Научная статья на тему 'Правовое регулирование предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым в местах содержания под стражей'

Правовое регулирование предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым в местах содержания под стражей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ / DETENTION / МЕСТО СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ / PLACE OF DETENTION / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / SUSPECT / ОБВИНЯЕМЫЙ / ACCUSED / СВИДАНИЕ С РОДСТВЕННИКОМ / VISIT OF A RELATIVE / СВИДАНИЕ С ЗАЩИТНИКОМ / MEETING WITH A LAWYER / ЛИЦО / ОКАЗЫВАЮЩЕЕ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ / ЛИЦО ИЛИ ОРГАН / PERSON PROVIDING LEGAL ASSISTANCE / В ПРОИЗВОДСТВЕ КОТОРОГО НАХОДИТСЯ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / PERSON OR AGENCY IN CHARGE OF THE CRIMINAL CASE / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / CUSTODY / REMAND PRISON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Караваев Иван Владимирович

в статье автор приводит результаты проведенного анкетирования, которое показало, что значительная часть заключенных пользовались правом на свидание с родственниками (66,57 %), остальные объяснили непользование данным правом тем, что родственники живут далеко (10,35 %), не изъявляют желания общаться (7,10 %), нет родственников (3,55 %), по иным обстоятельствам (12,43 %). Для большинства опрошенных (65,8 %) возможность часто встречаться с родственниками положительно повлияла бы на поведение во время содержания под стражей. Проанализировав требования международных стандартов, автор приходит к выводам о том, что указанная в ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма, определяющая «не более двух свиданий в месяц, продолжительностью до трех часов каждое», не отвечает их требованиям о максимальной естественности семейных отношений. Учитывая презумпцию невиновности лиц, содержащихся под стражей, представляется, что установленное количество свиданий необоснованно мало. На основании изложенного предлагается увеличить количество свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а также конкретизировать длительность их проведения. Для этого следует изменить редакцию ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следующим образом: «Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда предоставляется четыре свидания в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью один час каждое. В исключительных случаях (тяжелая болезнь, смерть родственника или близкого человека) количество свиданий может быть увеличено». Исследуя ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», автор приходит к выводу о том, что в ч. 5 ст. 18 предусматривается порядок проведения свиданий с новой для закона категорией лиц представителем в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) или лицом, оказывающим юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ. Целью этих свиданий является оказание юридической помощи лицу в связи с его желанием обратиться в ЕСПЧ либо представление его интересов в ЕСПЧ. Данная категория может одновременно быть защитником (адвокатом) по уголовному делу и родственником подозреваемого и обвиняемого, а может не быть ни тем ни другим. Автор статьи приходит к заключению, что на сегодняшний день остается открытым вопрос, может ли администрация места содержания под стражей не допустить на свидание родственника или иное лицо при наличии информации о том, что его проведение отрицательно повлияет на производство по уголовному делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Караваев Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF GRANTING VISITS TO THE SUSPECTS AND THE ACCUSED IN THE PLACES OF DETENTION

in this article the author refers to the results of the survey, which has shown that a significant proportion of prisoners enjoy their right to meeting with the family (66.57 %). Those who dont use this right explain it by the following reasons: their relatives live far away (10.35 %) they have no desire to communicate (7.1 %), have no relatives (3.55 %), for other reasons (12.43 %). For the majority of respondents (65.8 %) the possibility of frequent meetings with the relatives would have a positive effect on their behavior during detention. Having analyzed the requirements of the international standards, the author comes to the conclusion that the norm specified in Art. 18 of the Federal Law On detention of persons suspected or accused of committing crimes which defines no more than two meetings per month, up to three hours each does not meet the demands for normal family relations. Taking into account the presumption of innocence of the persons in custody, the set number of visits seems unreasonably small... in this article the author refers to the results of the survey, which has shown that a significant proportion of prisoners enjoy their right to meeting with the family (66.57 %). Those who dont use this right explain it by the following reasons: their relatives live far away (10.35 %) they have no desire to communicate (7.1 %), have no relatives (3.55 %), for other reasons (12.43 %). For the majority of respondents (65.8 %) the possibility of frequent meetings with the relatives would have a positive effect on their behavior during detention. Having analyzed the requirements of the international standards, the author comes to the conclusion that the norm specified in Art. 18 of the Federal Law On detention of persons suspected or accused of committing crimes which defines no more than two meetings per month, up to three hours each does not meet the demands for normal family relations. Taking into account the presumption of innocence of the persons in custody, the set number of visits seems unreasonably small. On the basis of the above-stated, it is proposed to increase the number of meetings of the suspected and accused persons with their relatives and the others as well as to specify their duration. So, it is necessary to amend Part 3 of Article 18 of the Federal Law On detention of persons suspected or accused of committing crimes in the following way: On the basis of the written permission of a person or an agency in charge of the criminal case or of the court, the suspects and the accused are granted four visits of family members or other persons per month, each lasting an hour. In exceptional cases (serious illness, death of a family member or a close relative), the number of visits may be increased. Investigating Part 5 of Article 18 of the Federal Law On detention of persons suspected or accused of committing crimes the author concludes that this article provides for the procedure of arranging meetings with a new category of visitor a representative of the European Court of Human Rights (ECHR) or a person rendering legal aid to the accused who wants to appeal to the ECHR. The purpose of these meetings is to provide legal assistance to a person on account of his intention to appeal to the ECHR, or representation of his interests in the ECHR. This category of visitor can be both a defender (attorney) in a criminal case, and a relative of the suspect and the accused, or neither. The author comes to the conclusion that at present the question remains open whether the administration of the place of detention can prevent a visit of a relative or any other person if there is some information that the meeting would unfavorably affect the criminal proceedings function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предоставления свиданий подозреваемым и обвиняемым в местах содержания под стражей»

УДК 343 .81 ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ КАРАВАЕВ,

ББК 67.409.17 кандидат юридических наук,

К21 старший преподаватель кафедры организации режима и надзора в УИС

(Академия ФСИН России) Е-шаП: [email protected].

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВИДАНИЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫМ И ОБВИНЯЕМЫМ В МЕСТАХ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ

Реферат: в статье автор приводит результаты проведенного анкетирования, которое показало, что значительная часть заключенных пользовались правом на свидание с родственниками (66,57 %), остальные объяснили непользование данным правом тем, что родственники живут далеко (10,35 %), не изъявляют желания общаться (7,10 %), нет родственников (3,55 %), по иным обстоятельствам (12,43 %). Для большинства опрошенных (65,8 %) возможность часто встречаться с родственниками положительно повлияла бы на поведение во время содержания под стражей.

Проанализировав требования международных стандартов, автор приходит к выводам о том, что указанная в ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма, определяющая «не более двух свиданий в месяц, продолжительностью до трех часов каждое», не отвечает их требованиям о максимальной естественности семейных отношений. Учитывая презумпцию невиновности лиц, содержащихся под стражей, представляется, что установленное количество свиданий необоснованно мало. На основании изложенного предлагается увеличить количество свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а также конкретизировать длительность их проведения. Для этого следует изменить редакцию ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следующим образом: «Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда предоставляется четыре свидания в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью один час каждое. В исключительных случаях (тяжелая болезнь, смерть родственника или близкого человека) количество свиданий может быть увеличено».

Исследуя ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», автор приходит к выводу о том, что в ч. 5 ст. 18 предусматривается порядок проведения свиданий с новой для закона категорией лиц - представителем в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) или лицом, оказывающим юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ. Целью этих свиданий является оказание юридической помощи лицу в связи с его желанием обратиться в ЕСПЧ либо представление его интересов в ЕСПЧ. Данная категория может одновременно быть защитником (адвокатом) по уголовному делу и родственником подозреваемого и обвиняемого, а может не быть ни тем ни другим.

Автор статьи приходит к заключению, что на сегодняшний день остается открытым вопрос, может ли администрация места содержания под стражей не допустить на свидание родственника или иное лицо при наличии информации о том, что его проведение отрицательно повлияет на производство по уголовному делу.

Ключевые слова: заключение под стражу, содержание под стражей, место содержания под стражей, следственный изолятор, подозреваемый, обвиняемый, свидание с родственником, свидание с защитником, лицо, оказывающее юридическую помощь, лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, Европейский суд по правам человека, международные стандарты.

Свидания с родственниками в условиях ключенных пользовались правом свидания с

заключения имеют неоценимое значе- родственниками (66,57 %), остальные объяснили

ние. Влияние семьи, как правило, со- непользование данным правом тем, что родст-

храняется в течение всего периода содержания венники живут далеко (10,35 %), не изъявляют

под стражей и отбывания наказания в виде ли- желания общаться (7,10 %), нет родственников

шения свободы. Это находит подтверждение в (3,55 %), по иным обстоятельствам (12,43 %).

статистических данных. Проведенное нами анке- Для большинства опрошенных (65,8 %) возмож-

тирование показало, что значительная часть за- ность часто встречаться с родственниками поло-

жительно повлияла бы на поведение во время содержания под стражей.

Правом на свидания обладает любой подозреваемый и обвиняемый, находящийся в местах содержания под стражей. В данном случае необходимо разграничивать понятия «свидание с защитником» и «свидание с родственниками». Достаточно подробно обе эти процедуры регламентируются ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и гл. XVI Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов (ПВР СИЗО).

Обратимся к международным стандартам. Правило 37 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (МСП) устанавливает возможность заключенных общаться через регулярные промежутки времени не только с их семьями, но и с друзьями, пользующимися незапятнанной репутацией. В ряде стран (например, Австралии, Сингапуре) установлены устройства, позволяющие заключенным разговаривать со своими семьями по видеоканалам. Эти устройства полезно иметь в качестве дополнительного оборудования на тот случай, если заключенный содержится в тюрьме, расположенной далеко от дома, или если членам его семьи трудно добираться до тюрьмы. Работа в этом направлении ведется и в России, хотя преимущественно в исправительных учреждениях, но не в следственных изоляторах.

Правило 24 Европейских пенитенциарных правил (ЕПП) устанавливает, что заключенным следует разрешать максимально часто общаться со своими семьями, другими лицами, в том числе путем посещений ими заключенных, организованных таким образом, чтобы дать заключенным возможность максимально естественно поддерживать и укреплять семейные отношения. По нашему мнению, указанная в ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма, определяющая «не более двух свиданий в месяц, продолжительностью до трех часов каждое», не отвечает требованиям ЕПП о максимальной естественности семейных отношений. Учитывая презумпцию невиновности лиц, содержащихся под стражей, будет справедливо указать на то, что установленное количество свиданий необоснованно мало.

Согласно п. «с» ст. 37 Конвенции о правах ребенка, а также раздела Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, каждый несовершеннолетний имеет право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых об-

стоятельств. Первым способом общения с внешним миром является непосредственный контакт -свидание. Международные документы не содержат конкретных требований относительно количества свиданий взрослых заключенных с родственниками и иными гражданами. Такие требования имеются только в отношении несовершеннолетних (как правило, раз в неделю и не менее раза в месяц (пр. 60 Правил защиты несовершеннолетних), что еще раз подчеркивает особую заботу о них. По российскому законодательству свидания несовершеннолетних должны проводиться на общих основаниях - не более двух раз в месяц, продолжительностью до трех часов каждое (ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), что является ярко выраженным несоответствием требованиям международных актов.

На основании изложенного полагаем, что необходимо увеличить количество свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а также конкретизировать длительность их проведения. Для этого следует изменить редакцию ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следующим образом: «Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда предоставляется четыре свидания в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью один час каждое. В исключительных случаях (тяжелая болезнь, смерть родственника или близкого человека), количество свиданий может быть увеличено. Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым свидания предоставляются без ограничения по количеству».

С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"» в рассматриваемой статье появилась часть пятая, посвященная порядку предоставления подозреваемым и обвиняемым свиданий с двумя категориями: со своими представителями в Европейском суде по правам человека, а также с лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский суд по правам человека.

Во многом положения ч. 5 дублируют имеющиеся нормы: для свидания необходимо письменное разрешение лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело; свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой

воспрепятствование производству по уголовному делу; свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников; запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись; в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

Еще до включения в ст. 18 рассматриваемой нормы в теории возник спор о законности тех или иных положений, касающихся свиданий подозреваемых и обвиняемых со своими представителями в ЕСПЧ и лицами, оказывающими юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ. Например, вице-президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Г. К. Шаров высказывает предположение о том, что данная правовая норма не учитывает то обстоятельство, что лицом, оказывающим юридическую помощь подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, согласно уголовно-процессуальному закону является адвокат, выполняющий функции защитника. Автор обращает внимание на то, что пр. 36 Регламента (Правила процедуры) Европейского суда по правам человека в подп. «а» п. 4 прямо называет адвоката представителем заявителя в ЕСПЧ. В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» полномочия адвоката на осуществление профессиональной деятельности подтверждаются удостоверением адвоката (п. 2 ст. 15) и ордером на исполнение поручения (в некоторых случаях - доверенностью доверителя) и чьих-либо разрешений для этого не требуется. При этом он ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 14-П, в котором указано, что «выполнение адвокатом, имеющим ордер юридической консультации на ведение уголовного дела, процессуальных обязанностей защитника не может быть поставлено в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело». Г. К. Шаров считает необходимым в данной правовой норме дать ссылку на адвоката и указание на то, что свидание подозреваемого и обви-

няемого с адвокатом предоставляется по предъявлении удостоверения адвоката и ордера без каких-либо дополнительных разрешений [1].

На наш взгляд, положение о том, что свидание подозреваемого и обвиняемого с адвокатом предоставляется по предъявлении удостоверения адвоката и ордера без каких-либо дополнительных разрешений, носит бесспорный характер и закреплено в ч. 1 ст. 18: «Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается». Таким образом, если адвокат подозреваемого или обвиняемого оказывается ему юридические услуги, в том числе по обращению в ЕСПЧ, то иные документы у него истребовать никто не будет, поскольку адвокат со своим подопечным имеют право обсуждать любые темы.

Свидания подозреваемых и обвиняемых со своими адвокатами, на наш взгляд, лежат совершенно в другой плоскости, цель таких свиданий -оказание юридической помощи лицу в связи с привлечением его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу. Свидания подозреваемых и обвиняемых со своими родственниками и иными лицами проводятся с целью поддержания родственных и дружеских связей, содействия надлежащему морально-психологическому состоянию заключенных.

Как нам представляется, в новой части ст. 18 предусматривается порядок проведения свиданий с новой для закона категорией лиц - представителем в ЕСПЧ или лицом, оказывающим юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ. Цель этих свиданий - оказание юридической помощи лицу в связи с его желанием обратиться в ЕСПЧ либо представление его интересов в ЕСПЧ. Данная категория может одновременно быть и защитником (адвокатом) по уголовному делу, и родственником подозреваемого и обвиняемого, а может не быть ни тем ни другим. Именно поэтому для свидания с такой категорией посетителей и необходимо разрешение лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело. Следователь, прокурор, суд должны сами определить, насколько негативно такие свидания могут отразиться на ходе расследования или судебного разбирательства.

Отличия в условиях реализации права подозреваемых и обвиняемых на свидания представлены в таблице.

Категория Количество Продолжительность Основание

Родственники и иные лица Не более двух в месяц До трех часов каждое Письменное разрешение лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело

Помощник в ЕСПЧ Без ограничения Без ограничения Письменное разрешение лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело

Защитник (адвокат) Без ограничения Без ограничения Удостоверение адвоката и ордер

Защитник (иное лицо) Без ограничения Без ограничения Соответствующее определение или постановление суда

В формулировке закона, на наш взгляд, имеется неточность. Отдельным предложением устанавливается норма, согласно которой свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Неясно, кого наделяет данным правом (на кого возлагает обязанность) закон - администрацию места содержания под стражей либо лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, или тех и других. Безусловно, лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, при выдаче письменного разрешения будет учитывать вероятность воспрепятствования производству по уголовному делу при проведении свидания. Остается открытым вопрос, может ли администрация места содержания под стражей не допустить до свидания родственника или иное лицо при наличии информации о том, что его проведение отрицательно повлияет на производство по уголовному делу. Другими словами,

должны ли быть учтены два мнения - администрации места содержания под стражей и лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, или только мнение второго.

Таким образом, полагаем, что необходимо: увеличить количество свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами, а также конкретизировать длительность их проведения; в ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривается порядок проведения свиданий с новой для закона категорией лиц - представителем в ЕСПЧ или лицом, оказывающим юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ. Остается открытым вопрос, может ли администрация места содержания под стражей не допустить до свидания родственника или иное лицо при наличии информации о том, что его проведение отрицательно повлияет на производство по уголовному делу.

Список литературы

1. Шаров Г. К. Заключение на законопроект, устанавливающий порядок свидания подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с юридическими помощниками по обращению в ЕСПЧ // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2013. № 1. С. 117-119.

2. Артемьев Н. С., Морозова Ю. А. Соблюдение законности в следственных изоляторах ФСИН России // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 43-46.

3. Ганишина И. С., Жарких А. А. К вопросу о наркотической зависимости подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 66-73.

4. Горбач Д. В. Условно-досрочное освобождение от пожизненного лишения свободы в законодательстве некоторых зарубежных стран // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 147-150.

5. Кимачев А. Н. О регулятивной функции режима лишения свободы в воспитательных колониях ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2011. № 1. С. 107-110.

6. Павлов П. А. Правовая природа изоляции лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1. С. 106-108.

IVAN VLADIMIROVICH KARAVAEV,

phd in law,

senior lecturer of the security and supervision in the FPS organization department

(Academy of the FPS of Russia) Е-mail: [email protected].

LEGAL REGULATION OF GRANTING VISITS TO THE SUSPECTS AND THE ACCUSED

IN THE PLACES OF DETENTION

Annotation: in this article the author refers to the results of the survey, which has shown that a significant proportion of prisoners enjoy their right to meeting with the family (66.57 %). Those who don't use this right explain it by the following reasons: their relatives live far away (10.35 %) they have no desire to communicate (7.1 %), have no relatives (3.55 %), for other reasons (12.43 %). For the majority of respondents (65.8 %) the possibility of frequent meetings with the relatives would have a positive effect on their behavior during detention.

Having analyzed the requirements of the international standards, the author comes to the conclusion that the norm specified in Art. 18 of the Federal Law "On detention of persons suspected or accused of committing crimes" which defines "no more than two meetings per month, up to three hours each" does not meet the demands for normal family relations. Taking into account the presumption of innocence of the persons in custody, the set number of visits seems unreasonably small. On the basis of the above-stated, it is proposed to increase the number of meetings of the suspected and accused persons with their relatives and the others as well as to specify their duration. So, it is necessary to amend Part 3 of Article 18 of the Federal Law "On detention of persons suspected or accused of committing crimes" in the following way: "On the basis of the written permission of a person or an agency in charge of the criminal case or of the court, the suspects and the accused are granted four visits of family members or other persons per month, each lasting an hour. In exceptional cases (serious illness, death of a family member or a close relative), the number of visits may be increased.

Investigating Part 5 of Article 18 of the Federal Law "On detention of persons suspected or accused of committing crimes" the author concludes that this article provides for the procedure of arranging meetings with a new category of visitor - a representative of the European Court of Human Rights (ECHR) or a person rendering legal aid to the accused who wants to appeal to the ECHR. The purpose of these meetings is to provide legal assistance to a person on account of his intention to appeal to the ECHR, or representation of his interests in the ECHR. This category of visitor can be both a defender (attorney) in a criminal case, and a relative of the suspect and the accused, or neither.

The author comes to the conclusion that at present the question remains open whether the administration of the place of detention can prevent a visit of a relative or any other person if there is some information that the meeting would unfavorably affect the criminal proceedings.

Key words: detention, custody, place of detention, remand prison, the suspect, the accused, visit of a relative, meeting with a lawyer, person providing legal assistance, person or agency in charge of the criminal case, European Court of Human Rights, international standards.

References

1. Sharov G. K. Zakljuchenie na zakonoproekt, ustanavlivajushhij poijadok svidanija podozrevaemyh i ob-vinjaemyh, nahodjashhihsja pod strazhej, s juridicheskimi pomoshhnikami po obrashheniju v ESPCh [Conclusion on the bill establishing the order of appointment of suspects and accused persons in custody, with the legal assistants on the treatment in the ECHR]. Vestnik Federal'noj palaty advokatov RF - Herald of the Federal Chamber of Lawyers of the Russian Federation, 2013, no. 1, pp. 117-119.

2. Artemyev N. S., Morozova Yu. A. Sobludenie zakonnosti v sledstvennih izolyatorah FSIN Rossii [Compliance with the law in detention centers FSIN of Russia]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law. 2012, no. 1, pp. 43-46.

3. Ganishina I. S., Zharkikh A. A. K voprosu o narkoticheskoy zavisimosti podozrevaemih, obvinyaemih, osuzhdrnnih, soderzhaschihsya v ispravitelnih uchrezhdeniyah i sledstvennih izolyatorah ugolovno-ispolnitelnoi sistemy [On the question of drug abuse suspects, convicts held in prisons and detention centers of the correctional system]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2013, no. 4, pp. 66-73.

4. Gorbach D. V. Uslovno-dosrochnoe osvobozhdenie ot pozhiznennogo lishenija svobody v zakonodatel'stve nekotoryh zarubezhnyh stran [Conditional early release from lifelong imprisonment in the legislation of some foreign countries]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2011, no. 4, pp. 147-150.

5. Kimachev A. N. O reguljativnoj funkcii rezhima lisheniya svobody v vospitatelnyh koloniyah FSIN Ros-sii [About regulatory function of a mode of imprisonment in educational colonies of FSIN of Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2011, no. 1, pp. 107-110.

6. Pavlov P. A. Pravovaja priroda izoljacii lic, soderzhashhihsya pod strazhey v sledstvennyh izolyatorah [Legal nature of the exclusion of persons detained in pre-trial detention]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie -Man: Crime and Punishment, 2013, no. 1, pp. 106-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.