Научная статья на тему 'Правовое регулирование переселенческой политики России в начале XX века'

Правовое регулирование переселенческой политики России в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / LAW / LEGISLATION / PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM / RESETTLEMENT POLICY / STOLYPIN AGRARIAN REFORM / IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кевбрина Ольга Борисовна, Котляров Сергей Борисович

В статье авторы обращаются к актуальной проблеме осваивания на рубеже XIX-XX вв. обширных пустынных территорий в Сибири путем переселения крестьянства из европейской части России. Целью работы является исследование правовых и исторических аспектов регулирования переселенческой политики в начале XX в. Авторы приводят данные об основных нормативных актах, регламентирующих указанные процессы; комментируют соответствующие существенные изменения в системе государственного управления образование в 1905 г. Главного управления землеустройства и земледелия, включившего в свой состав Переселенческое управление; освещают особенности миграции населения. Делается вывод о том, что, несмотря на ряд значительных трудностей, столыпинская аграрная реформа дала толчок к колонизации восточной части Российской империи; переселенцы, организовав сельскохозяйственное производство на новых местах, внесли большой вклад в экономический рост страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of resettlement policy of Russia at the beginning of the XXth century

In the article the authors address the urgent problem of development of vast desert territories in Siberia through the resettlement of the peasantry from the European part of Russia at the turn of the XIX-XX centuries. The aim of the work is to study the legal and historical aspects of the regulation of resettlement policy in the early XX century. The authors provide data on the main regulatory acts governing these processes; they comment on the relevant significant changes in the system of state administration (the formation in 1905 of the Main Directorate of Land Management and Agriculture, which included the Resettlement Department); highlight the features of migration of the population. It is concluded, despite a number of significant difficulties, the Stolypin agrarian reform gave impetus to the colonization of the eastern part of the Russian Empire; settlers, organizing agricultural production in new places, made a great contribution to the economic growth of the country.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование переселенческой политики России в начале XX века»

УДК 34:314.72:332.1"19"(470.345)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

О.Б. Кевбрина, С.Б. Котляров

В статье авторы обращаются к актуальной проблеме осваивания на рубеже XIX-XX вв. обширных пустынных территорий в Сибири путем переселения крестьянства из европейской части России. Целью работы является исследование правовых и исторических аспектов регулирования переселенческой политики в начале XX в. Авторы приводят данные об основных нормативных актах, регламентирующих указанные процессы; комментируют соответствующие существенные изменения в системе государственного управления - образование в 1905 г. Главного управления землеустройства и земледелия, включившего в свой состав Переселенческое управление; освещают особенности миграции населения. Делается вывод о том, что, несмотря на ряд значительных трудностей, столыпинская аграрная реформа дала толчок к колонизации восточной части Российской империи; переселенцы, организовав сельскохозяйственное производство на новых местах, внесли большой вклад в экономический рост страны.

Ключевые слова: право; законодательство; система государственного управления; переселенческая политика; столыпинская аграрная реформа; переселенцы.

O.B. Kevbrina, S.B. Kotlyarov. LEGAL REGULATION OF RESETTLEMENT POLICY OF RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE XXth CENTURY

In the article the authors address the urgent problem of development of vast desert territories in Siberia through the resettlement of the peasantry from the European part of Russia at the turn of the XIX-XX centuries. The aim of the work is to study the legal and historical aspects of the regulation of resettlement policy in the early XX century. The authors provide data on the main regulatory acts governing these processes; they comment on the relevant significant changes in the system of state administration (the formation in 1905 of the Main Directorate of Land Management and Agriculture, which included the Resettlement Department); highlight the features of migration of the population. It is concluded, despite a number of significant difficulties, the Stolypin agrarian reform gave impetus to the colonization of the eastern part of the Russian Empire; settlers, organizing agricultural production in new places, made a great contribution to the economic growth of the country.

Keywords: law; legislation; public administration system; resettlement policy; Stolypin agrarian reform; immigrants.

Термин «переселение» в российской литературе означает массовое перемещение населения внутри страны из аграрно-перенаселен-ных районов в осваиваемые и малонаселенные территории с целью их колонизации [1]. Столыпинская аграрная реформа - первая из реформ XX в., призванная кардинально изменить аграрные отношения в стране. Ее целью было смягчение проблемы малоземелья в Европейской России [2].

Важным направлением аграрных преобразований в государстве стало перемещение крестьян из западной части в восточную, азиатскую. В освоении территории Сибири участвовали многие народы, проживавшие на территории империи. Что касается мордовского населения, то до середины XIX в. переселенческое движение в эти суровые края носило самовольный характер. В массовом порядке мордва начала переезжать на восток уже после

отмены крепостного права. Численность мордвы в общем количестве переселенцев составила в это время около 70 тыс., или 1,2 % [12].

Большую роль в освоении сибирских земель сыграло государство. Правительство провело большую работу, определив переселенческие участки для создания будущих населенных пунктов. Такие территории выбирали на пустующих землях либо отрезали после межевания от владений старожильческих сельских обществ. Отводу участков предшествовало геологическое обследование. При выборе отдавали предпочтение местам, расположенным, как правило, недалеко от речки или озера либо около перелесков, при этом учитывался растительный покров почвы.

Однако миграционная политика царского правительства вплоть до начала ХХ в. отличалась непоследовательностью: она была то разрешительной, то запретительной. Бедственное

положение, в котором оказывались порой приехавшие на новые земли крестьяне, явилось причиной обратных переселений. Уже в период проведения столыпинской аграрной реформы в Тамбовскую губернию возвратилась почти четвертая часть переселившихся, в Симбирскую и Пензенскую губернии - пятая часть [3].

Тяжелым испытаниям переселенцы подвергались еще во время переезда из Центральной России. Они ехали в товарных вагонах-теплушках, питались скудно, в основном сухарями. В Сибири, ожидая выделения земельных участков, они по несколько месяцев жили в переполненных бараках. Но самое страшное было впереди. Переселяя крестьянскую бедноту в Сибирь, правительство почти не позаботилось о ее устройстве. Сотни тысяч человек не могли получить землю, а выделявшиеся участки не позволяли людям полностью обеспечить себя, чтобы укорениться на новом месте. Немногие имели средства для покупки или аренды частновладельческой либо другой земли. Тем не менее зажиточные покупали участки для организации предпринимательского хозяйства, бедняки арендовали их. Земля распределялась неравномерно, особенно купчая (приобретенная в собственность), в основном она сосредоточивалась в руках состоятельных переселенцев.

В сложившейся ситуации правительство было вынуждено пойти на ряд мер, итогом которых было принятие 6 июня 1904 г Временных правил о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев. 7 июня 1904 г. были опубликованы Правила образования переселенческих участков, предназначенные в первые 2 года только для безземельных и малоземельных крестьян юго-восточных губерний европейской части России [10]. Необходимо подчеркнуть то, что первый законодательный акт был «юридически ограниченным», вследствие того что для начала «процедуры переселения» крестьянам необходимо было получить разрешение у губернатора и Министерства внутренних дел. Одновременно с выполнением этого условия нужно было предварительно и заблаговременно позаботиться об отправке ходоков к новым местам переселения.

В целом следует отметить, что в период проведения столыпинской реформы на территории Сибири были основаны многие поселки и деревни, поскольку правительство инициировало ряд законов о землеустройстве крестьян: об особом содействии Крестьянского банка крестьянам для покупки земли (Высочайший указ от 3 ноября 1905 г), о понижении процента по банковским ссудам (Указ от 14 октября 1906 г.), об об-

ращении удельных земель и казенных земельно-оброчных статей и части лесов на расширение крестьянского землепользования (Указ от 27 августа 1906 г.), о свободном выходе из общины, наделе земельных участков, о помощи правительства в уничтожении чересполосицы, расселении на хутора и размежевании на отрубы, о ссудах Крестьянского банка под залог наделов (Указы от 4 марта, 9 и 15 ноября 1906 г.) и Указ от 10 марта 1906 г., по которому всем крестьянам и мещанам-землепашцам предоставлялось право переселяться в Азиатскую Россию на казенные, специально отведенные для этого земли без особого разрешения начальства или общественного схода [14]. Однако правительство постоянно предупреждало желающих переселиться, что для нормального обустройства на новом месте и обзаведения хозяйством (постройки дома, покупки скота и инвентаря) необходимо было потратить не менее 400 руб., тогда как государственная помощь при переселении в Амурскую и Приморскую области составляла не более 150 руб., в остальные области и губернии Сибири - 100 руб.

С целью более эффективного проведения аграрных преобразований в 1900-х гг. были внесены существенные изменения в систему государственного управления процессом переселения крестьян на восток империи. Так, в 1905 г. Министерство земледелия и государственных имуществ было преобразовано в Главное управление землеустройства и земледелия (далее - ГУЗиЗ), главноуправляющим которого был назначен А.В. Кривошеин. В этот совершенно новый государственный орган из Министерства внутренних дел было передано Переселенческое управление. Землеустройством на местах занимались уездные землеустроительные комиссии (всего 463 на 1912 г.) [6]. С 1906 по 1916 г. на территории Томской губернии было заселено 5 092 переселенческих участка. Прибывшим из Пензенской губернии предоставлялись земельные участки (доли) в Тобольской, Томской, Енисейской, Акмолинской и других областях. В числе появившихся в это время на территории Сибири новых населенных пунктов был поселок Шастин-ский Кыштовской волости Томской губернии (ныне Омская область, образован в 1911 г.), в который переселилась и мордва [5].

Правовые основы столыпинских аграрных преобразований были заложены императорским Указом от 4 марта 1906 г. «Об учреждении Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия и губернских и уездных землеустроительных комиссий и об упразднении Комитета

по земельным делам». В этом документе были четко определены структура, полномочия и компетенция органов, которые имели своей целью инициирование (реализацию) преобразований сельского уклада жизни и землепользовательских отношений [8].

В качестве основной движущей силы проведения новой аграрной политики выступил императорский Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Именно с момента обнародования вышеназванного указа был дан старт аграрной реформе: крестьяне получали право свободного выхода из общины с закреплением в собственность участков из общинного надела [7].

Важным документом, определившим дальнейший вектор землеустроительной политики, стали Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ от 19 марта 1909 г. [4], которые были разработаны и утверждены Комитетом по землеустроительным делам (межведомственным органом, находившимся под эгидой ГУЗиЗ) и определяли порядок учреждения и механизм реализации землеустроительной политики. Данные правила касались раздела селений, выделения земли выселкам и перехода к отрубным владениям целых сельских обществ.

Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г. стал результатом многолетнего обсуждения указа от 9 ноября 1906 г. в Государственной думе и обобщения практики проведения основных мероприятий. В него вошли нормы, которые появились в форме внутриведомственных инструкций, в том числе положения Временных правил о землеустройстве сельских обществ от 19 марта 1909 г. [9].

Как уже упоминалось выше, одной из серьезнейших проблем переселенческого движения был недостаток средств у мигрантов на удовлетворение самых насущных потребностей. В 1909 г. организованным государством переселенцам и ходокам стала оказываться ссудная помощь. При следовании на участки новоселы получали путевые ссуды, а водворяющимся и уже водворенным семьям выдавались кредиты на обзаведение домом и создание на местах того, что можно назвать первичными социальными институтами. Большую роль здесь сыграл принятый 19 апреля 1909 г. Закон о порядке выдачи ссуд на общеполезные надобности переселенцев (на постройку общественных зданий, пожарную охрану сельских строений, дорожных сооружений) [13]. Этих

денег, к сожалению, не хватало на полное хозяйственное устройство на новых местах, но все-таки они были хорошим подспорьем для пытающихся укорениться на вновь осваиваемых местах людей.

Массовое переселение в начале ХХ в. дало мощный импульс развитию сельского хозяйства Сибири, привнесло передовые приемы агротехники. Крестьянство Сибири стремилось в ходе переселений и землеустроительных работ начала ХХ в. получить или сохранить за собой как можно больше земли: надежды на «достаток и благополучие» непосредственно связывались с наличием в избытке земли, пригодной для земледелия. С точки зрения социальной психологии подобное отношение наглядно демонстрирует, что в менталитете крестьянства преобладала патриархальная психология и стремление сохранить традиционные формы хозяйственной деятельности - расширить земельный надел «территориально» [12].

С ростом численности вновь прибывших возрастало количество проблем в организации переселения. Активизация переселенческого движения потребовала детальной регламентации и усиления регулирующей роли государства. Чтобы сократить поток крестьян-бедняков, Совет министров обсудил возможную перспективу отмены бесплатного проезда для мигрантов. В постановлении «О бесплатной перевозке переселенцев и ходоков в 1909 и 1910 годах» от 31 июля 1909 г. отмечалось, что бесплатная перевозка этих категорий граждан представляется «мерой не вполне удачной, так как она способствует переселению лиц несостоятельных, малопригодных для заселения отдаленных местностей» [11].

Согласно опубликованным данным, основными проблемами в реализации переселенческой политики являлись: неготовность имеющегося административного аппарата к работе со значительной массой мигрантов; недостаточные размеры финансирования перемещения, а также ограниченность земельных наделов для дальнейшего обустройства новоселов; трудности при оформлении документов; отказ в государственной помощи самовольным переселенцам (и в части финансирования, и в части выделения земли); невмешательство в дело обустройства крестьян на новых местах и в решение вопроса о размерах приемной платы в старожильческие поселения, а также оставление без внимания многочисленных прошений и жалоб от переселенцев в центральные правительственные органы на притеснения со стороны старожилов. Все это было обусловлено слабой организационной подготовкой.

Несмотря на перечисленные проблемы, в первое десятилетие XX в. положение новоселов в Сибири по сравнению с предыдущими годами изменилось в лучшую сторону. В период проведения аграрной реформы был облегчен выход крестьян из общины: у них появилась возможность продавать свои наделы для получения средств на переселение. Столыпинская реформа не смогла радикально решить проблему аграрного перенаселения европейской части России, но она дала мощный толчок для освоения восточных территорий. Переселенческое движение имело положительное значение. Благодаря мигрантам были освоены десятки миллионов гектаров необжитых земель, превративших ранее пустынные местности в земледельческие районы, появилось много различных поселений, увеличились объемы зернового и мясомолочного производства и т.д. Осваивая отдаленные земли, переселенцы вносили оживление в жизнь окраины страны и в конечном счете преумножали доходы государства.

В целом переселенческая политика царской России свидетельствует о ее значительном вкладе в превращение страны в мощную, могущественную державу.

Список литературы

1. Айдынбеков Э.Ф. Современные проблемы и особенности переселенческой политики Российской Федерации // Statistics and Economics. 2017. № 1. С. 69-75.

2. Белянин Д.Н. Столыпинская аграрная реформа в Сибири // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. № 1 (17). С. 14-18.

3. Видяйкин С.В., Котляров С.Б. К вопросу о переселенческой политике в начале ХХ в. (по материалам Симбирской губернии) // Вестник НИИ гуманит. наук при Правительстве РМ. 2009. Т. 12. № 2. С. 64-69.

4. Временные правила 19 марта 1909 года о землеустройстве целых сельских обществ, согласованные с законом 14 июня 1910 года. СПб., 1910. 10 с.

5. Никонова Л.И., Щанкина Л.Н. Мордва России: к истории вопроса, проблемы и полевые исследования // Финно-угорский мир. 2010. № 1. С. 40-49.

6. Никулин П.Ф. Основные направления и итоги Столыпинской аграрной реформы (19061916 гг.) // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. № 1 (17). С. 5-10.

7. Реформы и реформаторы в истории России и регионов / В.Ю. Заварюхин [и др.]. Новосибирск, 2015. 156 с.

8. Сысоева Л.Н. Оформление нормативно-

правовой базы Столыпинской аграрной реформы // Берегиня. Сова. 2009. № 1. С. 35-45.

9. Хрестоматия по истории СССР. 18611917 гг. М.: Просвещение, 1990. 416 с.

10. Шевченко В.Н. К вопросу о переселенческой политике на первом этапе Столыпинской аграрной реформы (1906-1910) // Социально-экономический и гуманитарный журнал Краснояр. ГАУ. 2017. № 2. С. 162-171.

11. Щанкина Л.Н. Исторические аспекты договора найма при строительстве жилища у народов Мордовии // Экономика. Право. Общество. 2019. № 1 (17). С. 56-62.

12. Щанкина Л.Н. Мордва на территории Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX века: некоторые проблемы переселения и обустройства // Археология, этнография и антропология Евразии. 2019. Т. 47. № 3. С. 119-126.

13. Щанкина Л.Н. Мордва Сибири и Дальнего Востока: историко-этнографический аспект / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: ВивидАрт, 2013. 452 с.

14. Щанкина Л.Н. Социокультурная адаптация мордвы в Сибири и на Дальнем Востоке (середина XIX - начало XXI в.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 2013. 49 с.

References

1. Ajdynbekov E.F. Sovremennye problemy i osobennosti pereselencheskoj politiki Rossijskoj Fe-deratsii [Modern problems and features of resettlement policy of the Russian Federation] // Statistika i ekonomika. 2017. № 1. S. 69-75.

2. Belyanin D.N. Stolypinskaya agrarnaya reforma v Sibiri [Stolypin agrarian reform in Siberia] // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. 2012. № 1 (17). S. 14-18.

3. Vidyajkin S.V, Kotlyarov S.B. K voprosu o pereselencheskoj politike v nachale XX v. (po mate-rialam Simbirskoj gubernii) [On the question of resettlement policy in the early XX century (based on Simbirsk province)] // Vestnik NII gumanit. nauk pri PravitePstve RM. 2009. T. 12. № 2. S. 64-69.

4. Vremennye pravila 19 marta 1909 goda o zemleustrojstve tselykh seFskikh obshchestv, sog-lasovannye s zakonom 14 iyunya 1910 goda. SPb., 1910. 10 s.

5. Nikonova L.I., Shchankina L.N. Mordva Ros-sii: k istorii voprosa, problemy i polevye issledo-vaniya [Mordovia of Russia: on the history of the issue, problems and field research] // Finno-ugorskij mir. 2010. № 1. S. 40-49.

6. Nikulin P.F. Osnovnye napravleniya i itogi Stolypinskoj agrarnoj reformy (1906-1916 gg.) [The main directions and results of the Stolypin agrarian reform (1906-1916 years)] // Vestnik Tomskogo gos. un-ta. 2012. № 1 (17). S. 5-10.

7. Reformy i reformatory v istorii Rossii i re-gionov [Reforms and reformers in the history of Russia and regions] / V.Yu. Zavaryukhin [i dr.]. Novosibirsk, 2015. 156 s.

8. Sysoeva L.N. Oformlenie normativno-pravo-voj bazy Stolypinskoj agrarnoj reform [The design of the regulatory framework of the Stolypin agrarian reform] // Bereginya. Sova. 2009. № 1. S. 35-45.

9. Khrestomatiya po istorii SSSR. 18611917 gg. M.: Prosveshchenie, 1990. 416 s.

10. Shevchenko V.N. K voprosu o pere-selencheskoj politike na pervom e'tape Stolypinskoj agrarnoj reformy (1906-1910) [On the question of resettlement policy at the first stage of Stolypin agrarian reform (1906-1910)] // SotsiaFno-ekonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal Krasnoyar. GAU. 2017. № 2. S. 162-171.

11. Shchankina L.N. Istoricheskie aspekty do-govora najma pri stroiteFstve zhilishcha u narodov Mordovii [Historical aspects of the contract of employment in the construction of housing among the

peoples of Mordovia] // Ekonomika. Pravo. Ob-shchestvo. 2019. № 1 (17). S. 56-62.

12. Shchankina L.N. Mordva na territorii Za-padnoj Sibiri vo vtoroj polovine XIX - nachale XX veka: nekotorye problemy pereseleniya i obustro-jstva [Mordovia in Western Siberia in the second half of the XIX - early XX century: some problems of resettlement and settlement] // Arkheologiya, e'tnografiya i antropologiya Evrazii. 2019. T. 47. № 3. S.119-126.

13. Shchankina L.N. Mordva Sibiri i Dalnego Vostoka: istoriko-e'tnograficheskij aspect [Mordovia of Siberia and the Far East: historical and ethnographic aspect] / In-t e'tnologii i antropologii im. N.N. Miklukho-Maklaya. M.: VividArt, 2013. 452 s.

14. Shchankina L.N.SotsiokuFturnaya adap-tatsiya mordvy v Sibiri i na Dalnem Vostoke (se-redina XIX - nachalo XXI v.) [Socio-cultural adaptation of Mordva in Siberia and the far East (the middle of XIX - early XXI century)]: avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk. M., 2013. 49 s.

КЕВБРИНА Ольга Борисовна - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: okevbrina@ruc. su.

КОТЛЯРОВ Сергей Борисович - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Саранск. E-mail: s.b.kotlyarov@ruc.su.

KEVBRINA, Olga Borisovna - Doctor of Sciences (History), Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: okevbrina@ruc.su.

KOTLYAROV, Sergey Borisovich - Candidate of Sciences (History), Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law. Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Saransk. E-mail: s.b.kotlyarov@ruc.su.

УДК 343.97

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

А.А. Мазур

В работе отмечается, что Интернет стал неотъемлемой частью жизни каждого гражданина. Пользование услугами цифровых ресурсов, общение в социальных сетях, мгновенный доступ к любой интересующей информации стали обыденными. Вместе с тем Интернет может не только быть полезным инструментом, но и нести общественную опасность для юного пользователя. На данный момент число пользователей в возрасте от 12 до 24 лет составляет 1/5 доли всех пользователей Интернета в России, при этом являясь наиболее уязвимой перед криминогенным влиянием Интернета группой. Существуют четыре основные группы рисков, с которыми может столкнуться ребенок в сети Интернет: контентные риски, коммуникационные риски, электронные риски, потребительские риски. Низкая цифровая компетентность и беспечность родителей лишь усугубляют ситуацию и не позволяют пресечь криминогенное влияние на самой ранней его стадии.

Как следствие, перед государством и обществом встает задача создания безопасных условий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.