Научная статья на тему 'Правовое регулирование порядка предоставления налоговых льгот для стимулирования научно-исследовательской и экспериментальной деятельности в Великобритании'

Правовое регулирование порядка предоставления налоговых льгот для стимулирования научно-исследовательской и экспериментальной деятельности в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мижинский Михаил Юрьевич

Налоговые льготы для проведения НИОКР становятся все более популярным инструментом стимулирования расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, многие страны применяют подобные меры государственной поддержки. Cистема налогового стимулирования НИОКР для малых и средних, а также крупных компаний, применяемая в Великобритании с целью повышения экономической производительности и общеэкономического роста, является интересным примером государственной инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The R&D Tax credits are becoming a more popular policy tool to promote spending on Research and Development (R&D), with many countries offering subsidies of this form. The UK's tax-incentive system for SME and large companies aimed at increasing economies' productivity and overall economic growth, is a nice example of the state innovation policy.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование порядка предоставления налоговых льгот для стимулирования научно-исследовательской и экспериментальной деятельности в Великобритании»

Правовое регулирование порядка предоставления налоговых льгот для стимулирования научно-исследовательской и экспериментальной деятельности в Великобритании

М. Ю. Мижинский,

аспирант кафедры административного и финансового права международноправового факультета МГИМО (У) МИД РФ

Налоговые льготы для проведения НИОКР становятся все более популярным инструментом стимулирования расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, многие страны применяют подобные меры государственной поддержки.

Система налогового стимулирования НИОКР для малых и средних, а также крупных компаний, применяемая в Великобритании с целью повышения экономической производительности и общеэкономического роста, является интересным примером государственной инновационной политики.

Legal framework for Research and Development Tax Incentives in the United Kingdom

The R&D Tax credits are becoming a more popular policy tool to promote spending on Research and Development (R&D), with many countries offering subsidies of this form.

The UK’s tax-incentive system for SME and large companies aimed at increasing economies’ productivity and overall economic growth, is a nice example of the state innovation policy.

В современном мире инновационная деятельность рассматривается как один из главных факторов модернизации экономики и поддержания конкурентоспособности в условиях глобализации. Поддержка развития новых технологий становится первоочередной задачей государства, решение которой невозможно без привлечения частного финансового капитала. Однако в условиях снятия ограничений на перемещение капиталов инвесторы сами вправе решать, в какую отрасль какой страны они переместят миллиарды долларов, а технические средства позволяют это сделать в считанные минуты. От того, насколько успешно национальные правительства решат задачу по созданию как для зарубежного, так и для отечественного инвестора четких правил игры и надежных гарантий возврата прибыли от инвестиций, направляемых на финансирование инновационного развития, и будет зависеть, в пользу какого государства будет принято это решение.

Страны Западной Европы признали объективные вызовы инновационного развития позже США и предпринимают активные действия для адекватного ответа. В Европе это, прежде всего, выражается в определении ключевых параметров национальных и региональных инновационных систем, разработке новых организационно-правовых форм их ускоренного формирования в рамках программы создания единого европейского научного пространства. Сегодня в ЕС применяются следующие меры государственной поддержки [1]:

^ создание инфраструктуры, благоприятной для инновационной деятельности;

^ прямое государственное финансирование научных исследований путем выделения грантов, предоставления кредитов, субсидий;

^ предоставление государственных гарантий;

^ поддержка и развитие системы рискового (венчурного) финансирования;

^ предоставление налоговых стимулов.

Большинство стран-членов ЕС применяют одновременно несколько инструментов.

Предоставление налоговых льгот частному бизнесу во многих странах мира является весьма действенным инструментом инновационной политики. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды как источник инвестиций в инновации. Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

Законодательство большинства государств-членов ЕС позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов на исследования и экспериментальные разработки, произведенные в отчетный период. Большинство налоговых льгот в целях поощ-

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

рения инноваций в ЕС относится к хозяйственной деятельности юридических лиц и применяется при исчислении и уплате налога на прибыль компаний в течение фискального года. Несомненно, различие специфических начальных и последующих факторов формирования инновационных условий в отдельных странах ЕС и в регионе в целом обусловливают невозможность единообразного и повсеместного применения инструментов инновационной политики.

Рассмотрим подробно правовое регулирование налогового стимулирования инновационной деятельности ЕС на примере Великобритании.

Правовое регулирование налогового стимулирования инновационной деятельности Великобритании допускает уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль в размере суммы затрат на исследования и экспериментальные разработки в течение года, когда затраты были произведены [2]. Такая налоговая скидка предусмотрена для исследований и экспериментальных разработок, связанных с хозяйственной деятельностью компании. В отличие от многих других стран допускается немедленное списание всех расходов на приобретение основных средств в целях осуществления исследований и разработок, включая оборудование и технику, хозяйственные строения, за исключением земельных участков и жилых помещений [3].

Данный метод предусматривает возможность применения льготы к внутрифирменным исследованиям, позволяя вычитать относящиеся к исследованиям расходы как в основные средства, так и в расходы, относимые на выручку. Он также ведет к активизации совместных исследований, допуская списание отчислений из выручки для научных объединений. Кроме того, законодательством предусмотрено поощрение сотрудничества университетов с промышленностью за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли компаний на сумму отчислений на научные исследования университетов, колледжей и иных научно-образовательных учреждений. В каждом из вышеприведенных случаев понесенные расходы могут быть вычтены как затраты при исчислении полученной прибыли для целей налогообложения, что составляет 100-процентный вычет расходов на исследования.

Следует отметить, что указанными льготами могут воспользоваться только компании, являющиеся резидентами Великобритании. При этом резидентами признаются все компании, учрежденные в Великобритании, а также компании, управление и контроль за деятельностью которых осуществляются в пределах страны. Определяющим условием является место проведения собраний совета директоров либо место принятия ключевых решений. В меньшей степени учитывается место нахождения органов ежедневного управления. В случаях, когда компания имеет все основания для ее признания резидентом согласно праву Великобритании, однако рассматривается как резидент другого государства по условиям международного договора по вопросам налогообложения, такая компания не будет являться субъектом налогообложения в Великобритании. Компании-

резиденты уплачивают налог на корпорации со всех доходов и подлежащих налогообложению выгодо-приобретений независимо от места их получения.

Исчисление ежегодного дохода и убытков производится накопительным методом. Доход от хозяйственных операций рассчитывается из полученной стоимости. Фактический доход может определяться исходя из рыночной стоимости в случаях сделки между объединенными общим контролем компаниями; при отнесении материальных средств на счет товарных запасов; при передаче товарных запасов от одного налогоплательщика другому либо передаче в употребление [4].

В Великобритании допускается списание отчислений из прибыли на финансирование НИОКР в форме совместных исследований с университетами, колледжами и иными научно-образовательными учреждениями. Таким образом, поощряется сотрудничество университетов с производством. В каждом из вышеприведенных механизмов понесенные расходы могут быть вычтены как затраты при исчислении прибыли для целей налогообложения (100процентная скидка по текущим расходам на исследования) [5].

Признаки, по которым та или иная деятельность может быть отнесена к сфере инновационной, определяет Министерство финансов Великобритании. Департамент торговли и промышленности издал «Разъяснения о НИОКР в целях налогообложения» [6], имеющее обязательную силу для субъектов налоговых отношений [7]. Определение, которое дается в этом документе, основано на положениях Руководства Фраскати [8], используемых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для проведения обзора практики НИОКР. Согласно этому определению в качестве НИОКР рассматриваются:

^ «...фундаментальное исследование, проводимое с целью приобретения новых научных или опытных знаний;

^ прикладное исследование, позволяющее получить новую информацию в определенной практической области;

^ совершенствования, использующие научные или технические знания с целью производства новых или улучшенных материалов, продуктов или устройств» [9, с. 3].

Следующие виды деятельности не рассматриваются в качестве НИОКР:

^ исследования в общественных науках, искусстве и гуманитарных областях, за исключением тех исследований, где такое изучение является неотъемлемой частью НИОКР;

^ обычное тестирование качества; косметические или стилистические изменения существующих продуктов;

^ изучение производственных процессов, таких как управление или эффективность производства;

^ корректирующая деятельность технологических процессов производства; правовая и административная работа в целях получения, защиты или передачи патентов;

S сборка, перемещение оборудования, исследование рынка, продвижение продаж; разведка полезных ископаемых, информационные услуги, не являющиеся частью проекта НИОКР;

S обычное усовершенствование и развитие компьютерных продуктов;

S обычное медицинское обследование;

S коммерческая или финансовая деятельность, необходимая для продвижения усовершенствованного продукта или услуги;

S административные и вспомогательные услуги, не являющиеся частью проекта НИОКР [9, с. 14]. Компьютерное программное обеспечение рассматривается либо как объект НИОКР, либо как средство достижения целей НИОКР [10].

Окончательное решение об отнесение деятельности к НИОКР составляет компетенцию Государственного департамента по торговле и промышленности. На официальном Интернет-сайте Службы внутренних доходов предусмотрено специальное Руководство для компаний, сомневающихся в возможности правильного отнесения деятельности к категории НИОКР [11]. Руководство отличается простотой и ясностью изложения основных критериев, позволяя с легкостью определить границы НИОКР как созидательной творческой работы в области науки и технологии с целью приобретения нового научного знания и иных видов деятельности, не признаваемых в качестве основания для применения льгот, таких как коммерческое развитие или маркетинговое исследование.

При взимании налога на доходы компаний согласно закону о налоговых льготах на инвестирование капитала [12] (Capital Allowances Act (CAA)2001) налоговые вычеты [13] предусмотрены в отношении капитальных затрат на осуществляемую или планируемую деятельность, признанную НИОКР. Капитальными затратами на НИОКР признаются расходы на осуществление НИОКР, включая затраты на приобретение и обслуживание строений (за исключением земельной собственности), оборудования и техники как неотъемлемых элементов строений. Затраты на приобретение прав требования или иных прав, возникающих в результате осуществления НИОКР, в качестве капитальных вложений не рассматриваются. Отвечают требованиям, необходимым для признания как капитальное вложение, также расходы на осуществление разведки и разработку нефтяных и газовых месторождений [14].

При взимании налога на доходы физических лиц льготы могут быть применены в отношении лиц, осуществляющих соответствующую деятельность, за исключением тех, кто осуществляет такую деятельность в качестве профессиональных обязанностей.

Согласно законодательству о налогообложении доходов компаний льгота в отношении НИОКР имеет форму ускоренной (налоговой) амортизации соответствующих расходов в размере 100% затрат. Затраты на НИОКР вычитаются при исчислении дохода от деятельности.

Налоговое законодательство не различает в целях налогообложения затраты на исследования (research)

и разработки (development). Хотя по существу понятия «разработки» могут квалифицироваться как НИОКР только в случаях, когда с их помощью приобретаются качественно новые знания.

Льгота в форме 100-процентного вычета расходов предусмотрена в отношении сумм, передаваемых научно-исследовательским организациям для проведения соответствующих виду деятельности научных исследований, а также университетам и институтам. В этом случае научное исследование определяется как фундаментальное или прикладное изучение с целью развития знания о предмете. И научно-исследовательские организации, и учебные заведения должны быть утверждены Министерством торговли и промышленности. Законодательство не содержит требования о необходимости проведения исследования исключительно на территории Великобритании. Однако предпочтение оказывается национальным научным и учебным заведениям при утверждении их в качестве получателя денежных сумм, подлежащих вычету из налогооблагаемого дохода передающего их лица. Законодательство о подоходном налоге предлагает аналогичную схему исчисления налога.

На основании раздела s 393 закона о подоходном налоге и налоге на прибыль (Income and Corporation Taxes Act 1988) (ICTA) 1988 [15] компании могут зачесть убытки при исчислении иных доходов компании в текущем году (доходов группы компаний в текущем году (S403ICTA) 1988) либо доходов компании в предыдущем году (S393(2)ICTA 1988), равно как и доходов от аналогичной деятельности в будущие годы без ограничения временного срока применения требования зачета прошлых издержек (S393(1)ICTA 1988).

Физические лица могут учесть издержки при исчислении дохода в текущем году (S380 (1) ICTA 1988), дохода в предыдущем году (S380(2)ICTA 1988), дохода от аналогичной деятельности в любой год последующего периода без ограничения срока (S385 ICTA 1988) [16].

С 2000 года существует специальная норма в отношении расходов, относимых на выручку1. Схема применяется для налогообложения доходов компаний. Предложено три схемы налоговых вычетов: в отношении крупных компаний (S 53 & Schedule 12 Finance Act 2002 [17]) для расходов, возникших после 31 марта 2002 года; в отношении малых и средних предприятий (S 69 Schedule 20 Finance Act 2000; Schedule 15 Finance Act 2002) для расходов, возникших после 31 марта 2000 года; в любых компаниях, осуществляющих исследования по разработке вакцин (S 43, Schedule 13 и 14 Finance Act 2002) для расходов, возникших после 21 апреля 2003 года.

При предоставлении налогового кредита применяются общие вышеизложенные правила определения соответствия деятельности требованиям, предъявляемым к НИОКР. Существует следующее дополнение-изъятие. Разведка и оценка газовых и

1 Пояснение автора: в отличие от расходов, связанных с приобретением основных средств, такие расходы списываются по мере того, как они возникают.

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

нефтяных месторождений исключены из оснований предоставления льготы.

В законодательстве к расходам, в отношении которых могли применяться схемы налогового кредитования, относились расходы на оплату труда и потребляемых средств (материалов и предметов, используемых при осуществлении НИОКР). Расходы на оплату труда обычно ограничивались расходами на оплату руководителей проекта и работников, непосредственно задействованных в проекте НИОКР. Закон о финансах 2003 года (The Finance Act 2003) [18] расширил возможности предоставления льготы, допустив учет расходов на оплату труда привлекаемых к выполнению НИОКР внештатных работников. Закон о финансах 2004 года [19] внес поправки, предусмотревшие учет расходов на компьютерные программные лицензии, энергию, топливо, воду, потребляемые в целях НИОКР.

Скидка в размере 100% расходов предоставляется в отношении средств, затраченных на приобретение капитальных и материальных активов, учитывая только уже произведенные расходы [20].

В отношении малых и средних предприятий существуют определенные особенности предоставления налоговых вычетов и налоговых кредитов по расходам на НИОКР.

Налоговый кредит по расходам на исследования и экспериментальные разработки был включен в налоговую систему права Великобритании с апреля 2000 года [21] с целью обеспечения дополнительных скидок по расходам на определенные научные исследования малых предприятий. С апреля 2000 года по декабрь 2004 года было подано около 13000 заявлений о получении налогового кредита, и примерно 700 миллионов фунтов стерлингов было израсходовано государством в качестве оказанной поддержки [22].

Можно обозначить два важных элемента, являющихся спецификой налогообложения малого бизнеса: во-первых, повышенное списание расходов на исследования и, во-вторых, налоговый кредит для убыточных компаний.

К категории малого и среднего бизнеса согласно Рекомендации Европейской комиссии от 3 апреля 1996 года [23] отнесены компании с числом сотрудников менее 250 и годовым оборотом не более 40 миллионов евро либо годовым балансом до 27 миллионов евро и не являющиеся более чем на 25 процентов собственностью компании или группы компаний, не относящихся к категории малого и среднего бизнеса. Эти лимиты могут быть увеличены в том случае, когда предприятием владеет государственная инвестиционная корпорация, венчурные предприятия либо институциональные инвесторы, при условии неосуществления ни совместного, ни единоличного контроля [24].

Для применения возможностей налогового кредитования малые предприятия должны осуществлять исследования и экспериментальные разработки в области науки и технологии и проводить фундаментальные исследования, промышленные разработки или иные виды деятельности, ведущие к развитию конкурентоспособности согласно терминологии, ис-

пользованной в приложении I Рамочных положений Европейского Сообщества о мерах государственной поддержки НИОКР (Community Framework for State Aid for ReSearch and Development [25]). В частности, соответствующими признаются такие исследования и разработки, результатом которых является продукт, потенциальное коммерческое использование которого не исключено. Малые и средние предприятия имеют возможность применить налоговое кредитование лишь при превышении годовых расходов на исследования над обозначенной минимальной суммой затрат в год в размере 10000 фунтов стерлингов.

Несмотря на то, что целью налогового кредитования является поощрение исследований, проводимых в стране, применить льготные схемы возможно и по отношению к расходам, затраченным на исследования, предпринимаемые субъектами данного налогового правоотношения вне территории Великобритании.

Для целей предоставления налогового кредита учитываются следующие расходы: прямые затраты на персонал, привлеченный к осуществлению исследовательской деятельности (валовая оплата труда, исключая компенсации в натуральной форме, отчисления на государственное страхование и пенсионное обеспечение, уплачиваемые компанией); стоимость потребляемых промежуточных материалов; 65% платежей по субподрядам, если такие контракты в полной мере или части необходимы для осуществления исследования, в случаях, когда субъект малого бизнеса не теряет прав на результат деятельности при заключении подрядного договора на выполнение части или всего объема НИОКР другим лицом. В качестве альтернативы исключительно в случаях, когда субподрядчик и поручитель входят в состав коммерческого объединения, малое предприятие может учесть в целях налогообложения полностью действительные расходы на оплату труда привлеченных к осуществлению научных разработок сотрудников и стоимость потребленных материальных средств.

Налоговый кредит не применяется в отношении субсидированных научных исследований, а также в отношении исследований, имеющих связь с такими субсидированными государством проектами. Интересно отметить, что малые предприятия могут заявить о праве использования освобождений, предусмотренных для крупных компаний, если не могут воспользоваться налоговым кредитом, предложенным для малого бизнеса в связи с получением государственной помощи [26].

Согласно законодательству о налогообложении корпораций все компании могут исключать из налогооблагаемой базы 100% расходов на исследования как расходы на текущую деятельность. Налоговый кредит на исследования позволит малым и средним предприятиям исключить дополнительные 50% расходов. Общая скидка для НИОКР таким образом увеличивается со 100 до 150%.

Не имеющие прибыли предприятия малого и среднего бизнеса могут использовать освобождение в последующем для вычета из сумм налога на доходы компании или отказаться от скидки в размере рас-

ходов на НИОКР с целью получения налогового кредита, равного 24% денежных затрат на НИОКР. Максимальный размер кредита ограничен размером социальных отчислений компании и отчислениями при получении доходов (pay-as-you-earn contributions).

Налоговый кредит рассматривается как расход, относимый на выручку. Это означает, что малое предприятие, уплачивающее налог на корпорацию в размере 20% (ставка для предприятий малого бизнеса), имеет возможность сокращать налоговый платеж на 10% от суммы расходов на исследования. В случаях, когда доходы компании облагаются налогом по наивысшей ставке 30% и все же относятся к предприятиям малого бизнеса, налоговый кредит может достигать 15% от соответствующих расходов.

Такая схема поддерживает начинающие компании и высокотехнологичные предприятия. Компании могут отказаться от предоставления налогового кредита в обмен на возмещения 24% соответствующих расходов. Компания, отказавшаяся от получения налогового кредита, теряет право на 100-процентный вычет в будущем в обмен на выплату, являющуюся 20-процентной скидкой — комбинированным выражением налогового кредита и существующего налогового вычета, из доходов субъектов малого бизнеса, облагаемых по ставке от 24 до 30%.

В этих случаях сумма отказа ограничена допустимой степенью отнесения убытков на счет расходов на НИОКР и валовой суммой подлежащих уплате налогов и отчислений на обязательное страхование, уплачиваемыми в соответствующий период.

Вышеизложенная схема налогообложения не имеет ограничения по срокам действия и применяется ко всем без ограничения промышленным секторам с учетом приоритета правовых норм, регулирующих налогообложение отдельных видов деятельности. Такой подход повышает конкурентоспособность компаний, пользующихся обозначенной схемой налогообложения, по сравнению с компаниями, являющимися субъектами налогообложения в других государствах-членах ЕС, и ориентирован на применение при прямом налогообложении в отношении малых и средних компаний.

Принципы свободной и добросовестной конкуренции при этом не нарушаются, так как схема налогообложения осуществляется согласно положениям, предусмотренным ст. 87(1) (ранее 92(1)) Договора ЕС, а также соответствует обязательствам, изложенным в ст. 88(3) Договора ЕС и ст. 62(3) Договора о ЕЭС.

В целях соответствия изложенной схемы требованиям ст. 87(3)(с) Договора ЕС и ст. 61 (3)(с) Договора о ЕЭС должны быть определены следующие элементы: выгодоприобретатели — субъекты льготного правоотношения, виды исследований, допустимые затраты, интенсивность содействия. Европейская комиссия по конкуренции проверила соответствие этих элементов нормам Рамочных положений Сообщества о мерах государственной поддержки НИОКР (the Community Framework for State Aid for Research and Development) [5].

Схема налогового кредитования исследований, как указывается в рекомендациях Европейской комиссии от 3 Апреля 1996 года [5], применима исключительно к компаниям малого и среднего бизнеса. К видам исследований, при осуществлении которых компании имеют право пользоваться схемой кредитования, отнесены фундаментальные исследования, промышленные разработки в целях достижения конкурентных преимуществ. Не включены в этот объем повседневные или периодические изменения товаров, процессов производства, услуг и методов их осуществления [27].

Величина содействия компаниям малого и среднего бизнеса, уплачивающим налог на корпорации по ставке 20%, составляет 10% . Для рассчитывающих налог по ставке 30%, — соответственно, 15%. Максимально возможная величина налогового кредита по изложенной схеме — 24% от соответствующих расходов для неприбыльных компаний, отказавшихся от налогового кредитования (в действительности степень помощи значительно ниже, т. к. компания отказывается от существующего 100процентного изъятия расходов). В этом случае малое предприятие получает 24% от осуществленных расходов на НИОКР из средств Службы внутренних доходов наличными.

Налоговая скидка уменьшает налогооблагаемую базу компании по налогу на корпоративный доход, так что компания получает содействие на дату уплаты налога в налоговом периоде.

Налоговый кредит выплачивается компании Службой внутренних доходов после получения соответствующего заявления о предоставлении кредита в конце отчетного периода, пока такая возможность открыта. Могут быть согласованы промежуточные выплаты. После вынесения решения по заявлению выплачивается оставшаяся часть кредита.

Максимально допустимая степень содействия: 100% для фундаментальных исследований; 50% для промышленных разработок и 25% для деятельности по созданию конкурентных преимуществ. Более того, возможна дополнительная прибавка к осуществляемой степени содействия в размере 10% для малых компаний.

Итак, схема налогового кредитования инновационной деятельности совместима с требованиями Сообщества о защите конкуренции. Европейская комиссия не выдвинула возражений по существующей схеме, признав ее соответствующей Договорам о ЕС и ЕЭС [28].

Правовое регулирование предоставления налоговых льгот на НИОКР крупным компаниям, по мнению законодателя Великобритании, играет важную роль в повышении уровня расходов на НИОКР [29]. В консультативном документе, опубликованном в марте 2001 года, Служба внутренних доходов Великобритании предложила использовать два подхода в регулировании:

S возрастающую схему (Incremental tax Scheme), при которой предоставление налоговых льгот зависит от повышения активности в области НИОКР; и

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

S объемную схему (Volume baSed Scheme), учитывающую общий объем затрат в целом в этой области.

Большинство опрошенных компаний заявили о предпочтении объемной схемы, указав на ее простоту и предсказуемость, справедливость по отношению к компаниям, занятым в долговременных проектах, и благосклонность к развивающимся предприятиям.

Правительство одобрило применение объемной схемы, предложив компаниям выбрать один из трех возможных вариантов применения этой схемы:

S простая объемная схема, предоставляющая налоговый кредит с учетом всех расходов на НИОКР, так называемый супер-вычет, превышающий 100% расходов;

S двухуровневая схема, определяющая уровень пониженного и повышенного налогового кредитования в зависимости от суммы расходов;

S сравнительная схема, учитывающая соотношение расходов на НИОКР в текущем и предыдущем годах и предоставляющая простой налоговый кредит только при превышении текущих расходов на определенную величину.

Крупные компании могут списать 125% расходов на НИОКР [30]. И малые, и крупные компании, расходующие средства на проведение исследований и разработок в области получения вакцин против туберкулеза, малярии, ВИЧ и гепатита, имеют право списывать дополнительно 50% соответствующих расходов. Таким образом, например, крупная компания, занимающаяся разработкой вакцин, может рассчитывать на скидку в размере 175% соответствующих расходов.

В отличии от малых предприятий, имеющих право передавать по субконтрактам иным малым, крупным предприятиям либо лечебным, научным, благотворительным заведениям осуществление НИОКР и в последующем имеющих право заявлять о получении 150-процентной скидки, крупные компании такого права не имеют. Крупные компании могут воспользоваться скидкой 125% расходов на НИОКР лишь в случае передачи в субподряд проекта научноисследовательским, лечебным, благотворительным организациям, так называемым организациям, освобожденным от уплаты налогов [31]. Компания малого и среднего бизнеса может списать 125% расходов на работу, переданную им по договору подряда от таких «освобожденных» от налогообложения организаций либо правительственных агентств или крупных компаний. Крупные и малые компании могут воспользоваться скидкой в размере 150% соответствующих расходов на проекты исследований вакцин, переданные таким освобожденным от налогообложения организациям, либо 150% отчислений на финансирование таких проектов вышеуказанными организациями.

Исключительно в случае, когда участником таких правоотношений является компания категории малого бизнеса, права интеллектуальной собственности в вышеперечисленных схемах должны передаваться таким компаниям.

Только субъекты малого бизнеса могут воспользоваться возможностью рефинансирования (cash refund). В ряде случаев такие компании могут отказаться от налоговых вычетов и заявить о получении налогового кредита наличными средствами, выплачиваемыми из средств Службы внутренних доходов.

При подготовке правового обеспечения льготного налогообложения компаний, осуществляющих НИОКР, Службой внутренних доходов было внесено предложение о регулировании налогового стимулирования области инновационной деятельности в отношении компаний, временно не осуществляющих коммерческую деятельность. Такие случаи возможны, когда компания производит разработку промышленного образца с целью его последующего коммерческого использования. В течение этого периода скидки на расходы на НИОКР не предоставляются, однако возможности применения льгот не потеряны [32]. Вычеты расходов будут произведены в период, когда коммерческое использование продукта будет иметь место. Для целей налогового кредитования и скидок возможно будет учесть расходы на НИОКР в предыдущие 7 лет.

Расходы, рассматриваемые как соответствующие основаниям применения налоговых льгот, учитываются при подсчете прибыли и убытков деятельности. Расчет производится субъектами самостоятельно. Однако налоговый орган, вступающий в правоотношения с налогоплательщиком, может инициировать проверку оснований и правильности расчета заявленной суммы (Advanced tax ruling). При проведении проверки компания обязана предоставить все необходимые материалы о характере проводимого исследования и подробный расчет произведенных расходов на НИОКР. В случаях, когда налоговый инспектор не в состоянии самостоятельно оценить степень относимости произведенных работ к разряду НИОКР, к проверке привлекаются специалисты из Министерства торговли и промышленности либо независимые эксперты.

Законодательство о налогообложении оплаты труда не предусматривает налоговых стимулов в отношении НИОКР ни в отношении крупных компаний, ни для субъектов малого и среднего бизнеса.

При налогообложении дохода от прироста капитала не учитываются доходы от большинства сделок между компаниями, входящими в состав коммерческого объединения, как доход от перераспределения капитала [33]. Правила касаются налогообложения как компании или компаний, так и держателей акций. Применяются меры, противодействующие уклонению от уплаты налога, в отношении компаний-нерезидентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодательство Великобритании о подконтрольных компаниях, позволяющее применить льготное налоговое регулирование в отношении иностранных компаний с держателями акций — национальными резидентами, распространяется на иностранные компании, если лицо-резидент имеет, по меньшей мере, 25% прав на прибыль компании, но не на увеличение стоимости материальных активов. Учитываются также права аффилированных лиц. Иностран-

ная компания признается контролируемой в Великобритании в случае, если национальные держатели акций имеют более 50% прав на прибыль компании. Если процентное соотношение не достигает 50%, тест-контроль признается все-таки пройденным в пользу признания контролируемой компанией в случае, когда из двух участников один является национальным резидентом и владеет, по меньшей мере, 40%, если другой владеет не более чем 55%.

В случае признания иностранной компании резидентом в льготной налоговой юрисдикции компания, по меньшей мере, на 25% имеет пониженное налогообложение по сравнению с ситуацией, если бы организация рассматривалась как субъект налога на доходы компании.

Льготный режим не применяется, если, по меньшей мере, 35% прав голоса принадлежат физическим лицам или открыты к подписке в стране — резиденции компании; либо более 90% подлежащей выплате прибыли распределяется между национальными держателями акции в Великобритании; либо компания вовлечена в осуществление неинвестиционной деятельности; либо налогообложение должно производиться по правилам налога на доходы физических лиц или правилам налогообложения прироста капитальных средств; либо прибыль компании не превышает 50 000 фунтов стерлингов [34].

Первоначальная стоимость приобретения активов изымается при расчете налогооблагаемого дохода на рост активов. Приобретенные до 31 марта 1982 года активы либо оцениваются по новой базовой стоимости исходя из рыночной цены для целей исчисления доходов от прироста активов и освобождаются от налогообложения до этой даты, либо оцениваются по реальной стоимости.

Льгота по реинвестированию — отсрочка обязательств по налогам на прирост капитала до момента их обращения в наличность — применяется при передаче одних активов определенной категории с целью получения других активов, соответственно, также определенной категории. Приобретение должно состояться по прошествии 12 месяцев с момента передачи и в течение 3-х последующих лет. Либо в этот период должен быть заключен безусловный договор о приобретении, что позволит предоставить льготу предварительно. Существует 8 категорий активов: земля и строения, недвижимое оборудование и механизмы, корабли, спутники, космические станции, репутация компании и сельскохозяйственные и рыболовные квоты. После 31 марта 2002 года передача компаниями или группой компаний, по меньшей мере, 10% акций другим компаниям или группам освобождается от налогообложения [35].

Итак, правовое регулирование Великобритании рассматривает НИОКР как необходимый элемент роста производительности хозяйственной деятельности, открывающий новые рынки и новые возможности для компаний. Более того, полезный результат НИОКР воздействует на экономику в целом, т. к. знания, распространяясь, повышают общий уровень производительности всех хозяйствующих субъектов. Как свидетельствует опыт других стран, высокая ин-

тенсивность НИОКР — решающий фактор поддержания высокого и стабильного роста экономики [37].

Великобритания наиболее широко использует возможности списания расходов на НИОКР по сравнению с иными странами-членами ЕС, допуская немедленный вычет всех расходов на НИОКР из налогооблагаемой базы, включая коммерческие строения, оборудование и механизмы, за исключением земли и жилых строений. Расходы на НИОКР списываются в 100-процентном объеме, в то время как при осуществлении инвестиций в иные отрасли допускается списание лишь 25% расходов на их осуществление.

Более благоприятный режим применяется в отношении текущих расходов на НИОКР для субъектов малого и среднего бизнеса, допускающий вычет из налогооблагаемой базы 100-процентных издержек на НИОКР в дополнение к 50-процентному налоговому кредитованию. Также для убыточных компаний предусмотрена возможность отказа от вычета расходов на НИОКР с целью получения выплачиваемого кредита.

Важным элементом четкого государственно-правового регулирования является определение НИОКР, разработанное в праве Великобритании и включенное во внутренние Стандарты бухгалтерского учета (the Statement of Standarts Acccounting Practice 13). Данное определение соответствует международным положениям о НИОКР (the OECD Frascati Manual), а также учитывает терминологию, существующую в других странах. Также предусмотрена система консультирования компаний специалистами государственной Службы внутренних доходов.

Положительным опытом государственно-правового регулирования является применение возможностей льготного налогообложения в отношении крупных компаний с целью интенсификации инвестиций в НИОКР.

Таким образом, Великобритания представляет пример страны, предлагающей наиболее благоприятный режим правового государственно-правового регулирования налогообложения инвестиций в НИОКР в отношении капитальных затрат на исследования и разработки. При этом особое внимание уделяется приоритетным направлениям, таким как разработка и производство медицинских препаратов.

Литература

1. State Support mechanism for Research and Development. European Commission report. 2004. С. 26.

2. Finance Act 2002. Schedule 12: Tax relief for expenditure on research and development.

3. Capital Allowances Act 2001. Part 6: Research and development Allowances.

4. EU Taxation of Companies. / Supplementary Service for European Taxation — International Bureau of Fiscal Documentation, 2004. Section A N10. October 2003.

5. Ibid.

6. «Guidelines on the meaning of R&D for tax purpose» (SI 2000/ 2081). http://www.hmrc.gov.uk

7. Tax treatment of Research and Development Expenses/ International Bureau of Fiscal Documentation. December 2004.

8. Frascati Manual. The measurement of scientific and technological activities: proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development — OECD 2002.

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

9. Defining innovation: a consultation on the definition of R&D for tax purposes. July 2003. // Internet: www.hm-treasury.gov.uk

10. Defining innovation. C. 23.

11. www.inlandrevenue.gov.uk/r&d

12. В Великобритании вычеты из налоговых обязательств, связанные с затратами капитальных активов фирмы. Dictionary of taxation terms. Tacis. European Commission. 1996.

13. Tax Treatment of Research and Development Expenses. C. 185.

14. EU Taxation of companies./Supplementary Service for European Taxation — International Bureau of Fiscal Documentation, 2004. Section A N10. 2003. п. 1.2.

15. Income and Corporation Taxes Act 1988. http://www.hmrc.gov.uk/menus/legalmenu.htm

16. Tax treatment of Research and Development Expenses. C. 186.

17. Finance Act 2002, http://www.opSi.gov.uk/actS/actS2002/ 20020014.htm

18. Finance Act 2003, http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2003/20030014.htm

19. Finance Act 2004,http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2004/20040012.htm

20. Tax Treatment of Research and Development Expenses. C. 188.

21. Finance Act 2000, http://www.hmrc.gov.uk/manuals/ttmmanual/ttm17057.htm

22. См. Hammelberg C., Petersen B. R&D and Internal Finance: Review of Economics and Statistics, 2001. С. 24.

23. Recommendation of the European Commission. OJ L 107, 30.4.1996. С. 4.

24. EC Brussels 09.03.2000 http://europa.eu.int/comm/ Secretariat_general/Sgb/State_aidS/induStrie/n802-99.pdf

25. Commission Communication — Community Framework for State Aid for Research and Development [Official Journal C 45 of 17 February 1996]. C. 5.

26. Tax Treatment of Research and Development Expenses. C. 188.

27. Annex I of the Community Framework for State Aid for Research and Development.

28. European Commission. Directorate-General for Competition. Unit G2-C150 1/79.

29. Bloom, Griffith and Van Reenen (2001), «Do R&D Tax Credits Work Evidence from a Panel of Countries 1979-97», IFS Working paper and forthcoming Journal of Public Economics. C. 11.

30. Schedule 12 Finance Act 2002 http://www.hmrc.gov.uk/rewrite/ paye_regs.htm

31. Tax Treatment of Research and Development Expenses. C. 188.

32. Research & Development: New tax incentives for small and medium-sized companies. A technical note by Inland Revenue. 1999. Crown copyright 1999. C. 19.

33. EU Taxation of companies. n. 1.4.

34. EU Taxation of companies. n. 7.4.

35. EU Taxation of companies. n. 1.4.

36. Bloom, Griffith and Van Reenen (2001), «Do R&D Tax Credits Work? Evidence from a Panel of Countries 1979-97», IFS Working Paper and forthcoming Journal of Public Economics. C. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.