Научная статья на тему 'Правовое регулирование применения информационно-аналитических технологий в деятельности органов прокуратуры'

Правовое регулирование применения информационно-аналитических технологий в деятельности органов прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
органы прокуратуры / программный комплекс / информационный ресурс / цифровые технологии / технологическое обеспечение / компетенции / искусственный интеллект / проверки / прокурорская деятельность / надзор / prosecutorial authorities / software package / information resource / digital technologies / technological support / competencies / artificial intelligence / inspections / prosecutorial activities / supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мананников Дмитрий Юрьевич

В статье рассмотрены аспекты применения информационно-аналитических (цифровых) технологий в деятельность органов прокуратуры в условиях цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. Автором проанализирована роль функционирования различных программных обеспечений с учётом активного развития информационного пространства и комплексного перехода системы государственного управления в цифровую форму. Приводятся актуальные примеры, призванные иллюстрировать значимость применения цифровых компетенций при осуществлении надзорной работы. В предмет исследования, помимо действующего законодательства и научных трудов ученых, включена актуальная практика использования информационных технологий прокуратур субъектов Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Методологическая основа исследования включает в себя диалектический метод, системный метод, методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции, наблюдения, моделирования, статистический и иные методы. Отмечается, что в свете интенсивного развития систем коммуникации прокуратуре требуется масштабнее и увереннее применять искусственный интеллект, посредством его использования исследовать динамику уголовно-наказуемых и иных правонарушений, устанавливать основные векторы прокурорской работы, которые окажутся действенны и востребованы. Автор предлагает и обосновывает градацию (классификацию) прокурорских проверок по признаку использования цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE USE OF INFORMATION AND ANALYTICAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF PROSECUTORIAL AUTHORITIES

The article discusses aspects of the use of information and analytical (digital) technologies in the activities of prosecutors in the conditions of digital transformation of bodies and organizations of the prosecutor’s office of the Russian Federation. The author analyzed the role of the functioning of various software, taking into account the active development of the information space and the comprehensive transition of the public administration system to digital form. Current examples are provided to illustrate the importance of using digital competencies in supervisory work. The subject of the study, in addition to the current legislation and scientific works of scientists, includes the current practice of using information technologies of the prosecutor’s offices of the constituent entities of the Russian Federation and the General Prosecutor’s Office of the Russian Federation. The methodological basis of the study includes the dialectical method, system method, methods of analysis, synthesis, analogy, deduction, induction, observation, modeling, statistical and other methods. It is noted that in light of the intensive development of communication systems, the prosecutor’s office needs to use artificial intelligence on a larger scale and more confidently, through its use, to study the dynamics of criminal and other offenses, to establish the main vectors of prosecutorial work that will be effective and in demand. The author proposes and justifies a gradation (classification) of prosecutorial checks based on the use of digital technologies.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование применения информационно-аналитических технологий в деятельности органов прокуратуры»

Правовое регулирование применения информационно-аналитических технологий в деятельности органов прокуратуры

Мананников Дмитрий Юрьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Правосудие» Пензенского государственного университета E-mail: manannikovjr@rambler.ru

В статье рассмотрены аспекты применения информационно-аналитических (цифровых) технологий в деятельность органов прокуратуры в условиях цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации. Автором проанализирована роль функционирования различных программных обеспечений с учётом активного развития информационного пространства и комплексного перехода системы государственного управления в цифровую форму. Приводятся актуальные примеры, призванные иллюстрировать значимость применения цифровых компетенций при осуществлении надзорной работы. В предмет исследования, помимо действующего законодательства и научных трудов ученых, включена актуальная практика использования информационных технологий прокуратур субъектов Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Методологическая основа исследования включает в себя диалектический метод, системный метод, методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции, наблюдения, моделирования, статистический и иные методы. Отмечается, что в свете интенсивного развития систем коммуникации прокуратуре требуется масштабнее и увереннее применять искусственный интеллект, посредством его использования исследовать динамику уголовно-наказуемых и иных правонарушений, устанавливать основные векторы прокурорской работы, которые окажутся действенны и востребованы. Автор предлагает и обосновывает градацию (классификацию) прокурорских проверок по признаку использования цифровых технологий.

Ключевые слова: органы прокуратуры, программный комплекс, информационный ресурс, цифровые технологии, технологическое обеспечение, компетенции, искусственный интеллект, проверки, прокурорская деятельность, надзор.

Цифровизация деятельности - сложный и многоэтапный процесс, но автоматизированные программы, электронный документооборот и искусственный интеллект существенно помогают повысить качество и уровень работы правоохранительных органов [1, с. 1].

В условиях активного развития информационного пространства и комплексного перехода системы государственного управления в цифровую форму работа на этом направлении требует постоянного совершенствования на основе выработки современных подходов и использования положительного опыта. Систематическое повышение профессиональной подготовки работников, а также совершенствование у них технических приёмов и практических навыков использования информационных систем способствует также надзорному процессу и эффективному проведению прокурорских проверок [2, с. 73].

Так, в органах прокуратуры разработано программное решение - информационное система межведомственного электронного взаимодействия (ИС МЭВ) Генеральной прокуратуры РФ. Данный программный комплекс обеспечивает возможности осуществлять в электронном виде мониторинг хода оказания услуги (функции), а также предоставлять результат оказания государственной услуги, если это не запрещено законодательством.

Посредством использования сервисов, доступных в ИС МЭВ, может быть получена, в частности, информация:

- о доходах служащего, его близких и иных лиц, выплаченных налоговыми агентами (к примеру, для оценки наличия финансовой возможности у указанных в качестве дарителей и заимодавцев лиц предоставления денежных средств в указанном размере);

- о доходах по форме 3-НДФЛ (о продаже недвижимости, получении дорогих подарков не от близких родственников, выигрыше в лотерею, доходах от сдачи имущества в аренду или получении дохода от зарубежных источников и др.);

- о размере выплат (включая пенсию, доплаты, устанавливаемые к пенсии, социальные выплаты и выплаты по уходу);

- об участии в юридических лицах в качестве руководителя, учредителя (участника);

- о счетах (депозитах) проверяемых лиц, открытых в банках, в том числе расположенных за пределами территории Российской Федерации;

5 -о

сз ж

■с

- об имеющихся и имевшихся объектах недвижимости, земельных участках, их кадастровой стоимости и сделках с ними;

- о регистрационных действиях с транспортными средствами и их владельцах;

- об административных правонарушениях в области дорожного движения (для установления фактов владения транспортным средством);

- о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (для установления факта пользования спорным недвижимым имуществом, наличия фактических брачных отношений).

В настоящее время важное значение приобретает работа с открытыми (общедоступными) информационными ресурсами.

К примеру, система «СПАРК-Интерфакс» предоставляет широкий спектр возможностей для проверки юридических лиц по таким различным показателям, как аффилированность, банкротство, данные ЕГРЮЛ, судебная практика, исполнительные производства и др. С использованием этой информационной системы проверяется аф-филированность представителей государственных заказчиков и исполнителей работ, в том числе поставщиков.

Программно-информационный комплекс (ПИК) «Однодневка» представляет собой реестр имеющих признаки анонимных структур организаций, содержит сведения о массовых учредителях и руководителях компаний, об адресах их регистрации. Данный информационный ресурс также можно «взять на вооружение» надзирающим прокурорам при организации и осуществлении проверок.

Кроме того, на сегодняшний день используется множество других прикладных систем информационной системы органов прокуратуры РФ, в том числе АИК «Надзор^еЬ», АИК «Кадры-ОП», АИС «Архивное дело ОП».

К примеру, АИК «Надзор^еЬ» предназначен для внедрения юридически значимых процессов электронного документооборота и надзорного делопроизводства, основанные на современных Web-технологиях в органах прокуратуры РФ. Основные архитектурные принципы «Надзор^еЬ» - единая база документооборота для всех органов прокуратуры РФ и однократной регистрации документов. На текущий момент внедрены технологии поточного сканирования документов, записи на приём к прокурору, работы с электронной подписью, обработки обращений граждан с единого портала государственных услуг. АИК «Надзор^еЬ» работает в Генеральной прокуратуре РФ, всех прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах. С указанным программным обеспечением работают все участники делопроизводственного процесса, включая руководителе лей и исполнителей.

— АИК «Кадры-ОП» предназначен для исполь-^ зования в Генеральной прокуратуре РФ, а также ~ в органах прокуратуры субъектов РФ и организа-зг ций органов прокуратуры в качестве системы ав-

томатизированного управления кадрами надзорного ведомства. Объектами автоматизации в АИК «Кадры-ОП» являются рабочие места сотрудников подразделений Генеральной прокуратуры РФ и сотрудников органов прокуратуры субъектов Федерации, участвующих в технологических процессах работы с кадровой информацией (документацией).

АИС «Архивное дело ОП» используется в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах. С помощью этой системы сотрудники делопроизводственных служб решают задачи подготовки и согласования в электронном виде сводной номенклатуры дел аппарата.

В Генеральной прокуратуре РФ отмечается увеличение числа поступающих обращений граждан о ненаправлении органами прокуратуры результатов рассмотрения обращений в форме электронного документа в личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).

Работа с обращениями посредством ЕПГУ регламентирована приказом Генерального прокурора РФ от 04.03.2019 № 171 «О вводе в эксплуатацию программного обеспечения, реализующего функцию подачи обращения и записи на прием в органы прокуратуры РФ в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». В соответствии с данным приказом информирование заявителя о результатах рассмотрения обращения в форме электронного документа осуществляется на портале в личном кабинете и по адресу электронной почты. По указанной причине для направления ответов в личный кабинет ЕПГУ пользователям АИК «Надзор^еЬ», осуществляющим регистрацию ответов, необходимо в исходящей регистрационной карточке АИК «Надзор^еЬ» прикреплять файл ответа по рассмотренному обращению, добавлять файл визуализации и проставлять отметку «Ответ в ЕПГУ» на файлах, подлежащих отправке заявителю.

Измененная в последнее время процедура разрешения обращений, в большей мере обеспечила адресность надзорных мер, а также их популярность и эффективность.

В рамках реализации Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 14.09.2017 № 627, в Генеральной прокуратуре РФ принят комплекс организационных, практических и методических мер, направленных на непрерывное обучение работников органов прокуратуры цифровым компетенциям и навыкам [3, с. 283].

В этих целях изданы соответствующие организационно-распорядительные документы, скорректированы образовательные программы Университета прокуратуры РФ и его филиалов. Вопросы совершенствования навыков работы с информационными системами и комплексами нашли

отражение в отдельных решениях коллегии Генеральной прокуратуры РФ.

Главным управлением правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры РФ регулярно проводятся учебные мероприятия с демонстрацией в формате видео-конференц-связи возможностей эксплуатируемых информационных ресурсов. Осуществляется информационно-аналитическая деятельность.

Так, в 2023 году проведено 61 учебное мероприятие, подготовлено и направлено прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним специализированным прокурорам 16 информационно-аналитических документов.

Положительной оценки заслуживает опыт ряда прокуратур по организации информационного взаимодействия на региональном уровне.

Например, в Приморском крае с мая 2023 года по защищенному каналу связи VipNet Client обеспечен доступ краевой прокуратуры к информационной системе «Мониторинг чрезвычайных ситуаций» правительства края. Указанная система позволяет дежурным прокурорам в режиме реального времени получать из ситуационного центра информацию о чрезвычайных ситуациях, введении особых режимов, пожарной обстановке, паводках, ходе поисково-спасательных работ и значимых происшествиях на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Полученные сведения ежедневно докладываются заместителям прокурора края по направлениям деятельности.

Прокуратурой Оренбургской области с правительством области 03.12.2023 заключено соглашение об информационном взаимодействии, предметом которого является направление в прокуратуру аналитической информации Центра управления региона Оренбургской области.

В прокуратуре г. Москвы при осуществлении надзорной деятельности широко используются возможности дежурно-диспетчерской службы «Горячая линия» и АИС «Реестр зеленых насаждений» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, АИС «Отходы строительства, сноса и грунты» Департамента строительства г. Москвы, доступ к которым предоставлен в рамках соглашения о сотрудничестве в сфере информационно-технологического взаимодействия с Правительством Москвы от 30.12.2021.

В рамках соглашения об информационном взаимодействии от 14.12.2015 управлением Судебного департамента в Республике Татарстан уполномоченным работникам прокуратуры республики предоставлен удаленный защищенный доступ к модулям судебной системы республики «Отчетность» и «Судимость». Возможности модулей позволяют изучать отчетность судебных органов по показателям до уровня районных судов и мировых судей, а также формировать различные наборы данных в рамках статистических карточек на подсудимого. Полученная информация используется прокурорами для проверки достоверности статистических сведений.

К примеру, в Республике Карелия во взаимодействии с Североморским межрегиональным управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору 23 работникам аппарата прокуратуры и прокуратур районного звена предоставлен доступ к Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии «ВетИС» (компонент «Меркурий», модуль «Государственная ветеринарная экспертиза») [4, с. 5].

Подобная практика расширения механизмов межведомственного информационного взаимодействия способствует обмену данными и опытом в сфере цифровой трансформации, сокращая время на восстановление нарушенных прав граждан/

Показала свою эффективность деятельность рабочих групп по распространению цифровых компетенций, созданных в прокуратурах во исполнение пункта 2.22 решения коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 25.04.2022 «Об итогах работы органов прокуратуры за 2021 год и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2022 год».

Для повышения цифровой грамотности прокурорских работников активно практикуется проведение обучающих семинаров, в том числе действующих на постоянной основе. Организована работа по совершенствованию практических навыков использования информационных систем и комплексов. Подготовлены методические рекомендации, информационные письма, программы повышения квалификации, инструкции по работе с эксплуатируемыми ресурсами. Проводятся тренинги, анкетирования, мастер-классы, иные мероприятия, направленные на приобретение новых знаний и умений в сфере информационных технологий. Ведется активная работа с молодыми специалистами.

Так, Северо-Западной транспортной прокуратурой совместно с Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в III квартале 2023 года состоялся учебно-практический семинар-совещание для транспортных прокуроров по вопросам практики проведения проверок исполнения законодательства в сфере лесопользования с применением единой государственной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС)1.

При реализации предоставленных прокурорам полномочий положительно зарекомендовало себя проведение в органах прокуратуры приема граждан с использованием различных видов связи на базе специального программного обеспечения.

Осуществление личного приема в режиме видеосвязи позволило руководству прокуратуры Республики Саха (Якутия) принять жителей отдаленных населенных пунктов. Кроме того, прокурор республики и его заместители выезжали в 18 районов региона из 34. По результатам проверки обращения Сперанской Э.В., принятого прокурором респу-

См.: Обзор Генеральной прокуратуры РФ положительного опыта проведения мероприятий по освоению цифровых компетенций от 17.05.2024 № 11-04-2024/Ип12863-24. С. 5.

5 -а

сз ж

<

см о см

блики на выездном личном приеме в Усть-Майском районе, в деятельности 7 лесничеств, подведомственных Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), выявлены нарушения трудовых прав более 500 работников. По итогам рассмотрения мер прокурорского реагирования территориальных прокуроров республики нарушения устранены, в том числе произведены компенсационные выплаты на общую сумму 126 тыс. рублей, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 51 должностное лицо. В связи с ненадлежащим ведомственным контролем прокуратурой республики внесено представление в указанное министерство.

Представляет интерес опыт прокуратуры Нижегородской области, в которой в целях совершенствования форм организации приема граждан в 2023 году введена практика осуществления руководством личных приемов «в режиме одного дня». В рамках такого вида приема выявляются актуальные вопросы жителей конкретных территорий, включая отдаленные населенные пункты, путем осуществления одновременного посещения предприятий (в том числе системообразующих, оборонно-промышленного комплекса), домов-интернатов, центров социального обслуживания граждан пожилого возраста, пунктов временного размещения беженцев, а также семей социально уязвимых категорий населения, в том числе инвалидов, участников СВО, ветеранов Великой Отечественной войны.

После выезда прокурора названной области в городской округ город Чкаловск подтверждены доводы граждан о ненадлежащем содержании автомобильных дорог, по требованию прокурора района дорожное полотно приведено в соответствие с нормативными требованиями. По итогам рассмотрения обращения Жесткова Ф.Г. вскрыты факты нарушения сроков перечисления заработной платы сотрудникам муниципального предприятия, по актам прокурорского реагирования работникам выплачена денежная компенсация, виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. Кроме того, ветерану Великой Отечественной войны Маркову Н.И., 1925 года рождения, оказано содействие в получении 5 куб. метров колотых березовых дров, которые в рамках акции «Помоги ветерану» складированы силами добровольцев ГБПОУ «Чкаловский техникум транспорта и информационных технологий».

Мониторинг СМИ, социальных сетей, анализ состояния законности в регионах помогает в будущем организовать выездные приёмы прокурора. В целях дальнейшего совершенствования работы представляется целесообразным внедрять новые способы и методы реализации конституционного права граждан на личное обращение. С учетом роста доверия населения к органам прокуратуры и потребности заявителей в прямом диалоге с должностными лицами ведомства необходимо эффективно использовать современные формы организации личного приема, уделяя особое

внимание социально незащищенным категориям граждан, добиваясь восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод обратившихся лиц.

Тактические особенности проведения отдельных проверочных мероприятий могут включать в себя использование современных информационных технологий. Полученные навыки использования информационных ресурсов активно применяются при реализации полномочий по надзору за исполнением федерального законодательства, законодательства о противодействии коррупции, а также при осуществлении надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.

В частности, в Астраханской области прокурорами с использованием Х-СотрНапсе и Единой информационной системы в сфере закупок в деятельности министерства здравоохранения области выявлены нарушения законодательства при планировании закупок и формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территорий фельдшерско-акушерского пункта ГБУЗ «Ка-мызякская районная больница». Министру здравоохранения области внесено представление, а его заместитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой отмечена удобность использования в работе ЛесЕГАИС, возможности которой позволяют контролировать процесс оборота древесины с момента вырубки деревьев до ее продажи конечному пользователю. В истекшем году с использованием системы проведено 17 проверок, результаты которых послужили поводом к возбуждению уголовных дел по фактам контрабандного перемещения лесоматериалов в объеме свыше 50 тыс. куб. метров на сумму 352 млн рублей (ст. 226.1 УК РФ).

Прокуратурой Республики Марий-Эл наработана практика, которая позволяет с использованием ГИС ЖКХ выявлять нарушения на ранних этапах, не допуская нарушения прав граждан.

Так, в марте 2023 г. прокурором Оршанского района внесено представление в ООО «Гамаюн» по факту несоблюдения срока исполнения контракта о разработке проектно-сметной документации на осуществление капитального ремонта многоквартирного дома. При этом в ГИС ЖКХ получены сведения об исполнителе контракта и его реквизитах, степени готовности контракта. По результатам рассмотрения представления нарушения устранены, капитальный ремонт дома выполнен в срок.

Активно прокурорами используются возможности программно-технического комплекса федеральной государственной информационной системы «Интегрированный банк данных федерального уровня» МВД России (ПТК «ИБД-Ф»).

Так, с помощью этого ресурса прокуратурой Чукотского автономного округа выявлены 2 лица, у которых на момент привлечения к административной ответственности по статье 6.1.1 КоАП РФ за нанесение побоев имелись непогашенные суди-

мости за ранее совершенные преступления с применением насилия. В территориальные органы внутренних дел направлены постановления в порядке ст. 37 УПК РФ для осуществления уголовного преследования указанных лиц. Возбужденные в отношении их уголовные дела окончены производством и направлены в суд [5, с. 7].

С учётом изложенного, на взгляд автора, в свете сегодняшнего развития цифровой среды и информационных технологий представляется возможным классифицировать прокурорские проверки по критерию применения передового опыта цифровой компетенции:

- проверки, проводимые без использования цифровых технологий;

- проверки, проводимые с использованием цифровых технологий.

При этом важно добиваться, чтобы компетенции прокурорских работников были достаточными для эффективной реализации ими своих полномочий в современных условиях. Данные обстоятельства необходимо учитывать при планировании учебных мероприятий, которые должны проводиться на постоянной основе с учетом потребностей в получении знаний и навыков по использованию информационных ресурсов на всех направлениях деятельности.

Как представляется, следует обеспечить участие в деятельности рабочих групп по распространению цифровых компетенций всех подразделений прокуратур, исключив практику проведения занятий только силами подразделений, осуществляющих технологическое обеспечение деятельности эксплуатируемых информационных ресурсов. К учебному процессу целесообразно активнее привлекать наиболее подготовленных работников, способных передавать накопленный опыт применения информационных технологий для решения профессиональных задач [6, с. 45].

Очевидно, что в обстоятельствах интенсивного развития систем коммуникации, прокуратуре требуется масштабнее и увереннее применять искусственный интеллект, посредством его использования исследовать динамику уголовно-наказуемых и иных правонарушений, устанавливать основные векторы прокурорской работы, которые окажутся действенны и востребованы на протяжении ближайших лет.

В то же время следует признать, что обновленные подходы к проведению надзора, а также искусственный интеллект, не способны в полной мере заменить профессиональные способности прокурора, его умения, моральные качества, отношение к гражданам. Последнее имеет особое значение, так как физические лица нередко испытывают острую потребность в установлении справедливости, в решении различных социальных проблем.

Литература

1. Яцуценко В.В. Проблемы и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность

органов прокуратуры // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16. - № 11. -С.187-193.

2. Алексеев Д.А. Цифровизация деятельности органов прокуратуры Российской Федерации // Актуальные исследования. - 2022. -№ 36 (115). - С. 72-75.

3. Жак Д.И. Цифровизация деятельности органов прокуратуры / Д.И. Жак. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 20 (415). - С. 282-284. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/415/91878/ (дата обращения: 01.08.2024).

4. Обзор Генеральной прокуратуры РФ положительного опыта проведения мероприятий по освоению цифровых компетенций от 17.05.2024 № 11-04-2024/Ип12863-24. С. 5.

5. Обзор Генеральной прокуратуры РФ практики организации личного приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации в 2023 году от 15.03.2024 № 24-03-2024/ Иф4606-24. С. 7.

6. Завьялова И.С. Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. -2021. - № 4 (47). - С. 44-52.

LEGAL REGULATION OF THE USE OF INFORMATION AND ANALYTICAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF PROSECUTORIAL AUTHORITIES

Manannikov D.Yu.

Penza State University

The article discusses aspects of the use of information and analytical (digital) technologies in the activities of prosecutors in the conditions of digital transformation of bodies and organizations of the prosecutor's office of the Russian Federation. The author analyzed the role of the functioning of various software, taking into account the active development of the information space and the comprehensive transition of the public administration system to digital form. Current examples are provided to illustrate the importance of using digital competencies in supervisory work. The subject of the study, in addition to the current legislation and scientific works of scientists, includes the current practice of using information technologies of the prosecutor's offices of the constituent entities of the Russian Federation and the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. The methodological basis of the study includes the dialectical method, system method, methods of analysis, synthesis, analogy, deduction, induction, observation, modeling, statistical and other methods. It is noted that in light of the intensive development of communication systems, the prosecutor's office needs to use artificial intelligence on a larger scale and more confidently, through its use, to study the dynamics of criminal and other offenses, to establish the main vectors of prosecutorial work that will be effective and in demand. The author proposes and justifies a gradation (classification) of prosecutorial checks based on the use of digital technologies.

Keywords: prosecutorial authorities, software package, information resource, digital technologies, technological support, competencies, artificial intelligence, inspections, prosecutorial activities, supervision.

Ю -a

References s

In s

1. Yatsutsenko V.V. Problems and prospects for introducing digital е technologies into the activities of prosecutors // Current prob- К lems of Russian law. - 2021. - T. 16. - No. 11. - P. 187-193. >

2. Alekseev D.A. Digitalization of the activities of the prosecutor's а office of the Russian Federation // Current research. - 2022. - К No. 36 (115). - P. 72-75. >

3. Zhak D.I. Digitalization of the activities of the prosecutor's office / D.I. Zhak. - Text: immediate // Young scientist. - 2022. -No. 20 (415). - P. 282-284. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/415/91878/ (date of access: 08/01/2024).

4. Review of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation of positive experience in carrying out activities to develop digital competencies dated May 17, 2024 No. 11-04-2024/ Ip12863-24. S. 5.

2

CM

o

CM CO

5. Review of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation of the practice of organizing personal reception of citizens at the prosecutor's office of the Russian Federation in 2023 dated March 15, 2024 No. 24-03-2024/If4606-24. P. 7.

6. Zavyalova I.S. Digital transformation of bodies and organizations of the prosecutor's office of the Russian Federation // Bulletin of Voronezh State University. Series: Law. - 2021. - No. 4 (47). - pp. 44-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.