основным условиям относится обеспечение прав и свобод граждан, показатель которого образует степень реализации прав человека.

Важным институтом гражданского общества, показателем уровня правовой культуры, грамотности, активности участия граждан в делах государства является суд с участием присяжных заседателей.

Посредством рассмотрения уголовных дел судом с участием присяжных заседателей реализуется не только право граждан на участие в осуществлении правосудия, но и право обвиняемого на выбор формы судебного производства. Закрепление этого права в Конституции Российской Федерации 1993 г. [4] — результат многолетних дискуссий о необходимости и целесообразности суда с участием присяжных заседателей. Суд присяжных — это сложная форма судебного производства, для применения которой требуются не только практические навыки, но и теоретическое понимание уголовно-процессуальных норм и институтов [5, с. 4]. В связи с этим выявляемые в ходе теоретических исследований и практической деятельности проблемы суда с участием присяжных заседателей не утрачивают актуальности и в настоящее время в связи с его дальнейшим реформированием.

Базовым и наиболее сложным является вопрос о том, какие уголовные дела могут рассматриваться с участием присяжных заседателей. Важно не допустить ошибку в установлении надлежащей подсудности уголовного дела. Необходимо учитывать не только то, что предметная подсудность сочетается с подсудностью по составу суда, но и наличие ходатайства обвиняемого о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. При определении подсудности уголовного дела суду присяжных следует руководствоваться общими положениями института подсудности, нормами Конституции РФ и правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Статья 47 Конституции РФ: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Постановление Конституционного Суда РФ № 3-п от 2 февраля 1999 г.: подсудность дел должна определяться законом, закрепляющим критерии, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяли бы, в каком конкретном суде подлежит рассмотрению то или иное уголовное дело [6]. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 2014 г. № 16-П: дифференциация подсудности уголовных дел может осуществляться федеральным законодателем по признаку наиболее строгого наказания в виде пожизненного лишения свободы или смертной казни [7].

Действительно, законодательно должны быть закреплены четкие критерии (общие правила) для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Например, в качестве такого критерия могут быть использованы характер и степень общественной опасности деяния (тяжкие и особо тяжкие преступления).

За период действия УПК РФ с 2002 г. число составов преступлений, подсудных суду присяжных, существенно сократилось. Например, сокращение подсудности суда присяжных было закреплено в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 321 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму» [8] и Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 432 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» [9]. Из подсудности суда с участием присяжных заседателей были выведены составы тяжких и особо тяжких преступлений против общественной безопасности (ст. 205, ч. 2-4 ст. 206, ч. 1 ст. 208, ч. 1 ст. 212 УК РФ), против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275, 276, 278, 281 УК РФ), а также против половой свободы и половой неприкосновенности личности (ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132, ч. 6 ст. 134 УК РФ).

Дополнительно еще больше сократилась подсудность суда присяжных после принятия Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 217 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-про-

цессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства» [10]. Значительная часть составов преступлений из краевого (областного) суда были переданы в подсудность районных судов, в которых суд присяжных не действовал. Одновременно в праве на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей были ограничены женщины; мужчины, достигшие возраста 65 лет; лица, чья преступная деятельность была пресечена на стадии приготовления или покушения, а также несовершеннолетние [11-13].

Таким образом, с 2008 г. подсудность суда с участием присяжных заседателей сократилась более чем в два раза. Считаем, что значительное сокращение подсудности уголовных дел суду присяжных было необоснованным. Сокращение подсудности повлекло и существенное сокращение количества дел, рассмотренных в такой форме. Этот вывод подтверждается данными судебной статистики, опубликованной Судебным Департаментом при Верховном Суде РФ за период с 2009 по 2016 гг. Так, если в 2009 г. правом на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей воспользовались 1311 лиц по 608 уголовным делам, то в 2016 г. — 423 лица по 242 уголовным делам [14].

Вопрос о необходимости увеличения количества составов преступлений, подсудных суду с участием присяжных, дважды (2014, 2019 гг.) обсуждался с участием Президента РФ, Совета по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченных по правам человека. По результатам обсуждения Президент РФ утвердил поручения по совершенствованию законодательства, в которые было включено и требование об увеличении числа составов преступлений, подсудных суду с участием присяжных заседателей [15, 16].

В соответствии с поручениями Президента РФ от 8 декабря 2015 г. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 190 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения институт присяжных заседателей» [17] с 1 июня 2018 г. суд присяжных был введен в районных судах, гарнизонных военных судах. Поручения Президента от 29 января 2020 г. будут выполнены в текущем 2020 г.

Эффективность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей районными судами в полной мере пока еще сложно оценить. Согласно данным судебной статистики, в России в 2018 г. с участием присяжных заседателей районными судами рассмотрено 91 дело в отношении 103 лиц, в 2019 г. — 474 дела в отношении 585 лиц [18], что в сравнении с общим количеством рассмотренных районными судами уголовных дел составляет крайне незначительную часть.

Анализ изменений уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод об их непоследовательности и противоречивости. С учетом этого необходима разработка единой концепции уголовной и уголовно-процессуальной политики [19, с. 127], определяющей стратегию дальнейшего развития уголовно-процессуального законодательства [20, с. 69]. Единая концепция уголовно-процессуальной политики необходима и для дальнейшего развития и совершенствования суда присяжных.

Относительно расширения подсудности суда с участием присяжных заседателей и возможности рассмотрения ими уголовных дел по преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности, а также против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления («должностным» преступлениям), Президентом РФ на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека было высказано суждение об отсутствии препятствий для этого [21]. 29 января 2020 г. Президент РФ подписал поручения, согласно которым Верховному Суду РФ рекомендовано до 1 июня 2020 г. рассмотреть вопросы о дополнительном расширении перечня составов преступлений, дела о которых подсудны суду с участием присяжных заседателей [16].

Указанное направление развития уголовно-процессуального законодательства было также обозначено Председателем Верховного Суда РФ В. М. Лебедевым на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов Российской Федерации 11-12 февраля 2020 г. По мнению В. М. Лебедева, с учетом наличия у судов РФ достаточного опыта рассмотрения дел с участием присяжных заседателей возможно «распространить эту процедуру на рассмотрение уголовных дел обо всех особо тяжких преступлениях и о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, в материалах которых отсутствуют сведения о государственной тайне» [18].

Несмотря на то, что конкретных законопроектов на рассмотрение в органы законодательной власти еще не внесено, предложение Председателя Верховного Суда РФ получило положительный отклик со стороны профессионального сообщества [22].

Реализация поручений Президента РФ может стать очередной попыткой законодателя улучшить деятельность суда с участием присяжных заседателей, подчеркнуть его конституционно-правовую значимость. Однако указанные предложения требуют не только разрешения проблем экономического и организационного характера, которые объективно усложняют процесс рассмотрения уголовного дела в этой форме судебного производства. По нашему мнению, необходимость комплексного подхода к вносимым изменениям является бесспорной. Наши выводы о путях совершенствования суда присяжных основаны на результатах ранее проведенных исследований, а также имеющихся практических данных.

Являясь конституционным правом граждан, суд с участием присяжных заседателей представляется инструментом реализации государственной политики, а также показателем стремления государства к формированию устойчивого развития в социальной и правовой сферах общества. Условием эффективной деятельности суда присяжных является его надлежащее правовое обеспечение в рамках целостной концепции дальнейшего развития.

Полагаем необходимым:

— установить единый критерий включения составов преступлений в подсудность суда с участием присяжных заседателей с учетом характера и степени общественной опасности преступлений;

— скорректировать нормы УПК РФ для обеспечения реализации принципа юридического равенства при производстве по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей;

— определить конкретные условия ограничения права обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, исключающие произвольное изъятие законодателем из подсудности отдельных составов преступлений;

— разрешить актуальные проблемы организации и деятельности суда с участием присяжных заседателей.

Сформулированные предложения по совершенствованию правовой основы суда с участием присяжных заседателей могут быть использованы в нормотворческой деятельности отечественного законодателя.

Библиографический список

1. Доклад 1987 года Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) при ООН «Наше общее будущее». URL: http://studme.org/297009/ekologiya/kontseptsiya_ustoychivogo_ razvitiya_doklade_mkosr_nashe_obschee_buduschee.

2. Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на Конференции Организации Объединенных наций 14 июня 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/riodecl.shtml.

3. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 15. Ст. 1572.

4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.

5. Дудко Н. А. Поэтапное введение суда присяжных в России : монография. Барнаул, 2013.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан». URL: http://www.ksrf.ru.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 2014 № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. А. Филимонова». URL: http://www.ksrf.ru.

8. Федеральный закон от 30.12.2008 № 321-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 1. Ст. 29.

9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 432-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (1). Ст. 6997.

10. Федеральный закон от 23.07.2013 № 217-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статьи 1 и 3 Федерального закона 2О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» по вопросам совершенствования процедуры апелляционного производства» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 30 (1). Ст. 4050.

11. Дудко Н. А. О конституционном праве обвиняемых (женщин и несовершеннолетних) на суд присяжных // Известия Алтайского государственного университета. Серия «Право». 2016. № 3. С.68-70.

12. Dudko N., Davidov S., & Neymark M. Protection of the constitutional rights of minors accused in the system of social security measures in cross border regions. Proceedings of the International Conference on Sustainable Development of Cross-Border Regions Economic, Social and Security Challenges (ICSDCBR 2019) — Articles Atlantis Press, 318. Retrieved from https://www.atlantis-press.com/proceedings/ icsdcbr-19/125922318.

13. Прусс А. Р. О праве несовершеннолетних обвиняемых на выбор особого порядка судебного разбирательства // Российский следователь. 2017. № 21.

14. Данные судебной статистики (2009-2016). Форма № 1. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/

15. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года, подписанный Президентом РФ 8 декабря 2015 г. URL: http://kremlin.ru/acts/.

16. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека и встречи с уполномоченными по правам человека, утвержденный Президентом 29.01.2020 № Пр-126. URL: http://kremlin.ru/acts/.

17. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения институт присяжных заседателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 26 (1). Ст. 3859.

18. Доклад Председателя Верховного Суда «Итоги деятельности судебной системы в 2019 году». URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28750/.

19. Кириллова Н. П., Смирнова И. Г. (2018). Основные скрипты современной уголовно-процессуальной политики // Всероссийский криминологический журнал. 2018. № 12 (1).

20. Давыдов В. А., Качалова О. В. Современные тенденции развития российского уголовного судопроизводства // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 29.

21. Стенограмма заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека от 10.12.2019. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62285.

22. «Своевременно и необходимо» // Сайт Федеральной палаты адвокатов. URL: http://fparf.ru/ news/fpa/svoevremenno-i-neobkhodimo/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.