Научная статья на тему 'Правовое регулирование рынка страхования ЕАЭС: основные направления и перспективы'

Правовое регулирование рынка страхования ЕАЭС: основные направления и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Страхование / страховой рынок / единый страховой рынок / Евразийский экономический союз (ЕАЭС). / Insurance / insurance market / single insurance market / Eurasian Economic Union (EAEU).

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куренкеева Амина Суербековна

В статье рассматриваются страховое законодательство стран – участниц ЕАЭС и перспективы создания единого страхового рынка. Сделан вывод о заметных отличиях в уровне развития страхования между отдельными государствами ЕАЭС, порядке государственного регулирования и надзора, структуре видов страхования. Предложено создание коллегиального совещательного органа – Совета страховщиков стран ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of the EAEU Insurance Market: Main Directions and Prospects

The article considers the insurance legislation of the States parties of the EAEU and prospects for the creation of a single insurance market. The conclusion is made about substantial differences in the level of insurance development between individual EAEU states, the order of state regulation and supervision, and the structure of types of insurance. It is proposed to create a collegial advisory body – the Council of insurers of the EAEU countries.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование рынка страхования ЕАЭС: основные направления и перспективы»

УДК 341

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-94-97

А. С. КУРЕНКЕЕВА

Правовое регулирование рынка страхования ЕАЭС: основные направления и перспективы

В статье рассматриваются страховое законодательство стран - участниц ЕАЭС и перспективы создания единого страхового рынка. Сделан вывод о заметных отличиях в уровне развития страхования между отдельными государствами ЕАЭС, порядке государственного регулирования и надзора, структуре видов страхования. Предложено создание коллегиального совещательного органа - Совета страховщиков стран ЕАЭС. Ключевые слова: страхование, страховой рынок, единый страховой рынок, Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

A. S. KURENKEEVA

Legal Regulation of the EAEU Insurance Market: Main Directions and Prospects

The article considers the insurance legislation of the States parties of the EAEU and prospects for the creation of a single insurance market. The conclusion is made about substantial differences in the level of insurance development between individual EAEU states, the order of state regulation and supervision, and the structure of types of insurance. It is proposed to create a collegial advisory body - the Council of insurers of the EAEU countries.

Keywords: insurance, insurance market, single insurance market, Eurasian Economic Union (EAEU).

Сегодня страхование представляет наиболее актуальное направление в рамках интеграционного этапа развития отношений между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сравнительный анализ правового регулирования рынков страхования стран - участниц ЕАЭС позволит выявить потенциальные риски интеграции. Это обстоятельство определяет актуальность выбранной темы исследования. Цель исследования - выявление различий в правовом регулировании рынка страхования стран - участниц ЕАЭС на примере требований к организационно-правовой форме страховых компаний, лицензированию, размеру страховых премий, видам страхования.

В соответствии с законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», при получении лицензии наиболее важным требованием является регистрация субъекта как юридического лица [1]. В Армении ситуация другая, организационно-правовая форма

КУРЕНКЕЕВА Амина Суербековна, студент юридического факультета Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Максимов Юрий Анатольевич, канд. техн. наук, канд. экон. наук, доцент, заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

ведения - акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью согласно закону Республики Армения от 22.05.2007 № ЗР-177 «О страховании и страховой деятельности» [2].

В Республике Беларусь указом президента РБ от 11.05.2019 № 175 «О страховании» предусмотрен собственный порядок выдачи лицензии, формой ведения страховой деятельности является регистрация субъекта как юридического лица [3].

В соответствии с законом Кыргызской Республики «Об организации страхования в Кыргызской Республике» [4] и законом Республики Казахстан «О страховой деятельности» единственной формой ведения страховой деятельности является акционерное общество [5].

На пространстве ЕАЭС наблюдается рост страховых премий за первое полугодие 2021 г. В Армении рост был на 9,45 % до 26,57 млрд драмов. При этом страховые выплаты увеличились более чем на 20 % и составили 11,30 млрд драмов, как показывают данные деятельности страховых компаний [6]. Объем страховых премий Беларуси составил 874,7 млн рублей, что примерно на 18,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года [7]. В России страховые премии увеличились на 29,4 % по сравнению с 1 полугодием 2020 г. и составляют 250,9 млрд рублей. По данным Национального банка Казахстана, наблюдается рост на 53 %, премии достигли 428,61 млрд тенге (1 млрд долл. США), а страховые выплаты напротив значительно снизились по сравнению с январем-мартом 2020 г. (почти на 59 %), составив 27,85 млрд тенге [8]. В Кыргызстане объем страховых премий превысил результат 2020 г. почти вдвое (+92,4 %) и составил 780,2 млн сомов (9,2 млн долл. США) [9]. Ситуация с выплатами немного другая: за период 1 полугодия они выросли на 13,5 % - до 98,47 млн сомов.

Стоит отметить, наиболее важное условие деятельности страховых компаний - это лицензирование, то есть ключевой фактор для допуска страховых компаний на рынке государств - участниц ЕАЭС. Существует запрет на заключение договоров имущественных интересов, расположенных на территории Кыргызстана, Беларуси, Казахстана, лицам, у которых нет лицензии в этих государствах. В Армении не является обязательным лицензирование филиала или дочерней компании, если иностранная компания уже зарегистрирована в стране, являющейся членом Всемирной торговой организации (ВТО).

В России и Беларуси, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 50 %, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 %.

Для полного анализа рынка страховых компаний ЕАЭС необходимо рассмотреть виды страхования.

Во всех странах отдельно выделяют страхование гражданской ответственности предприятий и организаций, создающих повышенную опасность для окружающих. В Беларуси и Кыргызстане страхование профессиональной ответственности, в России - страхование гражданской ответственности за причинение вреда

вследствие недостатков товаров, работ, услуг. В Беларуси, в отличие от других стран - участниц ЕАЭС, законодатель не предусматривает как отдельные виды страхования на железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорта.

Более того, в Беларуси выделяют страхование строительно-монтажных рисков, а в России используют сельскохозяйственное страхование.

К сожалению, многие страны - участницы ЕЭАС страхование не рассматривают в качестве эффективной системы защиты рыночной экономики от рисков. В свою очередь, страхование, с одной стороны, фактор экономической стабильности, с другой - значительный стимул для развития и расширения предпринимательской деятельности, с третьей - способ создания долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Стоит признать, что существует дисбаланс государственной политики и регулирования отношений участников рынка разных форм собственности. Это обусловлено недостаточностью использования рыночных принципов и подходов, низкой «страховой культурой» общества несмотря на существенный рост активности участников рынка и повышения финансовой (страховой) грамотности.

В силу чего представляется необходимым создание коллегиального совещательного органа - Совета страховщиков стран ЕАЭС. Сразу же выделим несколько положительных моментов этого шага:

Во-первых, это рекомендации к принятию общих нормативно-правовых актов, которые будут способствовать к упрощению процедур, например, упрощения получения лицензии для государств - членов ЕЭАС.

Во-вторых, создание механизмов функционирования программ для интеграции страховых рынков стран ЕАЭС.

В-третьих, обмен информацией, что будет способствовать взаимодействию страховщиков с государственными органами стран - участниц ЕАЭС, а также создание общей базы данных мошенников.

В-четвертых, расширение возможностей страховых компаний по заключению договоров по некоторым добровольным и обязательным видам страхования -в том числе договоров страхования трудовых мигрантов.

В-пятых, реализации механизма онлайн-продаж полисов страхования туристов на территории всего союзного пространства.

В конце мая 2021 г. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и Белорусская ассоциация страховщиков (БАС) подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области формирования единого рынка страховых услуг, тем самым сделали первый шаг к созданию единого рынка финансовых услуг ЕЭАС.

Таким образом, стороны признают важность сотрудничества в создании механизмов обмена информацией по видам страхования, развитии международного обмена страховыми услугами по востребованным видам страхования и синхронизации страхового законодательства ЕАЭС.

Список литературы

1. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1. URL: http://www.consultant.ru.

2. О страховании и страховой деятельности: закон Республики Армения от 22.05.2007 № ЗР-177. URL: http://base.spinform.ru.

3. О страховании: указ Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175. URL: https://president.gov.by/ru.

4. Об организации страхования в Кыргызской Республике: закон Кыргызской Республики от 23.07.1998 № 96. URL: http://cbd.minjust.gov.kg.

5. О страховой деятельности: закон Республики Казахстан от 18.12.2000 № 126-II. URL: https://online.zakon.kz

6. Страховой сектор Армении в 1 полугодии 2021 года // Фориншурер. URL: https://forinsurer.com/news/21/08/25/40240.

7. Министерством финансов Республики Беларусь // Официальный интернет портал. URL: https ://www.minfin.gov.by/supervision/stat/2021/itogi/19e7faff74074ed7. html.

8. Национальный банк Казахстана // Официальный интернет-портал. URL: https://www.nationalbank.kz/ru.

9. Государственной службой регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики // Официальный интернет-портал. URL:https://fsa.gov.kg/#/home.

УДК 93

Б01 10.24412/с1-36450-2021-2-97-102 А. В. ЛАВРЕНТЬЕВ

Уставы акционерных железнодорожных обществ Российской империи как источник изучения сферы регулирования материально-технических поставок

В статье исследуются уставы акционерных железнодорожных обществ как один из источников изучения сферы регулирования материально-технических поставок. Показана значимость источника в формировании представлений об эволюции условий ведения строительства железных дорог. Проанализированы соответствующие положения уставов, отражены их наиболее характерные изменения в рассматриваемый период.

Ключевые слова: железные дороги, уставы, материально-технические поставки, история.

ЛАВРЕНТЬЕВ Александр Валентинович, д-р ист. наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.