Научная статья на тему 'Правовое регулирование права на образование детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации'

Правовое регулирование права на образование детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
858
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HANDICAPPED CHILDREN EDUCATION RIGHTS STATE GUARANTEES / RUSSIAN FEDERATION REGIONS JURISDICTION / SPECIAL EDUCATION LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильина Оксана Михайловна

Проанализировано современное состояние законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего реализацию права на образование детей-инвалидов. Сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Education Right Legal Regulation in the Russian Federation Regions

The author analyses modern state of the Russian Federation regions legislation in the sphere of special education. Proposals on legal regulation perfection in this sphere are framed.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование права на образование детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации»

11. Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1) (в ред. от 18 октября 2007 г.) [Текст] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

12. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N° 122-ФЗ (в ред. от 23 ноября 2007 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Текст] // СЗ РФ. - 1997. -№ 30. - Ст. 3594.

13. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (в ред. от 3 ноября 2006 г.) «Об аудиторской деятельности» [Текст] // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (ч. 1). - Ст. 3422.

14. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

15. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.) «О безопасности дорожного движения» [Текст] // СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.

16. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (в ред. от 8 ноября 2007 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 169.

17. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ (в ред. от 26 июня 2007 г.) «Об утверждении Федеральной программы развития образования» [Текст] // СЗ РФ. - 2000. - № 16. -Ст. 1639.

O.M. I lj ina

Special Education Right Legal Regulation in the Russian Federation Regions

The author analyses modem state of the Russian Federation regions legislation in the sphere of special education. Proposals on legal regulation perfection in this sphere are framed.

Key words and word-combinations: handicapped children education rights state guarantees; Russian Federation regions jurisdiction; special education legislation of the Russian Federation regions.

Проанализировано современное состояние законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего реализацию права на образование детей-инвалидов. Сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова и словосочетания: государственные гарантии прав детей-инвалидов на образование; компетенция субъектов Российской Федерации; законодательство субъектов Российской Федерации в области специального образования.

УДК 342 ББК 67.404.4я73

О. М. Ильина

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I I а рубеже 1980-1990-х годов государство сделало ряд последовательных шагов к гуманизации общества. В значительной мере это нашло отражение в присоединении Российской Федерации к международным договорам и иным актам, устанавливающим общепризнанные правовые принципы и нормы в сфере гарантирования прав детей-инва-лидов. С принятием Конституции РФ [1] и Закона РФ «Об образовании» [2] стало возможным формирование регионального законодательства в сфере образования, и в частности действующего в области специального образования. В настоящий момент проблема обучения детей-инвалидов, обеспечения для

них равенства в сфере образования остается актуальной и не утрачивает своей значимости.

Развитие регионального законодательства в сфере образования в целом и в области специального образования в частности происходит с учетом разграничения полномочий между уровнями власти, в соответствии Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», а также Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [3]. Статья 3 Закона РФ «Об образовании» закрепила право субъектов РФ принимать законы и иные нормативные правовые акты в области образования, не противоречащие федеральным законам. Необходимо отметить, что в данном случае действует принцип остаточной компетенции, то есть субъекты Федерации вправе регулировать вопросы, не отнесенные к компетенции Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов.

В настоящее время в ряде российских регионов приняты законы об образовании, а также акты о специальном образовании или об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Например, в 2003 г. принят Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге» [4]. Однако данный Закон ориентирован прежде всего на людей, имеющих инвалидность, и понятия, которые в нем используются: «лица с ограничениями жизнедеятельности», «степень ограничения жизнедеятельности» - заимствованы из нормативных актов, являющихся правовой основой для установления инвалидности учреждениями медико-социальной экспертизы. В названном Законе указывается, что степень ограничения жизнедеятельности детей и подростков с отклонениями в развитии определяется городскими межведомственными пси-холого-медико-педагогическими комиссиями и консультациями (ст. 3). На наш взгляд, это положение противоречит нормативно-правовому акту, относящему данную функцию к правам и обязанностям учреждений медико-социальной экспертизы. Психолого-медико-педагогические комиссии оценивают образовательные возможности ребенка и разрабатывают надлежащие рекомендации.

Закон Республики Карелия «Об образовании» [5] предусматривает передачу органам местного самоуправления полномочия по воспитанию и обучению детей-инвалидов (ст. 5). Средства на реализацию указанных полномочий поступают в региональный фонд компенсаций Республики Карелия в виде субвенций. Закон закрепляет гарантии финансирования образования для лиц со статусом инвалида. Однако возникает вопрос: кто будет оказывать образовательные услуги детям с отклонениями в развитии, но не имеющим инвалидности?

Закон Кировской области «Об образовании в Кировской области» [6] от

11 февраля 2003 г. № 133-ЗО определяет круг особых субъектов права в сфере образования (дети с ограниченными возможностями здоровья) следующей фор-

мулировкой: «лица, имеющие физический и (или) психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования» (ст. 1). Областной Закон закрепляет дополнительные меры социальной поддержки для этого круга лиц, включая право на обучение в образовательных учреждениях всех типов с учетом состояния здоровья и медицинских показаний, бесплатное предоставление медицинских услуг в образовательном учреждении, а также библиотечных услуг (ст. 17). Согласно п. 4 ст. 6 этого Закона родителям (законным представителям) детей-инвалидов, осуществляющим их обучение и воспитание на дому самостоятельно, компенсируются затраты через образовательное учреждение, в которое зачислен ребенок-инвалид. Данный Закон предусматривает повышение нормативов в случае компенсирующего обучения (коэффициент 2), в специальной школе (специальном классе, группе), созданной в общеобразовательном учреждении (коэффициент 1,2). При этом норм о специальных образовательных условиях Закон не содержит.

На наш взгляд, интересным представляется опыт Самарской области, где действует принятая на период с 2005-го по 2008 г. целевая программа, предусматривающая финансирование мероприятий, ориентированных на специальную помощь детям, имеющим проблемы в развитии [7]. Как указано в пояснительной записке к целевой программе, она призвана решить проблемы обеспечения государственных гарантий доступного, качественного образования независимо от состояния здоровья ребенка; права на выбор образовательного учреждения и формы получения образования; права ребенка жить и воспитываться в семье; обеспечение полноценной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество, их рационального трудоустройства, социальной адаптации.

В задачах программы значатся: создание сети учреждений, обеспечивающих детям с проблемами в развитии возможно более раннее и полное включение в образовательное пространство посредством интегрированной и дистанционной форм обучения, а также формирование благоприятного социально-психологического фона для развития интеграционных процессов в сфере образования детей с проблемами в развитии.

В ходе реализации целевой программы предполагается интеграция детей с проблемами в развитии в учреждения не только общего, но также дополнительного и профессионального образования. Среди ожидаемых результатов реализации программы - последовательное снижение доли детей с проблемами в развитии на каждой ступени образования; снижение доли детей с задержкой психического развития в структуре отклонений в развитии школьников до 35%; включение в образовательное пространство детей, имеющих тяжелые заболевания, ранее обучавшихся на дому или вообще не обучавшихся в образователь-н ых уч режден иях.

В Самарской области также действует региональное Положение об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях [8]. Оно определяет понятие интегрированного образования и предусматривает ряд мер по эффективной организации интегрирован-

ного образования, его кадровому, материально-техническому и финансовому обеспечению. Данный акт разработан с целью создания условий для реализации гарантированных прав граждан на получение образования, в соответствии с Конституцией РФ и со ст. 5, 50, 52 Закона РФ «Об образовании». В нем определены две формы организации образования детей рассматриваемой категории: специальные (коррекционные) классы и интегрированные классы.

Интегрированный класс определяется как форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по соответствующим нарушению общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы (п. 1.3 Положения). Это означает, что дети обучаются в одном классе, но по разным программам, что требует от учителя внимания к их индивидуальным особенностям и соответствующей квалификации педагогического персонала образовательного учреждения, более широкой адаптивности системы образования. В Законе определено количество детей с отклонениями в развитии в интегрированном классе. Оно не должно превышать четырех человек (п. 2.11).

Положение устанавливает, что интегрированная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к специальному классу и индивидуальному обучению (п. 1.3). Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), на основании которого ребенок принимается в интегрированный или специальный класс, должно содержать рекомендации по выбору образовательной программы (п. 2.6). Психолого-меди-ко-педагогический консилиум образовательного учреждения принимает решения об оптимальной форме организации образовательного процесса для ребенка с отклонениями в развитии при поступлении его в образовательное учреждение, переходе на новую ступень обучения и в течение всего периода обучения (п. 2.6). Решение принимается на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования с учетом рекомендаций ПМПК (п. 2.6). Обучение в специальном классе рекомендуется, когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально-волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях интегрированного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися.

Образование в специальном и интегрированном классе осуществляется по индивидуально ориентированным учебным планам и программам (п. 2.12) специалистами, имеющими дефектологическое образование или прошедшими соответствующую курсовую подготовку (переподготовку) (п. 3.2).

Положение, действующее в Самарской области, предусматривает механизм реализации права на образование для детей-инвалидов и восполняет отсутствующие в федеральном законодательстве нормы. Такая практика, на наш взгляд, соответствует положениям федерального законодательства, допускающего собственное правовое регулирование субъектов РФ по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

На территории Саратовской области нет нормативного акта о специальном образовании или об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение конституционных прав таких детей регламентируется Конституцией РФ, Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии [9], Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 г. № 33-ЗСО «Об образовании» [10]. В данный момент в области создана рабочая группа по разработке Закона о специальном (коррекционном) образовании.

Итак, законодательство субъектов РФ в области специального образования отличается большим разнообразием. В ряде регионов предпринимаются меры по законодательному закреплению дополнительных гарантий реализации права на образование для детей-инвалидов. Но, на наш взгляд, эта проблема может и должна быть решена федеральным законодателем путем нормативно-правового закрепления механизма реализации и перечня дополнительных гарантий права на образование для детей-инвалидов.

Библиографический список

1. Конституция РФ [Текст]. - М., 2007.

2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [Текст] // СЗ РФ. - 1996. - № 3. -Ст. 150.

3. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 27 (ч. 2). - Ст. 2709.

4. Закон Санкт-Петербурга от 31 января 2003 г. № 11-1 «О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге» [Текст] // Вестн. Законодат. собр. Санкт-Петербурга. -

2003. - № 3.

5. Закон Республики Карелия от 29 апреля 2005 г. № 874 «Об образовании» [Текст] // СЗ Республики Карелия. - 2005. - № 4 (ч. 1).

6. Закон Кировской области от 3 ноября 2005 г. № 371-ЗО «Об установлении нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в Кировской области» [Текст] // Вятский край. - 2005. - 15 нояб.

7. Закон Самарской области от 7 июля 2005 г. № 150-ГД «Об утверждении областной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005-2008 годы» [Текст] // Волжская коммуна. -

2004. - 4 нояб.; 2005. - 8 июля.

8. Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27 июля 2005 г. № 82-од «Об утверждении Положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области» [Текст] // Волжская коммуна. - 2005. -24 сент.

9. Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении» [Текст] // СЗ РФ. -1997. - № 11.

10. Закон Саратовской области от 28 апреля 2005 г. № 33-ЗСО (с изм. от 1 августа 2005 г., 30 марта 2007 г.) «Об образовании» [Текст] // Саратовская областная газета. - 2007. - 20 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.