Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ГЛОБАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ГЛОБАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БОРЬБА С НАРКОТИКАМИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клюканова Т. М., Михайлова О. О.

Авторами рассматриваются методы правового регулирования преступлений и виды международного сотрудничества в борьбе с ними. Также освещаются международные меры, направленные на реализацию антитеррористического сотрудничества и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Основной целью является определение правовых механизмов по предотвращению данных общественно опасных явлений как на локальном, так и на межгосударственном уровнях. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу особенностей преступлений, посягающих на международную безопасность. Предметом исследования являются нормы современного российского уголовного законодательства и нормы международного права. Научные труды авторов, указанных в библиографическом списке, представляют солидную теоретико-методологическую базу для настоящего исследования. Однако исследования особенностей преступлений должны продолжаться, так как не все проблемные вопросы в данной сфере решены. Автором исследуются понятие, содержание и общие признаки преступлений международного характера, посягающих на международную безопасность; определяется роль ООН (Организации Объединенных Наций) и иных организаций, осуществляющих деятельность по международно-правовому регулированию в борьбе с преступлениями международного характера; определяются особенности деятельности межгосударственных организаций по предотвращению терроризма и незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Делается заключение о наибольшем распространении терроризма и незаконного оборота наркотических средств среди преступлений международного характера. Сформулированы выводы о необходимости совершения профилактической деятельности, направленной на предупреждение совершения преступлений международного характера, а также об осуществлении непосредственной борьбы с преступлениями данного вида посредством «выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования». Обобщив точки зрения авторов на предмет уголовной ответственности за акты терроризма и наркоторговли, следует сказать, что мерам пресечения, а также усилению мер ответственности должен предшествовать комплекс предупредительных мер. Также следует понимать, что эффективность антитеррористической и антинаркотической политики в мире, в том числе в части регламентации мер уголовной ответственности, должна находить поддержку и одобрение со стороны населения. Для совершенствования юридических конструкций составов преступлений, посягающих на международную безопасность в странах мирового сообщества, необходимо положительно воспринимать международный опыт различных государств по регламентации мер уголовной ответственности и противодействию распространению указанных деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CRIMES THREATENING GLOBAL SECURITY

The authors consider methods of legal regulation of crimes and types of international cooperation in the fight against them. The paper also highlights international measures aimed at implementing antiterrorist cooperation and combating illegal drug trafficking. The main goal is to determine the legal mechanisms for the prevention of these socially dangerous phenomena both at the local and interstate levels. The object of the research is the social relations that develop in connection with and about the peculiarities of crimes that infringe on international security. The subject of the research is the norms of modern Russian criminal law and the norms of international law. The scientific works of the authors listed in the references represent a solid theoretical and methodological basis for this research. However, research into the features of crimes should continue, since not all problematic issues in this area have been resolved. The author examines the concept, content and general features of international crimes that infringe on international security; defines the role of the UN (United Nations) and other organizations engaged in international legal regulation in the fight against international crimes; defines the features of the interstate organizations activities to prevent terrorism and illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances. It is concluded that terrorism and illicit drug trafficking are most widespread among international crimes. The authors draw conclusions on the need to perform preventive activities aimed at preventing the Commission of international crimes, as well as on the implementation of a direct fight against such crimes through «detection, prevention, suppression, disclosure and investigation». Summarizing the authors’ points of view on the subject of criminal liability for acts of terrorism and drug trafficking, it should be noted that restraint measures, as well as strengthening responsibility measures, should be preceded by a set of preventive measures. It should also be understood that the effectiveness of anti-terrorist and anti-drug policies in the world, including in terms of the regulation of criminal liability measures, should be supported and approved by the population. To improve the legal structures of crimes that infringe on international security in the countries of the world community, it is necessary to positively perceive the international experience of various states in regulating measures of criminal responsibility and countering the spread of these acts.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ГЛОБАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ»

РО! 10.22394/2073-2929-2020-4-56-62

Правовое регулирование преступлений, посягающих на глобальную безопасность

Клюканова Т. М.*, Михайлова О. О.

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация; tatianam1211@mail.ru

РЕФЕРАТ

Авторами рассматриваются методы правового регулирования преступлений и виды международного сотрудничества в борьбе с ними. Также освещаются международные меры, направленные на реализацию антитеррористического сотрудничества и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. Основной целью является определение правовых механизмов по предотвращению данных общественно опасных явлений как на локальном, так и на межгосударственном уровнях. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу особенностей преступлений, посягающих на международную безопасность. Предметом исследования являются нормы современного российского уголовного законодательства и нормы международного права. Научные труды авторов, указанных в библиографическом списке, представляют солидную теоретико-методологическую базу для настоящего исследования. Однако исследования особенностей преступлений должны продолжаться, так как не все проблемные вопросы в данной сфере решены. Автором исследуются понятие, содержание и общие признаки преступлений международного характера, посягающих на международную безопасность; определяется роль ООН (Организации Объединенных Наций) и иных организаций, осуществляющих деятельность по международно-правовому регулированию в борьбе с преступлениями международного характера; определяются особенности деятельности межгосударственных организаций по предотвращению терроризма и незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. Делается заключение о наибольшем распространении терроризма и незаконного оборота наркотических средств среди преступлений международного характера. Сформулированы выводы о необходимости совершения профилактической деятельности, направленной на предупреждение совершения преступлений международного характера, а также об осуществлении непосредственной борьбы с преступлениями данного вида посредством «выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования». Обобщив точки зрения авторов на предмет уголовной ответственности за акты терроризма и наркоторговли, следует сказать, что мерам пресечения, а также усилению мер ответственности должен предшествовать комплекс предупредительных мер. Также следует понимать, что эффективность антитеррористической и антинаркотической политики в мире, в том числе в части регламентации мер уголовной ответственности, должна находить поддержку и одобрение со стороны населения. Для совершенствования юридических конструкций составов преступлений, посягающих на международную безопасность в странах мирового сообщества, необходимо положительно воспринимать международный опыт различных государств по регламентации мер уголовной ответственности и противодействию распространению указанных деяний.

Ключевые слова: терроризм, международное сотрудничество, противодействие терроризму, международная безопасность, борьба с наркотиками

Для цитирования: Клюканова Т. М., Михайлова О. О. Правовое регулирование преступлений, посягающих на глобальную безопасность // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. № 4. С. 56 - 62.

Legal Regulation of Crimes Threatening Global Security Tatiana M. Klyukanova*, Olga O. Mikhailova

North-West Institute of Management — Branch of RANEPA under the President of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russian Federation; * tatianam1211@mail.ru

ABSTRACT

The authors consider methods of legal regulation of crimes and types of international cooperation in the fight against them. The paper also highlights international measures aimed at implementing antiterrorist cooperation and combating illegal drug trafficking. The main goal is to determine the legal mechanisms for the prevention of these socially dangerous phenomena both at the local and interstate levels. The object of the research is the social relations that develop in connection with and about the peculiarities of crimes that infringe on international security. The subject of the research is the norms of modern Russian criminal law and the norms of international law. The scientific works of the authors listed in the references represent a solid theoretical and methodological basis for this research. However, research into the features of crimes should continue, since not all problematic issues in this area have been resolved. The author examines the concept, content and general features of international crimes that infringe on international security; defines the role of the UN (United Nations) and other organizations engaged in international legal regulation in the fight against international crimes; defines the features of the interstate organizations activities to prevent terrorism and illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances. It is concluded that terrorism and illicit drug trafficking are most widespread among international crimes. The authors draw conclusions on the need to perform preventive activities aimed at preventing the Commission of international crimes, as well as on the implementation of a direct fight against such crimes through «detection, prevention, suppression, disclosure and investigation». Summarizing the authors' points of view on the subject of criminal liability for acts of terrorism and drug trafficking, it should be noted that restraint measures, as well as strengthening responsibility measures, should be preceded by a set of preventive measures. It should also be understood that the effectiveness of anti-terrorist and anti-drug policies in the world, including in terms of the regulation of criminal liability measures, should be supported and approved by the population. To improve the legal structures of crimes that infringe on international security in the countries of the world community, it is necessary to positively perceive the international experience of various states in regulating measures of criminal responsibility and countering the spread of these acts. Keywords: terrorism, international cooperation, countering terrorism, international security, the fight against drugs

For citing: Klyukanova T. M., Mikhailova O. O. Legal Regulation of Crimes Threatening Global Security // Eurasian integration: economics, law, politics. 2020. No. 4. Pp. 56 - 62.

Тенденция распространения преступности в мире, к сожалению, такова, что преступлений международного характера, посягающих на международную безопасность, не становится меньше, деятельность преступников оказывается еще хитрее, изворотливее, схемы функционирования и развития такой деятельности бывают настолько запутанными, что их зачастую сложно раскрыть.

Столь актуальный для юридической науки вопрос, какими являются особенности преступлений, посягающих на международную безопасность, стал предметом обсуждения широкого круга исследователей, что обусловлено в том числе и реформированием российского уголовного законодательства.

«В доктрине международного права (А. Г. Волеводз, Л. Н. Галенская, В. Н. Кудрявцев, К. А. Бекяшев, И. П. Блищенко и др.) международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества» [1, с. 27].

Преступления международного характера — это «деяния, предусмотренные международными договорами, не относящиеся к международным преступлениям, но посягающие на нормальные стабильные отношения между государствами, наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений (экономической, социально-культурной, имущественной и т. п.), а также организациям и гражданам» [3, с. 4].

В числе основных характерных признаков террористической деятельности и незаконного оборота наркотиков можно назвать следующие:

1) повышенная степень общественной опасности;

2) преступления международного характера;

3) транснациональный характер;

4) связь с гибелью людей;

5) наведение страха и ужаса в обществе;

6) провоцирование беспорядков и смуты;

7) угроза стабильности в мире.

Мнения многих исследователей сходятся в том, что терроризм бросает вызов обществу, а также всем основным действующим нормам международного права.

Незаконный оборот наркотических средств — это преступление международного характера, которое состоит из «незаконной перевозки, хранения, транспортировки, изготовления и передачи наркотических средств».

Само определение «незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ» — собирательное понятие, которое включает следующие виновные деяния: изготовление, приобретение, перемещение, хранение и переработка (при нарушении положений действующего уголовного законодательства).

Крупнейшими международными организациями, чья деятельность направлена на борьбу с преступлениями международного характера, являются ООН (Организация Объединенных Наций), Совет Европы, Интерпол.

«Представитель Российской Федерации при ООН сообщил о конструктивном сотрудничестве по таким ключевым направлениям, как урегулирование конфликтов, противодействие радикализации и экстремизму, установление доверия между государствами: "Россия выступила за дальнейшее сотрудничество между ООН и ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), в том числе в интересах выполнения этой крупнейшей европейской организацией решений, которые принимаются в ООН"»1.

И далее: «Между Российской Федерацией, Великобританией, Швецией, Норвегией, Индией, Бразилией и многими другими странами имеется ряд подписанных двусторонних договоров, направленных на совместное взаимодействие по борьбе с террористической угрозой. Из последних значимых соглашений в этой области следует отметить принятый в ноябре 2016 г. Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом"».

Правительства многих стран в настоящее время осуществляют комплекс мер по борьбе с нарастающими террористическими угрозами, можно выделить, по мнению авторов, наиболее эффективные среди них:

- выявление экстремистских организаций и запрет их деятельности;

- сбор информации (в т. ч. ее выкуп у заинтересованных лиц) о местонахождении виновных лиц, проведение совместных операций по ликвидации угроз;

- аналитика деятельности средств массовой информации на предмет их возможного участия в распространении экстремистских материалов;

- проведение информационной кампании среди населения по вопросам выявления угроз: подозрительных лиц и потенциально опасных предметов.

1 Программная речь П. В. Ильичева на заседании Совета Безопасности ООН, 28.02.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://russiaun.ru/ru/news/ sc_ws28 (дата обращения: 01.06.2020).

Безусловно, вышеуказанный комплекс мер не является всеобъемлющим, однако применение его на практике позволяет предупреждать возможные теракты.

Несмотря на достаточно успешную борьбу стран, главной угрозой мировой безопасности в 2020 г., как и раньше, останется международный терроризм. По мере эволюции форм террористической активности изменяются и методы борьбы с ними [4, с. 112].

Сегодня существует объективная потребность в координации с западными странами действий для предотвращения террористической угрозы.

В настоящее время можно выделить два основных направления международного сотрудничества государств по противодействию распространения незаконного оборота наркотиков:

- институциональное направление, означающее, что «государства могут сотрудничать в рамках принятия участия в деятельности международных организаций» [5, с. 100];

- договорно-правовое направление, означающее, что между государствами мирового сообщества заключаются договоры и соглашения.

Правовая основа международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом и нелегальным наркотическим оборотом позволяет, в свою очередь, выделить и содержательно описать принципы, на которых оно базируется.

1. Принцип взаимодействия (сотрудничества) государств.

Обозначенный принцип закреплен в Уставе ООН, принятом в июне 1945 г., а также в содержании Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (октябрь 1970 г.), в соответствии с которыми государства обязуются сотрудничать вне зависимости от своих политико-экономических различий во всех сферах международных отношений, с целью поддержания международной безопасности, мира, содействия обеспечения стабильности, прогресса, благосостояния человечества. Именно неукоснительное следование данному принципу делает борьбу с незаконным производством и распространением наркотических средств более эффективной и результативной, нежели бы чем государства по отдельности справлялись с проблемой исключительно собственными силами.

2. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства.

Аналогичным образом указанный принцип закреплен в ранее упомянутых международно-правовых

актах, и его суть заключается в следующем: на международное сообщество государств возложена обязанность не вмешиваться ни прямо, ни косвенно, вне зависимости от причины, в дела, охватываемые внутренней компетенцией каждого отдельно взятого государства. Он играет важную роль, ведь внутренняя антинаркотическая политика — это сфера деятельности государства, в связи с чем оно самостоятельно и независимо от влияния иных иностранных государств решает, какие методы, способы, формы противодействия незаконному производству, распространению наркотиков избрать и реализовывать на своей территории.

3. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Приведенный принцип закрепляется в положениях Устава ООН (ст. 2), и в соответствии с ним каждое государство должно добровольно и добросовестно выполнять всю совокупность взятых на себя международных обязательств в области сотрудничества в борьбе с нелегальным наркооборотом. Это является крайне значимым, ведь только в таком случае борьба будет носить эффективный, действенный и результативный характер.

Выше были рассмотрены базовые принципы международного сотрудничества в сфере незаконного производства и распространения наркотических средств, однако в ряде международно-правовых актов также содержатся и его специальные принципы.

Россия солидарно с другими странами обеспечивает меры по предупреждению и выявлению незаконного оборота наркотиков при помощи механизмов правового воздействия, ужесточая меры путем физических манипуляций. Значимым событием в рассматриваемой области на основании тенденции неуклонного роста преступности в сфере наркобизнеса стала специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН в 1990 г., где была принята «Политическая декларация» и «Всемирная программа действий» по международному сотрудничеству в борьбе против оборота наркотиков.

Также со стороны ООН принимаются и иные меры, такие, например, как создание Фонда ООН для борьбы со злоупотреблением наркотиков. Основной задачей Фонда является поддержание государств, в том числе России, и оказание помощи по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Появляется все больше синтетических наркотиков. Их распространение происходит, как правило, через закрытую сеть Интернет — «Даркнет». Опасение вызывает тот факт, что именно в России наблюдается наибольшая среди мирового сообщества популярность данного явления.

Исследователи сходятся во мнениях, что «правовые позиции Европейского суда по правам человека оказывают существенное влияние на практику квалификации и наказуемости преступлений, которые связаны с незаконным оборотом наркотиков». Можно сделать вывод, что формируется единое правовое регулирование на территории всей России.

Учитывая положения действующего российского и международного законодательства, сформулируем основные меры и направления борьбы с незаконным оборотом наркотических средств:

1) систематизация методов защиты территориальных границ России с целью недопущения ввоза контрабандистских грузов наркотических средств из других стран;

2) остановка коммуникаций представителей международных наркосиндикатов и российских поставщиков;

3) пересмотр порядка организации системы пограничного контроля.

Для наиболее действенного исполнения требований международных договоров могут применяться различные меры государств мирового сообщества.

Стоит отметить, что они охватывают широкий спектр правового регулирования, в том числе полного контроля над этими средствами, а также мер борьбы против таких правонарушений.

Достаточно любопытную точку зрения высказывает исследователь С. М. Мальков касаемо того, что «в системе субъектов противодействия терроризму необходимо повысить роль гражданского общества, а также муниципальных органов»1.

Вообще, стоит полностью согласиться с мнением автора, поскольку в настоящее время не стоит умалять роль простых граждан в раскрытии преступной деятельности в сфере терроризма. Граждане не только способствуют раскрытию актов терроризма, но и благодаря сплоченным действиям оказывают поддержку правоохранительным органом, чтобы найти и подвергнуть мерам уголовной ответственности именно виновных лиц.

Обобщив точки зрения авторов на предмет уголовной ответственности за акты терроризма, следует сказать, что мерам пресечения, а также усилению мер ответственности должен предшествовать комплекс предупредительных мер.

Так, основываясь на трактовке положений Федерального закона «О безопасности», можно прийти к выводу, что необходимо осуществлять реализацию ранней профилактики, а также поощрять положительное поведение лиц, которые ранее были втянуты в преступления террористического характера. Вместе с осуществлением ранней профилактики необходимо активно принимать меры по борьбе с коррупционными прикрытиями актов терроризма.

Также следует понимать, что эффективность антитеррористической политики в мире, в том числе в части регламентации мер уголовной ответственности, должна находить поддержку и одобрение со стороны населения.

В комплексе основных мер, связанных с эффективностью и качеством мер уголовной ответственности за терроризм в странах мирового сообщества, следует отметить, что необходимо заниматься активной деятельностью, направленной на то, чтобы лица добровольно отказывались от совершения подготавливаемых террористических актов. Подобного рода деятельность правоохранительных органов должна способствовать явке с повинной таких лиц с информацией о совершенных преступлениях терроризма либо о готовящихся и их деятельному раскаянию.

1 Мальков С. М. Государственная антитеррористическая политика Российской Федерации // Современные системы безопасности. Антитеррор. Материалы конгрессной части десятого специализированного форума (28-29 мая 2014 г.). Красноярск, 2017. С. 79-80.

Очевиден тот факт, что правовую основу борьбы с преступлениями международного характера составляют не только нормы внутреннего национального законодательства конкретного государства, но и положения международного законодательства, в частности международные конвенции.

Однако в свете последних событий, связанных, например, с террористическими угрозами, принимаются новые нормативно-правовые акты.

Выделяются два основных направления среди основных форм международного сотрудничества государств.

1. Институциональное направление, означающее, что «государства могут сотрудничать в рамках принятия участия в деятельности международных организаций» [5, с. 102].

2. Договорно-правовое направление, означающее, что между государствами мирового сообщества заключаются договоры и соглашения.

Очень важно, что Российская Федерация является полноправным субъектом международного права, членом большого количества международных организаций, а также участником двусторонних и многосторонних конвенций и соглашений в сфере борьбы с преступлениями международного характера.

Уже действующие международные организации по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом должны вовлекать в свою деятельность все большее количество стран.

Мы должны понимать, что преступления международного характера — это отрицательное явление нашей действительности. «В борьбе с данной преступностью необходимо аккумулировать силы, средства всего мирового сообщества, всех стран, органов государственной власти и граждан» [2, с. 269].

Такого рода преступности не становится меньше, с годами она только набирает обороты, обретает изощренные формы. Соответственно, если не бороться с распространением преступлений международного характера, мы перестанем контролировать их, в том числе и такую чудовищную тенденцию, как вовлечение несовершеннолетних в сферу наркобизнеса и террористическую деятельность.

В целях разрешения всех имеющихся основных проблем борьбы с преступлениями международного характера необходимо, чтобы государства, заинтересованные в успешном сотрудничестве по предупреждению данных преступлений, смогли отложить свои внутренние политические амбиции и интересы. В настоящее время остро стоит запрос на взаимодействие государств мирового сообщества, направленное на борьбу и предупреждение распространения незаконного оборота наркотиков и терроризма.

Для совершенствования юридических конструкций составов преступлений в странах мирового сообщества необходимо положительно воспринимать международный опыт различных государств по регламентации мер уголовной ответственности и противодействию распространению терроризма и наркоторговли.

Литература

1. Алексеев И. А., Арутюнян Р. Э., Берлявский Л. Г. и др. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти : монография / под ред. И. А. Алексеева, М. И. Цапко. М. : Проспект, 2017.

2. Бриллиантов А. В. Международное уголовное право. М. : Юрайт, 2015. С. 269.

3. Быкова Е. В., Выскуб В. С. Международное сотрудничество или политика? // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. № 3. С. 3-5.

4. Кочои С. М. Противодействие терроризму: политика и право // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 18. № 1. С. 110-114.

5. Липкина Н. Н. Универсальная юрисдикция: международно-правовые основания и проблемы установления в отношении преступлений террористической направленности // 1ехгиББ1еа. 2018. № 6. С. 92-105.

6. Лукьянцева Е. В. Терроризм как явление: от царской России до наших дней // Проблемы современной науки. 2018. № 29. С. 46-50.

7. Лю А. О необходимости повышения внимания международного сообщества в борьбе с экстремизмом и терроризмом // Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 59-65.

8. Мхикян С. А. Понятие международного терроризма в международном праве // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 3-3. С. 224-227.

9. Почепнев К. Е. Антитеррористические операции и международное гуманитарное право // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. № 1. С. 123-126.

10. Романовский Г. Б. Правовая политика в сфере противодействия терроризму // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 1. С. 28-33.

Об авторах:

Клюканова Татьяна Михайловна, доцент кафедры правоведения юридического факультета СевероЗападного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Российская Федерация), кандидат юридических наук; tatianam1211@mail.ru

Михайлова Ольга Олеговна, студент магистратуры юридического факультета Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург, Российская Федерация); mikhailova5829@ yandex.ru

References

1. Alekseev I. A., Arutyunyan R. E., Berlyavskii L. G. i dr. Yuridicheskaya otvetstvennost' organov i dolzhnostnykh lits publichnoi vlasti : monografiya / pod red. I. A. Alekseeva, M. I. Tsapko. M. : Prospekt, 2017.

2. Brilliantov A. V. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo. M. : Yurait, 2015. S. 269.

3. Bykova E. V., Vyskub V. S. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo ili politika? // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yustitsiya. 2018. № 3. S. 3-5.

4. Kochoi S. M. Protivodeistvie terrorizmu: politika i pravo // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2018. T. 18. № 1. S. 110-114.

5. Lipkina N. N. Universal'naya yurisdiktsiya: mezhdunarodno-pravovye osnovaniya i problemy ustanovleniya v otnoshenii prestuplenii terroristicheskoi napravlennosti // Lexrussica. 2018. № 6. S. 92-105.

6. Luk'yantseva E. V. Terrorizm kak yavlenie: ot tsarskoi Rossii do nashikh dnei // Problemy sovremennoi nauki. 2018. № 29. S. 46-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lyu A. O neobkhodimosti povysheniya vnimaniya mezhdunarodnogo soobshchestva v bor'be s ekstremizmom i terrorizmom // Rostovskii nauchnyi zhurnal. 2018. № 1. S. 59-65.

8. Mkhikyan S. A. Ponyatie mezhdunarodnogo terrorizma v mezhdunarodnom prave // Aktual'nye problemy gosudarstva i obshchestva v oblasti obespecheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina. 2018. № 3-3. S. 224-227.

9. Pochepnev K. E. Antiterroristicheskie operatsii i mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo // Elektronnoe prilozhenie k Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu. 2018. № 1. S. 123-126.

10. Romanovskii G. B. Pravovaya politika v sfere protivodeistviya terrorizmu // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2018. № 1. S. 28-33.

About the authors:

Tatiana M. Klyukanova, Associate Professor of Department of Law, Faculty of Law, of North-West Institute of Management — Branch of RANEPA under the President of the Russian Federation (Saint Petersburg, Russian Federation), PhD in Jurisprudence; tatianam1211@mail.ru

Olga O. Mikhailova, Student of Faculty of Law of North-West Institute of Management — Branch of RANEPA under the President of the Russian Federation (Saint Petersburg, Russian Federation); mikhailova5829@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.