Научная статья на тему 'Правовое регулирование порядка выдвижения и регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов в новом федеральном законе «о выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации»'

Правовое регулирование порядка выдвижения и регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов в новом федеральном законе «о выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
646
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование порядка выдвижения и регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов в новом федеральном законе «о выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации»»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ВЫДВИЖЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ

В НОВОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Д.С. Рымарев

К основным новеллам Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 20-ФЗ) [1] следует отнести:

1. Возврат к смешанной избирательной системе выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), при которой 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат); 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов (ст. 3 Федерального закона № 20-ФЗ).

2. Введение необходимого условия регистрации федерального списка кандидатов (кандидата по одномандатному избирательному округу), которое заключается в поддержке их выдвижения избирателями. Указанная поддержка определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.

В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона № 20-ФЗ не требует сбора подписей избирателей выдвижение политической партией федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу в любом из следующих случаев:

1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

2) список кандидатов, выдвинутый политической партией, был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;

3) списку кандидатов, выдвинутому политической партией в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2], был передан депутатский мандат в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Если политическая партия не отвечает указанным выше требованиям, то согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 20-ФЗ в поддержку выдвижения данной партией федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.

В поддержку кандидата по одномандатному избирательному округу, выдвинутого такой политической партией, а также в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа,

9

№3/2014

10

а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.

Данные новеллы Федерального закона № 20-ФЗ концептуально меняют действующее правовое регулирование стадии выдвижения и регистрации при проведении выборов депутатов Государственной Думы. При этом вводятся дополнительные ограничения, связанные с необходимостью сбора подписей, для политических партий, не получивших должной поддержки избирателей на прошедших выборах в Государственную Думу, а также в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выдвнженне и регистрация федерального списка кандидатов. Федеральный закон № 20-ФЗ установил минимальное число кандидатов, которое может содержаться в федеральном списке кандидатов. В соответствии с ч. 9 ст. 39 данного Федерального закона в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов. При этом число региональных групп кандидатов должно быть не менее 35. Для сравнения: в Федеральном законе от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 51-ФЗ) [3] была установлена только верхняя планка численности кандидатов в федеральном списке кандидатов - не более шестисот человек, а количество региональных групп - не менее 70 (ч. 19, 22 ст. 36).

В Федеральном законе № 20-ФЗ упрощены требования к форме федерального списка кандидатов на бумажном носителе, в которой не предусмотрено указание на сведения об адресе места жительства кандидата, месте его рождения, а также указание на данные паспорта или документа, заменяющего паспорт кандидата (ч. 3 ст. 42).

С 1 июня 2015 года Федеральным законом № 20-ФЗ предусмотрено, что федеральный список кандидатов на бумажном носителе изготавливается с использованием программных средств после составления этого списка в машиночитаемом виде.

В случае сбора политической партией подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов уполномоченный представитель данной политической партии помимо документа, подтверждающего открытие специального избирательного счета

избирательного фонда политической партии, и сведений об изменениях в федеральном списке кандидатов обязан для регистрации федерального списка кандидатов представить в ЦИК России подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей, список лиц, осуществлявших сбор подписей, а также копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 20-ФЗ).

В отличие от требований Федерального закона № 51-ФЗ на стадии регистрации федерального списка кандидатов, согласно Федеральному закону № 20-ФЗ, уполномоченным представителем политической партии первый финансовый отчет политической партии не представляется.

Выдвижение политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам. В Федеральном законе № 20-ФЗ специально разведены сроки для выдвижения политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам и последующего выдвижения данных кандидатов в окружных избирательных комиссиях.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона № 20-ФЗ список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется уполномоченным представителем политической партии в ЦИК России не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В последующем кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный ЦИК России список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы обязан представить необходимые документы для выдвижения в окружную избирательную комиссию (ч. 1 ст. 43).

С 1 июня 2015 года Федеральным законом № 20-ФЗ предусмотрено, что список кандидатов по одномандатным избирательным округам на бумажном носителе изготавливается с использованием программных средств после составления этого списка в машиночитаемом виде (ч. 3 ст. 42).

Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения. С принятием Федерального закона № 20-ФЗ в практику применения избирательного законодательства возвращается

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

дополнительный избирательный документ -письменное уведомление о самовыдвижении, в котором кандидат указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес места жительства (ч. 3 ст. 41). Одновременно с данным уведомлением кандидат обязан представить в окружную избирательную комиссию: заявление о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках доходов и др. (ч. 5 ст. 41). При этом в заявлении о согласии баллотироваться кандидат обязан указать ряд новых сведений: об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии), а также о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и квалификации (п. 1 ч. 5 ст. 41).

С 1 июня 2015 года текст заявления о согласии баллотироваться может быть изготовлен с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, составленного по форме, установленной ЦИК России.

В поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрирован-

ных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.

По сравнению с Федеральным законом от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в котором также была предусмотрена смешанная избирательная система, Федеральный закон № 20-ФЗ предусмотрел меньший процент выбраковки недействительных и (или) недостоверных подписей (5 процентов вместо 25), в случае превышения которого избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата (п. 7 ч. 7 ст. 51).

Таким образом, с принятием Федерального закона № 20-ФЗ в Российской Федерации ознаменовался новый этап реформирования избирательного законодательства, связанный с ужесточением ряда требований при выдвижении и регистрации кандидатов, федеральных списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы.

1. Собрание законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740.

2. Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2014. № 14. Ст. 1543.

3. Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919; 2014. № 14. Ст. 1543.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

С.А. Хвалёв, кандидат юридических наук

Как показывает практика последних региональных и муниципальных выборов в Иркутской области, Интернет всё чаще является средством распространения и источником получения агитационной информации. Предвыборная агитация в Интернете происходит посредством организации интернет-рассылки, блогов, форумов и т. д. Как верно отмечается, немалая часть политически образованного и активного населения всё больше доверяет Интернету, а не агитационным листовкам и традиционным средствам массовой информации (далее - СМИ) [1].

Опыт в информационно развитых обществах показывает, что Интернет как агитационная платформа используется уже давно. Впервые Интернет был применен в целях аги-

тации в ходе кампании по выборам президента США в 1992 году. Сегодня факт того, что Интернет стал неотъемлемой частью избирательного процесса, неоспорим.

Наряду со столь обширной практикой правового регулирования интернет-взаимодействия в зарубежных странах в России эта плоскость избирательных отношений известна сравнительно недавно.

Как представляется, сеть Интернет в качестве средства распространения предвыборной агитации привлекательна по следующим обстоятельствам:

- возможность доступа к опубликованной информации из любой точки мира, а также легкость и быстрота использования [2];

11

№3/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.