ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ КОНКУРСОВ (ТОРГОВ) ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Е.А. КОРЕПИНА, аспирант, старший преподаватель РГСУ 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. Анализируется правовое регулирование отношений по проведению публичных конкурсов (торгов) в рамках законодательства, а также вытекающие из этих правоотношений права и обязанности участников публичных конкурсов (торгов). Ключевые слова: конкурсы, участники, организаторы, договоры.
LEGAL REGULATION OF PUBLIC COMPETITIONS UNDER THE RUSSIAN
LEGISLATION
E.A. KOREPINA aspirant, senior lecturer
Annotation. This article deals with legal regulations which arise in the process of public auctions and competitions as with legal relationships of its participants. Key words: competitions , participates, organizers, contract.
По своему смысловому значению понятие «конкурс» (от лат. сопси^ш — течение, столкновение) означает соревнование, имеющее целью выявить наилучших участников, наилучшие работы; конкуренцию, соперничество или состязание в торговле и промыслах, соискательство, соревнование [4]. Однако это определение слишком общее.
По своему конкретному содержанию и особенностям правового регулирования конкурс имеет видовые различия и проводится для юридического выражения разных отношений. В частности, публичный конкурс является одним из видов публичного обещания награды. Обязательства, возникающие из публичного конкурса, регулируются нормами гл. 57 ГК. Такие конкурсы распространены в творческой сфере. Но конкурс как форма заключения договора на торгах регламентируется ст. 447—449. К сожалению, в тексте ГК нет четкого разграничения этих понятий, что иногда приводит к их отождествлению [3].
Вместе с тем целью конкурса в смысле ст. 447 ГК является заключение гражданско-правового договора с тем, кто предложит наилучшие условия. В результате конкурса для организатора возникает обязательство заключить с победителем договор, который определяет их обязательства. Объектом публичного конкурса (ст. 1057) являются заранее объявленные обязательства организатора. Поэтому нормы гл. 57 могут применяться к отношениям, возникающим при проведении торгов только в тех случаях, когда они не урегулированы и не противоречат им. Причем сам по себе публичный конкурс не является коммерческим мероприятием со стороны «призвавшего». Толь-
ко в некоторых случаях он может рассматриваться как способ содействия коммерческой деятельности или как ее предпосылка, если в условиях конкурса содержится обязательство «призвавшего» заключить с победителем договор об использовании результата конкурса. В последнем случае к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить договор с победителем конкурса, применяются правила ГК [6].
Институт публичного конкурса впервые получил закрепление в отечественной гражданской кодификации в 1964 г., в ГК РСФСР 1964 г. Дореволюционное русское гражданское законодательство не знало этого института. Так, ни в Своде законов гражданских, ни в проекте Гражданского уложения не содержится каких-либо норм о публичном конкурсе [4]. Гражданское уложение, однако, включало в себя сходный гражданско-правовой институт — публичное обещание награды.
В настоящее время правовое регулирование отношений по проведению публичного конкурса осуществляется ГК. При этом правовое регулирование публичных конкурсов, проводимых публичными образованиями (Россией, субъектами Федерации, муниципальными образованиями), может осуществляться также на основании нормативных правовых актов соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»). ГК (гл. 57) не содержит отсылок к иным источникам права (законам, правовым актам) по проведению публичного конкур-
са. Отсюда следует, что устанавливать отличные от ГК правила проведения публичного конкурса нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (органы государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления) не могут. Такие акты могут воспроизводить положения ГК о публичном конкурсе, но не противоречить ему. Действие актов государственных органов и органов местного самоуправления ориентировано не на участников публичного конкурса, а на сами органы, регламентацию их собственной деятельности по проведению конкурса. В частности, в таких актах могут устанавливаться цели публичного конкурса, состав и функции конкурсной комиссии, обязанности членов конкурсной комиссии, дополнительные сведения, содержащиеся в объявлении о проведении публичного конкурса [8].
Публичный конкурс организуется всегда в общественно полезных целях. Он признается несостоявшимся, если участие в нем приняло только одно лицо.
Сделка об объявлении публичного конкурса более формальна: содержит большое количество существенных условий и подвержена более строгим правилам изменения условий и отмены.
Гражданские отношения в связи с проведением публичного конкурса регулируются ст. 1057—1061 ГК. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются правила ст. 447—449 и субсидиарно (дополнительно) — нормы гл. 57.
Если организатором конкурса являются министерства, другие ведомства на правах юридического лица, субъекты Федерации, муниципальные образования, то принимается правовой нормативный акт о порядке проведения конкурса, включающий в себя положение о конкурсе и утверждающий состав оргкомитета и жюри.
Существует и такая практика. Правительством РФ, субъектом Федерации, федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Федерации принимается правовой акт, регламентирующий конкурсные отношения в определенной области. Конкретный организатор принимает положение о проведении отдельного конкурса, который в зависимости от вида организатора (физическое лицо, коммерческая организация, общественная организация, министерство) может иметь статус правового нормативного акта или письменного документа.
Существует точка зрения, что публичный конкурс можно рассматривать как договор, где объявление конкурса — разновидность публичной оферты, а представление результатов работы на конкурс — акцепт оферты, направленный на вступление в обязательственное правоотношение с организатором конкурса [5].
Однако гражданско-правовая природа и структура института публичного конкурса должны объясняться в зависимости от поведения и намерения субъектов этих отношений. В любом конкурсе обещание на-
грады имеет публичный характер. Это означает, что объявление адресовано неопределенному кругу лиц в публичном месте. Таким может быть обращение, сделанное в интернете или на пресс-конференции во время международной выставки, в печатных и электронных средствах массовой информации. Зачастую информация дается в нескольких источниках. Если организатору конкурса не выгодно, чтобы конкуренты имели информацию о предстоящем конкурсе, ее можно запрятать так далеко во всемирной сети, что найти ее проблематично.
Условия многих конкурсов устанавливают необходимость выражения волеизъявления лица на участие в конкурсе, сделанного до предъявления результата работы. Такой участник представляет письменную заявку, как правило, заполняя утвержденный организатором бланк. В заявке приводятся как минимум сведения о личности участника, а также указывается, что участник ознакомился с условиями конкурса и согласен с ними (или обязуется их выполнять). Более того, условия конкурса устанавливают срок направления заявки организатору. Заявка на участие в конкурсе является акцептом. Подавший заявку регистрируется организатором в списках участников конкурса (п. 1.4 Положения о подрядных торгах в РФ, утвержденного распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7).
Оба документа свидетельствуют о намерении организатора конкурса и участника вступить в обязательственные правоотношения и о согласовании их воль в отношении условий конкурса. Заключается договор о публичном конкурсе, который надо квалифицировать как договор присоединения. При этом некоторые обязанности сторон возникают до проведения конкурса: обязанность участника внести вступительный взнос либо финансовое обеспечение, обязанности организатора предоставить помещение для проведения конкурса, обеспечить местом проживания иногородних участников (если это необходимо).
Но существует и другая организация публичных конкурсов. Возможно, что первое обращение участника к организатору происходит только в момент представления результата работы, т.е. волеизъявления и организатора, и участники автономны, разделены во времени и образуют самостоятельные акты — односторонние сделки. Субъекты отношений публичного конкурса — организатор (устроитель) и участники конкурса.
Организаторами конкурса могут быть как граждане, так и юридические лица. Так, организатором конкурса среди студентов высших юридических образовательных учреждений Владимирской области на лучшую работу по вопросам избирательного права и процесса в 2002/03 уч.г. выступила избирательная комиссия Владимирской области.
Круг участников конкурса зависит от его вида. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем
желающим путем объявления в средствах массовой информации.
Открытый конкурс может быть обусловлен и предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших в нем участвовать. Для участия в некоторых конкурсах в силу их специфики допускаются только физические или юридические лица. Так, в IV Международном конкурсе струнных квартетов им. Д.Д. Шостаковича могли участвовать квартеты, возраст членов которых в сумме не превышает 140 лет. При этом возрастной ценз каждого участника квартета не должен был превышать 40 лет на время проведения конкурса.
Если объявление публичного конкурса содержало обязательство заключить с победителем конкурса договор, последний подлежит обязательному заключению сторонами. В случае уклонения одной из них от заключения договора в соответствии с приоритетом норм торгов в форме конкурса над нормами публичного конкурса (п. 5 ст. 1057 ГК) другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Публичный конкурс тогда послужит действенным правовым средством достижения наилучших результатов в разных отраслях экономической деятельности (для организатора конкурса) и поощрительным и стимулирующим мероприятием (для участников конкурса), когда организатором и участниками конкурса будут соблюдаться предусмотренные гражданским законодательством условия его проведения. В противном случае публичный конкурс может быть признан недействительным, а цели, преследуемые организатором и участниками конкурса, не достигнутыми.
В современном законодательстве и юридической литературе часто используется термин «конкурсные торги». Под ними понимается состязательный способ заключения контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), при котором организатор конкурса заранее определяет условия проведения конкурса и основные условия будущего договора, критерии и процедуру подачи конкурсных предложений (конкурсных заявок) и выбора победителя (победителей), и затем из числа подавших конкурсное предложение выбирает победителя (победителей), который предложил наилучшие условия и при этом оформил и подал конкурсное предложение (конкурсную заявку) в соответствии с установленными процедурами и отвечает предъявляемым требованиям. Основная цель проведения конкурсов состоит в том, что за счет привлечения множества возможных контрагентов резко повышается конкуренция. Эта цель достигается при условии формирования эффективной конкурентной среды, т.е. условий, которые позволили бы всем участникам равноправно участвовать в этом состязании [7].
Именно для этого в мировой практике была разработана система практических мер и процедур, которые обеспечивали бы выполнение этой задачи,
получившая название «прокьюремент» [8]. Термин «прокьюремент» появился в России относительно недавно, в конкретном значении — как совокупность практических методов и приемов, позволяющих обеспечить интересы заказчика при проведении закупки посредством конкурсных торгов. Иными словами, смысловое значение прокьюремента идентично конкурсным торгам, но более точно отражает организатора-заказчика — государство в лице разных правительственных и муниципальных органов. Отсюда прокьюремент — суть инструментарий, посредством которого осуществляются процедуры конкурсных торгов на заключение контактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечивающих максимально эффективное расходование средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов.
Разные аспекты организации и проведения конкурсов недостаточно часто освещались в юридической литературе. Вместе с тем вопрос о правовой природе отношений, возникающих в процессе проведения конкурсов, остается спорным. Как свидетельствует судебная практика, ответ на этот вопрос позволяет разрешить множество проблем, связанных с конкурсами, а также выявить правовые последствия действий их участников. Суть проблемы состоит в том, что нет единого подхода к определению правовой природы действий организатора и участников конкурса, а именно совершают ли они сделку, возникают ли между ними договорные отношения либо нет.
В литературе можно выделить несколько точек зрения на эту проблему. Сторонники первой точки зрения полагают, что конкурс и аукцион по продаже движимых и недвижимых вещей и имущественных прав являются односторонней гражданско-правовой сделкой. Некоторые исследователи (например, Б.М. Гон-гало) полагают, что между организатором и участниками торгов договорных обязательств не существует [2]. Иная точка зрения основывается на том, что ключевое значение для установления правовой связи между организатором конкурса и их участниками содержит основание ее возникновения. Так, по мнению Н.Д. Егорова, «обязательство по передаче имущества, выполнению работ или оказанию услуг возникает из сложного юридического состава: проведения торгов и заключенного на основе их результатов договора» [5].
Еще дальше идет М.И. Брагинский, указывая, что первый из вышеприведенных юридических фактов — это договор на проведение торгов, по которому организатор обязуется провести торги, определить выигравшего, и подписать протокол [1]. Причем такой договор носит характер предварительного договора. Определение предварительного договора дано в ст. 426 ГК, согласно которой по предварительному договору стороны обязуются заключить договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании
услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Исходя из легального определения, термин «предварительный» не означает не окончательности выражения воли сторон (как это слово употребляется, например, в выражении «предварительные переговоры»), а только указывает на то, что за состоявшимся договором должен последовать другой окончательный договор. Следовательно, в этих случаях нужно различать два договора между сторонами. Один — уже заключенный; он устанавливает обязательство заключить в будущем другой, главный, договор, которым стороны имеют в виду установить основное правоотношение, договор, который должен привести к достижению хозяйственной цели, ради которой завязываются юридические отношения; первым так называемым предварительным договором делается только первый шаг в направлении этой цели. Другой — предстоящий в будущем основной договор, который, по существу, стороны имеют в виду [5]. Предварительный договор является совершенным договором, но с особым содержанием, а исполнение договора состоит в заключении второго договора. Посредством его одно лицо принимает на себя обязательство, тогда как другое только дает свое.
Для заключения договора посредством проведения конкурса необходимо наличие следующих юридичес-
ких фактов: проведение торгов и подписание организатором и победителем протокола об итогах торгов. С этого момента конкурс можно считать проведенным.
Литература
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 2005.
2. Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств М., 2002.
3. Гражданское право : учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 1. С. 681.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка ; 2-е изд. СПб., М., 1882.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) / А.К. Губаева [и др.] ; под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева ; 3-е изд., пере-раб. и доп. М., 2006.
6. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С. 143-144.
7. Отдельные виды обязательств / под ред. К.А. Граве, И.Б. Новицкого. М., 1954. С. 356.
8. Организация и проведение конкурсов на закупку продукции для федеральных государственных нужд : учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Смирнова, Н.В. Не-стеровича ; 2-е изд. М., 2002. С. 11.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Н.А. КУДРЯШОВА,
соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин
Академии управления МВД России 12.00.00 - юридические науки
Аннотация. Прослеживается история конституционного закрепления института семейных отношений в России. Анализируются нормы конституций и отраслевого законодательства, регулирующие права и законные интересы семьи, в период с 1918 г. по настоящее время.
Ключевые слова: институт семьи, права и законные интересы, конституционное закрепление.
THE CONSTITUTIONAL FASTENING OF THE INSTITUTE OF FAMILY RELATIONS
N.A. KUDRYASHOVA aspirant of the department of state-legal disciplines of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The main historical stages of the constitutional institute of family relations in Russia are considered. Analyzes the constitutional provisions and sectoral laws governing the rights and legitimate interests of the family, in the period from 1918 to the present.
Key words: institution of the family, the rights and legitimate interests, constitutional recognition.
Семья является одним из древнейших общественных институтов, где сочетаются личные и общественные интересы, это «колыбель новой жизни». Именно в семье
рождаются и подрастают дети, воспитание и правильная с моральных и правовых позиций социальная ориентация подрастающего поколения — это та глобальная