3.9. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ТОРГОВ
Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Борисов Д.Ю. Должность: преподаватель. Место работы: кафедра гражданско-правовых дисциплин, ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы».
Аннотация: На основе анализа теоретических положений гражданского права и законодательства Российской Федерации в статье определяется перечень теоретических проблем правового механизма торгов, и делаются предложения о возможных путях их разрешения.
Ключевые слова: торги; аукцион; конкурс; организатор торгов; извещение; заявка; оферта; акцепт.
THEORETICAL PROBLEMS OF A LEGAL MECHANISM OF TENDERS
Borisov D.Yu. Position: lecturer. Place of work: Civil Law disciplines department, Volgograd academy of public administration.
Annotation: On the basis of the analysis of theoretical positions of civil law and the legislation of the Russian Federation in clause the list of theoretical problems of a legal mechanism of the tenders is defined, and offers possible ways of their sanction are done.
Keywords: tenders; auction; competition; the organizer of tenders; notification; proposal; offer; acceptance.
В силу признания за торгами значения механизма заключения договора, в цивилистике правоотношения, складывающиеся при проведении торгов, называют организационными. По мнению М.Ю. Челышева «юридическая процедура выступает объектом правоотношения организационного характера».1 Мы также присоединяемся к выводу Д.Н. Сахабутдиновой о том, что «современная доктрина гражданского права относит торги к разновидности юридических цивилистических процедур»2 по тому, что в литературе правовую сущность торгов определяют через порядок взаимодействия различных элементов, составляющих процедуру торгов. Поэтому общая характеристика торгов как механизма заключения договора была бы не полной без определения правовой природы отдельных элементов этого механизма, однако Гражданский кодекс РФ3 (далее - ГК РФ) не дает на это четкого ответа. Единого мнения по данному вопросу нет и в науке гражданского права. С принятием 21.07.2005 г. Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»4 (далее - Закон №
1 Челышев, М.Ю. Концепция оптимизации межотраслевых связей гражданского права: постановка проблемы / М.Ю. Челышев. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. С.65.
2 Там же.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
4 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
94-ФЗ) практика проведения торгов значительно расширилась, что не могло не сказать на увеличении судебных споров по делам данной категории.
Правовые последствия возникают с момента объявления о проведении торгов, поэтому начать исследование необходимо с определения гражданско-правовой природы извещения. До его опубликования ведется лишь подготовительная работа - создаются комиссии, готовится документация, реализуются иные обязательные действия, но которые не влекут за собой возникновения каких-либо обязательств для организатора. Всё меняется с момента публикации извещения или направления приглашения принять участие в закрытых торгах.
С момента опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте в компьютерной сети «Интернет» извещения, организатор торгов приобретает определенные права и несет обязанности. К первым можно отнести право на отказ от проведения конкурса (ч. 5 ст. 21 Закона №94-ФЗ), на внесение изменений в конкурсную документацию (ч. 3 ст. 24 Закона №94-ФЗ). Ко вторым относится обязанность предоставить конкурсную документацию по заявлению любого заинтересованного лица, дать разъяснения ее положений по запросам участников размещения заказа, принять заявки, поданные на участие в конкурсе.
Исполнение организатором перечисленных выше обязанностей не влечет для него необходимости проведения конкурса до конца, поскольку если будет подана только одна заявка, конкурс будет признан несо-стоявшимся (п. 5 ст. 447 ГК РФ), а его цель - выбор лучшего предложения (что всегда предполагает наличие альтернативы) не будет достигнута.
Обязанность по рассмотрению заявок возникает, когда подана хотя бы одна заявка (ч. 12 ст. 25 Закона №94-ФЗ). Обязанность по определению победителя возникает, если как минимум два участника размещения заказа по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе были признаны участниками конкурса (ч. 5 ст. 27 Закона №94-ФЗ). Обязанность по заключению государственного контракта возникает, если победителем конкурса признан участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе присвоен первый номер (ч. 9 ст. 28 Закона №94-ФЗ). Итак, существует прямая зависимость обязательства организатора по определению победителя от поступления второй заявки.
В соответствии со ст. 155 ГК РФ односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Согласно ч. 4 ст. 20 Закона №94-ФЗ устроитель конкурса может установить требование о внесении денежных средств в обеспечение заявок на участие в конкурсе, распространяющееся в равной степени на всех участников размещения заказа.
Невыполнение указанной обязанности является основанием для отклонения поданных заявок.
Внесение денежных средств в обеспечение заявок осуществляется участником размещения заказа не в счет причитающихся с него платежей, как бывает в случае с задатком, а для обеспечения обязательства по подписанию государственного контракта в случае признания его победителем торгов. После выполнения такого требования организатор обязан вернуть де-
для государственных и муниципальных нужд" II СЗ РФ..2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ТОРГОВ
Борисов Д.Ю.
нежные средства, переданные в обеспечение заявки, а в случае уклонения победителя торгов от заключения государственного контракта такие средства не возвращаются.
В соответствии со ст. 447 ГК РФ конкурс проводится для выбора предложения с лучшими условиями, чтобы в дальнейшем на их основе заключить договор. Публикуя извещение, организатор стремится к тому, чтобы было подано как можно больше заявок, то есть выражена воля других лиц. Если на момент окончания приема заявок никто не изъявит желания участвовать в торгах, цель их не будет достигнута, а конкурс будет признан несостоявшимся. Следовательно, выражения воли организатора недостаточно для проведения конкурса. Значит, правоустанавливающее значение для проведения торгов имеет не опубликование извещения, а подача заявок на участие в них.
По общему правилу заключение договора происходит посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной (п. 2 ст. 433 ГК РФ).
В соответствии с Законом №94-ФЗ организатор публикует извещение о проведении открытых торгов в официальном печатном издании и размещает на официальном сайте в компьютерной сети «Интернет». Оно не должно содержать конкретного адресата. Такое предложение в соответствии с пунктом 2 ст. 437 ГК РФ может быть признано публичной офертой. Приглашения принять участие в закрытых торгах не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети «Интернет», их направляют в письменной форме лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Законом № 94-ФЗ, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом торгов. В первом случае публичная оферта обращена к любому и каждому, кто отзовется. Во втором, приглашения, как и оферта, имеют конкретные адресаты.
Требование ГК РФ о том, что оферта должна быть достаточно определенной, выполняется в случае с торгами. На это указывают положения п. 2 ст. 448 ГК РФ, которые содержат существенные условия договора о проведении торгов, которые выражают намерение организатора торгов провести их по определенным, заранее сформулированным правилам. Благодаря
чему участник, акцептуя оферту, безоговорочно соглашается на эти условия. Более того, организатор своим извещением выражает намерение заключить договор на проведение открытых торгов со всеми, кто подаст заявки, а при закрытых торгах - с конкретными лицами, которым были направлены приглашения. В любой оферте должны содержаться существенные условия будущего договора (п. 2 ст. 448 ГК РФ).
Если предметом торгов является только право на заключение договора, необходимо указывать предоставляемый для этого срок, а также размер, срок и порядок внесения задатка в случае, если проведение торгов предполагает внесение задатка.
Извещение о проведении торгов, не содержащее всех существенных условий его проведения, можно считать приглашением делать оферты (рекламой, сообщением о намерениях), которое не возлагает каких любо обязанностей на лицо, сделавшее его. Вместе с тем с момента объявления о проведении торгов у организатора торгов появляются обязанности по предоставлению документации о торгах по заявлению любого заинтересованного лица, даче разъяснений ее поло-
жений по запросам участников размещения заказа, приему заявок, поданных на участие в торгах.
Придерживаясь позиции, что извещение о проведении торгов является публичной офертой, а приглашение на закрытые торги - офертой по отношению к договору о проведении торгов, необходимо определить, что в таком случае будет выступать акцептом.
Согласно ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, при этом акцепт должен быть полным и безоговорочным. Так как извещение о проведении открытых торгов является публичной офертой, акцептовать ее может любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, желающие принять участие в открытых торгах, а приглашение на закрытые торги только его адресаты. Для участия в торгах необходимо подать заявку, которая должна быть оформлена в соответствии с требованиями документации о торгах и подана по адресу и в сроки, указанные в извещении. При несоблюдении первого требования комиссия по проведению торгов отказывает в допуске к участию в конкурсе (ч. 1 ст. 12 Закона №94-ФЗ). Заявки, поданные с нарушением срока, в соответствии с ч. 10 ст. 26 Закона №94-ФЗ вскрываются и в тот же день возвращаются участникам размещения заказа.
По нашему мнению, заявка, оформленная в соответствии с требованиями конкурсной документации, и поданная в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, является полным и безоговорочным акцептом, что влечет за собой заключение договора о проведении торгов и свидетельствует о желании участника принять участие в торгах.
В силу того, что заявка на участие в конкурсе адресована непосредственно организатору конкурса, достаточно определенна, выражает намерение участника размещения заказа заключить государственный контракт с адресатом в случае признания участника победителем, и содержит все существенные условия контракта, она фактически является офертой по отношению к договору, на право заключить который проводятся торги. Следовательно, такая заявка представляет собой не только акцепт по отношению к договору на проведение конкурса, но и оферту к основному договору и свидетельствует о готовности участника торгов заключить контракт на предложенных им условиях в случае признания его победителем. Однако данное утверждение правильно не для всех форм торгов.
Если в случаях с конкурсами и запросами цен заявки участников должны содержать предложения об условиях исполнения контракта, то заявка на аукцион не должна содержать основного условия - предложения о цене контракта (ч. 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ). Это объясняется тем, что заявка в данном случае выступает лишь как акцепт (принятие участником условий проведения аукциона), свидетельствующий о заключении договора на проведение торгов. Оферта к договору, на право заключить который проводится аукцион, будет сделана участником, если его не отклонят на стадии рассмотрения заявки, на самом аукционе (ст. 37 Закона № 94-ФЗ). Поэтому нельзя согласиться с Ю.С. Тур-суновой, которая считает, что в качестве одной из форм акцепта можно выделить также предложение цены на торгах.5 Предложение цены и иных условий исполнения контракта является офертой к договору, заключаемому по результатам торгов.
5 Турсунова, Ю.С. Указ. соч. С.76.
Поскольку заявки участников торгов представляют собой оферты, в ответ на них должен поступить акцепт. Результат торгов, а именно определение победителя, фиксируется в протоколе. Победителем торгов по общему правилу может быть признан лишь один участник, поэтому организатор торгов должен акцептовать только одну оферту, которая содержит наилучшие условия исполнения контракта. В последствии организатор торгов обязан направить один экземпляр протокола с результатами торгов и двумя экземплярами проекта контракта победителю для подписания.
Основываясь на сказанном выше можно сделать выводы о том, что извещение о проведении торгов представляет собой публичную оферту, а приглашение на закрытые торги является офертой. Заявка на участие в торгах является их акцептом. При проведении торгов в форме конкурса или запроса цен заявка одновременно является и офертой, по отношению к договору, на заключение которого они проводились. Итоговый протокол комиссии выступает акцептом предложения победителя, содержащегося в его заявке.
По результатам проведения торгов между организатором и победителем заключается договор на условиях, предложенных последним в заявке. Определение условий будущего договора на торгах не дает оснований квалифицировать договор на проведение торгов как предварительный. Хотя такие попытки в литературе имеются.6
В соответствии с п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. В момент заключения договора о проведении торгов стороны еще не знают ни о победителе торгов, ни о конкретных условиях будущего договора. Более того, поскольку будущий договор заключается лишь с победителем, то и предварительный должен быть заключен между организатором и победителем. Договор о проведении торгов должен быть заключен, как уже отмечалось, не менее чем с двумя участниками. Следовательно, возможна ситуация, когда по результатам торгов заключается предварительный договор. Стоит отметить, что такая ситуация не возможна, если протокол о результатах торгов имеет силу договора, так как организатор таким протоколом акцептует предложение, содержащееся в заявке победителя и никакого договора больше не требуется.
Когда торги проводятся на право заключения договора, как в случае, предусмотренном Законом № 94-ФЗ, наряду с итоговым протоколом, содержащим решение о выборе победителя и предложенных им условиях, необходимо еще заключить контракт на условиях, предложенных победителем.
Определив правовую природу всех элементов, составляющих процедуру проведения торгов, мы приходим к выводу о том, что торги по своей природе являются организационными правоотношениями, возникающими из сложного юридического состава.
Список литературы:
6 Турсунова, Ю.С. Юридическая природа конкурса и правовое положение организатора торгов// Юридическая практика. 2003. №
2 (33). С.128-143.
1. Турсунова Ю.С. Торги как способ заключения до-
говора: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.03. Санкт-
Петербург, 2004.
2. Челышев М.Ю. Концепция оптимизации межотраслевых связей гражданского права: постановка проблемы. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006.
3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Рецензия
на статью Борисова Д.Ю. Тема: «Теоретические проблемы правового механизма торгов»
Вопросы природы правового механизма торгов представляются весьма актуальными. Автор обоснованно придерживается позиции, что торги по своей природе являются организационными правоотношениями, взникающими из сложного юридического состава. Проведя анализ гражданско-правовой природы извещения об объявлении торгов, подачи заявок на участие в торгах, Д.Ю. Борисов четко и последовательно рассмотрел весь юридический состав, лежащий в основе торгов.
Автор исследует точки зрения других авторов по тем или иным вопросам, внося свои предложения по совершенствованию механизма проведения торгов.
Статья рекомендуется к публикации.
Директор НИИ современного права Волгоградской академии государственной службы, д.ю.н., профессор А.Я. Рыженков