Научная статья на тему 'Правовое регулирование социального обслуживания и социальной поддержки граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Правовое регулирование социального обслуживания и социальной поддержки граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2200
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / ТИТУЛЬНЫЙ СПИСОК ПОДЛЕЖАЩИХ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПРИРОДА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН / UTILITIES FOR PAYMENT OF UTILITIES / TITLE LIST OF OBJECTS TO BE REPAIRED / ENTREPRENEURIAL NATURE OF THE PROVISION OF SERVICES / SOCIAL SECURITY FOR POOR CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ключникова Ярославна Анатольевна

Автором обосновывается, что субсидии и компенсации в системе оплаты жилищных и коммунальных услуг можно отнести к самостоятельной сфере социального обеспечения. Анализируются понятия «социальное обеспечение граждан», «государственная социальная помощь», «социальная поддержка». Предлагается относить к социальным услугам предоставление государственной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также ок азание социальной поддержки гражданам в форме предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SOCIAL MAINTENANCE AND SOCIAL SUPPORT OF CITIZENS IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The author substantiates that the subsidies and compensations in the system of payment for housing and utility services can be attributed to separate parts of social security. Discusses the concept of «social security», «state social assistance», «social support». Proposes to refer to social services for the provision of state social assistance in the form of subsidies for payment of premises and utilities, and provision of social support in the form of compensation of expenses of citizens on payment of premises and utilities.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование социального обслуживания и социальной поддержки граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

 Правовое регулирование социального обслуживания и социальной поддержки граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Я.А. Ключникова адвокат Коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный», доцент Департамента правового регулирования экономической длительности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук (г. Москва)

Ярославна Анатольевна Ключникова, [email protected]

Жилищно-коммунальное хозяйство со стратегической точки зрения является важной отраслью экономики Российской Федерации, в рамках которой осуществляется обеспечение граждан ежедневно необходимыми услугами, создающими условия комфортной и безопасной жизнедеятельности. От стабильности и качества оказания жилищно-коммунальных услуг во многом зависит и социальная стабильность общества.

Представляется целесообразным предложенное И.А. Кокиным (см. [7]) разделение сферы жилищно-коммунального хозяйства по видам деятельности на три сектора.

Первый сектор - ресурсоснабжение (производство и поставка ресурсов), удаление и обработка сточных вод, производство и поставка воды (холодной и горячей), те-плоэнергии, электроэнергии.

Второй сектор - управление жилищным фондом, которое осуществляется по следующим направлениям:

• сбор коммунальных платежей;

• посредническая деятельность в расчетах между поставщиками коммунальных услуг и населением;

• определение подрядных организаций в том числе через проведение тендеров;

• заключение договоров, определение стоимости и объемов подрядных работ (составление смет);

• составление титульного списка подлежащих ремонту объектов;

• контроль качества выполненных работ и технического состояния жилищного фонда;

• прием и удовлетворение заявок и жалоб от населения, приемка объемов и качества работ и т. д.

Третий сектор - выполнение подрядных работ, связанных:

• с эксплуатацией и текущим ремонтом жилищного фонда;

• с капитальным ремонтом жилищного фонда;

• с обслуживанием и ремонтом инженерных коммуникаций;

• с благоустройством и уборкой территорий;

• с озеленением;

• с вывозом твердых бытовых отходов;

• с охраной жилищного фонда;

• с установкой и обслуживанием систем видеонаблюдения;

• с содержанием и ремонтом дорожного покрытия;

• с дезинфекцией и т. д.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство - это отрасль экономики, обеспечивающая функционирование объектов инженерной инфраструктуры жилых и нежилых зданий в населенных пунктах в целях создания условий для комфортного проживания и нахождения в них людей, включаю-

щая деятельность в сфере производства и поставки ресурсов (ресурсоснабжение), удаления и обработки сточных вод, вывоза и утилизации бытовых отходов, функционирования систем пожарной безопасности, управления жилищным фондом, выполнения подрядных работ, связанных с капитальным и текущим ремонтами, эксплуатацией и обслуживанием жилых и нежилых зданий, содержанием объектов благоустройства придомовых территорий, содержанием и аварийно-ремонтным обслуживанием сетей инженерно-технического обеспечения.

Специфика управления жилищно-коммунальным хозяйством обусловлена наличием сложных взаимосвязей субъектов предпринимательства, ведущих деятельность в этой сфере, и потребителей услуг. Сложность таких взаимосвязей определяется технологическими аспектами, а также наличием противоречий между предпринимательской природой оказания услуг и социальным характером их потребления. Социальная значимость деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства - в создании необходимых условий для комфортного и безопасного проживания граждан в населенных пунктах, оказывающих влияние на социальную стабильность общества, а также в обеспечении населения жизненно важными коммунальными услугами, предоставляемыми без перерывов и надлежащего качества. При этом спрос на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства является постоянным, что определяет значительный потенциал этой сферы для развития частного бизнеса.

При этом в качестве одной из целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России является обеспечение надежной социальной защиты населения, что выражается в установлении системы адресной социальной защиты граждан как потребителей жилищно-коммунальных услуг. Адресная социальная защита - это предоставление государственной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг или

социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам с небольшим доходом, которые в силу объективных обстоятельств не могут вносить плату за жилищно-коммунальные услуги без значительного ущербы для их жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организации и граждане должны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Вносить такую плату обязаны следующие лица:

• наниматели жилых помещений по договорам социального найма;

• наниматели жилых помещений по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

• арендаторы жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

• наниматели жилых помещений по договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда;

• члены жилищных кооперативов с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

• собственники помещений с момента возникновения права собственности на помещения;

• лица, принявшие от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещений в многоквартирных домах по передаточному акту или иному документу о передаче;

• застройщики в отношении помещений в многоквартирных домах, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Применительно к социальному обслуживанию населения в сфере жилищно-

коммунального хозяйства нас интересуют только граждане, несущие обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку на юридических лиц подобные льготы и субсидии не распространяются.

В ряде установленных законом случаев граждане могут получить от государства помощь в исполнении обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Так, в статье 159 ЖК РФ установлена возможность предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в статье 160 ЖК РФ предусмотрена возможность компенсации расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Представляется, что субсидии и компенсации в системе оплаты жилищных и коммунальных услуг можно отнести к самостоятельной части социального обеспечения. Главной задачей субсидий и компенсаций видится социальная защита наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения. В связи с этим важность субсидий и компенсаций в системе социального обеспечения обусловливает необходимость дальнейшего развития и совершенствования законодательства в этой области.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, согласно опросу, проведенному в мае 2015 года, большинство граждан (55%) считают несправедливой сумму, которую они платят за коммунальные услуги, 63 процента опрошенных назвали стоимость коммунальных услуг завышенной, при этом более других ощущают дороговизну жилищно-коммунальных услуг жители небольших городов с населением от 50 до 100 тысяч человек (75%) (см.[6]).

Таким образом, статистика подтверждает необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы социального обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в финансовой помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Современный законодатель оперирует такими терминами, как «социальное обеспечение граждан», «государственная со-

циальная помощь», «социальная поддержка», зачастую путая их и не делая четкого разграничения. В рамках этой терминологической несогласованности возникает вопрос о видовой принадлежности субсидий и компенсаций в жилищно-коммунальной сфере: относятся они к социальному обеспечению граждан, государственной социальной помощи или являются мерами социальной поддержки.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 442-ФЗ) под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению им социальных услуг.

Понятие «государственная социальная помощь» закреплено в статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон о социальной помощи) - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в этом Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Таким образом, при оказании государственной социальной помощи единственное значение имеет доход гражданина и (или) его семьи.

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о социальной помощи оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

• денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

• натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Применительно к жилищно-коммунальной сфере законодательство (ст. 1 59 ЖК РФ) предусматривает только государственную социальную помощь в виде денежных выплат, а именно субсидии на

оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии со статьей 1 Закона о социальной помощи субсидия - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Таким образом, квалифицируя субсидию как вид государственной социальной помощи, мы автоматически относим деятельность по предоставлению субсидии в жилищно-коммунальной сфере к социальным услугам.

Понятие и перечень социальных услуг закреплены в Законе № 442-ФЗ, согласно статье 3 которого социальная услуга - это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

В целом жилищно-коммунальные услуги нельзя отнести к социальным услугам в понимании Закона № 442-ФЗ. Однако и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и компенсации расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг можно отнести к помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности, что охватывается понятием «социальная услуга».

Понятие «социальная поддержка» часто используется законодателем, но его легальное определение отсутствует. Однако, например, в статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено понятие «социальная поддержка инвалидов», которая понимается как система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ

«О ветеранах» в рамках социальной поддержки ветеранов предусматривается осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Очевидно, что, по сути, законодатель относит компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг к мерам социальной поддержки граждан.

Следует отметить, что компенсации предоставляются гражданам, которые заслужили право на их получение в результате выполнения своих трудовых обязанностей (например ветераны труда) или в результате заболевания (например инвалиды). При назначении компенсаций никогда не рассматривается доход гражданина, компенсация предоставляется в любом случае, вне зависимости от дохода гражданина и (или) совокупного дохода его семьи.

Таким образом, представляется, что в соответствии с жилищным и социальным законодательством можно выделить два вида социального обслуживания граждан в жилищно-коммунальной сфере:

1) государственная социальная помощь, которая предоставляется в форме субсидий (предоставляется в зависимости от дохода гражданина и (или) совокупного дохода семьи);

2) социальная поддержка, которая предоставляется в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (предоставляется вне зависимости от дохода гражданина и (или) совокупного дохода семьи, категории граждан, имеющих право на получение компенсаций, предусмотрена отдельными федеральными законами).

И предоставление субсидий, и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг можно отнести к социальным услугам.

В целях терминологического единообразия в законодательных актах и четкого определения места субсидий и компенсаций в жилищно-коммунальной сфере в рамках социального обслуживания и со-

циальных услуг представляется необходимым внести изменения в статью 20 Закона № 442-ФЗ, дополнив перечень видов социальных услуг социальными услугами по предоставлению государственной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также по оказанию социальной поддержки в форме предоставления компенсации расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Жилищный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005. № 1 (часть 1), ст. 14.

2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ : в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52 (часть I), ст. 7007.

3. О государственной социальной помощи : Федеральный закон от 17 июля 1 999 года № 178-ФЗ : в редакции Федерального

закона от 19 декабря 2016 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699.

4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ : в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563.

5. О ветеранах : Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ : в редакции Федерального закона от 1 9 декабря 201 6 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст. 168.

6. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года № 80-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 5, ст. 758.

7. Кокин И. А. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ муниципального образования : [сайт Ассоциации «Совет муниципальных образований Хабаровского края»]. и^: ИНр://сто. khabkrai.ru/13-razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v/

Агентство «РУУАУ» является организацией, специализирующейся на сборе, обработке и анализе информации о рынке недвижимости

Успешно работает с апреля 1995 г.

Ж

rway-online.Ru

ничего лишнего

Бюллетень Я]/УАУ Интернет-портал Интернет-ресурс

ЗАСЛУЖЕННОЕ ДОВЕРИЕ СРЕДИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

+7(495)933-5503 [email protected] www.RWAY.ru www.RWAY-Online.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.