УДК 34.343
Гурьянова К.В.
магистрант кафедры Уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Россия)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Аннотация: в данной публикации автором рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема правового регулирования противодействия терроризму и экстремизму в сети «Интернет», выявляя и блокируя материалы экстремисткой направленности, которые затрагивают права человека и гражданина. Актуальность проблемы терроризма в современных условиях требует глубокого теоретического анализа, учитывающего новое уголовно-процессуальное законодательство, а также выработки научно обоснованных рекомендаций для улучшения этого важного направления работы. Автором предложены предложения по разрешению указанных проблем.
Ключевые слова: уголовное право, уголовный кодекс, терроризм, экстремизм, правоохранительная деятельность, Интернет.
На основании Конституции Российской Федерации было принято несколько законодательных актов, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. Среди них можно выделить следующие:
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности [7],
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму [6].
Социальные сети, такие как «Одноклассники», действительно появились в начале 2000-х годов и быстро стали важной частью нашей жизни. В то время
многие скептически относились к их будущему, считая, что такие платформы не смогут обрести массовую популярность и будут служить лишь для общения узкой группы людей. Однако, благодаря удобству и простоте использования, социальные сети смогли трансформироваться в ключевые инструменты коммуникации на глобальном уровне, объединяя миллионы пользователей [1, с. 34]. Их развитие изменило подход к общению и взаимодействию, сделав возможным обмен информацией за считанные секунды. В последние годы общение между людьми претерпело кардинальные изменения. Теперь оно в основном происходит в киберпространстве, что влияет на все виды межличностных связей, облегчая взаимодействие, но одновременно порождая новые вызовы и проблемы.
Современные электронные торговые платформы все более наполняются социальными функциями, что позволяет пользователям взаимодействовать друг с другом. Вводятся опции обратной связи, обсуждений и оценок товаров, что усиливает доверие покупателей и создает активное сообщество [1, с. 34]. Примером успешного применения таких технологий является китайская компания Alibaba Group, которая задействует эти инструменты для создания более интерактивной среды для покупателей. В результате, капитализация Alibaba в 2020 году превысила 600 миллиардов долларов США, что подтверждает эффективность выбранной стратегии. Платформы становятся не только местом для покупок, но и пространством для общения,
Современные политические реалии требуют от лидеров активного использования социальных сетей для общения с гражданами. Это стало особенно заметно на примере президентской кампании Дональда Трампа в 2016 году, когда его активность в соцсетях сыграла важную роль в формировании общественного мнения и завоевании поддержки избирателей. Социальные сети предоставляют уникальную возможность для прямого взаимодействия с населением, минуя традиционную прессу. Концепция «государства-платформы» подчеркивает эту тенденцию, обозначая переход коммуникации между гражданами и государственными институтами в цифровой сфере. Такой
формат общения меняет политический ландшафт, позволяя более открыто обсуждать социальные проблемы и принимать участие в политическом процессе [2, с. 60-62].
Терроризм становится одной из самых актуальных глобальных угроз для человечества, соперничая с другими серьезными проблемами, такими как войны, изменение климата и нехватка продовольствия. Автор акцентирует внимание на том, что ни одно государство, ни один народ не застрахованы от актов террора. Эффективные меры борьбы требуют международного сотрудничества и единства, чтобы совместно отвечать на этот вызов [2, с. 6466].
Государство считает, что одним из способов борьбы с распространением экстремизма является блокировка веб-сайтов, содержащих экстремистский контент. Механизм, применяемый для запрета материалов, относящихся к категории «экстремистских», содержит множество противоречий. На практике это приводит к тому, что список запрещенных материалов быстро увеличивается, что затрудняет его восприятие [3, с. 56-57]. При этом значительная часть таких материалов может быть легко найдена обычным пользователем интернета без особых усилий и использования дополнительных программ. Основной способ блокировки содержится в статье 15.3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Роскомнадзор направляет к операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация.
Действия властей по блокировке информации, признанной недопустимой, могут иметь непредсказуемые последствия, затрагивая даже легитимные источники. Ярким примером этого стал случай в апреле 2018 года, когда блокировка мессенджера «Telegram» привела к радикальным последствиям, включая блокировку более 15 миллионов IP-адресов. Среди заблокированных оказались адреса таких гигантов, как «Google» и «Amazon»,
что вызвало сбои в работе множества сервисов. В частности, проблемы возникли у электронных карт «Visa», мессенджера «Viber», а также у платформы онлайн-образования «Skyeng». Это негативно сказалось на функционировании 130 аэропортов, включая Шереметьево. Важно отметить, что ещё в декабре 2016 года Роскомнадзор сам по ошибке заблокировал свои ресурсы, подчеркивая неэффективность и непредсказуемость таких мер.
Правовое регулирование противодействия терроризму и экстремизму в сети «Интернет» требует комплексного и сбалансированного подхода, способного учитывать новые вызовы современности и обеспечивать безопасность, не нарушая при этом основные права и свободы граждан.
В настоящее время наше государство принимает различные меры для борьбы с терроризмом и экстремизмом в Интернете. К основным автор относит:
- формирование федерального перечня экстремистских материалов, а также символики и атрибутики нацистских и экстремистских группировок, а также осуществление мониторинга Интернет-пространства для выявления этих материалов и символов,
- ограничение доступа к ресурсам, содержащим запрещенные материалы и символику,
- регулярный анализ социальных сетей, живых журналов, блогов и других ресурсов с целью обнаружения запрещенных материалов и символики,
- применение мер прокурорского реагирования к виновным лицам, а также их привлечение к административной и уголовной ответственности.
Таким образом, в современном обществе важность борьбы с терроризмом и экстремизмом в информационном пространстве становится все более актуальной. Государству необходимо создать надежную правовую базу, которая будет способствовать эффективной защите граждан. Это можно достичь, активно включая научные исследования и анализ тенденций в информационной среде России. Важно, чтобы подход к планированию мероприятий был серьезным и осмысленным, а не формальным. Только так
можно обеспечить безопасность и устойчивость общества перед угрозами, исходящими из виртуального пространства. Создание и корректировка правовой базы для борьбы с терроризмом и экстремизмом в России представляет собой непрерывный процесс, который становится все более актуальным в условиях стремительного развития информационных технологий и социальных сетей. Изменяющиеся реалии требуют от законотворцев гибкости и оперативности. Законы должны не только соответствовать текущим вызовам, но и предугадывать возможные угрозы в будущем. Это подразумевает постоянный анализ международного опыта, сотрудничество с экспертами и привлечение общественности к обсуждению проблематики. Тщательная проработка правовой базы позволит более эффективно противостоять терроризму и экстремизму, обеспечивая безопасность общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артемов, А. В. Правовое регулирование противодействия терроризму в Интернете: проблемы и пути решения. // Журнал российского права. - 2018. -№ 3. С. 34-46;
2. Долгова, И. П. Правовые меры борьбы с интернет-экстремизмом в России. // Юридический журнал. - 2017. - № 7. - С. 60-71;
3. Коваль, А. Ю. Правовой статус интернет-платформ в борьбе с экстремизмом. // Право и цифровизация. - 2021. - № 2. - С. 12-19;
4. Матвеев, И. Н. Блокировка интернет-ресурсов: правовые и этические аспекты. // Технологии и право. - 2018. - Т. 5. - С. 54-62;
5. О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 16 // Рос. газета. 2010. 18 июня;
6. О противодействии терроризму: Федеральных закон от 06.03 2006 г. № 35-Ф3 // Рос. газ. 2006. № 48;
7. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30. ст. 3031;
8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Техэксперт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: 15.09.2024)
Guryanova K.V.
South Ural State University (Chelyabinsk, Russia)
LEGAL REGULATION OF COUNTERING TERRORISM AND EXTREMISM ON INTERNET
Abstract: in this publication, the author examines the current problem of legal regulation of countering terrorism and extremism on the Internet, identifying and blocking extremist materials that affect human and civil rights. The relevance of the problem of terrorism in modern conditions requires a deep theoretical analysis, taking into account the new criminal procedure legislation, as well as the development of scientifically sound recommendations to improve this important area of work. The author offers suggestions for solving these problems.
Keywords: criminal law, criminal code, terrorism, extremism, law enforcement, Internet.